Православная страна. Как украинцев лишили шанса стать кальвинистами

06.11.2019, 17:58
Православная страна. Как украинцев лишили шанса стать кальвинистами - фото 1
Украинский кальвинизм от традиционного западноевропейского отличался прежде всего тем, что его основными носителями были не мещане-буржуа, а шляхта

Украинский кальвинизм от традиционного западноевропейского отличался прежде всего тем, что его основными носителями были не мещане-буржуа, а шляхта

Украинский кальвинизм от традиционного западноевропейского отличался прежде всего тем, что его основными носителями были не мещане-буржуа, а шляхта

Период Реформации (XVI - начало XVII вв.) в общественном сознании украинцев относится к чему-то далекому и "не нашему". Лютеране - это немцы, кальвинисты - жители Голландии, Швейцарии и французы-гугеноты, с которыми воевали кардинал Ришелье и Михаил Боярский. В Украине же того времени богословское противостояние происходило исключительно в рамках треугольника "православные-униаты-католики". На самом деле это не так. В нашей истории был период, когда кальвинизм едва не стал одним из ведущих религиозных течений. Более того, "украинская" версия учения Кальвина в некоторых случаях радикально отличалась от канонической.

От Римской империи до Реформации

Становление христианства как доминирующей религии сопровождалось бурными богословскими дискуссиями. В итоге победившее течение признали единственно верным, а все остальные - ересями. На столетия наступили мир и благодать. Естественно, что ереси и далее регулярно плодились (одно иконоборчество чего стоило), но особого влияния на общецерковную жизнь не имели. Причина в том, что любая новая доктрина должна опираться на священные тексты и цитаты высших авторитетов. Это, кстати, помнят все, кто в советские времена писал хотя бы курсовую - о чем бы ни шла речь, а цитату Ленина по этому поводу найди и выложи.

После падения Римской империи с цитированием возникли проблемы. Времена почти поголовной грамотности канули в Лету, да и с первоисточниками возникли проблемы: полный комплект священных текстов могли себе позволить разве что крупные монастыри и короли.

По этой причине долгое время все церковные потрясения инициировались исключительно верхушкой. Та же Великая схизма, разделившая некогда единую церковь на католиков и православных, случилась после того, как константинопольский патриарх и римский папа не поделили спорные территории. Позже банальная борьба за власть привела к Великому расколу Римской церкви (1378-1417), когда католиками правили сразу несколько враждующих между собой пап.

Все изменилось в середине XV в., когда Иоганн Гуттенберг запустил свою печатную машину и книги перестали быть предметом запредельной роскоши. Вскоре к божественному слову смогли прикоснуться почти все умеющие читать. В итоге XVI-XVII вв. ознаменовались бурными богословскими дискуссиями. Начало положил Мартин Лютер, 31 октября 1517 г. приколотивший на дверь Замковой церкви в Виттенберге свои 95 тезисов - так началась Реформация.

Если идеи Мартина Лютера можно свести к фразе "убрать из церкви все, явно противоречащее Библии", то позиция Жана Кальвина была еще радикальнее. Он предложил убрать из жизни церкви и то, что в Библии не требуется.

Большинство наших сограждан суть Реформации представляют довольно смутно. Вспомнят разве что Варфоломеевскую ночь, пикник д'Артаньяна и его друзей под стенами набитой гугенотами Ля Рошели, да Тридцатилетнюю войну (1618-1648). Во время последней теологические споры между немецкими католиками и лютеранами достигли такого накала, что в южной Германии выжило менее трети населения.

Шляхта вместо буржуа

В эпоху Позднего Ренессанса на западе Европы учение Жана Кальвина получило широкое распространение прежде всего в среде городской буржуазии - ремесленников, лавочников, купцов. Кальвинизм здесь играл роль не только духовного учения, но и социально-политической идеологии. Собственно, учение Кальвина и вобрало в себя все политические настроения и чаяния среднестатистического западноевропейского буржуа.

