• Главная
  • Мониторинг
  • Социология конфликта: межконфессиональные отношения в Западной Украине на рубеже 1980-90 годов (окончание)...

Социология конфликта: межконфессиональные отношения в Западной Украине на рубеже 1980-90 годов (окончание)

30.12.2010, 12:16

Общественное мнение населения западных областей Украины о переименовании Украинского Экзархата в Украинскую Православную Церковь, о расширении прав православных общин, о деятельности УГКЦ и УАПЦ, о проблеме перераспределения храмов, о конфессии, наиболее полно выражающей национальные интересы украинского народа...

Общественное мнение населения западных областей Украины - о переименовании Украинского Экзархата в Украинскую Православную Церковь, о расширении прав православных общин, о деятельности УГКЦ и УАПЦ, о проблеме перераспределения храмов, о конфессии, наиболее полно выражающей национальные интересы украинского народа...

Окончание, начало см. здесь

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ  
СОСТОЯНИЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНЫХ ОБЛАСТЕЙ УКРАИНСКОЙ ССР

(по материалам социологических исследований)

3. Общественное мнение населения западных областей Украины о деятельности УАПЦ

В своей деятельности активисты УАПЦ вольно или невольно тесно смыкаются с греко-католиками, заявляя вслед за ними, что РПЦ на Украине являлась орудием русификации и духовного порабощения украинского народа. В то же время автокефалисты во многом приобрели авторитет и влияние среди своих сторонников на волне противоборства РПЦ и УГКЦ, выдавая себя за единственную силу, способную отстоять интересы православия на западе Украины перед надвигающейся опасностью латинизации верующих со стороны греко-католиков, проводников интересов Папского Престола.

Как уже отмечалось, Архиерейский Собор РПЦ в январе 1990 г. в целях консолидации сил последователей православия на Украине принял решение о расширении прав общин Православной Церкви на Украине и переименовании Украинского Экзархата в Украинскую Православную Церковь, находящуюся в юрисдикции Московского Патриархата. Действенность этой акции мы попытались определить в своем исследовании.

Оказалось, что только 44% опрошенных в марте-апреле 1990 г. на территории Западной Украины положительно оценили это решение, 15% отнеслись к нему безразлично, 27% - отрицательно, 16% затруднились дать оценку этому факту[1].

Результаты опроса свидетельствуют также о том, что в условиях острого противоборства конфессий на территории региона данное решение так или иначе затронуло интересы конфликтующих сторон. Если среди последователей УПЦ положительно оценили это решение 64% респондентов, 11% отнеслись к нему безразлично, 5% - отрицательно, а 18% затруднились ответить, то среди сторонников УГКЦ наблюдалась совершенно противоположная картина, так как соответствующие данные у них выглядели следующим образом: 17, 11, 61 и 11%. Результаты же, полученные по этому вопросу среди последователей УАПЦ, заняли промежуточное положение между двумя первыми конфессиями и составили соответственно 47, 13, 31 и 7%. Нетрудно заметить, что позиции УПЦ и УАПЦ по данному вопросу более близки друг другу[2], нежели позиции УАПЦ и УГКЦ, разница между которыми очень существенна[3] как в положительных, так и в отрицательных оценках этого явления, и составляет 30%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данной акцией Архиерейскому Собору РПЦ удалось в некоторой мере на уровне сознания консолидировать ряды православных перед угрозой со стороны греко-католиков. Однако практическое значение этого акта для консолидации православия на западе Украины оказалось незначительным, что показало дальнейшее развитие событий, в особенности во Львовской и Ивано-Франковской областях, когда большинство храмов РПЦ было захвачено греко-католиками, а затем и официально передано им местными властями. Противодействие же этому со стороны последователей православия было слабо организованным и не получило широкого общественного резонанса и поддержки в отличие от греко-католиков, которых и после захвата храмов средства массовой информации в большинстве своем по инерции представляли как сторону, хотя и противоправными методами, но борющуюся за восстановление своего исторического права на существование.

