Исследователи об исследуемых. Киевский семинар по мормонам

30 октября 2013, 09:01 | Религиоведение-дайджест | 0 |   | Код для блога |  | 

Ольга РЕМЕЗ

"Религия в Украине", 29 октября 2013

28 октября 2013 года, в рамках VI Форума «Пространство гуманитарной коммуникации», в гуманитарном корпусе НПУ имени М.П. Драгоманова прошел семинар «Религии современности: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней». Организаторами мероприятия выступили кафедра культурологи НПУ имени М.П. Драгоманова и Молодежная ассоциация религиоведов, при поддержке Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (ЦИХСПД). В семинаре участвовали религиоведы Украины и России, а также представители Киевского Украинского кола ЦИХСПД.

Начало семинара традиционно открылось вступительными словами организаторов мероприятия. Ими же было замечено, что это уже второе мероприятие подобного рода. В 2009 г. в том же университете была проведена конференция «Современные религии: вера бахаи» с участием крупного британского исследователя бахаи Муджана Момена. Как исследователями, так и представителями Церкви отмечалось, что это одно из первых мероприятий такого высокого академического уровня, полностью посвященное вероучению, принципам и организации Церкви, основанное на дискуссии между учеными и последователями ЦИХСПД. Целью данного семинара как раз и было разрушение стереотипов относительно мормонов, создание конструктивного диалога между исследователями и последователями мормонизма, углубление познания исследователей об этом относительно новом религиозном движении.

Первым с приветственным словом выступил президент Киевского Украинского кола ЦИХСПД Кирилл Похилько. Он обратил внимание, что такие встречи помогают преодолеть разногласия и недосказанности в общественном понимании религии вообще и мормонизма в частности.

Следующим напутствующим словом была речь доцента кафедры культурологии НПУ им. М.П. Драгоманова, кандидата философских наук Виталия Хромца. Он говорил о том, что одним из главных принципов кафедры, выпускающей специалистов в области культурологии и религиоведения, является позиция непосредственного общения с объектом исследования, так как это помогает его непредвзятому изучению и пониманию.

По словам религиоведа, «чтобы разрушить стереотипы, нужно изучать религию из уст самих представителей веры».

Собственно семинар начался с доклада ведущего научного сотрудника Института Европы РАН, кандидата философских наук Романа Лункина, отметившего, «что проведение такого рода семинара в России, было бы достаточно смелым, ярким и запоминающимся событием в научной среде». Исследователь считает, что среди общественности, и даже в сфере науки, существует предвзятое, иногда резко негативное отношение к членам ЦИХСПД, хотя последнняя представлена во всех регионах России.

Для россиян характерно считать как мормонов, так и другие религиозные протестантские течения, «западными», и от этого происходит ярлык — «враг народа». Хотя, с другой стороны, активная социальна работа и большое количество искусных миссионеров меняют отношение к этой конфессии и ломают стереотипы. Для исследователей религии остается загадкой, как при таком критическом образе в массовом и научном сознании мормоны достаточно интенсивно развиваются.

В докладе Маргариты Ефремовой-Лукечи, директора Международного информационного агентства «IntelNews», редактора журнала «Женщина. Бизнес. Общество» была высказана точка зрения, согласно которой вероучение мормонов, имея свои корни в христианской традиции, как бы «обновляет» христианство, давая ему новый толчок и новую жизнь. Главным образом это осуществляется через слово, через новые Священные тексты, которые, по учению мормонов, были даны Богом пророку Джозефу Смиту.

Докладчица подчеркнула, что через слово человеку передается множество информации и что оно сопровождает человека с первых дней его жизни. Мормоны, по ее мнению, являются одним из самых молодых и перспективных течений, поскольку «придание свежести устаревшему христианству» у них происходит именно через слово.

Павел Костылев, старший научный сотрудник философского факультета МГУ им. М.П. Ломоносова, главный редактор портала «Религиозная жизнь» и ассоциированный член Молодежной ассоциации религиоведов, в своем докладе «ЦИХСПД в российских СМИ» выделил несколько типов сообщений, которые чаще всего встречаются при упоминании мормонов. Среди них:

1) социальная деятельность мормонов в разных регионах;

2) информация о строительстве «культовых» зданий, имеющая часто негативную окраску (например, «мормоны обосновались в детском саду»);

3) чрезмерно положительные упоминания, которые создают слишком «позитивный» образ, т.е. практически пропагандируют мормонизм и тем самым оставляют негативное впечатление;

4) миссионерская деятельность мормонов;

5) упоминания, поданные как юридически неправильные (вершиной этого творчества, очевидно, можно считать сообщение «Настоятельно рекомендуем сообщать в правоохранительные органы о мормонах»).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что поскольку люди часто неразборчивы в источниках информации, СМИ создают некорректный образ ЦИХСПД в общественном сознании, в том числе среди образованных людей, интеллигенции, даже в научных кругах.

Следующий доклад студентки Института философской науки и образования НПУ им. М.П. Драгоманова, волонтера Молодежной ассоциации религиоведов Ольги Ремез был посвящен одному из самых распространенных стереотипов о мормонах — многоженстве. В докладе было показано, что введенная в 1831 г. основателем ЦИХСПД Джозефом Смитом практика многоженства была отменена в 1890 г. четвертым Президентом Церкви Уилфордом Вудраффом. Мормоны верят, что и введение, и отмена многоженства были не личным решением руководителей Церкви, а божественным откровением.

