Религиоведение-дайджест

  • 4 апреля 2011, 10:28 | Общество-дайджест | 

    Советское государство и законодательство о культах. Из истории вопроса

    Лишь на рубеже 1984-1985 гг. в четвертый раз за период советской истории началась работа по созданию союзного закона "о религиозных культах". Она и завершилась принятием в 1990 г. общесоюзного закона "О свободе совести и религиозных организациях".

  • 9 марта 2011, 11:38 | Религиоведение-дайджест | 

    Дискуссия о реформировании богослужения на Руси на рубеже XIX–XX веков

    В статье студента Ужгородской богословской академии описывается в самых общих чертах дискуссия вокруг реформирования богослужения, которая велась на рубеже XIX–XX веков. Сторонниками богослужебных реформ были многие выдающиеся деятели Русской Церкви. Несмотря на это, и сегодня, спустя более чем сто лет, большинство вопросов, поднимавшихся российскими иерархами и просто неравнодушными людьми, еще ожидают своего решения…

  • 7 марта 2011, 11:09 | Религиоведение-дайджест | 

    Херсон и крещение Руси: против пересмотра традиционной точки зрения

    Трудно поверить в то, что византийское правительство, придававшее чрезвычайную важность своим владениям в Крыму и веками боровшееся за то, чтобы не допустить вмешательства соседних народов в дела Херсона, уступило бы по договору это самое право вмешательства властителю народа, который четыре раза за последние семьдесят пять лет показал себя решительным врагом империи и угрожал всей византийской оборонительной системе на северном побережье Черного моря

  • 4 марта 2011, 11:06 | Религиоведение-дайджест | 

    Как Сталин Церковь признал

    Портал "Религия в Украине" продолжает публиковать малоизвестные страницы истории взаимоотношений Церкви и Советского государства. Накануне годовщины со дня упокоения раба Божия Иосифа Сталина мы публикуем материал, взятый из журнала «Религия в СССР» №12 з 1991.

  • 31 января 2011, 11:18 | Религиоведение-дайджест | 

    Закрытие Почаевской Лавры в 1960-х: гонимые и гонители

    Вниманию читателей предлагаются очерки архимандрита Аввакума (Давиденко), бывшего послушником в Почаевской Лавре в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века. Автор собрал и донес до нас множество воспоминаний очевидцев того, как при Хрущеве пытались закрыть монастырь, и как тому сопротивлялись лаврские насельники и богомольцы.

  • 25 января 2011, 11:37 | Религиоведение-дайджест | 

    Помазанники Божьи

    Современный евангельский протестантизм стоит перед серьезным теологическим вызовом, который все более отдаляет его от учения Реформации и превращает в религиозное движение с элементами авторитаризма. Об этих проблемах и угрозах, которые они в себе несут, рассуждает популярный протестантский блогер и публицист Микола Малуха.

  • 24 января 2011, 14:45 | Религиоведение-дайджест | 

    Жизненный путь священноисповедника Досифея (Васича)

    23 декабря 2010 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о включении в святцы нашей Церкви священноисповедника Досифея (Васича), митрополита Загребско-Люблянского (Сербская Православная Церковь). Память святителя Досифея отныне будет отмечаться 13 января (31 декабря по старому стилю), а также в день празднования Собора Карпаторусских святых. Сегодня имя митрополита Досифея (Васича) малоизвестно в Украине, а между тем в 1920-е годы он сыграл важную роль в становлении Православной Церкви на территории Закарпатья. Мы представляем вниманию читателей биографический очерк о святителе Досифее, подготовленный проректором Киевской духовной академии по научно-богословской работе, доцентом Владимиром Бурегой.

  • 17 января 2011, 10:30 | Религиоведение-дайджест | 

    Есть ли будущее у баптизма в России?

    Вместе с тем, возникнув в народной среде, евангельские общины с народом не слились, отчасти, благодаря образу христианства аскетического, уравнительно-братского, активно-трудового; отчасти благодаря гонениям со стороны государства, осуждению со стороны православия.

  • 3 января 2011, 16:15 | Религиоведение-дайджест | 

    Духовный профиль св. Иосафата Кунцевича

    Много написано о Иосафате справедливого и несправедливого, но нигде нет упоминания о том, что он изучал произведения Симеона Нового Богослова, одного из авторитетнейших византийских мистиков, и Нила Сорского, который своим примером внёс в российское монашество новый дух, или что у него было стремление странствовать. Пересматривая материалы, которые были опубликованы более ста лет назад, учёный себя спрашивает, почему никто из того множества, что писали про Иосафата, совсем не обратили на это внимания?

  • 30 декабря 2010, 12:16 | Религиоведение-дайджест | 

    Социология конфликта: межконфессиональные отношения в Западной Украине на рубеже 1980-90 годов (окончание)

    Общественное мнение населения западных областей Украины о переименовании Украинского Экзархата в Украинскую Православную Церковь, о расширении прав православных общин, о деятельности УГКЦ и УАПЦ, о проблеме перераспределения храмов, о конфессии, наиболее полно выражающей национальные интересы украинского народа...