Последние хотели одного: честно работать, получать за труд справедливое вознаграждение и чтобы никто этому не мешал и не сидел на шее. Кальвинизм эти желания сакрализовал и провозгласил, что труд - богоугодное дело, успех в деле - Божий дар, а нищета - не праведный аскетизм и святость, а признак лености и бездарности. Расточительство богачей-феодалов, получивших богатство без труда и особых усилий, а также примкнувших к ним церковников - такой же грех, как и бедность из-за лени.

Соответственно, среди кальвинистов царили республиканские настроения. В отличие, скажем, от лютеран, которые являлись сторонниками максимально сильной монархии, что в условиях раздробленной на то время Германии было неудивительно.

Кальвинисты также выступали за максимальное ограничение вмешательства церкви в жизнь людей и за упрощение обрядности и сакральной атрибутики. Ведь огромные храмы, роскошные интерьеры, дорогие наряды священников, драгоценные чаши и дароносицы оплачивались из карманов верующих, а все это подпадало под грех расточительства.
Украинский кальвинизм от традиционного западноевропейского отличался прежде всего тем, что его основными носителями были не мещане-буржуа, а шляхта. К тому же не простая, у которой, кроме дедовской сабли, герба и гонора, за душой ничего не было, а крупнейшие магнаты.

Мещане восточной части Речи Посполитой, в отличие от западноевропейских коллег, к процессам Реформации оказались в своей массе абсолютно равнодушными. Горожанам-"восточнообрядцам" с головой хватало внутренней дискуссии между ориентированными на Константинополь традиционалистами и сторонниками унии. Католикам менять веру вообще было не с руки - покидать ряды конфессии, дающей все выгоды, та еще глупость.

По этой причине все попытки лютеранских проповедников распространить среди "украинских немцев" новое учение тоже закончились провалом: соплеменники Лютера держались привилегированного в этих краях католицизма, как вошь кожуха.

Королевская власть в Речи Посполитой хотя не была такой абсолютной, как во Франции или Испании, но тоже доставляла шляхте неудобства. Впрочем, это была мелочь по сравнению с ролью церкви. Если на Западе светские владыки уже начали ставить на место зарвавшихся "князей церкви" - вспомним противостояние короля и кардинала в тех же "Трех мушкетерах", - то на восточной окраине Европы власть костела оставалась безоговорочной и ничем не ограниченной. Кроме того, шляхту соблазняла идея секуляризации церковной собственности, прежде всего немалых земельных маетностей.
Напомним, что Речь Посполитая являлась союзным государством Польши и Великого княжества Литовского (ВКЛ). В состав последнего входило три украинских воеводства - Киевское, Волынское и Брацлавское. Впрочем, ныне входящая в состав Беларуси Берестейщина тоже относилась к этническим украинским землям.

Во второй половине XVI в. кальвинизм стал доминирующей конфессией среди аристократов ВКЛ, в том числе и на "украинской" его части. Главным проводником идей Кальвина был Великий канцлер литовский, князь Николай Христофор Радзивилл Черный (1515-1565). Прозвище он получил по цвету бороды - у его двоюродного брата и полного тезки были рыжая борода и прозвище Рыжий.

Как и все сторонники Кальвина, с которым Радзивилл Черный вел активную переписку, князь с пиететом относился к книгопечатанью. На своих землях в Бресте и в Несвиже он основал типографии, где печаталась не только духовная, но и светская литература. На его средства в 1563 г. была издана "Брестская Библия" - второй после католической "Библии Леополиты" полный перевод священного писания на польский язык.

Издание "кальвинистской" Библии стало толчком к появлению на свет знаменитой "Острожской Библии" (1581) - первого полного перевода книги на церковно-славянский. Работы над этим масштабным проектом (сбор текстов, сверка разных источников, перевод и пр.) велись около 10 лет.

Многие историки склоняются к версии, что и Острожская школа (академия) тоже появилась под влиянием и по примеру высшего учебного заведения, открытого для кальвинистской молодежи Николаем Радзивиллом Рыжим - сватом князя Константина Острожского.