До сегодняшнего дня существует направление мормонов, не отменивших полигамию — это мормоны-фундаменталисты. Последние распространены, главным образом, в США и не имеют к ЦИХСПД прямого отношения, являясь самостоятельным течением, которое образовалось на фоне учения Дж. Смита. На данный момент Святые последних дней имеют моногамные воззрения на семью, верят в вечность брака и необходимость его «запечатывания» в храме, выступают защитниками традиционной семейной морали и противниками однополых связей.

Внимание к образованию женщин в ЦИХСПД было уделено в докладе преподавателя кафедры культурологии НПУ имени М.П. Драгоманова, члена Молодежной ассоциации религиоведов Анны Марии Басаури Зюзиной. Она подчеркнула, что одной из главных ценностей мормонов является семья, а основной функцией женщин-мормонов ­— воспитание детей. Таким образом, образование женщин рассматривается членами Церкви, прежде всего, как средство наилучшего выполнения своих материнских функций. В то же время получение образования всегда приветствуется Церковью.

В 2001 г. даже был создан специальный фонд, который выдает ссуды малообеспеченным членам Церкви для получения максимально хорошего образования, чтобы, в свою очередь, предоставить им в будущем возможность обеспечить себе более достойный уровень материального благосостояния. Все это приводит к тому, что людей с высшим образованием среди мормонов приблизительно на 20 % выше, чем в США в целом. Женщины, которым позволяет материальное положение, даже получив высшее образование, перестают работать после рождения детей. Декретный отпуск, длящийся несколько лет, снижает профессиональную квалификацию женщин, что, в свою очередь, делает их неконкурентоспособными по сравнению с мужчинами.

Студентка Института переподготовки и повышения квалификации НПУ им. М.П. Драгоманова Татьяна Мухоморова посвятила свой доклад сценариям обращения в Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Основную массу обращенных составляют люди, которых привели миссионеры, но есть также и те, кто пришел в Церковь благодаря близким людям.

Анкетирование и интервью, проведенные исследователями, показали, что для основной массы обращенных ­мормонизм является их первой религией. Конечно, из этого правила есть и исключения, например, исследовательница, выявила среди мормонов бывшего старообрядца. Одному из респондентов на момент прихода в Церковь было уже 80 лет, а до своего обращения он чуть ли не всю жизнь боролся с религией. Важно заметить, что большинство обращенных, потеряли свой прошлый круг общения, обретя в Церкви новых друзей, некоторые только частично сохранили прошлые социальные связи.

Вице-президент Молодежной ассоциации религиоведов, кандидат философских наук Олег Киселев на основании проведенных интервью рассказал о практике выхода из Церкви мормонов. Основным исследовательским вопросом был: «Почему члены ЦИХСПД становятся неактивными?»

Выделяя семь разных показателей (обращение, вера в Бога, выполнение предписаний Церкви и т.д.) докладчик подтвердил два тезиса предыдущего выступления. А именно: в Церковь мормонов обращаются, прежде всего, благодаря усердной работе миссионеров, и большинство обращенных не были до этого последователями иных религий. Что объединяет всех опрошенных, так это непринятие ими Джозефа Смита как пророка, а Книгу Мормона как богооткровенное, священное писание.

Семинар проходил не только в формате презентации докладов, но и активного их обсуждения. Как уже отмечалось, на мероприятии присутствовал сам президент Украинского Киевского кола К. Похилько, а также директор Совета по связям с общественностью Валерий Ставиченко и его заместитель Катерина Сердюк. Представители Церкви часто поясняли вероучение и позицию мормонов, что сделало семинар не только площадкой для обмена религиоведами результатов своих исследований, но и для налаживания конструктивной коммуникации с носителями религиозной традиции. Высокая эффективность семинара в таком формате предполагает проведение подобного мероприятия в следующем году.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

    Мониторинг СМИ

    Последние комментарии

    • velovs@ukr.net | 21 ноября 2017, 18:22

      То були, як кажуть, суто земні (видимі) події... А от, з іншого - і саме ДУХОВНОГО (невидимого) - виміру теж дещо ясно і логічно відчуваємо. Й, зокрема, що впродовж, в усякому разі, 13 останніх років

    • velovs@ukr.net | 21 ноября 2017, 18:01

      Якщо добродійні справи чиняться НЕ з ЧИСТИМ і ЩИРИМ серцем, а, скажімо, з прихованими намірами отримати від них якийсь певний зиск і "прибуток" (приміром, у такий спосіб

    • enzian | 21 ноября 2017, 17:37

      Був храм - тепер буде барліг диявола.

    • Марія Гунчак | 21 ноября 2017, 15:25

      Ну хоч прикінці світу Патріарше роздай своє багатство хворим,кульгавим,сиротам і вдовам в цьому побачиш хоч якесь спасіння,хоть щось побожому зроби.

    • dutchak1 | 21 ноября 2017, 14:59

      трачиння в нього в голові ще й спарував його Бог з таким же як і він

    Популярные статьи месяца