Раскол, произошедший в рядах православия на Украине, естественно, не способствовал росту его авторитета в общественном мнении, а в практическом плане в ряде мест (например, во Львове и Ивано-Франковске) привел к значительной утрате его влияния среди населения, так как православные фактически остались там без храмов и приходов.

О том, что этот раскол существенным образом влияет на расстановку сил в западных областях Украины, говорит относительно невысокий рейтинг, который получила среди опрошенных УПЦ, так как, отвечая на вопрос: "Какое из двух направлений в украинском православии вызывает у Вас большую симпатию?", только 29% респондентов назвали УПЦ, а 35% отдали предпочтение УАПЦ. При этом 22% опрошенных заявили, что ни то, ни другое направление в украинском православии симпатии у них не вызывает. 13% затруднились ответить на этот вопрос.

В этом отношении, как, впрочем, и по многим другим позициям, более благоприятно для УПЦ складывается ситуация в Тернопольской области. Здесь 38% опрошенных отдали предпочтение УПЦ и лишь 28% - УАПЦ. Во Львовской же области ситуация противоположна, так как здесь соответствующие показатели составили 25 и 37%[4]. Характерно, что 55% респондентов из числа греко-католиков вообще не симпатизируют православным, 30% из них заявили, что относятся с большей симпатией к УАПЦ и лишь 6% - к УПЦ.

Национальность респондентов, в свою очередь, тоже повлияла на результаты ответов по данному вопросу. Среди русских, принимавших участие в опросе, больше симпатизирующих УПЦ (45%), чем среди украинцев (28%), И, наоборот, больше респондентов из числа украинцев (37%) симпатизируют УАПЦ и значительно меньше - среди русских (14%).

Дальнейшая демократизация нашего общества, разработка нового законодательства о свободе совести и религиозных организациях, стремление к организационному оформлению новых или ранее официально не признанных конфессий еще полгода назад поставили на повестку дня вопрос о возможной легализации УАПЦ. В ходе опроса мы попросили респондентов выразить свое отношение к этой проблеме.

Около половины (49%) опрошенных на территории западных областей Украины положительно отнеслись к возможности реализации этой идеи на практике, 18% - отрицательно, 16% - безразлично и 13% - затруднились ответить на вопрос. Причем во всех областях региона полученные данные от приведенных выше средних значений существенно не отклонились[5].

Конфессиональная и национальная принадлежность респондентов и в данном случае внесла существенные изменения в результаты опроса. Так, опрошенные последователи УПЦ отнеслись более терпимо к возможности легализации УАПЦ (при 47% положительных оценок лишь 12% отрицательных), нежели респонденты из числа греко-католиков (соответственно 31 и 34%). В свою очередь, большую лояльность по отношению к УАПЦ в данном вопросе проявили респонденты украинской национальности (51% положительных оценок) в отличие от русских (всего 32% положительных ответов). Таким образом, можно сделать вывод о том, что идея легализации УАПЦ в марте-апреле с.г. уже пользовалась среди населения региона довольно значительной поддержкой.

Происходящий в последнее время бурный рост национального самосознания целого ряда народов нашей страны, сопровождающийся их стремлением к национальному самоопределению и утверждению их подлинного государственного суверенитета, стремлением к установлению между ними качественно новых, более справедливых взаимоотношений на основе общечеловеческих ценностей, со всей очевидностью показал, что религии в этих процессах отведена одна из главных ролей в поисках межнационального согласия и компромиссов при разрешении возникающих в межнациональных отношениях противоречий и конфликтов.

Все это не могло не отложить свой отпечаток на общественное мнение населения региона в том, деятельность какой конфессии наиболее полно выражает национальные интересы украинского народа. С этим вопросом мы и обратились к респондентам. На то, что УГКЦ полнее других конфессий выражает национальные интересы украинского народа, указало менее трети опрошенных. Точно такое же число респондентов в качестве главной выразительницы интересов украинского народа назвало УПЦ, а 26% - УАПЦ. 6% опрошенных полагают, что эти интересы не выражает ни одна из конфессий, а 11%, напротив, считают, что их выражают в равной мере все конфессии[6].

