К какому храму приведет улица Мазепы?

21.06.2010, 16:26
10 июня СМИ облетело сообщение: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился в городскую администрацию Киева с просьбой переименовать улицу Мазепы в Лаврскую.

Роман ОЛЕЧКО. — "Графская пристань", 19 июня 2010 года

10 июня СМИ облетело сообщение: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился в городскую администрацию Киева с просьбой переименовать улицу Мазепы в Лаврскую.

Дело в том, что с 1919 г. улица носила название Январского восстания, однако в 2007 г. во время правления оранжистов под руководством В. Ющенко ее переименовали в улицу Ивана Мазепы. Это решение украинские православные тогда справедливо назвали «кощунственным вызовом всему православному миру», поскольку на улице, названной в честь гетмана, преданного Церковью анафеме, находится Киево-Печерская Лавра — святыня и исток всего Русского Православия, которое, как известно, было предано Мазепой вместе с изменой Императору Петру I. В сущности, тем самым Мазепа свел на нет свои собственные многолетние усилия по строительству храмов на Украине (этот южнорусский архитектурный стиль даже получил у некоторых специалистов наименование «мазепинского барокко»).

Украинские националисты уже поспешили заявить, что выступят резко против переименования. «Пресмыкательство некоторых депутатов перед иностранцами унижает достоинство украинцев», — заявили по этому поводу в Украинской народной партии. Руководитель киевской ячейки УНП заявил, что комиссия по переименованиям отказалась выносить этот вопрос на сессию Киевсовета.

Тем не менее, как стало известно, Киевский городской совет на следующей сессии хотя бы часть этой улицы (от площади Славы до площади Великой Отечественной войны) намерен переименовать в ул. Лаврскую. Оппозиция, в лице Александра Бригинца, председателя постоянной комиссии по вопросам культуры и туризма, депутата фракции «Блок Юлии Тимошенко» в Киевском городском совете, заявила: «Наша комиссия не поддержала данный вопрос, поскольку, во-первых, проект решения не проходил комиссии по вопросам наименований и, во-вторых, не было достаточного количества времени, чтобы в нем разобраться. И главное — общественные слушания, которые обязательны в таких случаях, проведены не были».

Смешно: им, видите ли, не было достаточно времени, чтобы разобраться. А когда они поспешно, по указке нелегитимного Ющенки, лепили на дома таблички с именем Мазепы, этот вопрос не возникал.

Мой друг-киевлянин, к слову сказать, православный человек, русскоязычный литератор, журналист, сопровождавший меня в прогулке по Лавре, улыбаясь, сказал: «А что, пусть будет улица Ивана Мазепы. Какая разница! Это ведь наша история!» Удивительный релятивизм некоторых киевлян, честно сказать, в голове не укладывается.

Чисто визуально, когда вы идете от станции метро «Арсенальная», подходите к главным лаврским воротам, Свято-Троицким (которые находятся от вас по левую руку по ходу движения), то впереди вы постоянно видите, как улица словно упирается в красивое монастырское строение, центром композиции которого является храм преподобного Феодосия Печерского (1698—1702). Это дом № 32 по данной улице. И есть некая символика в том, что ныне, в краткое время называния этой знаменитой улицы именем анфематствованного Мазепы, видимый нам собор захвачен раскольниками-филаретовцами, именующими себя «киевским патриархатом».

Против присвоения улице одиозного имени предателя и кровосмесителя Мазепы сразу, заведомо выступал Священный Синод Украинской Православной Церкви, а также православная общественность Украины. Задолго до переименования священнослужители Киево-Печерской Лавры обращались в Киевраду с просьбой о переименовании улицы в Лаврскую, но им отказали. «Нам ответили, что уже есть Лаврский переулок, поэтому улицу так называть не станем. А как же можно её назвать в честь Ивана Мазепы если он отлучен от Церкви: он изменил клятве верности перед Богом?!», — заявил тогда казначей Лавры отец Варсонофий.

