История страны в контексте истории христианской Церкви

28.11.2011, 17:41
История страны в контексте истории христианской Церкви - фото 1

Третьего декабря на Первом канале Украинского радио стартует масштабный проект — цикл программ «История христианской Церкви», который будет звучать в эфире по субботам и воскресеньям в 9.30 и 19.30. Цикл позиционируется как духовно-просветительская акция. Ее цель — «обратить» украинцев.

«День» говорит с «голосом» проекта, известным журналистом Романом КОЛЯДОЙТретьего декабря на Первом канале Украинского радио стартует масштабный проект — цикл программ «История христианской Церкви», который будет звучать в эфире по субботам и воскресеньям в 9.30 и 19.30. Цикл позиционируется как духовно-просветительская акция. Ее цель — «обратить» украинцев. В смысле лучшего понимания своей истории; осознания роли, которую мы сыграли в развитии христианской культуры, значения наших выдающихся деятелей Церкви, Святых, полемистов в общей картине становления христианства в мире. Собственно, об этом «День» говорит с «голосом» проекта, известным журналистом Романом КОЛЯДОЙ.

— Роман, первый вопрос сам напрашивается: кто автор идеи?

— Идея принадлежит нашему генеральному директору Тарасу Аврахову. Мы несколько раз встречались и «разминали» тему. Сначала ее воспринял как умозрительную. Потом понял, что на то, как сейчас модно говорить, есть «политическая воля». После чего стало страшновато, потому что это огромный массив информации. О серьезности информации нечего и говорить. Об ответственности по отношению к ней — тоже. Дальше начали интересоваться, кто и как подобное делал.

— Бытует мнение, что религия мало представлена в отечественных СМИ.

— Последнее, что мне показали перед началом работы — цикл программ «История христианской Церкви» (шесть компакт-дисков), изданный «Радио России». Здесь, наверное, кто-то захочет бросить в нас камнем, мол, как всегда, по примеру северного соседа. Однако мы не копируем то, что сделало «Радио России», ни тематически, ни, прежде всего, стилистически. Зато, по словам Тараса Григорьевича, пытаемся историю Церкви написать (как журналисты, конечно) по-украински. Во всех значениях этого слова. Учитывая историю отечественной Церкви, давнопрошедшие и современные контроверсионные события, эта задача не из простых. Тем не менее, около двадцати программ уже записано.

А относительно представления религии в отечественных СМИ... Многие манипулируют тезисом, что Церковь отделена от государства. Собственно, всемирная секуляризация — это попытка вынести Бога, так сказать, в скобки. Мол, и так ясно, что Он есть. Но чем дольше Его держать в скобках, тем больший риск вытеснить Господа из жизни. Здесь уместна аналогия с переписчиком Священного Писания в древности. Взглянув на слово, обозначенное на маргинесе, иной раз он мог его пропустить. Так в какой-то момент случилось и с религиозной тематикой в наших медиа — она выпала из поля зрения. А в настоящее время — другая крайность. С одной стороны, есть свобода вероисповедания. К тому же нам говорят, что религия — чрезвычайно интимная тема. В результате предоставляем украинским читателям, слушателям и зрителям развивать ее самостоятельно, что на практике чаще всего означает — никак.

Зато отечественные СМИ охотно хватаются за скандалы, связанные с Церковью. Как следствие — освещение этой неотъемлемой естественной части человеческого бытия почти отсутствует. За исключением Первого и Третьего каналов Украинского радио, «Променя», «Дня», Первого Национального телеканала... Информация о визитах того или иного патриарха подается спорадически. Но это, что называется, работа с информационным приводом.

— Как вы считаете, журналист, который берется за освещение религиозной тематики, обязательно должен быть верующим?

— Когда журналист атеист или агностик, он может писать о Церкви незаангажировано, однако это будет извне. А писать о Церкви, не имея собственного религиозного опыта, практически невозможно. Вторая проблема. Религиозный опыт немыслим вне какой-то из конфессий, в которую тебя Бог позвал. А, как известно, Он каждого зовет по-разному. Кстати, в Интернете один православный священник коснулся данной проблемы, написав о том, что стал церковником в лоне УПЦ МП, и при всех «но» для него сложно даже подумать о переходе в другую конфессию.

Следовательно, на верующего журналиста, который работает в светском медиа, ложится огромная ответственность: во-первых, оставаться верным своей Церкви, а во-вторых, сохранить журналистский стандарт, в частности, равновесие точек зрения.

— Роман, а вас никто не упрекнет, что вы — диакон УПЦ КП?

— Упрекнуть можно было бы, если бы мы никого больше не привлекали к выпуску этой программы. Написанные тексты передач по электронной почте получают отцы Георгий Коваленко (УПЦ МП) и Игорь Яцив (УГКЦ), а также епископ Евстратий Заря (УПЦ КП). Когда подойдем к «Великой схизме» (окончательный раскол христианской Церкви на католическую и православную, который произошел в 1054 году. — Ред.), очевидно, пригласим еще и римо-католиков.

И еще одно. Я — «голос» проекта. Автор же текстов — режиссер, драматург, человек энциклопедических знаний Александр Денисенко. Также консультируемся с одним из ведущих отечественных религиоведов из Национального института стратегических исследований Сергеем Здиоруком и знатоком истории религии из Института философии НАНУ Станиславом Бондарем. Еще есть редактор — Евгений Захарченко, кстати, выпускник католического Института Св. Фомы Аквинского.

— История Церкви будет рассказываться через события, персоналии, проблемы?

— Через персоналии и процессы. Вначале мы задумали 104 темы. Вскоре поняли, что список открыт. Чем ближе будем подходить к настоящему, тем больше интересных личностей будет появляться. Известно, что в православном календаре есть отдельный праздник — Святых в земле украинской прославленной. Там и чудотворцы Печерские, и новомученики, и невинно убиенные во время Голодомора... Однако нужно оставаться в жанровой нише сжатой энциклопедичности, потому перечень будет корректироваться. Понятное дело, чрезвычайно интересны личности Юрия Змееборца, Тертуллиана, Петра Могилы, Ивана Мазепы.

Собственно, наш проект — это попытка историю страны вписать в контекст истории христианской Церкви. Сколько украинцев знают историю христианской Церкви?.. В лучшем случае, какая-то часть верующих людей знает несколько хрестоматийных эпизодов из жизни Святых. Если не ошибаюсь, в Откровении сказано, что на Суд Божий будем приходить народами. То есть, каждый как часть иерархии своей Церкви и своего народа. А это значит, что необходимо осмысление нашего исторического пути.

Надежда ТЫСЯЧНАЯ

"День", №215-216, 25 ноября 2011 года