Церковные СМИ как общественно значимые инструменты (к постановке проблемы)

19.05.2010, 11:28
Какими должны быть церковные СМИ, чтобы действительно иметь значение для церковной общественности и общества в целом?

Юлия КОМИНКО. - "Сайт фестивалю православних ЗМІ", 18 мая 2010 года

Тема церковных СМИ как общественно значимых инструментов из всех предложенных к рассмотрению в Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ является для нас, православных журналистов, наверное, самой «журналистской». Потому что она напрямую связана непосредственно с нашей деятельностью — функционированием церковных масс-медиа.

Какими должны быть церковные СМИ, чтобы действительно иметь значение для церковной общественности и общества в целом? И в чем заключается это значение: что церковные СМИ могут предложить обществу из того, в чем общество действительно нуждается? И в чем, собственно, оно нуждается — каковы его запросы и потребности, первоочередные нужды?

Над этими и подобными вопросами в будничной повседневной информационной работе задумываться не очень получается — гораздо острее стоит необходимость по максимуму отобразить сиюминутное: только что произошедшее или происходящее. Потому удобной возможностью поразмышлять и определить для себя, в чем наша сила и какую именно пользу мы можем принести обществу, является в частности и наш фестиваль.

Интенсивность церковной жизни в последние годы выросла в разы…

Вместе с ней возросло и понимание в среде православных важности должного освещения и комментирования фактов, событий и явлений. И если информирование у нас уже идет «на уровне»: мы можем говорить о достаточной оперативности, эксклюзивности, целостности производимой нами информации, определенного ее соответствия журналистским стандартам, то в вопросах более глобальных — смысла существования самих наших изданий — часто где-то еще «пробуксовываем». 

Да и о каком смысле существования можно говорить, если большинство наших СМИ, если не все, создаются из одного мотива: «Должно быть хоть что-то, потому что нет ничего».

Это в светском информационном пространстве существуют сотни всевозможных изданий на самую разнообразную тематику. Это в мире заваленных газетно-журнальной продукцией прилавков любое новое издание создается под оригинальную замысловатую идею, чтобы четко отличаться от остальных и удовлетворять информационные потребности определенной читательской аудитории. А у наших — церковных — читателей такой хронический медиаголод, что они нуждаются в любой «пище», пусть даже пока и не самой изысканной. Поэтому мы беремся за работу в информационной сфере без особых раздумий или рефлексий — просто потому, что нужно и нужно срочно.

Кто из нас думал над концепцией своих изданий перед тем, как запустить их в жизнь? Было не до того — закатывали рукава и работали. Или наоборот, кто из нас смог запустить в жизнь те издания, концепция которых была тщательно продумана, проработана и выписана на бумаге? Как правило, при всей монументальности задумки в подавляющем большинстве случаев она не воплощалась. Возможно, время концепций еще не настало. Но оно уже наступает.

И в этом ключе тема церковных СМИ как общественно значимых инструментов предлагает нам ряд интересных вопросов…

Инструменты — для чего?

Инструменты необходимы для совершения определенных видов работ. Для начала нужно понять, какого плана работы нужно совершить, а потом уже думать, какой именно инструмент необходимо применять.

Директор православного радио «Радонеж» Евгений Никифоров в комментарии этой темы для «Русской линии» отметил, что церковные СМИ могут ставить перед собой многообразные задачи, «в частности, быть общественно значимым инструментом – то есть максимально эффективно влиять на общество… Необходимо точно ставить задачи: что мы пытаемся добиться от общества или от власти» [1].

Здесь, на наш взгляд, уместно будет несколько отойти от понятия «церковные СМИ» и обратиться к понятию СМИ как таковых. А по отношению к масс-медиа, возможно, не совсем уместно применять категории «добиваться от общества», «влиять на общество». Скорее здесь может идти речь о «служении», «стоянии на страже интересов», «помощи» — в преодолении кризиса духовного, национального, экономического, политического; в формировании неискаженного информационного пространства и создании здорового морального климата.

И в среде светских медиа-экспертов до сих пор нет единого мнения относительно роли журналистики в обществе. Существует два противоположных мнения: журналистика «как власть» («четвертая власть») и «как служение».

Власть — влиять на умы, формировать общественное мнение по ключевым вопросам государственного и политического устройства, контролировать действия трех ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной (отсюда — четвертая власть) путем информирования общественности и привлечения внимания к тем или иным ключевым вопросам. О журналистике как «четвертой власти» говорят многие ученые и журналисты-практики. Даже предлагается употреблять слова «четвертая власть» без кавычек — есть для этого, якобы, реальные политические основания [2].

