Завершение визита патриарха Кирилла

03.08.2010, 13:50
Визит Кирилла сопровождался критикой со стороны оппозиционных деятелей и организаций.

На этой неделе завершился визит патриарха Кирилла в Украину.

После посещения Одессы (20-22.07) и встречи в Крыму с президентом В. Януковичем (23.07 – см. наши предыдущие материалы) патриарх посетил Днепропетровск (24-25.07) и Киев (25-28.07). В Днепропетровске он, в частности, выступил перед со-трудниками предприятия «Южмаш» и возглавил служение литургии у стен Спасо-Преображенского собора.

Естественно, основной частью визита стало посещение Киева. Здесь патриарх провёл заседание Священного синода РПЦ (26.07), совершил молебен по случаю Дня крещения Руси у памятника Св. Владимиру, встретился со спикером ВР В. Литвиным и премьер-министром Н. Азаровым, а также с молодёжью в Свято-Ионинском монастыре (всё 27.07), совершил всенощное бдение в Киево-Печерской лавре (с 27 на 28.07), возглавил вместе с предстоятелем УПЦ митрополитом Владимиром служение литургии в Киево-Печерской лавре и возложил цветы к могиле неизвествного солдата и памятнику Голодомора (28.07). Большинство этих мероприятий сопровождались краткими или развёрнутыми выступлениями. (Отмечалось, что совершение молитвы у мемориала Голодомора было личным желанием Кирилла и не входило в программу его пребывания.) На встрече с патриархом премьер-министр сообщил о решении правительства в течение года отселить из территории Киево-Печерской Лавры все учреждения и организа-ции, которые не имеют отношения к заповеднику и монастырю.

Как наиболее знаковые отметим два момента пребывания в Киеве. Во-первых, принятие на заседание Священного синода. РПЦ «Обращения к православным христианам Украины, находящимся вне единства со Святой Церковью». В Обращении повторяется трактовка таких верующих (т. е. принадлежащих к неканоническим УПЦ-КП и УАПЦ) как находящихся в расколе и подчёркивается, что «жить в расколе – греховно и гибельно для души, но нет ничего более страшного для христианина, чем умереть вне Церкви». Все они призываются к возврату в лоно Церкви через покаяние, поскольку «нет ничего унизительного в покаянии, к которому всех ведёт Божья благость». Вместе с тем, на вопрос о том, необходимо ли для принятых «в расколе» повторное крещение, не даётся прямого ответа и намекается на возможность компромисса: «разными путями действует Божественная благодать». Таким образом, синод однозначно утвердил по существу бескомпромиссную линию в переговорном процессе с УПЦ-КП и УАПЦ: объединение с ними возможно только при условии их покаяния, т. е. «безоговорочной капитуляции». Надежды на «примирение на основе забвения обид» по образцу прими-рения РПЦ с Российской зарубежной Церковью, питавшиеся некоторыми церковными и околоцерковными деятелями и аналитиками во всех трёх церквах, потерпели фиаско. Поскольку другие решения Синода пока не озвучены, то можно думать, что именно фиксация такой позиции по церковной ситуации в Украине было главной целью его заседания.

Второй знаковый момент – тональность Слова патриарха Кирилла после Боже-ственной литургии в Киево-Печерской Лавре. Это Слово, обращенное к митрополиту Владимиру, было начато с сердечной благодарности «за подвиг Вашей жизни» с подчёркивания того, что «в самые трудные годы Господь благословил Вам возглавить Украинскую Церковь», а «Господь возводит на высокие свещницы церковного служения людей, которые нужны в данное время и в данном месте». Эта оценка прозвучала как вступление к следующей части, посвящённой опровержению «клеветнических измышлений». «Говорят о том, что Патриарх приезжает в Украину, чтобы ограничить права и возможности Предстоятеля Украинской Церкви. Не для этого приезжает Патриарх на Украину, а для того, чтобы вместе с Предстоятелем Украинской Церкви, вместе с епископатом всей нашей Церкви ... свидетельствовать миру, в том числе и здесь, в Украине, о Христе распятом и воскресшем, о Христе, способном дать силу воскресения даже самым великим грешникам». Это наиболее содержательное место Слова свидетельствует о том, что патриарх достаточно хорошо пред-ставляет ожидания и опасения в Украине, связанные с его визитом, и стремится максимально эти опасения снять. В первую очередь это относится к опасениям относительно попыток тем или иным способом оттеснить митрополита Владимира на вторые роли. Слова патриарха прозвучали как заявление об отсутствии таких намерений. И, зная его общий стиль, можно ожидать, что он в своей политике по отношению к УПЦ предпоч-тёт воздерживаться от слишком резких шагов, укрепляя влияние на неё Московского патриархата шаг за шагом, осторожно, но систематично.