Только 33% респондентов украинской национальности назвали УГКЦ истинной защитницей национальных интересов украинского народа. Большинство же из них отдают предпочтение в этом вопросе православию (УПЦ - 30%, УАПЦ - 28%). Во Львовской области предпочтение греко-католикам отдали лишь 36% опрошенных, а в Ивано-Франковской и того меньше - 33%, не говоря уже о Тернопольской области, где этот показатель составил всего 16%.

Во всех этих областях приоритет в выражении украинских национальных интересов большинством опрошенных был в целом отдан православию. Во Львовской области способности выражать национальные интересы украинцев УПЦ отдали предпочтение 26% респондентов, а УАПЦ - 28%, в Ивано-Франковской области соответственно 30 и 27%, а в Тернопольской - 46 и 21%.

В этой связи отметим еще один момент, затрудняющий деятельность греко-католиков, направленную на утверждение в общественном мнении образа УГКЦ как истинно украинской церкви. Речь идет о подчинении УГКЦ Папскому Престолу и как следствие этого подчинения возможности латинизации украинского населения. Такая перспектива явно не соответствует национальным чувствам украинцев, на волне которых, по сути, и активизирует свою деятельность УГКЦ. Здесь заложено еще одно внутреннее противоречие греко-католицизма. Оно заключается в том, что среди украинцев преобладает точка зрения о необходимости утверждения независимости УГКЦ от Римско-Католической Церкви. Так считают 35% опрошенных украинцев. С подчинением УГКЦ Папскому Престолу согласились только 28% из них (остальные затруднились ответить). Совершенно иное представление о взаимоотношениях Ватикана и УГКЦ доминирует среди греко-католиков. Большинство последователей УГКЦ (61%) уверены в необходимости подчинения их церкви Ватикану (15% придерживаются противоположной точки зрения). Таким образом, социологические данные свидетельствуют, что в рядах греко-католиков нет единого мнения по такому важному вопросу, как УГКЦ следует строить свои взаимоотношения с Ватиканом. Думается, что непопулярность среди украинцев подчинения УГКЦ Папскому Престолу в какой-то мере обусловливает разногласия греко-католиков по данному вопросу.

Несправедливость по отношению к православным, совершившаяся недавно во Львове и Ивано-Франковске, стала возможной, по всей видимости, из-за глубокого раскола православия на Украине, когда в нем существуют два противоборствующих течения, между которыми отсутствует всякая координация действий, вследствие чего происходит утрата позиций православия на западе республики и создаются условия для установления там духовной монополии греко-католицизма.

4. Общественное мнение населения западных областей Украины о легализации деятельности УГКЦ

В настоящее время вопрос о легализации деятельности УГКЦ уже решен положительно. Такое решение в марте-апреле 1990 г. (когда проводилось исследование) поддерживало большинство населения во всех трех областях Западной Украины: во Львовской области 54% опрошенных отнеслись положительно к возможности легализации деятельности УГКЦ, 13% - безразлично, 11% - затруднились выразить свое отношение к этой проблеме, и только 20% отнеслись отрицательно[7]; в Тернопольской области соответственно 35, 13, 12 и 34%, а в Ивано-Франковской области - 44, 19, 9 и 26%. В среднем на территории трех областей Западной Украины 72% трудящихся в целом лояльно отнеслись к легализации УГКЦ (47% - положительно, 14% - безразлично, 11% затруднились ответить). Даже в Одесской области лишь 27% респондентов выразили свое негативное отношение к легализации этой церкви (правда, положительное отношение высказало еще меньшее число респондентов - 17%). Таким образом, идею легализации УГКЦ активно поддерживало в то время около 50% населения Западной Украины, а с учетом пассивно поддерживающих эта доля достигала 70% опрошенных. Итак, общественное мнение было явно на стороне УГКЦ.

Негативное отношение к легализации УГКЦ не было популярно и среди представителей УПЦ и УАПЦ: 34% последователей УПЦ и 25% - УАПЦ были против легализации УГКЦ, положительно отнеслись 21% последователей УПЦ и 49% - УАПЦ. Отметим более благожелательное отношение к легализации УГКЦ со стороны последователей УАПЦ по сравнению с последователями УПЦ.