Другая сторона утверждает, что задача журналиста — «служить», причем «служить только правде» [3]. В этом ключе даже используются такие слова, как жертвенное служение, аскеза («от представителей СМИ требуется… своеборазная аскеза — …осознание, добровольное укрощение собственных страстей, привязанностей, переживаний ради всеобщего добра, объективности информации и справедливости оценок» — главный редактор журнала НСЖУ «Журналист Украины» Вера Черемных) [3]. Глава Национального союза журналистов Украины Игорь Лубченко прямо отмечает: «Мы не являемся и не должны быть четвертой властью» [4].

В этой связи для того, чтобы говорить о церковных СМИ как социально значимых инструментах, необходимо прежде всего определиться — в каком виде мы видим свое взаимодействие с обществом. Будем ли мы стараться повлиять на него, чего-либо от него добиваться, предпринимать попытки формировать социум в том направлении и русле, какое считаем правильным? Либо же будем изучать его потребности, нужды и запросы, чтобы отвечать на них, удовлетворять их, максимально перекрывать и восполнять по всем доступным нам направлениям. Исходя из выбора пути, вероятно, и следует подбирать, какими инструментами этой цели добиваться.

Общественно значимые — это о чем?

Следующий вопрос, который возникает, это обоснование общественной значимости СМИ. Какие СМИ являются значимыми для социума (очевидно, что не все) и в чем эта значимость состоит и проявляется?

Несомненно, социальной значимостью обладают те масс-медиа, которые предоставляют обществу именно ту информацию, которая имеет для него значение.

Какая информация имеет значение для общества? Вероятно, та, которая будет способствовать его гармоничному развитию и прогрессу. Пусть и резкая, но правдивая; болезненно воспринимающаяся, но отрезвляющая. А главное — профессионально подготовленная, с соблюдением всех основных принципов: своевременность, точность, объективность, корректность, аргументированность, целостность (так называемый принцип СТОКАЦ).

Какое СМИ является общественно значимым? По всей вероятности, то, которое становится «истинным, настоящим срезом общества, создает такое информационное поле, которое самодостаточно освещает всю систему актуальных фактов, событий, явлений как настоящего, так и прошлого, чтобы не одурманивать массовое сознание, а содействовать его трансформации под влиянием совокупности концептуальных журналистских суждений» [5].

При подготовке этого доклада нескольким медиаэкспертам был задан вопрос: «Какие СМИ имеют значение лично для вас и чем, на ваш взгляд, обусловлена их значимость». Даже те немногочисленные полученные ответы дают нам пищу для размышлений.

Среди полученных ответов доминировали следующие:

«Возможность критически подойти к общественным процессам и явлениям». Давайте попробуем приложить этот критерий к нашей ситуации. Насколько у церковных журналистов есть возможность критически освещать происходящие в Церкви процессы? Насколько вообще критически можно к этим процессам подходить, при условии, что мы во всех действиях церковных властей, равно, как и во всем происходящем в Церкви, подразумеваем действие Духа Святого? Где допустима откровенная критика, а где необходимо умолчание, дабы дать Благодати Божьей уврачевать ситуацию и всё исправить?

«Отображение широкого спектра взглядов и позиций». Поскольку церковная тема непосредственно связана с вопросами: жить или погибнуть человеку в жизни вечной, то и все нюансы, связанные с жизнью в церковной ограде, воспринимаются острее. Отображая широкий спектр взглядов и позиций, связанный с церковным устройством и обычаями, мы неминуемо сталкиваемся с неприятием двух противоположных мнений представителями разных взглядов и тем самым невольно вызываем распри и негодование. Готовы ли мы отображать широкий спектр взглядов без угрозы ущемления мнения тех, кто с нами не согласен? Готовы ли наши читатели принимать другие, противоположные мнения?

«Наличие полноценного источника информации: эксклюзивные комментарии, широкий новостной спектр». И здесь встают вопросы уже профессионализма и мастерства. Умеем ли мы готовить информацию о церковной жизни? Чтобы эта информация не только соответствовала официальным стандартам, предписанным на законодательном уровне (объективность, достоверность, полнота, точность — Закон Украины «Про информацию», ст. 5), но и была по-журналистски грамотно подготовлена?

Таким образом, сталкиваясь с подобными вопросами, исследуя и творчески подходя к их решению, мы в то же время должны работать над воплощением подобных качеств общественно значимых СМИ в наших, церковных масс-медиа.

Церковные СМИ — это для кого?

Если выше мы уже попробовали набросать штрихи к определению, какая информация является для общества значимой, то теперь встает следующий вопрос: какая информация о Церкви нужна обществу? Что именно мы, как церковные СМИ, должны писать, чтобы преображаться в действительно значимый для общества инструмент?

Да, с одной стороны, церковные СМИ являются востребованными среди верующих, которые составляют определенную весомую часть в украинском обществе. И уже на этом основании их можно считать общественно значимыми.

