Михайловский Златоверхий: путь длиной в 900 лет

24.05.2013, 13:18
История неистребимого храма

Возле этого одетого в барокковые одежды сооружения, украшающего центр Киева, не почувствуешь дыхание далекого прошлого, не прикоснешься к возведенным из плинфы девятьсотлетним стенам. Войдя в храм, не встретишься с направленными на тебя из далекого ХІІв. взглядами святых, расписанных богомазами на стенах, столбах, сводах. Чтобы оказаться посреди почти первозданной древности, имя которой — Киевская Русь, надо идти в Софийский собор или Кирилловскую церковь. А здесь все новое. Древнерусьский собор, который пережил трагический 1240 год, был свидетелем постепенного возрождения древней столицы в литовские времена, борьбы украинского народа против польского господства, ушел в небытие не так уж и давно. Разрушился он не от ветхости, хотя и был весьма почтенного возраста. Тотальное уничтожение культовых сооружений в 30-е годы прошлого века коснулось и архитектурного наследия «матери городов русьских». Среди навсегда утраченных достопримечательностей прошедших эпох — уникальное сооружение Михайловского Златоверхого собора, построенного, когда Русь еще пожинала плоды своего «золотого века» — времен правления Владимира Великого и Ярослава Мудрого.

Со смертью Ярослава Русь начала медленно, сначала почти незаметно, клониться к своему упадку. Во главе государства поочередно побывали три сына Ярослава. Каждый из них продолжал перестройку стольного града Русьской земли, украшал его новыми церквями и монастырями. Хотя превзойти своих предшественников или, по крайней мере, сравняться с ними уже никто не смог. Основанные киевскими князьями монастыри становились, как правило, родовыми усыпальницами: Андреевский (Янчин) (1086 г.) — для Всеволодовичей, Федора Тирона (1129 г.) — для Мстиславичей, Кирилловский (ок. 1140 г.) и св. Симеона (до 1147 г.) — для черниговских Ольговичей. А на Михайловской горе рядом с городами Владимира и Ярослава во ІІ пол. ХІ в. — нач. ХІІ в. восстал «город Изяслава — Святополка» (такое название получила в литературе эта укрепленная часть Древнего Киева). Его ядром стал один из самых древних на Руси монастырей, впоследствии получивший название Михайловский Златоверхий. Основан он в 1060 годы, когда старший сын Ярослава Мудрого великий князь киевский Изяслав (христианское имя Дмитрий) «постави манастырь святаго Дмитръя и выведе Варлама (з Печерського монастиря) на игуменьство къ святому Дмитрею», потому что хотел сделать свой монастырь выше Печерского, как отметил летописец. В письменных источниках тех лет упоминаются три храма монастыря: Дмитриевский, св. Петра и Михайловский Златоверхий. Они и стали усыпальницами Изяславичей. Как считает часть исследователей топографии древнего Киева, построенная Изяславом Дмитриевская церковь была деревянной (относительно нее употреблялся термин «постави», а относительно каменных — «създа»). Первый каменный храм монастыря — церковь св. Петра — был заложен ок. 1085 г. старшим сыном Изяслава Ярополком. В следующем году в недостроенной «церкви святаго апостола Петра юже б? самъ началъ здати» был похоронен ее фундатор. В 1108 г. в монастыре «заложена бысть церкви святаго Михаила Золотоверхая, Святополкомъ княземъ». Возведенный сыном Изяслава храм (как и церковь св. Петра) напоминал Успенский собор Печерского монастыря, который в ХІІ в. стал программным для строительства культовых сооружений Руси. Он имел солидные размеры, хотя и уступал по размерам Софийскому. Строительство собора завершилось к 1113 г., когда «въ церкви святаго Михаила, юже б? самъ создалъ», нашел последнее пристанище Святополк. По его названию впоследствии и монастырь стал называться Михайловским Златоверхим.

Собор представлял собой крестово-купольное шестистолпное трехнефное сооружение с пристроенной с южной стороны крещальней — небольшим четырехстолпным храмом (подобные крещальни имели также Спасский собор в Чернигове и Успенский собор Печерского монастыря) и имел позолоченную баню. (Считают, что в то время позолоченные верхушки имели Золотые ворота и Софийский собор.) Неоштукатуренные внешние стены храма украшались выложенными из плинфы архитектурными элементами. Внутренние — щедро покрывали мозаики и фрески со славянскими и греческими надписями — неопровержимое свидетельство значительной роли в росписях русьских живописцев, в частности выдающегося печерского художника Алипия. Но наибольшую известность собор получил благодаря находящейся в нем христианской реликвии — мощам св. великомученицы Варвары, привезенным из Константинополя женой Святополка, дочерью византийского императора Алексея І Комнина Варварой.

Предполагают, что впоследствии деревянная Дмитриевская церковь была разобрана или сгорела, а ее именем был названный храм св. Петра после достройки. Хотя существует и мнение, что все три храма монастыря были каменные. Основывается оно на сведениях об открытии в конце ХVIII ст. фундаментов древних храмов около Михайловского Златоверхого собора. Есть свидетельства ХVIII в., не подтвержденные древнерусьскими письменными источниками, но абсолютно достоверные, что монастырь был обнесен каменной стеной. Ведь он был для Святополка, который уже достаточно долго занимал киевский стол, вотчим. В то время «святая София, митрополья Русьская» уже была обнесена стеной, а в конце ХІІ ст. каменная стена появилась и вокруг Печерского монастыря.

