Богословские основания Русского мира

06.12.2010, 11:24
Отнюдь не призываю к отлучению от Церкви, анафематствованию противников церковной концепции Русского мира (в конце-концов это не мое право «вязать и решить»), хочу лишь одного – честно и откровенно высказать свою позицию, в надежде достучаться до заблудших.

Противники концепции Русского мира Патриарха Кирилла абсолютно неадекватно интерпретируют его позицию в силу того, что не могут или не хотят понять ее внутреннюю православно-богословскую логику. И если в агрессивном непонимании инославных и отщепенцев (раскольников) нет ничего удивительного в связи с их непричастностью православной традиции (еретичностью вероучения, прелестностью и антиканоничностью практиса), то откровенно ложные толкования со стороны отдельных православных христиан вызывают недоумение. Лично для меня не понятно: как можно оставаясь православным, отрицать очевидное и беспардонно лгать?! При этом, чем более раскрывается и обосновывается правда, тем более агрессивной и массированной становится ложь. Так в украинском информационном пространстве насаждается и всячески пропагандируется оценка концепции Русского мира Святейшего как совершенно антихристианской, антибогословской, антиукраинской, пророссийской идеолого-политической доктрины. Мы уже доказывали беспочвенность и ложность этой интерпретации с философской точки зрения, раскрывая позитивный философский смысл и основания Русского мира[1]. Теперь же постараемся выяснить его богословское содержание и основания, учитывая доклад Патриарха на IV Ассамблее Русского мира 3 ноября сего года.

Итак, согласуется ли патриаршая концепция Русского мира с православным христианством? Безусловно! Как по формальным, так и по содержательным критериям.

Начнем с формальных. Как известно, внешним критерием церковности, православности какого-либо учения является его рецепция православным народом, и, прежде всего, епископами, как поставленными Богом хранителями, свидетелями и трансляторами богооткровенной истины, Предания Церкви. Очевидно, что доктрина Русского мира была засвидетельствована Первоиерархом Русской Православной Церкви, одобрена Ее Священным Синодом, включающем, кстати, и Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, публично поддержана множеством других епископов РПЦ, представителями духовенства и народа. При этом никто из епископов РПЦ и других поместных Православных Церквей не высказывался против концепции Русского мира Святейшего, то есть не усмотрели в ней ничего еретичного. Мы также знаем, что в истории Христовой Церкви не было ситуации, когда все до единого епископы заблуждались и впадали в ересь; согласно же православной догматике такая ситуация в принципе, по определению не возможна в Церкви, которая есть Тело Христово, «столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3:15). «И врата Ада не одолеют Ее» (Мф.16:18).

Весь епископат Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в своих официальных заявлениях и выступлениях всецело разделяют и поддерживают концепцию Русского мира. Все епископы УПЦ в один голос как раньше, так и сейчас свидетельствуют о неразрывном, естественном, традиционном, органическом, родственном, семейном единстве всех верующих РПЦ, то есть другими словами о едином Русском мире. Здесь действует железная формальная логика: если все епископы за, значит – это церковная позиция.

Совершенно не правы те, кто усматривает некое принципиальное различие в этом вопросе между позициями Святейшего и Блаженнейшего, говорящего об особенностях Православия на Украине, о Киеве как втором Иерусалиме и проч. Различие есть, но это различие в акцентах, а не в сути; оно носит не содержательно концептуальный, но контекстуальный характер, то есть зависит не от разницы исходных принципов, но от различных аспектов рассмотрения. И первый, и второй говорят об одном и том же, но с разных точек зрения. Патриарх в силу своего статуса излагает концепцию Русского мира целиком для всей РПЦ в глобализационном контексте современности, а Митрополит – для УПЦ, как органической части РПЦ, указывая на всю сложность существования Церкви и Русского мира в современной Украине.

Таким образом, уже по этим формальным соображениям можно сделать вывод, что концепция Русского мира Святейшего не противоречит Преданию Православной Церкви и всецело с ним согласуется. Более того, она является абсолютно церковной и православной. Это означает, что все отрицающие церковную доктрину Русского мира занимают явно антиправославную и антицерковную позицию.

Содержательный анализ концепции Русского мира Патриарха также с очевидностью доказывает, что она не только не противоречит и корреспондируется с христианством, но по своим исходным основаниям, смыслу и интенциям является кардинально православно-богословской доктриной.

