• Главная
  • Мониторинг
  • Отец Андрей ВЛАСЕНКО: «Тот, кто хочет идти в глубину, непременно станет верующим человеком»...

Отец Андрей ВЛАСЕНКО: «Тот, кто хочет идти в глубину, непременно станет верующим человеком»

11.11.2011, 13:52
Отец Андрей ВЛАСЕНКО: «Тот, кто хочет идти в глубину, непременно станет верующим человеком» - фото 1

В современную эпоху, когда, как писала поэтесса, «Шалені темпи. Час не наша власність», и психологи, и священники в один голос советуют периодически оставаться в одиночестве. Тогда человек может побыть собой и найти внутреннее равновесие. Лучше это делать где-нибудь на природе или в храме.

Отец Андрей ВЛАСЕНКОВ современную эпоху, когда, как писала поэтесса, «Шалені темпи. Час не наша власність», и психологи, и священники в один голос советуют периодически оставаться в одиночестве. Тогда человек может побыть собой и найти внутреннее равновесие. Лучше это делать где-нибудь на природе или в храме. Да, киевлянам будет удобно добраться в Музей народной архитектуры и быта в Пирогово. Это, что называется, два в одном, то есть церкви, «затерянные» среди живописных пространств. В частности, две — Святого Архистратига Михаила и Святой Мученицы Параскевы (обе принадлежат Украинской православной церкви Киевского патриархата). Первая датирована 1600 годом (хотя по последним данным радиоуглеродного анализа, проведенного специалистами Института геохимии НАН Украины, ее год рождения — 1528-й!). В любом случае это самый древний деревянный храм Центральной и Восточной Украины. Вторая, барокковая, — свидетельство всплеска и заката украинской культуры в ХVIII веке (1742). В обеих церквах служит отец Андрей ВЛАСЕНКО, между прочим, в прошлом научный сотрудник Института электросварки им. Е. Патона. Потом был секретарем и близким человеком Святейшего Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Владимира. Одним словом, жизнь отца Андрея — живое свидетельство того, что Господни пути неисповедимы. Священник — прекрасный собеседник. Впрочем, убедитесь сами.

— Известно, что интеллектуалу сложнее прийти к Богу: ум всегда дискутирует с верой.

— Поскольку мой ум не совсем аналитический (скорее, синтетический), то у меня этот процесс прошел легко, в отличие от некоторых моих прихожан. К слову, с одним из них, доктором физико-математических наук, академиком, я долго боролся: давал читать соответствующую литературу, цитировал Паскаля, Нильса Бора и других самых выдающихся верующих научных работников.

Среди математиков и физиков есть глубоко верующие люди и наоборот, воинствующие атеисты. Просто одни углубляются в мировоззренческие вопросы мироздания, другим же хватает одного только профессионального интереса. Но тот, кто хочет, что называется, идти в глубину, непременно станет верующим человеком.

— Отец Андрей, трудно ли быть христианином в ХХІ веке, во время информационных технологий, секуляризации многих развитых стран?

— Быть настоящим христианином всегда непросто. Это значит идти вразрез с миром, который все больше привязывается к земному. Я побывал в разных странах — католических, протестантских, православных, исламских, иудейских. Могу сказать, что в настоящий момент трудно всем (кроме буддистов — у них религия без бога). Даже мусульмане сдают позиции. Иудеи тоже. Иеговисты, ваххабиты, хасиды — это ли не парадоксальный отход от Бога? Ни в Библии, ни в Коране, ни в Талмуде не культивируется такая нетерпимость к другим, как это культивируют они. Воздаяния за грехи — прерогатива Божья, а не человеческая.

Мы, конечно, в лучшей ситуации. Поэтому Россия за Украину так держится. У нас приходов больше, чем в России и Казахстане вместе взятых. Например, на Пасху в церковь приходят до пятнадцати миллионов верующих, а в России — не больше восьми миллионов.