Судьба Дмитриевского собора и церкви св. Петра после захвата Киева монголо-татарами неизвестна, возможно, они погибли в 1240 г. или были разрушены в лихолетье последующих веков. Именно им приписывают случайно обнаруженные в 1785 г. при строительстве стены вокруг монастыря фундаменты древних культовых сооружений. Михайловский Златоверхий собор значительным повреждениям не подвергся. Думается, что и сам монастырь после падения Киева не прекратил свою деятельность, однако в «темные века» освещать ее было некому. Письменное упоминание о нем появилось уже после того, как литовский князь Ольгерд в 1362 г. «изгна власть Татарскую» и посадил в Киеве сына своего Владимира. Как действующий монастырь и его игумен упомянуты в дарственной грамоте Печерскому монастырю от 21 ноября 1398 г. В 1416 и 1482 гг. Киев подвергся опустошительным татарским погромам. После погрома в 1416 г. киевские князья Олелько Владимирович и Семен Олелькович достаточно быстро отстроили и продолжали перестраивать город. В частности ок. 1470 г. Михайловский Златоверхий собор опять упомянут в связи с пристройкой к нему каменной церкви Входа Господнего в Иерусалим. Значительно более тяжелыми для монастыря, как и для всего Киева, стали последствия погрома 1482 г., во время которого был захвачен и сожжен киевский замок, взят в плен киевский воевода. В это время для древней столицы наступил период затяжного кризиса, связанного с непрерывными татарскими вторжениями на Киевскую землю, а также экспансией в Украину Польши, что воспрепятствовало ликвидации последствий последнего погрома. Как и после 1240 г. поврежденные в 1482 г. каменные сооружения саморазрушались под натиском времени и климатических факторов. Михайловская церковь «опустела, и хвалы Божьи в ней не было». Только в 1523 г., согласно грамоте Сигизмунда І, монастырь возобновил свою деятельность.

Величественное здание собора притягивало к себе взгляды иностранцев, посещавших Киев. В их записях сохранилась ценная информация о характерных особенностях храма, которые можно отнести ко времени его сооружения. В середине ХVI в. польский историк М. Меховский засвидетельствовал остатки позолоты на куполах Михайловского Златоверхого и Софийского соборов. А в 1584 г. львовский купец Груневег записал, что купол собора «имеет яркую позолоту, но края крыши вокруг свинцовые...». Немецкий посол Эрих Лясота после пребывания в Киеве в 1594 г. записал: «Это прекрасное сооружение, в середине которого есть округлый купол, крыша которого позолоченная; внутри тоже украшена мозаикой, а пол выложен маленькими цветными камешками».

В первой трети ХVІІ в. Михайловский Златоверхий монастырь стал одним из оплотов православной веры. После временного перехода Софийского собора к униатам как раз в стенах Михайловского собора в 1620 г. иерусалимским патриархом Теофилом был возведен в сан православного митрополита архимандрит этого монастыря Иов Борецкий, а также назначен ряд иерархов православной церкви. Отсюда же по всей Украине распространялись страстные послания Борецкого в защиту православия.

При митрополите Петре Могиле в храме были проведены ремонтные работы. Непрямое свидетельство об этом приведено в записях Павла Алепского, путешествовавшего вместе со своим отцом, антиохийским патриархом Макарием ІІІ, по Украине в 1654 и 1655 гг.: Михайловская церковь «очень красивая и высокая, из камня, побеленная известкой; ее купол высокий и весь позолоченный». Это первое свидетельство, что украинские церкви начали белить. Интересно, что Софийский собор, восхищению которым у Алепского не было пределов, («Подобной церкви, как св. София в Киеве, нет нигде, кроме ее именинницы в Царьграде») еще не был полностью отстроен. Западная его часть, по словам путешественника, пребывала в руинах.

Новая страница в истории монастыря связана с меценатской деятельностью Ивана Мазепы. В то время Украина переживала ренессанс своей культуры. Впервые после смерти Ярослава Мудрого с неслыханным размахом осуществлялось строительство монументальных каменных сооружений и одновременно восстанавливались храмы времен Киевской Руси. Значительные изменения произошли и в Михайловском Златоверхом монастыре. За средства гетмана капитально отремонтирован и перестроен в стиле украинского барокко собор. Справа и слева к нему были пристроены боковые алтари святых великомучениц Екатерины и Варвары. Вместе с тем интерьер здания сохранил свой первобытный вид. После перестройки храм имел семь куполов. Мазепа подарил монастырю чеканенную богатым растительным орнаментом серебряную раку св. Варвары весом 32 кг.