Чем аргументировали жители западных областей Украины свое положительное отношение к легализации УГКЦ? Перечислим мотивы позитивного отношения в ранговом порядке по степени их значимости для населения.

I место. Эта церковь была насильственно ликвидирована в период сталинских репрессий (31% опрошенных).

II место. Это вероисповедание моего народа (27%).

III место. Легализация восстановит гарантированное Конституцией СССР равноправие вероисповеданий (20%).

IV место. Эта церковь в условиях русификации была единственной истинной хранительницей национальных традиций, культуры, языка (17%).

V место. Эта церковь наиболее последовательно выражает учение Христа (10%)[8].

Как показывают данные, основной мотив, побуждающий людей положительно относиться к легализации УГКЦ, это мотив "политический": желание восстановить социальную справедливость, попранное в сталинское время равноправие конфессий. Желание вполне понятное. Далее идет мотив "национальный", когда греко-католицизм объявляется "национальной религией" и ущемление прав УГКЦ в данном контексте означает ущемление прав нации. Отметим, что греко-католицизм считают вероисповеданием своего народа 29% опрошенных из числа украинской национальности. Их даже больше, чем украинцев-последователей УГКЦ, число которых, напомним, составляет 25%. На последнем месте в ранговом ряду мотивов стоит чисто религиозный мотив: признание УГКЦ наиболее последовательной выразительницей христианского вероучения.

Последователи УПЦ и УГКЦ по-разному мотивировали свое доброжелательное отношение к легализации УГКЦ. Ранговое расположение мотивов положительного отношения у православных полностью совпадает с расположением мотивов среди населения в целом. А вот греко-католики на первое место поставили не "политический", а "национальный" мотив: 73% греко-католиков считают главным мотивом положительного отношения к легализации УГКЦ традиционно национальный характер этого вероучения.

Несмотря на преобладание в общественном мнении населения лояльного отношения к легализации УГКЦ, существует значительная доля людей (около 25%), которые относились к легализации отрицательно. Укажем мотивы их негативного отношения (приведем эти мотивы также в ранговом порядке).

I-II место. Сторонники этой церкви осуществляют антиобщественные экстремистские действия (12% опрошенных),

II-I место. Это националистическая организация, связанная с западными клерикальными центрами (12%).

III место. Это не религиозное объединение, а, скорее, политическая организация (10%).

IV место. Легализация приведет к ослаблению положения на Украине РПЦ, стоящей на позициях интернационализма (9%).

V место. Эта церковь была ликвидирована на законных основаниях посредством самороспуска и добровольного присоединения к РПЦ (7%)[9].

Как мы видим, правомочность самоликвидации УГКЦ пользуется наименьшей популярностью среди мотивов негативного отношения к легализации УГКЦ. Главным аргументом противников легализации является неблаговидная, с их точки зрения, политическая и националистическая деятельность последователей УГКЦ, допускающая использование антиобщественных экстремистских способов отстаивания своих интересов. Отметим, что последователи УПЦ на первое место в ранговом ряду мотивов негативного отношения к легализации УГКЦ поставили именно антиобщественные экстремистские действия ее сторонников (22% последователей УПЦ). Такая позиция противников легализации УГКЦ среди сторонников УПЦ, по всей видимости, была обусловлена тем, что на момент опроса греко-католики уже захватили несколько храмов УПЦ.

5. Общественное мнение населения западных областей Украины по проблеме перераспределения храмов