Правда, отзвук мировых процессов кое-где ощутим и здесь, и даже в сугубо церковной среде. Недавно я встретил одну старушку. Она с портретами последнего царя и императрицы на груди гордо шагала по Киеву. Пусть они для нее святые, потому что канонизированы Русской православной Церковью. Но осталось ли в той старенькой груди место для Христа и Богородицы? И если говорить о состоянии общества в целом, то подобные примеры также не что иное, как секуляризация.

Каждый христианин должен помнить грустные слова Спасителя о том, что когда Он во второй раз придет на землю, то найдет ли там веру... Вслед за Христом многие провидцы говорили о храмах с золотыми куполами, которые будут духовно пустыми и в которые нельзя будет ходить...

— Апокалипсис стал одной из тем, к которой часто обращаются в искусстве, в кино например. А как вы относитесь к таким «пророчествам»?

— Я тоже считаю, что живем в последнее время. Но они могут растянуться. У Всевышнего один день как тысяча лет, сказано в послании апостола Петра. Поэтому следует руководствоваться словами Иисуса Христа о том, что никто не знает ни день, ни час конца света, лишь Отец Небесный. Можно, конечно, ориентироваться на понятное для многих пророчество: пока восходит Благодатный огонь на Гробе Господнем, до тех пор антихрист не родится. К другим толкованиям нужно относиться осторожно.

— Отец Андрей, на примере своей паствы назовите, пожалуйста, вопросы, которые в настоящее время больше всего волнуют людей.

— Это вечные вопросы, они не изменяются. Например, осуждение ближнего или непрощение. Нередко приходится слышать: мол, я все простил, однако не забыл. Это как шутка, которая, однако, часто переходит в руководство к действию. Бесспорно, есть случаи, когда простить нелегко. Память никто не отменял. Тогда сначала нужно простить умозрительно. Просто сказать себе: «Я — христианин. Я за этого человека буду молиться». И ставить свечи за врагов, подавать на службы Божьи за них записочки. Постепенно интеллектуальное прощение пытаться распространить на сердце. Да и успокоиться. Между прочим, время лечит. Меня удивляют некоторые бабушки: «А она меня в 1947 году на свадьбе как-то там назвала, и потому я с ней не разговариваю». Буквально, в течение 60 лет! Это не выдумка.

Также очень распространено сребролюбие. Иначе говоря, избыточная любовь к земным благам при пренебрежении духовной стороной жизни.

Слава Богу, сегодня многие пары венчаются. Но к сожалению, чуть ли не половина молодых людей не знают, что аборт — это убийство. Что ж, перед началом супружеской жизни мы им об этом напоминаем.

А больше всего меня волнует слабая духовная практика современных христиан. Сколько людей вообще не понимают смысл молитвы! Да и среди воцерковленной паствы немногие умеют и хотят по-настоящему молиться, то есть не формально. Ведь лучше сказать Богу искренне одно слово, чем автоматически, блуждая мыслями, прочитать полмолитвенника. В то же время очень советую выучить наизусть все так называемые ежедневные, или начальные молитвы, как их называет Церковь, от «Отче наш» до «Верую». И возносить их вместе с собственными словами и чувствами из глубины сердца.

— Наверное, верующих интересует и тема смерти, а вместе с ней — вопрос потерь.

— Конечно.

— Вам как священнику приходится хоронить людей. Когда умирают старшие, это естественно. А как реагируете, когда уходят из жизни молодые?

— Недавно были похороны восемнадцатилетней девушки. Острый лейкоз. По-видимому, за свою двадцатилетнюю практику я должен был бы научиться относиться к смерти «профессионально». Но не научился. Мне очень трудно хоронить молодых людей, особенно детей. Надеюсь, не из-за недостатка веры: просто очень впечатлительный. Есть священники, которые могут нормально служить при крематориях и кладбищах. Я же, очевидно, не «похоронный» священник.

— Скажите, как подготовиться к потере, когда родные или близкие серьезно болеют и ты знаешь, что они неминуемо отойдут в вечность?

