Украинское православие и украинский проект

31 мая 2014, 18:53 | Религиоведение-дайджест | 0 |   | Код для блога |  | 

Виктор Еленский

Pro et Contra, том 17, №3-4, май-август 2013

Накануне горбачёвских реформ Украина была республикой с наибольшей в СССР концентрацией православных общин (из шести тысяч общин, существовавших в Советском Союзе, четыре тысячи приходилось на Украину) и с самым многочисленным в Европе религиозным подпольем (прежде всего украинские греко-католики, а также десятки тысяч пятидесятников, свидетелей Иеговы, баптистов-инициативников и др.). Закрытые партийные отчеты сообщали об усиливающемся интересе к религии, растущей популярности религиозных программ «вражеских радиоголосов», увлечении религиозной литературой и обрядностью, все более уважительном отношении к церкви и неприятии «атеистического воспитания». Распространенным явлением вновь стал отказ от работы в дни двунадесятых праздников — тех, что приходятся на будни; в целом ряде сел Западной Украины попытки властей воспрепятствовать верующим молиться в «снятых с регистрации» церквах приводили к открытым столкновениям. Даже по официальным, чрезвычайно заниженным данным церковь в этот период крестила свыше четверти новорожденных и провожала в последний путь большинство умерших; стремительно росло число крещаемых школьников и взрослых. Верующие требовали разрешить им открыть закрытые в предыдущие годы храмы; ходатайства об этом сотнями поступали в Киев и Москву.

Меняются настроения интеллигенции: на смену «шестидесятникам», в большинстве своем индифферентным к религии, приходит поколение, не верящее в растоптанные сталинистами идеалы «комиссаров в пыльных шлемах». Оно напряженно всматривается в сферы, неведомые его предшественникам, и обнаруживает, как писал погибший в советской тюрьме правозащитник Валерий Марченко, что «область Духа — это явление, до сих пор нам неизвестное и загадочное... Для сознательных украинцев — это щедрый дар, обязательно принесущий плоды».

Мощной движущей силой религиозного возрождения 1970—1980-х годов становятся украинские греко-католики. Вместе с консолидацией греко-католических священников, монахов и монахинь, «невоссоединенных» после 1946-го с Русской православной церковью, происходит и «тихая украинизация» Православия теми, кто все-таки в него перешел. Результаты этого в полную силу проявятся на рубеже 1980—1990-х, когда вышедшие из подполья греко-католики обнаружат в крае, где до Второй мировой войны почти не было православных приходов, многочисленную православную общину, провозгласившую, что «Москва нам не мать, но и Рим — не отец». …

Полный текст статьи

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

    Мониторинг СМИ

    Последние комментарии

    • fedirtsiv | 24 июня 2018, 15:50

      Церкви активно намагаються навести потрібні мости з чиновниками, щоб забезпечити свої інтереси, забуваючи, що є невіруючі люди та віряни з іншими поглядами на певні теми, котрі зараз духовенством

    • Ігор Зенькович | 24 июня 2018, 12:26

      "Говорили, балакали, сіли та заплакали"

    • Ігор Зенькович | 23 июня 2018, 17:11

      І шо воно лепече з перестраху, що заберуть корито.

    • Aquinatus | 23 июня 2018, 16:10

      Томос уже написан, но не под Филарета и не под УПЦ МП: у разі об'єднання усіх гілок Православ'я у єдину організацію, цей томос набуває чинності... Вселенская патриархия готовит создание третьей

    • Agiopolis | 23 июня 2018, 15:55

      Пропозиція одна - відкласти Томос (пообіцяють підключення упц мп до переговорів з іншими православними і навіть обєднання) поки кремль не захопить Київ (про що вони звісно не скажуть)