Шептицкий out of the box

02.07.2015, 13:21
Шептицкий out of the box - фото 1
О Шептицком трудно говорить стандартными фразами, его поступки были нестандартными, он всегда действовал out of the box [эксклюзивно, вне рамок]. Это был глобальный лидер, и украинцам, греко-католикам Галичины просто повезло, что он родился именно в это время.

Инаугурационная речь на открытии Летней школы «Социальная мысль митрополита Андрея Шептицкого». УКУ, 22 июня 2015 года

О Шептицком трудно говорить стандартными фразами, его поступки были нестандартными, он всегда действовал out of the box [эксклюзивно, вне рамок]. Это был глобальный лидер, и украинцам, греко-католикам Галичины просто повезло, что он родился именно в это время. И хотя в народном рейтинге самых знаменитых украинцев он занимает 55 место – между Василием Стусом и Павлом Полуботком, после Щербицкого, Андрея Шевченко и Олега Блохина, однако вряд ли через 70 лет после их смерти молодые люди будут изучать их наследие. Я считаю, что Шептицкий – наибольший украинец ХХ в. Его наследие только сейчас раскрывается.

– Родился графом, был очень богатым, наверно, как сегодняшние миллиардеры, но стал монахом.

– Василианин, основавший редемптористов, студитов.

– Смелый исследователь.

– Нестандартный игумен.

– Успешный епископ-инноватор.

– Открытый к Востоку и к Западу.

– Щедрый меценат и строитель.

– Праведник своего времени.

Прилбичи, Львов, Краков, Вроцлав, Рим, Мюнхен, Вена, Киев, Москва – это география духовных поисков митрополита в совсем молодому возрасте. Со временем она только будет расширяться. Митрополит Андрей, как теперь модно говорить, мыслил глобально, а действовал локально.

«Австрийский аристократ, которому доверяла власть Габсбургов, польский граф, которого перед Первой мировой войной обвиняли в антиукраинстве, украинский национальный герой, которого подозревали поляки и прославляли украинцы, экуменист, которого знали и уважали западные религиозные круги и к которому с осторожностью относился Ватикан, гуманист, говоривший о варварстве нацистов и спасавший евреев, предатель в глазах советской власти, потому что сотрудничал с нацистами, святой для украинских католиков», – так о Шептицком написал Роберт Магочи в предисловии к книге «Morality and Reality: The Life and Times of Andrei Sheptyts'kyi».

Он сам о себе говорил: «Я, как святой Павел, который для иудеев был иудеем, для греков – греком».

Родился Роман Мария Александр Шептицкий 29 июля 1865 года в селе Прилбичи на Яворщине. Происходил из древнего украинского рода (в XVIII веке трое львовских митрополитов были именно из него, в частности строители собора Св. Юра и митрополичьих палат). Однако в XIХ веке род ополячился и перешел на латинский обряд.

Путешествия и поиски между Востоком и Западом

Молодой Шептицкий вдохновленно искал себя. После учебы в гимназиях Львова и Кракова решил год отдать службе в армии, но заболел скарлатиной и службу не закончил. Изучал право в Кракове, Вроцлаве, Мюнхене и философию – в Вене. Отец будущего митрополита не хотел, чтобы он стал монахом восточного обряда и требовал, чтобы сначала окончил университет.

В 1886 году (21-летним) поехал в Москву, где познакомился с известным русским философом Владимиром Соловьевым, который был сторонником объединения Восточных Церквей с Римом и со временем принял католическое вероисповедание.

Спустя год едет изучать Киев, где осмотрел Киево-Печерскую Лавру, другие монастыри, познакомился с Владимиром Антоновичем, профессором русской истории университета Святого Владимира.

В 1888-м он побывал в Риме, где имел аудиенцию у Папы Льва XIII. Его переход в восточную традицию – это, своего рода, международная афера. Поляки говорили родителям: как это вы пускаете его к тем плебеям, русинам? Но Лев XIII лично благословил этот переход.

Стремительная монашеская и церковная карьера

В этом же году 29 июня вступил в монастырь Василианского ордена в Добромиле. Продолжал учиться в Кракове и Вене, получил научные степени доктора теологии и доктора философии. В 1895 году о. Андрея назначили заместителем настоятеля и библиотекарем, избрали магистром послушников. Кроме того, в монастыре он проводил лекции по классическим языкам для монахов, занимался миссионерской работой. В 1896-м стал игуменом монастыря св.Онуфрия во Львове. Он хорошо понимал важность коммуникации с миром – в 1897 году благодаря Шептицкому вышел в свет первый номер религиозного журнала «Миссионер» тиражом 10 тыс. экземпляров (такой тираж – мечта для современных религиозных изданий).

17 сентября 1899 года стал епископом Станиславским.

17 января 1901 года – митрополитом Львовским.