Православие есть абсолютная религия

Поэтому Православие абсолютно относится без исключения ко всему сущему, более того всецело его определяет. Как абсолютная религия Православие есть не только абсолютный универсализм, но и абсолютный персонализм, то есть оно ценит, освящает и преображает не только общее, но и частное, уникальное во всех онтологических сферах, в том числе и в социально-исторической. В этой сфере Богом данными естественными формами человеческого общежития, некими соборными ипостасями являются семья, этнос, нация, цивилизация. Очевидно, что они существуют. Это значит, что все они происходят от Бога и потому Православие их принимает, освящает и преображает. Таким образом, Русская Православная Церковь естественно принимает, освящает и преображает вверенную Ей Богом восточно-славянскую, русскую цивилизацию. По мысли Святейшего, цивилизация – «это высший, всечеловеческий, уровень общественного бытия, который возможен в рамах грешного мира. Он может быть порожден только вселенской верой, которой и является Святое Православие. В прошлом в православном мире примером такой цивилизации была византийская цивилизация. Именно по ее образцу формировалась русская цивилизация, которая всегда осознавала себя как одна из ее продолжательниц».

Православие есть религия Любви

Православие есть любовь – любовь к Богу, и значит ко всему, что Он нам дал – к миру, отдельным людям, семье, этносу, нации, государству, цивилизации, человечеству, к каждому в согласии с его природой и статусом в иерархии сущего, вершина которой – Христос. Поэтому христианство благословляет любить все естественные формы социальности, поклоняясь Христу и удаляясь от греховных крайностей – или подчиненности земному в виде национализма, эмпириализма и прочих видов космофилетизма или гнушения земным в виде абстрактно-либерального монофизитства, превращающего христианство в нечто совершенно развоплощенное и внеисторическое. Поэтому мы продолжаем настаивать, что концепция Русского мира Патриарха Кирилла – это непосредственное проявление православного учения о любви.

Православие есть религия свободы

Русский мир как воплощение православного христианства в канонических границах РПЦ зиждется не на внешнем принуждении, но на свободе, которая, по словам блаж. Августина, является рабством Богу. Патриарх призывает к свободному построению Русского мира на основе жертвенного служения Богу и ближним, призывает к равноправному диалогу со всеми здоровыми силами общества, взывает к совести, разуму и ответственности каждого человека. Поэтому ни о каком тоталитаризме, авторитаризме, империализме в дурном смысле этого слова, в чем некоторые обвиняют Святейшего, в его выступлениях о Русском мире не говорится, более того все эти формы греховных страстей прямо осуждаются. «Принадлежность к Русскому миру определяется не принудительным путем, а на основе свободного выбора людей и народов. Поэтому не может быть никакого навязывания идеи Русского мира. Хотелось бы, чтобы сам анализ происходящего в мире показал нам, что только поддержка своей общей цивилизационной идентичности и строительство механизмов сотрудничества на ее основе может принести благополучие и уверенность в будущем для наших народов».

Православие есть религия Традиции

Православие есть религия божественной Традиции, Священного Предания, объемлющего собою прошлое, настоящее и будущее. Концепция Русского мира Святейшего необходимо имплицитно содержится в самой исторической духовной традиции РПЦ и потому не является и не может быть каким-то новым идеологическим продуктом. Этому учению столько же лет, сколько и самой РПЦ. Забавно, но это признают и ее ярые оппоненты, когда заявляют о Русском мире как о многовековой неизлечимой болезни нашей Церкви. Концепция Русского мира изначально и традиционно исповедуется членами РПЦ (от епископата до мирян), а также членами других поместных православных Церквей, признающих РПЦ в ее канонических границах. Поэтому Патриарх Кирилл не создал какое-то новое учение, но лишь выразил традиционное самосознание РПЦ, всецело следуя ее исторической традиции и богословской логике, что ему и положено делать по статусу.

«Через своих служителей Бог основал Русскую Церковь и вверил ей пастырское служение среди народов Руси на все времена. За исполнение этого служения Русская Церковь постоянно держит ответ перед Господом и будет судима Им в конце времен. Потому на протяжении всей тысячелетней истории Церковь непрестанно заботилась о духовном просвещении и благе Русской земли. Как же Русской Церкви не беспокоиться сегодня и в будущем о Русском мире, который вырос из корня Руси и народы которого вверены Богом ее пастырскому попечению? Не делать этого, значит – ослушаться Самого Бога» ? исповедует Святейший. Таким образом, вопрос Русском мире не является несущественным для РПЦ, это вопрос ее глубинного сомосознания и самоидентификации, вопрос смысла самого Ее существования и исконного призвания от Бога.

