Религиоведение-дайджест

  • 30 ноября 2010, 13:24 | Общество-дайджест | 

    Проникновение спецслужб СССР в религиозные организации в 60–70-е гг.

    Реферат по книге Кристофера Эндрю и Василия Митрохина «Щит и меч: Архив Митрохина и тайная история КГБ»

  • 10 ноября 2010, 13:56 | Религиоведение-дайджест | 

    Очерк истории Католичества в Крыму

    16-17 вв. В Южном Крыму больше нет христианских государств: и католическая Каффа, и православная Готия завоеваны Турцией. В Крыму и в Европе говорят, что это - Божий бич в наказание за нехристианские деяния здешних правителей. Многие католики бежали от турок в Европу, часть нашла прибежище у веротерпимого крымского хана, а часть вывезена турками на поселение в Стамбул. Некоторое количество, впрочем, осталось на прежних местах.

  • 26 октября 2010, 13:52 | Религиоведение-дайджест | 

    Правопреемственность в старообрядческой Белокриницкой иерархии

    Результатом разделения старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия на две "автокефалии" стали территориальные споры и взаимные упреки в "не канонических" действиях. Вместо того чтобы вернуть Белой Кринице функцию административного и исторического центра старообрядчества, тем самым, сохранив равновесие сил и устойчивость иерархии (как это мудро сделали наши предки!), Москвой и Браилой был фактически сорван Второй Всемирный Старообрядческий Собор, намеченный на 2006 год. Контакты между российскими и зарубежными иерархами прекратились в МИРНОЕ ВРЕМЯ!

  • 13 октября 2010, 12:27 | Религиоведение-дайджест | 

    Религиозная свобода: глобальные измерения

    Масштабное исследование Pew Research Center 198 стран планеты свидетельствует, что в 119 стран ограничения религиозной свободы незначительны и даже совсем несущественны. Вместе с тем, в 64 странах – приблизительно в трети всех стран – существуют значительные и очень серьезные ограничения религиозной жизни.

  • 4 октября 2010, 11:57 | Религиоведение-дайджест | 

    Задачи православного богословия в Украине на современном этапе

    Сегодня часто говорят, что богословие имеет своим истоком опыт церковной жизни богослова или общины. Но в слове "опыт" всегда скрыта возможность для субъективности, которой не должно знать богословие. Ведь при всей общезначимости для нас, православных христиан, опыта церковной жизни, каждый имеет свои особенные переживания, мысли, интерпретации пережитого опытно.

  • 4 октября 2010, 11:38 | Религиоведение-дайджест | 

    Путь к новой вере. Крещение Руси: мифы и реальность

    Со времени независимости отечественными политиками и СМИ как аксиома воспринимается легенда о посещении апостолом Андреем киевских холмов в І веке. Однако любой любознательный школьник, заглянув в Википедию, может прочитать, что первые упоминания об этом появились в русских летописях только в ХІІ—ХІІІ веках. С другой стороны, результаты исследований отечественных и зарубежных историков свидетельствуют о том, что холодная Скифия была согрета огнями веры задолго до Владимирового крещения.

  • 30 сентября 2010, 16:49 | Религиоведение-дайджест | 

    Праздник как анамнезис

    Церковный год основан на праздниках: «сердцевиной» его является пасхальный цикл, а кроме того, в течение года рассеяны свыше десятка великих и множество меньших по своему значению праздников. Что же значит праздновать? Что делает Церковь: пытается вернуть нас памятью в празднуемое событие, воспроизвести его вновь в настоящем времени, или что-то еще?

  • 28 сентября 2010, 15:02 | Религиоведение-дайджест | 

    Теология в гостях

    В мире, называющем себя постхристианским и даже постметафизическим, теология обречена на скитания. Не имея своего места, теология стучит в дверь чужих домов, часто стук остается безответным, но иногда ее пускают в гости. Быть в гостях – далеко не худшая доля теологии, учитывая бездомность Бога в обезбоженном мире, да и самого человека – в дегуманизированном (расчеловеченом, обесчеловеченом) обществе.

