• Главная
  • Мониторинг
  • Доктор филос. наук, зав. Отделом современных религиозных процессов Института философии НАНУ ЛЮДМИЛА ФИЛИППОВИЧ: "Cвоим приездом в Украину Патриарх Кирилл "приватизировал" праздник Крещения Руси"...

Доктор филос. наук, зав. Отделом современных религиозных процессов Института философии НАНУ ЛЮДМИЛА ФИЛИППОВИЧ: "Cвоим приездом в Украину Патриарх Кирилл "приватизировал" праздник Крещения Руси"

02.08.2010, 13:26
Однако украинцы ждали большего, чем было записано в этой программе. В частности, это связано с тем, что многие православные ожидали, что Кирилл предложит какую-то конструктивную концепцию преодоления внутриправославного кризиса в Украине, поскольку это самое главное сейчас, потому что это тревожит не только украинцев или Патриарха, это тревожит все Вселенское православие.

"Портал-Credo.Ru": Закончился очередной визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину. Как бы Вы могли прокомментировать его результаты? Руководство Московской патриархии представляло этот визит как чисто пастырский, и ни в коем случае не как политический. Что было на самом деле?

Людмила Филиппович: Я думаю, что, уже имея на руках все результаты, все заявления и все обращения, с которыми обратился Патриарх Кирилл к своим верующим, мы должны засвидетельствовать, что этот визит говорит о двойной цели и двойных результатах его приезда в Киев. Прежде всего, давайте обратим внимание на то, что визит был организован на уровне главы государства. Это сразу придает визиту не пастырский, а политический характер. Он сопровождался встречами с политическими лидерами. Мы знаем о том, что правительство подключилось к обеспечению организации визита и были обеспечены силы МВД для охраны мероприятий, связанных с визитом. Мы отмечали государственный праздник, который объявлен государственным и в Украине, и в России, и Патриарх неоднократно встречался с членами правительства и президентом Украины.

Кроме того, без сомнения, большая часть его визита была посвящена достижению пастырских целей, что ему, по моему мнению, полностью удалось. Давайте обратимся к программе визита и пробежимся глазами по тому, что было предусмотрено.

Практически все пункты этого плана выполнены: освящены новопостроенные храмы, произошли встречи с верующими, он дал им благословение, поддержал пастырским словом, заверил в том, что будет приезжать чаще, постоянно будет осуществлять духовную опеку над своими верующими и т.д. То есть та программа, которая декларировалась, была исполнена.

Однако украинцы ждали большего, чем было записано в этой программе. В частности, это связано с тем, что многие православные ожидали, что Кирилл предложит какую-то конструктивную концепцию преодоления внутриправославного кризиса в Украине, поскольку это самое главное сейчас, потому что это тревожит не только украинцев или Патриарха, это тревожит все Вселенское православие.

Давайте посмотрим, что, собственно говоря, реально было сделано для того, чтобы преодолеть этот кризис? Сняты или нет проблемы, которые существуют в украинском православии? С кем это все обсуждалось? Где? Украина не получила ясного ответа на вопрос, как это все будет разрешено. Ничего не было сказано про статус УПЦ КП, про очень сложные отношения между УПЦ МП и УПЦ КП.

Про уврачевание "раскола" были только общие фразы — призыв к единству православного народа. Но он не был обращен ни к кому конкретно: то ли к предстоятелям каких-то Церквей, то ли к верующим. Патриарх Кирилл также воззвал к политическим силам в Украине и попросил "снизить градус кипения". Но у нас тут ничего особенно не кипит – этот градус достаточно низок в силу отпусков, летнего периода и в силу того, что оппозиция утратила все возможные рычаги влияния на украинское общество. Он воззвал также и к общественности, то есть призвал помнить об "одной для всех народов Киевской купели крещения".Мы помним, но жизнь-то продолжается. И очень многое изменилось с тех времен. Мне кажется, что в современной ситуации кризиса украинского православия надо не столько обращать взоры к прошлому, потому что оно на уровне архетипа просто присутствует, сколько думать над реальным механизмом разрешения конфликта.

Мы слышали о том, что Патриарх Кирилл признает существование двух государств – Украины и России, но при этом он акцентировал внимание на "духовном единстве народов Киевского крещения". И только православных. И только этнических наследников – русичей. А где те народы, которые тоже связаны с этим крещением? Или, например, те Церкви и конфессии, которые должны были радоваться вместе с православными, что свет веры Христовой просиял над украинскими горами? Я имею в виду и греко-католиков, и римо-католиков, и протестантов.

То есть получилось как-то очень интересно: своим приездом Патриарх Кирилл "приватизировал" праздник Крещения Руси. И сам праздник как-то ушел на задний план. В СМИ все вертелось вокруг Патриарха и его визита. Весь эфир был заполнен трансляциями богослужений. Я честно пыталась найти хоть какое-то сообщение о крестных ходах или празднованиях в других Церквях. К сожалению, этого мне не удалось сделать.

Мы можем говорить и о других последствиях приезда Патриарха. В частности, если бы мы задали себе вопрос о том, объединил ли Патриарх Украину и православных, то ответ был бы очевиден - нет. Он, с одной стороны, не ставил такой видимой задачи. Наоборот, он еще больше поляризовал не только православных, но и все украинское общество. Ощутили ли украинцы умиротворение после его приезда, что должно было бы произойти в результате его визита? Снова ответ отрицательный - нет. Мне кажется, что он как-то настроил против себя тех, кто ждал позитивного решения вопроса относительно кризисного состояния православия в Украине.