Упомянутый князь поддерживал тесные отношения с литовскими кальвинистами, в которых он видел естественных союзников для сдерживания наступления католицизма. В 1599-м в Вильно (Вильнюсе) едва не заключили соглашение о союзе православных и кальвинистов в противостоянии с "папистами", однако ортодоксально настроенная часть православного духовенства подписание этого документа сорвала.

Кальвинизм на землях Подолья

Если на украинских землях, входящих в ВКЛ, правили кальвинистский бал Радзивиллы, то на "подпольских" - вездесущие Потоцкие. Здесь неформальной столицей кальвинизма стало местечко Пановицы (ныне село Пановцы), что в нескольких километрах от Каменца-Подольского. Многочисленные Потоцкие были "правильными" польскими шляхтичами - ревностными католиками, а вот владелец Пановиц, каменецкий староста Николай Потоцкий (1520-1572) увлекся кальвинизмом.

После смерти Николая Потоцкого местечко унаследовали его сыновья - Ян и Анджей. Ян, как и отец, был горячим сторонником учения Кальвина, а Анджей остался ревностным католиком, как его мать. Номинально Пановицами владели оба брата, но всеми делами заправлял Староста генеральный Подольский, Воевода Брацлавский и Писарь польный коронный Ян Потоцкий. Он и построил на высоком скалистом мысе замок - на пограничном Подолье, страдающем от постоянных татарских набегов, это было жизненной необходимостью.

Уже в 1590-м в пановицком замке открылся кальвинистский коллегиум (высшая школа) с тремя факультетами - философским, теософским и гуманистическим. Для коллегиума, а также начальной школы в замке было построено двухэтажное здание, сохранившееся до сих пор. Для сравнения: в России до своего первого вуза доросли только спустя полтора века.

Одновременно в здании коллегиума открылась первая на Подолье типография. Печатником в Пановицах стал известный мастер Лаврентий Малахович. Ранее он успел поработать в Вильно в кальвинистской типографии Радзивиллов. Малахович успел выпустить восемь наименований книг - по тем временам очень много. Среди них - панегирик учению Кальвина и семь антипапских памфлетов, преимущественно авторства "министра кальвинизма", магистра философии и преподавателя коллегиума Яна Зигровиуса.

Более двух десятилетий под крылышком могущественного покровителя кальвинисты не знали горя. Но в 1609-м король Сигизмуд III решил вмешаться в знаменитую московитскую заварушку, позже названную Великой смутой. Ян Потоцкий, знаменитый еще и как славный воин, ушел на войну и погиб под стенами Смоленска 22 апреля 1611 г.
Вдова и братья покойного идей Кальвина не разделяли. Вскоре из соседнего Каменца в Пановицы заявились иезуиты, получившие, наконец, возможность уничтожить ненавистное гнездо "ереси и скверны". Их сопровождал приличный отряд солдат. Погромного энтузиазма иезуитам придало то обстоятельство, что именно тогда в Пановицах печатали антипапское произведение Яна Зигровиуса Papopompe ("Папская помпезность"), в которой автор обвинял пап-современников не только в служении мамоне, но и в разврате, кровосмешении и содомии.

Содержание Papopompe так досадило церковникам, что в том же 1611-м в Кракове вышла книга-ответ, опровергающая все обвинения Зигровиуса: "Министр предупрежден, а Папа защищен. Ответ на памфлет министра Зигровиуса, названный Papopompe".
Огромную библиотеку коллегиума вместе со свежеотпечатанными экземплярами Papopompe вывезли в Каменец-Подольский, где торжественно сожгли перед ратушей.

Памфлет Papopompe стал не только последней книгой Пановицкой типографии, но и последним протестантским изданием, увидевшим свет на территории "старой" Украины.
После изгнания кальвинистов в здании коллегиума и типографии специально, чтобы унизить предшественников, обустроили конюшни, а местную кирху превратили в часовню.

Так что история Реформации на территории ренессансной Украины была не менее захватывающей, чем в Западной Европе.

Дмитрий Полюхович

"Делова столица", 3 ноября 2019