Праведник своего времени

На его митрополичью каденцию выпали наибольшие испытания. Две мировые войны, польско-украинское противостояние, межвоенное беспокойство. Митрополит пытался найти ответ на эти социальные и политические вызовы. На протяжении его деятельности во Львове между 1901 и 1944 годами в Галичине 7 раз менялись хозяева: австрийцы, русские, украинцы, поляки, советы, немцы и снова советы. Его «светлая сообразительность» (Гринчишин) помогла ему сделать невозможное – не просто сберечь Церковь и народ, а развить ее и заложить потенциал, помогший пережить подполье.

Церковь

Поднимает Греко-Католическую Церковь на высший уровень, соответствующий вызову ХХ века. Он не стыдится ее восточного прошлого, берет лучшее от Запада.

Был основателем орденов и общин. В 1904 году основал орден св. Теодора Студита в Скнилове под Львовом. Написал монашеские правила «Типікон». В 1913 году пригласил в Галичину орден редемптористов, принявших восточный обряд, среди которых были голландцы и бельгийцы. Они выучили украинский язык и работали для нашей Церкви, воспитав достойных монахов-украинцев, среди которых стоит вспомнить Николая Чарнецкого. Основал также женские монастырские общины сестер студиток, Милосердия, Пресвятой Семьи, св. Иосифа, священномученика Иосафата.

Давать жизнь не только традиционным структурам, но и заимствовать новые модели, новые стимулы в церкви.

23 февраля 1929 года митрополит Андрей провозгласил основополагающую Грамоту Греко-Католической Богословской Академии во Львове, а 6 октября того года начались в ней занятия. Хочу подчеркнуть, что Шептицкий целенаправленно воспитывал Слипого на ректора, и таки ему удалось этого достичь – сперва в Риме, а в 2002 году – уже и в Украине. Митрополит Андрей планировал превратить Богословскую Академию в Украинский католический университет, в котором были бы еще факультеты права и медицины (последний должен был быть создан на базе Народной больницы на ул. Скарги, теперь Озаркевича). Для материального обеспечения академии митрополит Андрей передал ей имение в Яхторове. Для оздоровления и отдыха академиков и семинаристов создан дом для отдыха на Майоровке под Львовом.

Его поступки, которые развивали УГКЦ, порой были очень смелыми и рискованными. Перед самой ссылкой в Россию в гостинице в Киеве рукополагает на епископа Иосифа Боцяна для Луцка – для Российской империи (почти так же через 50 лет Слипый будет рукополагать Величковского). УГКЦ выжила и возрастала именно благодаря таким смелым, порой отчаянным шагам.

Он заложил основание для того, чтобы УГКЦ стала действительно глобальной Церковью, а не просто большой религиозной группой в Галичине. Семинаристов отправлял на учебу в Рим, Вену, Инсбрук или Фрибург. Пытался основать студитский монастырь в Палестине.

1910 – путешествие в Северную Америку, а потом в 1920–1923 гг. (из-за того, что польская власть, выигравшая войну за Галичину, не разрешала ему вернуться) – большое североамериканское и европейское путешествие. Совершил визитацию верных в Бразилии и Аргентине. В этих странах он проповедовал, посещал политиков и собирал средства, чтобы помочь жителям Галичины.

Вернувшись в 1924-м, сразу начинает издавать журнал «Богословие».

Шептицкий продолжал строить даже в безнадежных условиях. Когда Западную Украину присоединили к УССР, он увидел в этом возможность деятельности на территории всего Союза, назначив ответственных: Николая Чарнецкого – на Волынь, Климентия Шептицкого – на Большую Россию и Сибирь, а Иосифа Слипого – на Большую Украину.

«Большего желайте!» – даже в очень трудных обстоятельствах.

Народ

В 1906 году митрополит Андрей возглавляет делегацию к цесарю Францу Иосифу, требуя, чтобы к украинцам в Галичине относились наравне с другими народами монархии, не унижая их национального и человеческого достоинства. Тогда в сейме принимали избирательную реформу, и митрополит отстаивал украинское право на выборы, чтобы украинцы получили такое число избирательных мандатов, которое бы соответствовало число населения. Решающим стало его выступление в венском сейме, в Палате господ по поводу создания украинского университета во Львове. В 1913 году цесарь издал декрет, согласно которому украинский университет во Львове должен был открыться 1 сентября 1916 года.

В 1903 году финансирует создание Народной больницы во Львове. Позже – сиротский приют. Для содержания приюта отдаст деньги, полученные как пожертвование от Папы Бенедикта XV.

Во время украинско-польской войны был под домашним арестом.

Является инициатором и основателем Земельного банка во Львове, поддерживает деятельность украинских культурно-просветительских товариществ «Просвіта», «Рідна школа», «Сільський господар».

Поддерживал детскую патриотическую организацию «Пласт», подарил ей для летних лагерей свое имение в Подлютом.

Благодаря стараниям митрополита Ватикан признал УНР в 1919 году.

Контакты с православными

В 1907 году под чужой фамилией (выдавая себя за митрополичьего агронома) Андрей Шептицкий выезжает тайно в Россию, где налаживает личные контакты с русскими и белорусскими греко-католиками и начинает создание Русской Католической Церкви. Есть информация о якобы еще двух тайных путешествиях митрополита Андрея в Российскую империю.