Начатая гетманом перестройка монастыря продолжилась и при его преемниках. В 1713 г. рядом с собором появилась трапезная церковь Иоанна Богослова, а уже через несколько лет — в 1716—1719 гг. — над вратами в монастырской стене выросла колокольня. В 1718 г. интерьер собора украсил позолоченный иконостас, подаренный гетманом Иваном Скоропадским. Примерно в 1785 г. монастырь был обнесен каменной стеной. В ХVIII-ХІХ ст. новой росписью зарисовано большинство древнерусьских фресок и мозаик. Реставрация незарисованной древней живописи началась в конце ХІХ ст.

В таком виде собор дошел до печально известных 30-х годов прошлого века. В январе 1934 г. на ХІІ съезде КП(б)У было принято решение о перенесении столицы Украины из Харькова в Киев, «который является ее географическим центром». Вместе с тем в тех условиях такое решение означало приговор для архитектурного приобретения прошлых веков: в социалистической столице кресты и купола церквей были лишними.

Для Правительственной площади выбрали место, где утверждалась государственность Руси и сохранились каменные свидетели тех времен. Они и должны были уступить место главным сооружениям социалистической эпохи. На месте Михайловского Златоверхого монастыря было решено построить помпезные сооружения ЦК КП(б)У и ВУЦИК. В научных кругах понимали, какой потерей для отечественного и мирового культурного наследия является уничтожение такой выдающейся достопримечательности прошлого. Так заведующий музейным отделом Наркомата образования РСФСР Ф. Кон, отметив, что «во всем мире сохранилось 6—7 памятников этого стиля», писал наркому образования УССР В. Затонскому: «...обращаюсь к Вам с настоятельной просьбой о пересмотре состоявшегося решения и о разработке иного варианта постройки, который позволил бы сохранить мировой памятник искусства». Чтобы придать «законность» акту вандализма и переложить ответственность за него на других, была создана комиссия при участии ведущих ученых, которая должна была сделать вывод относительно монастыря. Нетрудно догадаться, в каких условиях работали члены комиссии, какому подвергались давлению со стороны власти. Так за принципиальную позицию в защите архитектурных памятников от уничтожения погиб в сталинских лагерях известный украинский археолог и искусствовед Н. Макаренко. Результатом организованного властью «исследования» стал вынужденный вывод, что собор построен, преимущественно, в барокковые времена, а не в ХІІ в., поэтому не представляет исторической ценности. Принято решение только снять со стен мозаики и фрески. Тогда член-корреспондент Академии наук СССР Д. Анайлов и академик архитектуры Г. Котов, предложили включить собор в комплекс правительственных сооружений и обещали предоставить всякое содействие со своей стороны. «Все позднейшие пристройки к зданию, позднее ХІІ в., могут быть удалены, что значительно сократило бы площадь, занимаемую зданием, остатки которого могут быть законсервированы, а мозаики и фрески оставлены на их местах, как прекрасный и редкий памятник художественной древности». Показательным является ответ В. Затонского Ф. Кону: «Имею из Киева сведения, что уважаемые специалисты с Художественной академии не помогают в организации снятия фресок и мозаик с киевского Михайловского собора, а, наоборот, затягивают дело. ...Тем временем ученые любители старья всячески добиваются сохранения собора в целости. Поскольку Вы этим делом интересуетесь, сообщаю, что вопрос о сносе собора решен. Может идти лишь речь о снятии мозаик и фресок. Чем дальше будет канитель, тем меньше останется времени для этой сложной операции. Может кончиться тем, что придется ограничиться лишь фотосъемками. Виноваты будут сами старьевщики».

Здания собора разрушались в течение 1934—1936 гг.: разбирались купола и колокольня, были уничтожены серебряные царские врата и рака св. Варвары, бесследно исчез иконостас. Мощи св. Варвары перенесены во Владимирский собор, где хранятся и сейчас. Весной 1936 г., по-видимому, будучи не в состоянии разобрать древнерусьскую часть храма, его взорвали. Удалось спасти 45 м2 мозаик. Сегодня они разбросаны по разным местам: в Софийском соборе Киева, Третьяковской галерее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга.

Рядом, недалеко от фуникулера, стоял еще один древнерусьский храм — Васильевская (Трехсвятительская) церковь ХІІ ст., построенная как дворцовая на Великом дворе в «городе Владимира». Если, несмотря на отчаянные попытки сохранить Михайловский Златоверхий собор, он был уничтожен, то о сохранении Васильевской церкви в данной ситуации не было даже речи.

Идея создания Правительственного центра на месте древней святыни потерпела поражение. К 1938 г. было построено только одно сооружение, из-за неудовлетворительного вида которого последующее строительство приостановили. На территории монастыря уцелели только обезглавленная трапезная церковь и часть стен. В 1963 г. трапезная церковь Иоанна Богослова объявлена памятником архитектуры Украинской ССР. Через 10 лет территория монастыря включена в заповедную археологическую зону. Сам собор восстановлен к 2000-летию Рождества Христова в барокковых формах ХVIII в. Восстановлен, чтобы еще раз напомнить о временах, когда государство Киевская Русь было в состоянии возводить такие сооружения, строительство которых уже было нам не по силам в течение многих следующих веков.

Владимир Грипась

"День", 24 мая 2013 года