Авторов исследования интересовало, какую поддержку среди населения имели насильственные действия греко-католиков по захвату храмов, находившихся ранее в пользовании УПЦ. Опрос показал., что лишь 15% респондентов одобрили подобные действия (во Львовской области - 21% опрошенных, в Ивано-Франковской - 11%, в Тернопольской - 7%). Равнодушных к экстремистским действиям активистов УГКЦ оказалось мало - 3% опрошенных. Абсолютное же большинство жителей Западной Украины (62%) осудили эти антиобщественные акты. Причем такое негативное отношение к насильственным действиям греко-католиков преобладает в общественном мнении населения всех трех исследованных областей: во Львовской области негативно оценили практику захвата храмов 57% населения, в Ивано-Франковской - 69%, в Тернопольской - 68%. Итак, общественное мнение было явно на стороне православных общин. Среди национальных групп региона особенно резко отрицательно к практике захвата храмов отнеслись русские - 84% опрошенных. (Для сравнения: среди украинцев - 60%.) Но в целом позиции украинцев и русских по этому вопросу совпадали. Даже среди последователей УГКЦ насильственный захват храмов не пользовался всеобщей поддержкой. Хотя здесь была зафиксирована наибольшая доля людей (45%), которые одобрили действия экстремистов. Число поддерживающих практику захвата храмов среди греко-католиков в два раза превышает численность людей, осуждающих подобные действия (таковых среди последователей УГКЦ оказалось всего 21%). Таким образом, к сожалению, можно констатировать, что практика захвата православных храмов, несмотря на разногласия греко-католиков по данному вопросу, в целом пользовалась поддержкой в той или иной мере около 80% последователей УГКЦ. Отметим, что основной мотив их одобрительного отношения к насильственным действиям заключался в интерпретации актов захвата как действий, восстанавливающих справедливость.

Среди последователей других конфессий (УПЦ и УАПЦ) доля людей, положительно отнесшихся к незаконным действиям греко-католиков, составила всего 7 и 13% соответственно. Осудили подобные действия 73% сторонников УПЦ и 68% сторонников УАПЦ[10]. Как мы видим, насильственные действия греко-католиков были с одобрением встречены только ими самими, все остальные категории населения были против. Однако противодействие большинства было пассивным, они не сумели в данном случае ничего противопоставить активному греко-католическому меньшинству.

В противовес действиям экстремистов священнослужители УПЦ обращались к местным органам власти с просьбой не регистрировать те греко-католические общины, которые силой захватили православные храмы. Такая позиция политического руководства означала бы отрицательное отношение властей к практике захвата храмов. Как известно, местные органы власти не откликнулись на просьбу УПЦ. Более того, эта просьба оставила равнодушным большинство населения региона, даже тех, кто осуждал насильственные действия греко-католиков. Здесь еще раз сказалась пассивность и непоследовательность позиций противостоящих экстремизму сил. (В данном случае на общественное мнение, видимо, сильное воздействие оказала массированная пропагандистская кампания, развязанная в советских и зарубежных средствах массовой информации в поддержку идеи официального признания УГКЦ.) В среднем только 32% жителей Западной Украины поддержали просьбу священнослужителей УПЦ, 46% - не поддержали. Наименьшее сочувствие к УПЦ по данному вопросу проявили жители: Львовской области, из них 54% были против удовлетворения просьбы священнослужителей УПЦ (26% - "за").

Сложности с перераспределением храмов выступают как самое наглядное проявление межконфессионального конфликта в регионе. В результате исследования было установлено, что общественное мнение населения по вопросу о том, как надо перераспределять храмы, склоняется не к умеренным, а к крайним точкам зрения на сей счет. Такой "радикалистский" настрой общественного мнения был выгоден сторонникам захвата храмов, так как в условиях резкой поляризации общественного мнения легче найти аргументы в оправдание своих неблаговидных поступков. Итак, в общественном мнении доминировали два крайних взгляда на вопрос о перераспределении храмов: 33% жителей Западной Украины считали, что греко-католикам необходимо вернуть все храмы, ранее принадлежавшие УГКЦ. 25% стояли на противоположной точке зрения, они настаивали на необходимости сохранить все как есть, а греко-католикам передать только недействующие храмы и разрешить им строить новые. Остальные (31% населения) отдали предпочтение различным вариантам более умеренного (и, думается, более справедливого) урегулирования конфликта. Особое беспокойство вызывает отношение последователей УПЦ и УГКЦ к данному вопросу. Здесь противостояние мнений достигало своего предела. Среди последователей УПЦ 42% не хотели ничего передавать УГКЦ, среди последователей УГКЦ 82% хотели вернуть все, что якобы принадлежало им. Украинские автокефалисты заняли промежуточное положение, их мнение разделилось почти поровну: 27% последователей УАПЦ считали, что все действующие храмы надо оставить УПЦ, а 30%, наоборот, все отдать УГКЦ. Трудно было найти компромисс при таком поляризованном общественном мнении и при таком удручающем единодушии греко-католиков по поводу немедленной передачу им всех храмов. Компромисс, как известно, найден не был. А вопрос о перераспределении храмов решался не без помощи местных органов власти преимущественно в пользу последователей УГКЦ.