В интересах ли это УПЦ МП? Нет. Встает вопрос, а как теперь работать тут, в Украине, с УПЦ МП, особенно в западных областях? Как объяснить обычным православным верующим, что они не епархия РПЦ МП, или что они епархия РПЦ МП? А Кирилл так и заявил перед своим приездом, что едет в Украину как в свою епархию. Как объяснить людям, что они должны, например, войти в какой-то "Русский мир"? Украинцам, особенно на Западной Украине, где люди молятся по-украински и вообще ничего не слышали об этом "Русском мире". Как объяснить людям, какое отношение к Украине имеет Кустанайский митрополит, который именно в Украине, в Киеве, услышал слово "аксиос"? И почему Синоды РПЦ МП приходят в Киеве?

Много других вопросов возникает у людей, на которые мы, к сожалению, в результате этого визита не получили ответа. Все проблемы, которые существовали в украинском православии, они и остались. Единственное, что удалось Патриарху решить, это показать УПЦ: "У вас нет никаких надежд ни на автономный, ни на автокефальный статус, и, начиная с этого визита, вы объявлены РПЦ МП и являетесь епархией моей Церкви".

– Вышло заявление Синода РПЦ МП, обращенное, как они пишут, "ко всем раскольникам". Как оно может повлиять на дальнейшие взаимоотношения между Церквями в Украине?

– Это обращение совершенно традиционное и в духе РПЦ МП.

– Как Вы оцениваете интонации этого обращения?

– Оно агрессивное. Но, понимаете, сейчас украинцев уже трудно чем-либо запугать, поэтому я думаю, что очень многие это восприняли как заявление, на которое нужно правильно отреагировать. Я не думаю, что 14-миллионное население Украины в той части, которая не относится к РПЦ МП, воспринимает себя как грешников, которым доступен путь покаяния и спасения только в пределах РПЦ МП.

Мы знаем прекрасно, что любые каноны – это не что иное, как легитимизация тех общественных сдвигов, которые происходят в обществе, они просто приобретают определенную форму и легитимизуются, чтобы ввести определенные общественные процессы в определенное церковное русло. Каноны как писались, так и изменялись. И, возможно, будут писаться новые каноны. Более чем уверена, что украинцы, к которым было направлено это обращение, к нему останутся равнодушными.

– Этот визит может как-то изменить религиозную ситуацию в Украине?

– Может изменить. Если он будет реально пастырским. Если он будет по призыву и по желанию не только Одесского митрополита Агафангела, потому что его Одесский митрополит приглашал, а по желанию православных УПЦ МП и других.

Возникает вопрос, как добиться такого приглашения? Я думаю, что Патриарх мог бы выступить миротворцем в разрешении кризиса внутри Украины, но при этом он должен быть призван стать посредником, мировым судьей.

Вы же знаете прекрасно, что процессы взаимопонимания все-таки наступили в Украине между разными православными Церквями, начался процесс переговоров. Этот процесс шел очень тяжело, была выставлена масса условий, но начались какие-то движения к взаимопониманию. Я думаю, что это проблема внутриукраинская. И почему только Патриарх Кирилл может выступать в качестве такого миротворца? Я думаю, что украинцы с удовольствием бы пригласили и других Патриархов: и Константинопольского, и Румынского, и Болгарского, и Греческого, где существовали такие же проблемы. И, может быть, не обособленно – в лице только Московского Патриарха, а соборно, вселенски, так, как и существует православие, эту проблему можно было бы разрешить. Пока что мы не видим желания ее решить соборно.

Я бы предложила, чтобы собрались все-таки все православные. Пусть это будет обращение разных Синодов. Или какое-то учредительное собрание с разными полномочиями. А тут получается очень интересно: как только, например, почувствовали, что УПЦ МП уходит из-под влияния Москвы, что она делает не то, что нужно Московскому патриархату, тут же моментально - инспекция в лице Патриарха и членов Синода РПЦ МП. И, как говорится, "прихлопнули крышкой" такие естественные процессы. Но вы понимаете, что это как тесто, которое все равно убежит из кастрюли, сколько бы мы его туда не заталкивали.

Странно и обидно, что в природе россиян нет способности понять, что в жизни все происходит не так, как им видится, а так, как это происходит в реальности. То есть объективной картины, мне кажется, происходящего в Украине, Патриарх Кирилл так и не увидел. Либо ему не дали это сделать, хотя он ехал с намерениями "услышать, увидеть и пообщаться". Он видел только то, что ему показывали, а это очень похоже на потемкинские деревни. Он слышал только то, что ему говорили, то есть он общался с очень ограниченным кругом людей. Он не услышал альтернативной точки зрения. И он общался только с теми, кого ему подобрали. Например, в Одессе, в Юридической академии, мы знаем, кто руководит этой академией, или машиностроительные заводы, или молодежь и т.д.

А ты поговори со своими оппонентами! А ты поговори с теми, у кого противоположная точка зрения! И, мне кажется, что он мог бы понять, потому что он человек недюжиных интеллектуальных способностей. И он мог бы это все синтезировать в своем уме. Но те люди, которые его окружают, просто ограничили его.

Даже сами православные, кстати, жалуются, что киевская милиция не дала возможности обычным верующим пообщаться со своим духовным наставником.

Владимир ОЙВИН

"Портал-Credo.Ru", 30 июля 2010 года