После оккупации Львова русскими войсками митрополит Андрей уже 18 сентября 1914 года был арестован и вывезен сначала в Киев, а после в Россию, где его держали в Нижнем Новгороде, Курске и Суздали.

После освобождения в 1917 году митрополит Андрей Шептицкий в мае провел в Петербурге Собор русских греко-католиков и назначил отца Леонида Федорова экзархом для католиков византийского обряда в России. В 1921 году Папа утвердил  Русский экзархат. Федоров, брат Климентий, Кирилл Королевский, голландские редемптористы, которые перешли на восточный обряд, – это все примеры того, что митрополит умел говорить и призывать к работе. Кирилл Королевский, знаток арабского языка, автор многотомной истории Мелхиотской церкви, уже после смерти Шептицкого стал сотрудничать с кардиналом Тиссераном. Эти люди были талантливыми, но сложными, и он не боялся с ними говорить.

Меценат

Не избегал и не боялся диалога с современной ему культурой. Наоборот, благодаря его меценатству некоторые направления в живописи стали в будущем особенностью львовской школы – например, неовизантийский стиль Михаила Бойчука (бойчукизм).

Олекса Новакивский, Модест Сосенко, Осип Курилас, Михаил Паращук, Михаил Бойчук – их произведения он покупал, помогал им с жильем, отправлял на учебу за границу.

В 1905 году отдал свою частную коллекцию на основание Украинского национального музей – 5 комнат в митрополичьих палатах, в 1911 году приобрел дом на современной улице Драгоманова. Его принцип основания музея: «Мы хотим быть не охранниками могил, а свидетелями нового рождения». Поэтому музей был центром и искусства того времени.

Митрополит также собирал и спасал (от пожаров пацификации и незнания селян) старинные иконы.

Гениальный коммуникатор

Тысячи писем и посланий. Шептицкий не просто понимал важность слова, но и искал все способы, чтобы его слово доходило до адресата. Использовал для этого даже диалекты. Такую инкультурацию в Католической Церкви ввели только после Второго Ватиканского Собора. Интересно, что он по-разному подходил к разным аудиториям – пастырское письмо «О вере» имело 3 версии для трех аудиторий: духовенства, интеллигенции, простого народа. А когда во время большевицкой оккупации не было возможности печатать большие тиражи, он раз в неделю созывал священников и диктовал им короткие письма, которые они должны были распространять.

Праведник

Об этом меньше говорят, но у митрополита Андрея был очень большой мистический опыт, он был человеком молитвы и поста, которые давали ему силу для свершений.

Во время немецкой оккупации митрополит обратился с протестом против уничтожения еврейского населения к рейхсканцлеру Гиммлеру. В 1942 году издает новые пастырские послания «О милосердии» и «Не убий», в которых говорится о ценности человеческой жизни и осуждаются все формы убийства как тяжелейшего греха.

Снова-таки, сейчас мы как-то все сглаживаем, но в ОУН было однозначное отношение к Шептицкому – он их не поддерживал, осуждал их теракты. А они, в свою очередь, бойкотировали съезд движения «Украинская молодежь Христу» в 1933 году.

Скажу так: если идти за Шептицким, то точно не ошибешься. Многие наши национальные герои являются антигероями для других народов, но это не о Шептицком.

В конце лета 1942 года Шептицкий организовывает кампанию спасении евреев. Это в основном были люди, бежавшие из гетто или из Яновского лагеря. 14 августа 1944 года 2000 детей были тайно вывезены в разные монастыри. Их прятали в криптах, монастырских школах, сиротских приютах Львова и околиц, им были выданы фальшивые свидетельства о крещении.

Интересно, что защищал он не только евреев, но и советских пленных – писал письмо Гитлеру о злоупотреблениях Гестапо и жесткости к военнопленным.

О величии и нестандартности Шептицкого лучше говорят не общие вехи биографии, а очень конкретные поступки.

Например,  миссия православных епископов Евлогия Георгиевского и Антония Храповицкого на Галичине способствовала аресту и ссылке Шептицкого 1914–1917 годов. Когда же арестованные Петлюрой эти епископы оказались в ссылке на Галичине, митрополит Андрей отнесся к ним очень великодушно. Вот, что пишет в своих воспоминаниях архиепископ Евлогий: «…не успели о нас доложить, он сам вышел на лестницу и гостеприимно: «Добро пожаловать. У меня есть свободные комнаты, будьте моими гостями»».

Митрополит и на самом деле относился к ним как гостям, именно он советовал добиваться освобождения и даже отредактировал прошение французскому военному агенту во Львове. Евлогий, кстати, тоже интересно написал об аресте самого Шептицкого: русская армия пообещала митрополиту «иммунитет», если он ничего не будет говорить против российской власти. «В первое же воскресенье Шептицкий сказал в соборе «зажигательную» проповедь».

Перевод с украинского - РИСУ

+ Борис ГУДЗЯК

"Збруч", 1 июля 2015