Этнохристиане

11.05.2010, 17:00
Девять из десяти украинцев называют себя верующими. Но только пятая часть из них являются таковыми в традиционном понимании

Лукерья ЖАБКИНА. — "Комментарии", №216, 30 апреля 2010 года

Девять из десяти украинцев называют себя верующими. Но только пятая часть из них являются таковыми в традиционном понимании

Если верить соцопросам, абсолютное большинство украинцев считают себя верующими. По последним данным, около 90% населения. Из них более 90% называют себя христианами

ОДНАКО не станем торопиться с выводами. Это идеальный показатель. Мы, украинцы, вообще становимся идеалистами, когда оцениваем себя. И наша «религиозность» — один из самых «идеальных» показателей. Поскольку совершенно оторвана от практики.

В своей религиозности, как и во многом другом, мы следуем в первую очередь потребительским настроениям. То есть мы религиозны до тех пор, пока нам это ничего не стоит. Немногие украинцы согласятся хоть бы на минимальное ущемление своих «законных» интересов (как материальных, так и нематериальных) из религиозных соображений. Мы «веруем», но «без фанатизма». Вот пример: в почти стопроцентно «христианском» украинском обществе за год делается примерно 200 тыс. абортов. Кто их делает в таком количестве? Те оставшиеся неполные 10%, из которых больше половины мужчин (женщины традиционно демонстрируют более высокий уровень религиозности, во всяком случае во время соцопросов)? Множество украинцев-христиан являются активными потребителями гороскопов, посещают гадалок и знахарей, считают Великий пост полезной весенней очистительной диетой, а саму веру — необременительной убежденностью в том, что «Бог есть», однако верят больше «в судьбу».

Это своего рода «этнографическое христианство» — с «поверьями и обычаями нашего народа» оно имеет больше общего, чем со Священным Писанием. Наша вера в ворожек, гадания, в черта и ведьму более тверда и ощутима, чем вера в Бога Триединого. И это вовсе не следствие «постатеизма», как ныне принято говорить и думать. Это особенность украинского христианства в течение веков, самая настоящая традиция. Украинцы всегда были набожны и одновременно — суеверны. Православие по-украински — это скорее надежда на Его существование и милость, нежели по-протестантски твердая убежденность в Его постоянном присутствии и промысле в твоей собственной жизни.

Церковная жизнь остается уделом меньшинства, а умозрительная вера — большинства украинцев. Большинство из нас, украинских христиан, ни разу в жизни не причащались, не знают ни одной молитвы, не имеют ни малейшего понятия о церковной практике как таковой.

При этом церковь неизменно вызывает у нас «доверие». Не конкретная церковь-община во главе с конкретным батюшкой, и даже не конкретная церковь-институт во главе с конкретным предстоятелем. А некая мифологизированная «церковь, какой она должна быть по нашему мнению». Она — «носительница морали», воспитательница подрастающего поколения в духе «правильных ценностей» и вообще «авторитет». При этом мало украинцев отдают своих детей в воскресные школы и даже просто готовы поддержать введение в программу общеобразовательных школ Закона Божьего.
Показательно, что на всех пасхальных богослужениях в этом году побывало около четверти населения Украины, включая детей, журналистов, социологов и прочие категории граждан, не охваченные соцопросами. На самом деле эта цифра (25%) — гораздо более отражает реальный уровень «украинской религиозности», чем насчитанные социологами 90%. По еще более реальным оценкам, более или менее вовлечена в христианскую практику примерно пятая часть украинцев.

Но даже этот показатель, хоть он и значительно скромнее заявленного выше, на самом деле весьма внушителен. Особенно учитывая наш предыдущий опыт насильного искоренения религии и светские идеалы современной жизни. Если верить специалистам-религиоведам, Украина уступает в религиозности Румынии, Польше, Венгрии и Словакии и опережает по этому показателю Чехию, Латвию, Эстонию и Беларусь. Судя по «пасхальной статистике», Россию — «в христианском секторе» — тоже.