  • 22 декабря 2010, 17:16 | Религиоведение-дайджест | 

    Проект богословской и канонической безграмотности

  • 20 декабря 2010, 11:31 | Религиоведение-дайджест | 

    Аналитический отчет состояния межконфессиональных отношений в Западной Украине на рубеже 1980-90 годов

    Портал "Религия в Украине" продолжает знакомить читателей с малоизвестными документами, опубликованными в ведомственном журнале «Религия в СССР» Комитета по делам религий при Совете Министров СССР. На материалах исследований советских социологов издание обнародовало в конце 1990 года "Аналитический отчет состояния межконфессиональных отношений на территории Западных областей Украинской ССР".

  • 30 ноября 2010, 13:24 | Общество-дайджест | 

    Проникновение спецслужб СССР в религиозные организации в 60–70-е гг.

    Реферат по книге Кристофера Эндрю и Василия Митрохина «Щит и меч: Архив Митрохина и тайная история КГБ»

  • 10 ноября 2010, 13:56 | Религиоведение-дайджест | 

    Очерк истории Католичества в Крыму

    16-17 вв. В Южном Крыму больше нет христианских государств: и католическая Каффа, и православная Готия завоеваны Турцией. В Крыму и в Европе говорят, что это - Божий бич в наказание за нехристианские деяния здешних правителей. Многие католики бежали от турок в Европу, часть нашла прибежище у веротерпимого крымского хана, а часть вывезена турками на поселение в Стамбул. Некоторое количество, впрочем, осталось на прежних местах.

  • 26 октября 2010, 13:52 | Религиоведение-дайджест | 

    Правопреемственность в старообрядческой Белокриницкой иерархии

    Результатом разделения старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия на две "автокефалии" стали территориальные споры и взаимные упреки в "не канонических" действиях. Вместо того чтобы вернуть Белой Кринице функцию административного и исторического центра старообрядчества, тем самым, сохранив равновесие сил и устойчивость иерархии (как это мудро сделали наши предки!), Москвой и Браилой был фактически сорван Второй Всемирный Старообрядческий Собор, намеченный на 2006 год. Контакты между российскими и зарубежными иерархами прекратились в МИРНОЕ ВРЕМЯ!

  • 13 октября 2010, 12:27 | Религиоведение-дайджест | 

    Религиозная свобода: глобальные измерения

    Масштабное исследование Pew Research Center 198 стран планеты свидетельствует, что в 119 стран ограничения религиозной свободы незначительны и даже совсем несущественны. Вместе с тем, в 64 странах – приблизительно в трети всех стран – существуют значительные и очень серьезные ограничения религиозной жизни.

  • 4 октября 2010, 11:57 | Религиоведение-дайджест | 

    Задачи православного богословия в Украине на современном этапе

    Сегодня часто говорят, что богословие имеет своим истоком опыт церковной жизни богослова или общины. Но в слове "опыт" всегда скрыта возможность для субъективности, которой не должно знать богословие. Ведь при всей общезначимости для нас, православных христиан, опыта церковной жизни, каждый имеет свои особенные переживания, мысли, интерпретации пережитого опытно.

  • 4 октября 2010, 11:38 | Религиоведение-дайджест | 

    Путь к новой вере. Крещение Руси: мифы и реальность

    Со времени независимости отечественными политиками и СМИ как аксиома воспринимается легенда о посещении апостолом Андреем киевских холмов в І веке. Однако любой любознательный школьник, заглянув в Википедию, может прочитать, что первые упоминания об этом появились в русских летописях только в ХІІ—ХІІІ веках. С другой стороны, результаты исследований отечественных и зарубежных историков свидетельствуют о том, что холодная Скифия была согрета огнями веры задолго до Владимирового крещения.

  • 30 сентября 2010, 16:49 | Религиоведение-дайджест | 

    Праздник как анамнезис

    Церковный год основан на праздниках: «сердцевиной» его является пасхальный цикл, а кроме того, в течение года рассеяны свыше десятка великих и множество меньших по своему значению праздников. Что же значит праздновать? Что делает Церковь: пытается вернуть нас памятью в празднуемое событие, воспроизвести его вновь в настоящем времени, или что-то еще?

  • 28 сентября 2010, 15:02 | Религиоведение-дайджест | 

    Теология в гостях

    В мире, называющем себя постхристианским и даже постметафизическим, теология обречена на скитания. Не имея своего места, теология стучит в дверь чужих домов, часто стук остается безответным, но иногда ее пускают в гости. Быть в гостях – далеко не худшая доля теологии, учитывая бездомность Бога в обезбоженном мире, да и самого человека – в дегуманизированном (расчеловеченом, обесчеловеченом) обществе.