Куда дрейфует Почаев?

Духовническая практика братии Почаевской Лавры давно критикуется православным духовенством, но так и не стала предметом общецерковного обсуждения. Вместе с тем не только проходит время, но и калечатся судьбы…

Ситуация в Почаевской Лавре движется в сторону «ультраправого» раскола. Появились сообщения о том, что часть братии на почве симпатий к борьбе с ИНН и подобным вещам уже покинула обитель и ушла в один из монастырей на западной Украине. Однако часть сочувствующих осталась в лавре с разрешения духовного собора. Об этом пишет пользователь «Живого журнала» Евгений Дмитриев из Сум (edfridrih), ссылаясь на одного из насельников Свято-Духовского скита Почаевской Лавры. Однако благочинный Почаевской Лавры архимандрит Герман опровергает эту информацию. По его словам, несколько монахов около 5 лет назад уходили из Свято-Духовского скита, но в самой Лавре таких прецедентов не случалось.

Почаевская Лавра — безусловно, самое популярное место паломничества в Украине. В Киеве невозможно встретить такое количество паломников, как бывает в Почаеве в обычное воскресенье. Однако духовническая практика почаевской братии остро критикуется в блогосфере, в том числе православными священниками.

В Почаев стремятся несколько категорий верующих: (1) исповедующие народное «благочестие», недалеко ушедшее от язычества, с боязнью порчи, сглазов и пр., ищущих «вычитки» — таких людей особенно много приезжает из Молдовы, (2) зараженные «диомидовским» духом борцы с ИНН, «масонским заговором», «антихристовыми печатями», «компьютером-зверем» — кликуши, которых хватает как в России, так и в Украине, и (3) обычные верующие или еще не воцерковленные люди, слышавшие много о святынях Почаевского монастыря и стремящиеся увидеть все своими глазами, прикоснуться к святыням, помолиться, пережить благодатную Встречу… Случается, что вместо встречи со Христом они попадают в руки горе-духовника.

Пишет священник Андрей Сыркин из Харькова (o_andrey), побывавший в Почаеве пару дней назад: «У старосты на исповеди начали выспрашивать грехи за всю жизнь с подробностями, несмотря на то, что он сказал, что в субботу последний раз исповедовался, а кума иеромонах даже исповедовать отказался: дескать, не умеет правильно каноны читать и к причастию готовиться. При этом везде распространяются жуткие листовки с перечислениями грехов (о некоторых даже я еще не слыхал)».

Неверно представлять, что в Почаеве просто всё — ужас и кошмар. Есть и нормальные, вполне доброжелательные монахи, с этим соглашается и о.Андрей Сыркин. Таких же монахов встречал и я во время поездок в минувшие годы. Наместник лавры архиепископ Владимир (Мороз) — вполне трезвомыслящий архиерей. Но все же часто встречается иное.

Пишет Иван Константинович Наум-Курбанов, киевлянин (ioannko): «Мою супругу [священник в Почаеве] до слез довел, при чем ему сказано было, что она церковный человек, регулярно исповедующийся и живущий церковной жизнью уже 15 лет. Священник задавал вопросы, касающиеся ранней юности, когда супруга даже не была крещена. А вопрос о частоте половой близости подвергнул её в шок, и она просто отошла».

Самый популярный украинский клирик-блоггер протоиерей Александр Авдюгин (rebrik) из Ровеньков на Луганщине признаётся: «Я всегда побаиваюсь тех своих прихожан, которые в Почаев съездили». А вот признание москвички (yu_mon), пережившей исповедь в Почаеве еще 15 лет назад: «Мне молодой иеромонах такие вопросы задавал о "тонкостях" семейной жизни, с такими "терминами"...:) Я, к счастью, не робкого десятка, - спросила его прямо: батюшка, а что это такое?:))) Он сильно, помню, разгневался на меня».

Иконописец Дмитрий из Киева (bizantinum) свидетельствует, что от паломников в Почаеве требуют исповедовать ранее исповеданные грехи и заново накладывают за них епитимии, законный, но не венчанный брак вопреки Социальной доктрине РПЦ называют блудом, а если, не дай Бог, женщина пожалуется на то, что муж пьет и матерится, то это расценивается как «брак с язычником».

А вот игумену Серафиму из Словакии (serafim-61), приехавшему вместе со своими прихожанами в Почаев минувшим летом, не разрешили там служить, прихожан отогнали от исповеди, а в книжной лавке кричали, что словацкий игумен «не прaвoславный и противник Бога». Да, в Почаеве запросто можно купить литературу, не рекомендуемую к распространению в церковных лавках Издательским советом РПЦ, а также различные брошюрки об ужасах ИНН, «электронного концлагеря», о «еретике» Кураеве и пр.

Некоторые священники прямо не благословляют своим прихожанам исповедоваться в Почаевской Лавре, иные же рекомендуют не принимать епитимии, которыми щедро разбрасываются почаевские духовники. А есть и такие, кто сами возят в Почаев паломнические группы, при этом совершая исповедь для своих прихожан. Последний вариант наиболее «безопасен» в плане возможных последствий вмешательства «младостарцев».

Почаевская проблема не нова. Ситуация длится более 15 лет, и по наблюдению некоторых, лишь усугубляется. Однако ни разу эта проблема не была вынесена на открытое обсуждение в церковной печати, не стала предметом рассмотрения в общецерковном масштабе. Но если проблему замалчивать, она не исчезнет. Сколько еще судеб должно быть покалечено, сколько семей разрушено от вмешательства горе-духовников, прежде чем проблему, наконец, «заметят»?

"Релігія в Україні", 21 сентября 2010