Визит Кирилла сопровождался критикой со стороны оппозиционных деятелей и организаций.

Во время и после молебна у памятника Св. Владимиру представители «Свободы» и УНА-УНСО провели митинг у стен «Украинского дома», формально посвящен-ной 145-й годовщине со дня рождения митрополита УГКЦ Андрея Шептицкого, а фактически – протестам против приезда Кирилла. Они разыграли сатирическую сценку «Гламурные гастроли кремлевского гэбиста» и демонстрировали билет на поезд в Мо-скву для Кирилла. Митинг прошёл относительно спокойно, милиция и СБУ разделяли противников и сторонников патриарха.

Одновременно крестный ход, посвящённый Дню крещения Руси, проводили и сторонники УПЦ-КП. При этом представители этой церкви и представители оппозиции заявляли о том, что милиция не пропускала на это мероприятие верующих, ехаавших из западного региона. Руководство МВД отрицало подобные обвинения.

Критике подверглось и Обращение Священного синода. В частности, его критиковал н. д. В. Яворивский (БЮТ), председатель парламентского комитета по вопросам культуры и духовности. По его словам (27.07), заявления РПЦ о том, что те, кто не вернутся к канонической церкви умрут вне ее, является «голой, агрессивной, бездарной политикой».

С визитом Кирилла связано, хотя и опосредствованно, ещё одно знаковое событие, происшедшее уже после его завершения. 29.07 в Киеве (sic!) под председательст-вом прот. Всеволода Чаплина прошло заседание Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси, завершившееся принятием Заявления.

В своём первом (прошлогоднем) Заявлении Экспертный совет раскритиковал западную модель экономики, обвинил США в «доминировании американского доллара в международной финансовой системе» и призвал создавать «альтернативу глобально-му экономическому неравенству». В параллельном заявлении по поводу долгосрочного развития России до 2020 года Патриарший совет призвал политиков и экономистов создать экономику России, «адекватную национальному менталитету», согласно с «традиционными духовными ценностями российской цивилизации».

Нынешнее Заявление Экспертного развивает ту же тему, называя страны, кото-рые должны создавать экономическую альтернативу остальному миру: это «русский, украинский, белорусский и другие народы». Совет, отметив «историческую общность» этих народов, которые «Господь создал друг для друга», заявил, что эти страны долж-ны:

1) интегрироваться в «единое экономическое пространство»;

2) в «политической сфере …выработать новые общие цели выстраивания взаи-мовыгодной международной политики», «партнерства наших стран, скрепленных еди-ной историей, на базе общих нравственных ценностей в экономике, политике и обще-ственной сфере»;

3) сформировать «евроазиатскую интеграционную модель, в том числе в созда-нии региональной валютно-финансовой системы»;

4) сформировать «масштабную инфраструктуру взаимовыгодных проектов, рас-считанных на долгосрочную перспективу» (далее идет перечисление этих проектов);

5) предложить «ценности нашей цивилизации всем странам и народам в надежде, что эти ценности помогут очистить мировую экономику от порока ее “виртуализации”, от разрыва между трудом и финансами, дабы сделать ее более справедливой».

Документ, развивая и конкретизируя идеи «Русского Мира», выглядит достаточно необычно – скорее как политико-экономический, чем церковный. Украине по существу предлагается вступление в единое экономическое пространство, да еще с ре-гиональной валютно-финансовой системой. Авторы не приемлют реализуемый, в т. ч. командой Януковича, стратегический и законодательно закрепленный курс Украины на евроинтеграцию как приоритет внешней и внутренней политики. Очевидно, в окруже-нии патриарха плохо ориентируются в настроениях как в верхах, так и в обществе Украины, где предлагаемый проект не встретит широкой поддержки.

Обращает на себя внимание ещё одно место Заявления: «Церковное единство, особенно в условиях существования разных государств, также является одной из важ-нейших гарантий дружественных отношений». Тем самым церковное единство УПЦ с Московским патриархатом провозглашается как неизменное, возможность автокефалии навсегда исключается. Такой подход расходится с неоднократно повторенными выска-зываниями митрополита Владимира, согласно которым вопрос автокефалии неактуален сегодня, но в принципе его постановка допустима.

"Аналитик", 31 липня 2010 року (рос.)