— «Имейте память смертную», — так призывают святые отцы Церкви. Иначе говоря, не забывайте, что земная жизнь временная. Как написано в одном псалме в Библии, «возраста человеческого — 70 лет, а когда при силах — 80».

Конечно, существуют богословские толкования «преждевременной» смерти. Как объясняет Церковь — это, во-первых, жертва одних за других (Бог знает, кому когда отходить). А во-вторых, это прекращение зла, недопущение человека к духовной гибели. Если бы человек после грехопадения остался бессмертным, зло стало бы вечным, безграничным. В таком смысле некоторые богословы говорят о смерти как о благе. Хотя в Новом Завете, в наших пасхальных песнопениях речь идет о том, что смерть — последний враг, который должен быть побежден. Вот такой выходит дуализм — как по мне, полностью естественный для такого сложного вопроса.

Так что, с одной стороны, подготовиться к смерти родных и близких невозможно. А с другой — уже именно наше рождение означает начало такой подготовки. Это как у спартанцев. Те всю жизнь готовились к личной гибели в бою ради общей победы. Следовательно, и христиане не должны страшиться гибели в земном бою ради конечной победы в духовной, чаще всего невидимой, битве.

— Когда человек умирает, как с ним поддерживать духовную связь?

— Церковь для того и создана, чтобы человек чувствовал единство с теми, кто уже отошел в лучший мир. Там умершие молятся за нас, а мы — здесь за них (за себя они молиться не могут). Как нас учит Христос в притче о богаче и Лазаре, бездна между адской реальностью и блаженной вечностью непреодолима, однако она может заполняться молитвами и любовью. Есть замечательная святоотцовская метафора: молитва — жилы души, которые связывают Небо и землю. Между прочим, одно из толкований латинского слова «религия» — связь. Если нет такой связи, то нет и любви между людьми и Богом, между самими людьми. Поэтому я, например, призываю не бояться, когда умершие родственники представляются в снах или видениях. Если те чего-то просят, значит, им не хватает наших молитв, наших хороших дел. Когда что-то подсказывают, нужно благодарить. А вот часто бывать на кладбищах не рекомендую. Церковью установлено, что посещать могилы своих родных следует в поминальные дни, дни их рождения и смерти. И этого достаточно. Дом тоже не нужно увешивать портретами ушедших, создавая какой-то скорбный культ. Поклонение духам предков присуще язычеству. Христианство, понятное дело, — бесконечно высший уровень, в систему которого, к слову, понятие «духи умерших» тоже вошло — полностью «законно» и органично.

— Напоследок о вещах приятных. Мы стали такими реалистами, что мало верим в чудеса, хотя все были свидетелями больших и малых чудес в своей жизни. Ведь Бог — Тот же, как и две, четыре тысячи лет назад. Что скажете?

— Если бы некоторые чудеса, которые происходят в нашем приходе, произошли сто лет тому назад, о них бы уже пошла молва по всей Украине. Например, в 2006 году обновился оклад столетнего Евангелия, которое лежало на престоле в одной из наших музейных церквей, где мы редко служим. Как раз работники музея проводили инвентаризацию. «Отец, почему вы позволяете себе самовольно чистить экспонаты?» — спрашивают. «Господь с вами!» — говорю. Глянул — а металлический оклад, который за столетие почернел, стал как новый!

А восхождение Благодатного огня! Знакомые рассказали о том, как один хулитель Бога попал на это событие. Но в чудо Господнее так и не поверил — мол, вы все друг у друга те свечи зажигали. В тот же день он вместе с другими паломниками сидел в ресторанчике, от нечего делать помахивая своим необожженным пучком свечей из храма Христова Воскресенья. И стоял на своем: «Не верю — и все тут!» Но вдруг из-за его плеча засияло, и свечи вспыхнули ярким огнем!

Господь милостив и вразумляет Своих неразумных детей.

Нам недостает веры. Такой простой веры, как у ребенка. А в Новом Завете сказано, что если будем иметь веру с горчичное зерно, то будем передвигать горы.

Надежда ТЫСЯЧНАЯ

"День", №205-206, 11 ноября 2011