С другой стороны, насколько важной для светской аудитории является то, что мы пишем о церковной жизни? И в этом ключе: какую информацию мы в большинстве своем предлагаем?

По данным, полученным во время экспертного опроса, потребность общества в информации о Церкви является значительной. Людям действительно хочется слышать, что происходит в церковной ограде, им интересны святыни, праздники, значение обрядов. Их интересуют темы духовные, мировоззренческие, они ищут ответы на вопросы, которые классики называли «проклятыми» — смысла, ценности человеческой жизни.

Что же предлагают церковные СМИ?

Владыка приехал освящать храм, а на место события прибыли представители местной власти. И вот уже вся новость состоит в том, что епископ освятил, наградил меценатов… а дальше — почти дословно подается пространная проповедь владыки. Фотографии щедро иллюстрируют этот же сюжет: вот архиерей заходит, вот служит, кадит, говорит с амвона, награждает мецената. И такие новости — с каждого освящения. Текст и фото идентичны – меняются только «декорации» на заднем фоне. В то время как подобный материал мог бы стать хорошим поводом для рассказа о жизни отдельно взятого прихода: обстоятельствах его зарождения, развития, трудящихся там людях. В том числе можно упомянуть и о спонсорах или помощи властей – но это не должно становиться стержнем и единственным фактом, изложенным в новости. И архиерей, при всем уважении, не может быть в подобных новостях единственной центральной фигурой. Его приезд является информационным поводом рассказать об общине, но не самоцелью — отследить передвижения владыки.

К сожалению, подобных новостей в информационном пространстве нашей Церкви подавляющее большинство.

Что еще можно в изобилии найти в церковных масс-медиа?

Попытки анализа действия государственных властей и политических сил. Причем не с точки зрения церковной или богословской, а с позиций государственнических, или национальных, или геополитических. Широко представлены комментарии священнослужителей на те или иные политические мероприятия, далее — критика этих священнослужителей за их позицию со стороны других представителей духовенства, а также злобствующие комментарии, в которых противостояние достигает критической точки.

Политикой, геополитикой, мрачными экономичными прогнозами пронизано всё современное информационное пространство. Светский человек ищет альтернативы безнадежному и мрачному будущему, которое для него рисуют настроенные исключительно на негатив светские СМИ, и в этом поиске приходит на православный сайт или покупает в храме православную газету. И мы, церковные СМИ, потеряем этого читателя, если не предложим ему альтернативу.  

Альтернативой в нашем случае может стать духовный опыт богочеловеческого организма — Церкви и ее членов. Чтобы открывая церковное СМИ, светский читатель находил там не просто еще одну трактовку приевшегося уже общественного катаклизма, а нечто совершенно иное — неприсущее его привычному миру. То, чего он нигде больше не найдет — просто потому, что нигде, кроме Церкви, этого нет: отклик на свои духовные запросы и искания, ответы на вопросы мировоззренческого характера, выход из трудных жизненных ситуаций.

Мы, церковные СМИ, часто думаем, что будем интересны, если попытаемся рассуждать об обществе и о том, что ему интересно. И таким образом привлечем светского читателя. Но мы должны понимать, что сильны именно тем, что имеем у себя — сокровище веры. Мощный экономический еженедельник не станут читать те, кто ищет политическую аналитику. И в издании, пишущем о культуре, не будут заинтересованные лица искать финансовые прогнозы. Каждое СМИ сильно своей специализацией.

Поэтому церковным СМИ тоже нужно учиться развивать свои сильные стороны. Ярко, красочно и образно писать о святых, святынях, храмах, монастырях, подвижниках благочестия. Не нужно бояться быть непонятными для светского читателя — если тема будет подана интересно, то незнакомое слово, или понятие, или местность только привлекут внимание, понудят дополнительно поискать что-нибудь и тем самым еще удержат интерес у православной тематики. А тем более хороших профессиональных публикаций заслуживает церковная аудитория.

 Ссылки в тексте:

1. Евгений Никифоров: «Чем разнообразней будет количество церковных СМИ, тем будет лучше» / «Русская линия». — http://www.radonezh.ru/monitoring/11950.html

2. Лубкович І. Лапки вже недоречні: роздуми над роллю ЗМІ у сучасному суспільстві з політологічним словником у руках // Вісник Львівського ун-ту. Серія: журналістика. — 2004. — Вип. 24. — С. 122-128.

3. Черемних В. Людина двох президентів і… незалежний редактор // Журналіст України. — 2005. — № 4. — С. 29-33.

4. Лубченко І. Журналісти — не політики, не вірнопіддані служки влади // Журналіст України. — 2005. — № 1. — С. 10-11.

 

5. Іванов В.Ф. Монографія І.С. Паримського "Національна преса.Сучасні проблеми теорії". — http://journlib.univ.kiev.ua/index.php?act=article&article=2011