Украинское православие и украинский проект

31 мая 2014, 18:53 | Религиоведение-дайджест | 0 |   | Код для блога |  | 

Виктор Еленский

Pro et Contra, том 17, №3-4, май-август 2013

Накануне горбачёвских реформ Украина была республикой с наибольшей в СССР концентрацией православных общин (из шести тысяч общин, существовавших в Советском Союзе, четыре тысячи приходилось на Украину) и с самым многочисленным в Европе религиозным подпольем (прежде всего украинские греко-католики, а также десятки тысяч пятидесятников, свидетелей Иеговы, баптистов-инициативников и др.). Закрытые партийные отчеты сообщали об усиливающемся интересе к религии, растущей популярности религиозных программ «вражеских радиоголосов», увлечении религиозной литературой и обрядностью, все более уважительном отношении к церкви и неприятии «атеистического воспитания». Распространенным явлением вновь стал отказ от работы в дни двунадесятых праздников — тех, что приходятся на будни; в целом ряде сел Западной Украины попытки властей воспрепятствовать верующим молиться в «снятых с регистрации» церквах приводили к открытым столкновениям. Даже по официальным, чрезвычайно заниженным данным церковь в этот период крестила свыше четверти новорожденных и провожала в последний путь большинство умерших; стремительно росло число крещаемых школьников и взрослых. Верующие требовали разрешить им открыть закрытые в предыдущие годы храмы; ходатайства об этом сотнями поступали в Киев и Москву.

Меняются настроения интеллигенции: на смену «шестидесятникам», в большинстве своем индифферентным к религии, приходит поколение, не верящее в растоптанные сталинистами идеалы «комиссаров в пыльных шлемах». Оно напряженно всматривается в сферы, неведомые его предшественникам, и обнаруживает, как писал погибший в советской тюрьме правозащитник Валерий Марченко, что «область Духа — это явление, до сих пор нам неизвестное и загадочное... Для сознательных украинцев — это щедрый дар, обязательно принесущий плоды».

Мощной движущей силой религиозного возрождения 1970—1980-х годов становятся украинские греко-католики. Вместе с консолидацией греко-католических священников, монахов и монахинь, «невоссоединенных» после 1946-го с Русской православной церковью, происходит и «тихая украинизация» Православия теми, кто все-таки в него перешел. Результаты этого в полную силу проявятся на рубеже 1980—1990-х, когда вышедшие из подполья греко-католики обнаружат в крае, где до Второй мировой войны почти не было православных приходов, многочисленную православную общину, провозгласившую, что «Москва нам не мать, но и Рим — не отец». …

Полный текст статьи

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

    Мониторинг СМИ

    Последние комментарии

    • Магадан | 20 февраля 2018, 20:16

      Не треба з"їзджати з теми, краще поясніть чому укр.патріоти зростаються з сирійськими , і кавказькими терористами , які вбивають в т.ч. мирних християн. У нас же всі праві партії заявляють про

    • velovs@ukr.net | 20 февраля 2018, 10:33

      Я так гадаю, що також і деяким - затято-"каноническим" тролям-провокаторам - адептам "русского мира" (тобто проімперської "5-ї колони" в Україні), слід чітко визначися:

    • velovs@ukr.net | 20 февраля 2018, 10:19

      "Я знаю о. Всеволода Чапліна особисто і дуже жалкую, що така талановита людина у своїх поглядах могла так далеко відійти від Христа. Фактично, те що він проповідує – це класичний фашизм."

    • Магадан | 19 февраля 2018, 20:48

      "Очолить її підконтрольний Кремлю муфтій Криму Еміралі Аблаєв" якісь явно не журналістські у вас висловлювання, які очивидно ображають сотні тисяч кримських татар. Почитайте його біографію.

    • Магадан | 19 февраля 2018, 20:07

      А за день до цієї події головний редактор "патріотичного" сайту Цензор.Нет Юрій Бутусов написав некролог по іншому убитому дагестанському бойовику. Цікаво чи є вже в його фейсбуці некролог

    Популярные статьи месяца