6. Влияние межконфессионального конфликта на состояние межнациональных отношений в регионе

Развитие межконфессионального конфликта происходит на фоне обострения межнациональных отношений в регионе. Так, 50% жителей Западной Украины указали на то, что отношения между людьми различных национальностей за последние годы ухудшились (5% считают, что улучшились, 30% - не изменились). Особенно чувствительны к ухудшению межнациональных отношений русские: среди них 76% опрошенных указали на ухудшение отношений, среди украинцев - 48%. Причем надо сказать, что население Западной Украины вообще придает большое значение конфликту между УГКЦ и УПЦ в контексте процесса ухудшения отношений между людьми различных национальностей. Этот конфликт, по мнению населения, стоит на втором месте в ранговом ряду причин ухудшения межнациональных отношений в регионе, сразу после трудностей социально-экономического развития. Характерно, что на оценку состояния межнациональных отношений существенное влияние оказала конфессиональная принадлежность респондентов. Комфортнее всего в сложившейся ситуации, видимо, чувствуют себя последователи греко-католицизма, среди которых лишь 22% опрошенных отметили, что межнациональные отношения ухудшились, в то время как среди последователей православных конфессий этой точки зрения придерживалось гораздо большее число респондентов (43% - УАПЦ, 51% - УПЦ).

В этой связи представляет интерес мнение населения о последствиях легализации УГКЦ для развития межнациональных отношений. Большинство жителей западных областей Украины (52%) уверено, что легализация УГКЦ является причиной обострения отношений живущих на территории республики людей различных национальностей. Не видят негативного влияния легализации УГКЦ на состояние межнациональных отношений только 29% опрошенных. Во Львовской области на деструктивное влияние легализации этой церкви указали 45% респондентов, на его отсутствие - 34%; в Тернопольской области соответственно 66 и 16%; в Ивано-Франковской области - 53 и 30%. Среди русских 72% опрошенных считают, что легализация УГКЦ оказывает негативное влияние на развитие межнациональных отношений (14% придерживаются противоположной точки зрения). Среди украинцев - 50 и 30% соответственно.

Продолжая рассматривать межконфессиональный конфликт сквозь призму межнациональных отношений, остановимся на ключевой проблеме современных национальных процессов - проблеме сохранения целостности нашего союзного государства. На момент опроса большая часть респондентов (45%) высказалась за дальнейшее пребывание Украины в составе обновленной союзной федерации, 38%, наоборот, однозначно выступали за выход из состава Союза ССР. По областям голоса сторонников и противников сохранения Союза ССР распределились следующим образом: во Львовской области 34% опрошенных за сохранение Союза, 47% -"против", в Ивано-Франковской соответственно 49 и 37%, в Тернопольской - 66 и 18%[11]. Общественное мнение украинцев, проживающих на территории Западной Украины, по вопросу о целесообразности дальнейшего пребывания республики в Союзном государстве было строго поляризовано: 43% -"за", 41% - "против". Среди русских же преобладали сторонники сохранения Союза, соответственно 63% -"за", 15% -"против".

Не менее существенное влияние на распределение мнений респондентов по данному вопросу оказала и их конфессиональная принадлежность. Так, среди последователей УГКЦ 78% опрошенных против вхождения Украины в Союз ССР (11% -"за"), УАПЦ - соответственно 58 и 37%, УПЦ - 30 и 43%. Нетрудно заметить, что идеи сепаратизма наиболее широко распространены среди сторонников УГКЦ. В этой связи неслучайным является и тот факт, что тезис о политической реабилитации бандеровского движения получил наибольшую поддержку именно среди греко-католиков, из которых этот тезис поддержали 51% опрошенных и лишь 12% высказались против. Эти показатели среди автокефалистов составили соответственно 37 и 39%, а среди последователей УПЦ - 20 и 44%.