Очевидными свидетельствами исконной традиционности патриаршей концепции Русского мира являются само название Русская Православная Церковь, патриарший титул «Патриарх всея Руси», молитвословия о «русской земле», проповедническая, богословская, агиографическая литература празднества в честь всех русских святых (по отдельности и соборно). Достаточно вспомнить хотя бы таких общерусских святых, как все святые митрополиты и патриархи РПЦ, преп. Феодосий Печерский, преп. Нестор Летописец, прав. Александр Невский, преп. Сергий Радонежский, свят. Филарет Московский, прав. Иоанн Кронштадтский и многие-многие другие. Сформулированная Святейшим концепция Русского мира есть ничто иное, как современный вариант исконной и традиционной для РПЦ концепции Святой Руси, своими истоками восходящей к равноапостольному Владимиру, митрополиту Иллариону, преп. Нестору Летописцу и другим подвижникам РПЦ. Таким образом, отрицать концепцию Русского мира Святейшего означает отрицать концепцию Святой Руси, то есть само кардинальное самосознание РПЦ.

Ближайшими по времени комплексными и фундаментальными богословскими обоснованиями православной концепции Русского мира являются такие официальные документы РПЦ, как Основы социальной концепции РПЦ, Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека, Концепция миссионерской деятельности РПЦ, одним из вдохновителей и ведущих создателей которых был нынешних Патриарх. Все эти документы были приняты всей полнотой РПЦ, в том числе и ее неотъемлемой частью ? УПЦ. В этих документах определяется общая богословско-доктринальная и миссионерко-практическая позиция Церкви по отношению к наиболее характерным явлениям, процессам, тенденциям и вызовам современного мира, которая является определяющей для концепции Русского мира, как единого цивилизационного пространства, в котором созидаются и гармонично развиваются все православные народы, находящиеся на канонической территории РПЦ.

Таким образом, Патриарх, как и все его предшественники, естественно, творчески и адекватно выражает самосознание РПЦ в современной культурной ситуации и не может его не выражать. Это его прямая обязанность. Иначе он был бы плохим Патриархом. В силу своей исконной традиционности концепция Русского мира Святейшего может возмущать лишь тех, для кого неприемлемой является сама РПЦ. Поэтому все православные, не согласные с традиционно-церковной концепцией Русского мира выраженной Предстоятелем РПЦ, должны отдавать себе в этом ясный отчет и четко определить свое отношение к РПЦ – хотят они к Ней принадлежать или нет. Абсолютно неприемлемой является позиция некоторых «православных», которые бессовестно извращают мысли и слова Патриарха, навешивают лживые и провокационные ярлыки, беспардонно хамят, обвиняют Святейшего, РПЦ и все Православие в глупости, империализме, шовинизме, национализме, ереси этнофилетизма и прочем абсурде. В их случае мы фактически имеем дело с грехом хулы на Патриарха, РПЦ и всю Православную Церковь, который подпадает под Ее канонические прещения[2]. При всей полезности и нужности свободной дискуссии, необходимо понимать, что Церковь ? не парламент и не токшоу. Всему есть пределы и для Православной Церкви они выражены в догматических и канонических постановлениях, утверждающих Ее единство, соборность, святость и апостольство.

Отнюдь не призываю к отлучению от Церкви, анафематствованию противников церковной концепции Русского мира (в конце-концов это не мое право «вязать и решить»), хочу лишь одного – честно и откровенно высказать свою позицию, в надежде достучаться до заблудших. Подчеркиваю, что высказываю свое субъективное мнение, надеясь на его полное согласие церковным учением. Мое право рассуждать, ваше – соглашаться или нет. Поэтому всех «обиженных и оскорбленных» призываю не обижаться, а еще раз задуматься над своей позицией и положением по отношению к Христовой Церкви.



[1] См.: http://orthodoxy.org.ua/tn/node/3710

[2] См. 6-е правило второго Вселенского собора, которое осуждает канонические преступления, выражающиеся в клевете и хуле на Церковь и Ее священноначалие.

Тарас БОРОЗЕНЕЦ

"Релігія в Україні", 6 декабря 2010