«Русская народная линия» сообщала, что в совместном заявлении Всеукраинского православного братства Александра Невского, Союза православных братств Украины и Союза православных граждан Украины была просьба не допустить переименования улицы, на которой расположена Киево-Печерская Лавра, в честь Ивана Мазепы, поскольку он был предателем и клятвопреступником, отлученным от Церкви.

Против переименования улицы тогда выступали и депутаты Киевсовета от Соцпартии и Партии Регионов. Мнения по поводу переименования среди самих жителей улицы никто никогда не спрашивал, разве что в отвлеченных соцопросах. В то же время в быту киевляне называют улицу по привычке, «Январского восстания». Следует припомнить, что улица, на которой находится Киево-Печерская Лавра, в советское время носила название Январского восстания, и это увековечивало жертву пролетариев, павших от рук петлюровцев в годы Гражданской войны. Такое название улица получила в 1919 г. в честь кроваво подавленного петлюровцами январского восстания 1918-го, когда Центральная Рада Украины приняла IV Универсал, объявлявший Украину «независимой и суверенной страной», а восставшие рабочие захватили Подол, Печерск и мосты через Днепр. На официальном веб-портале Киевской Городской Государственной Администрации даже накануне празднования Дня независимости Украины в 2008 г. название улицы было представлено все еще как «Январского восстания».

В январе 2007-го, «УНИАН» сообщал, что решение о переименовании улицы Январского восстания в улицу Мазепы секретарь Киевсовета Олесь Довгий назвал «очень важным шагом для украинской нации». А еще с сентября 2006-го комиссия по вопросам переименования взяла на себя обязательство избавить столицу от улиц с «тоталитарными, парными и неблагозвучными» названиями. И всего было инициировано переименование 131 улицы с советскими названиями, в частности, Ленинградской площадь предлагалось стать Дарницкой, улице Артeма — улицей Сечевых Стрельцов, улице Горького — улицей Антоновича, улице Якира — улицей Ивана Огиенко и так далее. Однако большие финансовые затраты, которые повлекло бы за собой переименование улиц, процесс в значительной мере тогда остановили.

По мнению большинства киевлян, как указывают соцопросы, имеет смысл возвращать улицам лишь их исторические названия, либо вообще не переименовывать.

Мы помним о маниакальном стремлении оранжевых во что бы то ни стало увековечить память Мазепы, даже несмотря на протесты населения. В частности, 10 октября 2007 г. лидер партии «Наша Украина» Вячеслав Кириленко принял участие в церемонии открытия нового храма на родине Мазепы. Освящение храма провел отлученный от Православной Церкви Михаил Денисенко, так называемый «патриарх киевский» Филарет. Высокую речь об изменнике держал на той церемонии «народный самооборонец» Юрий Луценко.

Тряхнул мазепианской темой и оранжевый гауляйтер Харьковщины Арсен Аваков, который в своих телепередачах на принадлежащих ему же телеканалах выступал с апологией Мазепы, доказывая «всю историческую правду». Он же 29 августа 2006 г. в Коломаке, райцентре Харьковской области, заложил камень под строительство «первого на Украине памятника Мазепе». Прогнулся, так сказать. Чудны дела Твои, Господи: Аваков тогда выступил с инициативой организовать торжества в честь 320-летия избрания Мазепы гетманом Малороссии. Но активисты «Русского блока», выступавшие против возведения Мазепы в ранг «украинских государственных героев», провели в Коломаке пикет протеста и развернули плакаты: «Вероотступник Мазепа предан анафеме!», «Имя Мазепы покрыто позором и кровью!», «Не дадим глумиться над православной верой!», «Нашим детям насаждают чуждую историю!», «Тот, кто поклоняется преданному анафеме, принимает этот грех на себя!».

Но дальше дело с установкой памятнику клятвопреступнику, к счастью, не пошло. К тому же «закладка» не раз подвергалась, так сказать, «физическому воздействию» со стороны недовольного местного населения.