Заключение

Трудно найти такой регион Союза ССР, в котором влияние религиозных организаций на общественную жизнь было бы столь же велико, как на территории западных областей Украинской CCP. Можно уверенностью сказать, что здесь уровень религиозности населения один из самых высоких в стране. По нашим данным, уровень религиозности жителей Западной Украины (т.е. сумма людей верующих и колеблющихся между верой и неверием) составил 86% (55% верующих и 31% колеблющихся)[12]. В этих условиях возникший межконфессиональный конфликт становится важным фактором в политической борьбе различных общественно-политических формирований, которые используют этот конфликт в своих политические целях. Деятельность религиозных организаций независимо от желания их руководителей политизируется, т.е. происходит тесное переплетение политических и конфессиональных интересов. Это означает, что игнорирование со стороны руководства какой-либо из конфессий правил и методов политической борьбы ведет к снижению влияния данной конфессии, ее авторитета среди своих сторонников.

С другой стороны, как бы ни складывалась политическая ситуация, межконфессиональные отношения должны находиться в рамках закона, который обеспечивал бы равные права для деятельности всех конфессий. На наш взгляд, принятый недавно ВС СССР новый Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях" содержит в себе такие гарантии и может стать правовой основой для справедливого разрешения межконфессионального конфликта на Украине, при условии, конечно, что все его участники будут уважать этот закон. К сожалению, в данной ситуации последнее условие не выполняется, поэтому продолжает сохраняться напряженность во взаимоотношениях между конфессиями и возможность дальнейшей эскалации насилия. Тем более что после раскола украинского православия сфера действия конфликта расширяется, его участником становится религиозное население практически всех регионов УССР.

Однако, как показывает исторический опыт, при решении межконфессиональных противоречий ставка на насилие ни к чему хорошему не приводит. Насилие, совершенное по отношению к УГКЦ и УАПЦ в 30-40-х гг., в интересах РПЦ, бумерангом ударило по ней самой через десятилетия. Складывается порочный круг непрерывного насилия, всегда ведущий в тупик. Он должен и может быть разорван, но только не насилием, а примирением, терпимостью и уважением к закону. Об этом следует помнить тем, кто пытается сейчас разрешить проблемы своей конфессии за счет другой, без учета исторических реалий, сложившихся в регионе за последние 40-50 лет, а именно: значительное увеличение последователей православия.

Согласно полученным социологическим данным, большая часть населения западных областей Украины ориентирована на православие. Таким образом, широко распространенное в настоящее время в общественном мнении представление об абсолютном численном преобладании греко-католиков в Западной Украине не соответствует действительности и навязано общественному мнению советскими и зарубежными средствами массовой информации, которые использовали непроверенные данные, а также политическими акциями нового руководства местных Советов. Дезинформация общественного мнения о соотношении последователей УПЦ, УАПЦ и УГКЦ во многом способствовала созданию благоприятной атмосферы для захвата греко-католиками храмов УПЦ и ослабляла противодействие этим насильственным акциям как со стороны православных верующих, так и со стороны широкой общественности.

Существует еще одна причина пассивности населения в деле защиты интересов православия. Украинское православие фактически разделилось на два противоборствующих направления: УПЦ и УАПЦ. Этот раскол объективно ослабляет позиции православия не только на западе, но и на востоке Украины. В настоящее время зафиксирована слабо выраженная тенденция увеличения числа сторонников УАПЦ в основном за счет сокращения численности последователей УПЦ. Усиление позиций УАПЦ, вероятно, происходит на всей территории Украинской ССР, что отражает процесс роста национального самосознания украинского народа, а также популярность среди определенной части украинцев идеи установления полного национально-государственного суверенитета. В настоящее время вряд ли кто обладает достоверной информацией, на основании которой можно было бы определить влияние УАПЦ, УГКЦ, УПЦ на общественно-политическую жизнь Украины в целом. Интенсивность общественно-политических процессов столь высока, что в течение года ситуация в религиозной жизни может значительно измениться. Это в полной мере относится и к регионам, в которых были проведены социологические исследования. Поэтому одним из важнейших условий эффективного разрешения межконфессионального конфликта должна стать организация постоянных социологических исследований по данной проблеме. Оперативное получение социологической информации о настроениях верующих различных конфессий поможет полнее учитывать их интересы при принятии решений, направленных на стабилизацию межконфессиональных отношений на Украине.