  • 23 сентября 2010, 14:15 | Религиоведение-дайджест | 

    Почему не встретились святитель-хирург и генерал-освободитель

    6 марта 1944 года глава республиканской парторганизации Украины Никита Хрущев лично доложил Сталину: в Киев из Ровно поездом прибыл тяжелораненый командующий 1-м Украинским фронтом, генерал армии Николай Ватутин. Беседа в вагоне показала: состояние его тяжелое, он сам и врачи просят оставить пострадавшего в Киеве – «мы ему создадим все условия для лечения», заверил Верховного главнокомандующего Никита Сергеевич. Тем временем в далеком Красноярске оперировал тяжелораненых воинов профессор медицины Валентин Войно-Ясенецкий. После напряженного госпитального дня его ждали труды духовные, ведь этим хирургом был архиепископ Лука. Святитель Лука Крымский…

  • 1 сентября 2010, 11:11 | Религиоведение-дайджест | 

    Наш баптизм: история и современность

    Формирование богословия наших церквей – масштабная историческая задача. Сегодня, когда церкви пополнились образованными и одаренным служителями, для этого есть все возможности. Удивительно, но в самые трудные годы наши предшественники сделали больше для богословия, чем мы сегодня, во времена невиданной свободы.

  • 4 августа 2010, 15:36 | Религиоведение-дайджест | 

    "В религиоведении нет неактуальных проблем"

    3 августа 2010 г. в Киеве начала работу IX Международная молодежная религиоведческая летняя школа «Вера бахаи: история, вероучение и практика», главным организатором которой является молодёжная общественная организация «Молодёжная ассоциация религиоведов».

  • 29 июля 2010, 11:09 | Религиоведение-дайджест | 

    Крещение Руси, научный взгляд

    Официальное принятие Русью христианства в конце X века было самым важным мероприятием, проведенным княжеской властью на заре государственной истории страны.

  • 24 июля 2010, 16:43 | Религиоведение-дайджест | 

    Академик Толочко: Трезубец - символ приобщения Руси к христианству

    Трезубец действительно использовался во времена Владимира Святославовича. Но он не был державным символом. Это был личный знак Владимира.

  • 17 мая 2010, 09:03 | Религиоведение-дайджест | 

    Св. Петр. Главенство, преемственность, безошибочность

    На свете трудно найти более простые, ясные и недвусмысленные слова, которые бы в течение столь долгого времени подвергались постоянным попыткам истолковать их в отличном от содержащегося в них смысле (иногда в прямо противоположном).

  • 14 мая 2010, 17:19 | Религиоведение-дайджест | 

    Первое крещение Руси и убийство князя Аскольда: церковно-историческая память

    «Русское государство основалось деятельностью Аскольда», - утверждал российский историк В. Ключевский (1841 - 1911). Именно от Великого князя Киевского Аскольда (далее - Оскольда) ведет свое государственное начало Киевская Рус...

  • 6 мая 2010, 13:53 | Религиоведение-дайджест | 

    "Греко-католичество в экуменической перспективе"

    Правительство хочет видеть единство и, опережая события, как бы путаясь в терминологии, президент Кучма в своей речи в Верховной Раде переходит от термина "церкви" к понятию "церковь".

  • 30 апреля 2010, 16:59 | Религиоведение-дайджест | 

    Проблемы и специфика "Независимого Сакраментального Движения"

    В последнее время все больше малых независимых православных церквей на постсоветском пространстве налаживает связи с аналогичными юрисдикциями за границей. А всемирные связи малых юрисдикций все сильнее интенсифицируются.

  • 30 марта 2010, 10:10 | Калейдоскоп-дайджест | 

    Русский Златоуст. Сплав византийского наследия и "печерской идеологии"

    Приобщение Руси к миру восточно-христианской культуры открыло для нее и философское наследие античности.

  • 16 марта 2010, 09:38 | Калейдоскоп-дайджест | 

    Лествица духовного восхождения

    Святой преподобный Иоанн написал его более двенадцати столетий назад для монахов Синайской горы. Но книга эта пережила своего автора, и многие поколения монашествующих и мирян пользовались и продолжают пользоваться ею как руководством к действию.

  • 8 марта 2010, 11:08 | Религиоведение-дайджест | 

    Служение блаженного Леонида Федорова в России

    Важная составляющая служения о. Леонида Федорова в России – постоянные попытки наладить общение с представителями Православной Церкви (включая и старообрядцев) с тем, чтобы содействовать окончательному воссоединению ее со Вселенской Церковью.