Историки указывают, что Лаврская улица возникла на известном со времен Киевской Руси Ивановском пути, который соединял Подол с Печерском. Ее начальный отрезок пролегал по исторической местности Долгая Нива. В этой местности находилось село Берестово с загородным дворцом киевских князей, Печерский и Никольский монастыри. Здесь сохраняется красивая церковь Спаса на Берестове (построенная еще до 1072 г.), в которой покоится прах великого киевского князя Юрия Долгорукого, основателя Москвы. С начала XIX в. улица носила имя Никольской — в честь Николаевского военного собора. Здесь служили молебны в память о погибших военнослужащих, а в дни военных побед сюда приходили поставить свечу за упокой души павшего воина его родственники. На высоких квадратных постаментах около храма были установлены артиллерийские орудия, в память о защитниках родины.

Сейчас эта улица является своего рода духовно-исторической артерией, на которой нанизаны и к которой кровно-духовно «подключены» памятные, архитектурные и культовые строения разных эпох. Начиная от метро «Арсенальная», заканчивая парком Великой Отечественной, где установлена гигантская фигура Родины-матери, со щитом и мечом. В самом деле, вот лишь некоторые адреса по этой улице: дом № 15 — памятник Вечной Славы на могиле Неизвестного солдата, дом № 15-А — мемориальный комплекс памяти жертв Голодомора (открыт при Ющенко), дома №№ 21, 25 — Киево-Печерская лавра, резиденция предстоятеля УПЦ митрополита Киевского и всей Украины Владимира (в частности, дом № 21 — Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник), дом № 27 — памятник воинам-афганцам, дом № 38-40 — часть памятника «Цитадель киевской крепости», валы цитадели (конец XVII в.), дом № 44 — мемориальный комплекс «Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.». Также мы видим на этой улице еще более десятка домов, связанных с музейной и галерейной жизнью; не забудем и Верхние Московские ворота (1765), возведенные как южные ворота Печерской крепости и ориентированные в сторону дороги, ведущей на Москву. Отметим и глядящий на эту улицу памятник Пушкину (один из трех киевских), установленный еще до октябрьского переворота 1917 г. на средства учащихся и педагогов здешней гимназии. Это ведь Пушкин сказал о Мазепе в поэме «Полтава»: «Мария, бедная Мария — краса черкасских дочерей, не знаешь ты, какого змия ласкаешь на груди своей». Припомним и еще одно восклицание о Мазепе великого поэта-прозорливца: «Однако ж какой отвратительный предмет! ни одного доброго, благосклонного чувства! ни одной утешительной черты! соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость…».

Сразу после обращения к Киевсовету Патриарха Кирилла, тема Лаврской улицы активно и, конечно же, жарко обсуждалась в программе Е. Киселева на телеканале Iнтер (11 июня). Как всегда, веско и саркастично высказался о Мазепе украинский историк и публицист О. Бузина: «Для нормального человека предательство — это плохо. Для националиста — высокий образец для подражания. Мазепа — герой. А почему герой? А потому что рекордсмен по предательству. Польского короля предал. Турецкого султана предал. Гетмана Дорошенко предал. Гетмана Самойловича заложил. Родному батьке собственной полюбовницы голову отрубил. Московскому царю в душу наплевал. Только шведского короля не успел предать — жизнь кончилась. Разве ж это не симпатяга? Да ему улицы в Киеве мало за такие заслуги — весь Киев нужно переименовать в Мазепоград! Ну, если не весь, то хотя бы его центральную часть возле парламента. Или Конча-Заспу под Киевом, где живут на государственных дачах новые мазепы».

Наш, далеко не полный перечень судьбоносных построек (в первую очередь Киево-Печерской Лавры) говорит о том, что улица эта — далеко не второстепенна, не периферийна в нашей истории, в нашей духовности. А духовном смысле она значит даже несомненно больше, чем Крещатик. И отдавать ее на откуп свидомитам мы не должны.
Всем, кто понимает себя в рамках Русского Православия, неотъемлемой и важнейшей частью которого является Украинская Православня Церковь, следует поддержать «топонимическую» иницативу нашего Патриарха. Знаменитую улицу следует называть не мазепинской, а Лаврской. Дабы впредь любой человек, желая посетить Киево-Печерскую лавру, шел к ней по улице Лаврской.