Источник: «Религия в СССР», № 12, 1990. – С. 1-25


 

[1] В Одесской области ответы респондентов соответственно распределились следующим образом: 39, 30, 16 и 23%. Большое число респондентов, затруднившихся ответить на данный вопрос, а также безразличных оценок указывает на то, что для населения Одесской области решения Архиерейского Собора РПЦ представляются пока малоактуальными, т.к. там в момент опроса последователи УАПЦ и УГКЦ составили слишком незначительное число, хотя, по сообщениям, зарубежных радиостанций, в Одессе к тому времени уже имелась община УАПЦ численностью более 400 человек, которая добивалась у местных властей регистрации и выделения храма, но ей в этом было отказано.

[2] Хотя и они существенно разнятся как в положительных (17% разницы), так и в отрицательных оценках (26%), что в практическом плане эти позиции не сближало, а, скорее, разъединяло.

[3] Существенные отклонения в оценках - это отклонение в данных более 10%.

[4] Общественное мнение населения Одесской области было на стороне УПЦ, так как лишь 3% опрошенных отдали свои симпатии УАПЦ.

[5] В Одесской области эту идею поддержало лишь 14% опрошенных, 17% отнеслись к ней отрицательно, 35% безразлично, 29% затруднились сформулировать свою позицию.

[6] *В Одесской области подавляющее большинство (66%) респондентов в марте -апреле с.г.. считало, что национальные интересы украинского народа наиболее полно выражает УПЦ. В этой связи только 5% опрошенных назвали УГКЦ, а 3% - УАПЦ.

[7] Заметим, что под воздействием развития политической ситуации в регионе доля противников легализации УГКЦ из года в год уменьшалась. Так, в 1988 г. во Львовской области 3.6% жителей стояли на этой точке зрения, в 1989 г. - 27%, в 1990 г. - 20%.

[8] Здесь в качестве мотивов положительного отношения к легализации УГКЦ респондентам были предложены наиболее расхожие тезисы, взятые из материалов зарубежного радиовещания на СССР и некоторых советских СМИ.

[9] В данном случае в качестве мотивов отрицательного отношения к легализации УГКЦ респондентам были предложены наиболее популярные тезисы, взятые из работ советских ученых-религиоведов, а также из официальных СМИ.

[10] Примечательно, что вопреки стремлениям греко-католиков блокироваться с автокефалистами мнение последователей УАПЦ по вопросу о захвате храмов практически совпадает с мнением прихожан УПЦ. Эти и другие разногласия УАПЦ и УГКЦ, зафиксированные в ходе исследования, позволяют утверждать, что пропагандистский лозунг лидеров УГКЦ об объединении двух конфессий (УАПЦ и УГКЦ) в единую Украинскую Церковь еще не актуализировался в общественном сознании последователей этих конфессий. Хотя в г. Львове недавно предпринята попытка реализовать эту идею на практике путем открытия на территории университетского городка студенческого храма для совместного богослужения греко-католиков и автокефалистов.

[11] В Одесской области голоса распределились следующим образом: 64% опрошенных хотят остаться в составе Союза ССР, 11% - за выход из него.

[12] Для сравнения: в Одесской области этот показатель составил 62% опрошенных (9% верующих, 53% колеблющихся). Несмотря на то что уровень религиозности в Одесской области также довольно высок, однако степень религиозности (т.е. доля верующих среди опрошенных) гораздо меньше, чем в Западной Украине. Это означает, что в Одесской области религиозный фактор оказывает значительно меньшее влияние на развитие общественно-политической ситуации, чем в Западной Украине.

"Релігія в Україні", 30 декабря 2010