Как вывезти древние иконы за границу? — В коробках из-под конфет!

25.10.2011, 15:51
О том, что значит для музея подобный дар, в чем его ценность, какое займет он место в его фондах, и, наконец, насколько тесно сотрудничество СБУ и музея рассказывает главный его хранитель Людмила КУЛИЕНКО.

Необычный дар получили сотрудники Донецкого областного художественного музея и областной универсальной научной библиотеки имени Крупской. А преподнесли им этот дар сотрудники управления СБУ в Донецкой области. Это десять «черных досок» — икон, которые реставраторам Донецка и, возможно, Киева еще предстоит раскрыть, а также «Служебник» — книгу, предположительно, XVIII века.

Как оказывается, и книгу, и иконы русской и украинской школ письма конца XVIII-XX веков, сотрудники СБУ задержали при попытке перевезти их через украинско-российскую границу в Новоазовском районе Донецкой области.

Раритеты были помещены в обычные коробки из-под шоколадных конфет. Яркие коробки с надписью «АВК», аккуратный пакет с ними – казалось бы, кто заподозрит неладное в рейсовом автобусе, направляющемся через границу. Чем не подарок, например, для детей или родни?

Однако сотрудники СБУ знали заранее – красочные коробки только антураж. Подобные задержания раритетов, как правило, случайными не бывают. Предваряя покушение на преступление, СБУ долго вело разработку человека, который  предполагал перевезти историко-религиозные и культурные ценности за рубеж. Проверялось множество факторов. Например, возможные заказчики, способы сбыта и многое другое.

Преступление удалось предотвратить, а нарушитель – житель города Мариуполя – задержан. Уже состоялся и суд над ним. Новоазовский районный суд вынес суровый вердикт: осужден на три с половиной года лишения свободы. А изъятые у него раритеты переданы в дар художественному музею.

О том, что значит для музея подобный дар, в чем его ценность, какое займет он место в его фондах, и, наконец, насколько тесно сотрудничество СБУ и музея рассказывает главный его хранитель Людмила КУЛИЕНКО.

— Людмила Григорьевна, для начала несколько слов о сотрудничестве музея и управления СБУ в Донецкой области?

— Оно и деловое, и плодотворное. Чаще всего  наши искусствоведы  по просьбе сотрудников СБУ проводят специальные экспертизы тех или иных  изъятых предметов исторического и культурного значения. Понятно, что здесь нужны специальные знания, которые и позволяют четко установить, насколько ценна та или иная вещь, то или иное произведение. Не первый раз мы получаем в дар от сотрудников СБУ и раритеты, изъятые, например, при попытках их перевоза за границу.

— Насколько ценен дар, преподнесенный вам в этот раз?

— Я только назову  некоторые  переданные нам иконы: «Вход Господень в Иерусалим», «Святой Серафим Саровский», «Господь Вседержитель», «Троица Новозаветная», икона Божией Матери «Нечаянная радость», икона Божией Матери «Боголюбская»… Это иконы русской и украинской школ письма. Интересные сюжеты, достаточно высокое качество живописи. Они существенно пополнят собрание икон в нашем музее, а со временем будут выставлены  и в его иконном зале.

— Что это за иконный зал, знаю, что он создан недавно?..

— Это отдельная история. Дело в том, что сам наш музей относительно молод. По инициативе известного художника Иосифа Бродского он основан в 1939 году и предполагался как собрание портретов лучших «стахановцев» Донбасса. В годы войны музей был разрушен, а его фонды и архивы были разграблены.

Свою деятельность музей возобновил в 1961 году. Его фонды заново помогали восстанавливать многие музеи бывшего СССР. Третьяковка и музей Рублева подарили нам тогда первые иконы. Опечатанная их коллекция пролежала в запасниках ни много, ни мало — три десятка лет. Но пришло время, и мы ее извлекли. Стали дополнять.

Составили даже свой первый каталог, который, кстати, принял участие в недавнем Всеукраинском музейном фестивале. Всего у нас сегодня в фондах музея свыше 15 тысяч произведений искусства, икон – немногим больше сотни. Коллекция сравнительно небольшая, однако пользуется огромной популярностью. Во многом она и представлена в иконном зале.

— А почему свою книгу о собирателях икон Владимир Солоухин назвал «Черные доски»?

— А именно так они часто  действительно и выглядят – черными досками. Доски со временем действительно чернеют, блекнут краски. Икону реставраторам еще предстоит «раскрыть». На это порой уходят месяца, годы, века кропотливой работы.

Вот и преподнесенные в дар нашему музею иконы тоже еще предстоит раскрыть. Возможно, понадобится помощь реставраторов Киева или Львова. Ученые, искусствоведы возьмутся за изучение икон.

Словом, впереди много трудной, но интересной работы. Мы надеемся, что со строительством в Донецке нового здания художественного музея расширится и наш иконный зал, любители искусства смогут увидеть произведения, до сих пор хранящиеся в запасниках. В том числе иконы, исполненные кистью и маслом, возможно, великого живописца, Святые Писания.

Николай Столяров

"Православіє в Україні", 19 жовтня 2011 року