• Главная
  • Мониторинг
  • ВРЕМЯ И ЗРИТЕЛЬ РАССУДЯТ. В Киеве состоялся IX Международный фестиваль православного кино «Покров»...

ВРЕМЯ И ЗРИТЕЛЬ РАССУДЯТ. В Киеве состоялся IX Международный фестиваль православного кино «Покров»

25.10.2011, 13:45

Каждую осень Киев на несколько дней становится столицей православного кинематографа. Те, кто любит и умеет снимать такое кино, вместе со своими зрителями создают настоящий праздник творчества и душевного общения. Не стал исключением и IX фестиваль, подаривший киевлянам и гостям столицы пять дней знакомства с добрыми фильмами и их творцами.

Каждую осень Киев на несколько дней становится столицей православного кинематографа. Те, кто любит и умеет снимать такое кино, вместе со своими зрителями создают настоящий праздник творчества и душевного общения. Не стал исключением и IX фестиваль, подаривший киевлянам и гостям столицы пять дней знакомства с добрыми фильмами и их творцами.

IX Международный православный кинофестиваль «Покров» открылся 5 октября в киевском Доме кино. От имени Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, присутствующих поздравил архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр. А президент фестиваля народный депутат Андрей Деркач зачитал приветственное слово Президента Украины Виктора Януковича. С поздравлениями выступили и другие официальные лица, но особенно тронули участников и зрителей слова духовного руководителя фестиваля — епископа Обуховского Ионы и его гостей — председателя Духовного экспертного совета Международного кинофестиваля «Лучезарный ангел» (Россия, г. Москва) игумена Киприана (Яценко) и президента Международного Сретенского православного кинофестиваля «Встреча» (Россия, г. Обнинск) монахини Софии (Ищенко).  

 

Что такое православное кино?

 

Глава Синодального отдела по делам молодежи епископ Иона открыл дискуссию, которая стала лейтмотивом всех мероприятий фестиваля. Что такое православное кино? Тема, на первый взгляд, не новая, но не утратившая своей актуальности даже на девятом фестивале «Покров». Владыка привел пример из жития святителя Димитрия Ростовского, который завещал положить в свой гроб его рукописи Житий святых. «Поэтому критерием православного кино является готовность автора предстать пред Господом со своим творением», — сделал вывод епископ Иона. Духовный руководитель фестиваля сразу же задал очень высокую планку и, может быть, глубже и яснее других дал ответ на вопрос, волнующий многих. Игумен Киприан рассказал, что кинофестиваль «Лучезарный ангел» выдвинул идею доброго кино и проводится под девизом «Доброе кино возвращается». «Доброе кино, — объяснил он, — это такое кино, после которого у зрителя появляются добрые мысли и желания, стремление делать добрые дела». Монахиня София подошла к проблеме, поднятой епископом Ионой, наиболее основательно. Она выделила три критерия православного кино: 1. Христоцентричность. 2. Христианская этика. 3. Христианская эстетика. «Прославлять православный образ жизни средствами киноискусства», — так определила она задачу православного кинофестиваля «Встреча».  

 

«Пеликан» и Кустурица

 

Более 100 фильмов были предложены для участия в программе фестиваля, из которых жюри выбрало 40. В этом году в его состав вошли: архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан (глава жюри), режиссер Мила Панкова (почетный член жюри), преподаватель Киевского национального университета театра, кино и телевидения Аделина Хмельницкая, оператор  Дмитрий Санин, директор компании «Фабрика Кино» Вадим Романенко, сценарист и режиссер Владимир Громов, руководитель компании «Бабич-дизайн» Валерий Бабич и руководитель Центра православной культуры «Лествица» протоиерей Игорь Собко. Дорогим подарком на открытии фестиваля стала премьера фильма французского режиссера Оливье Орле «Пеликан», с Эмиром Кустурицей в главной роли. В картине рассказывается о непростых отношениях отца-рыбака со своим сыном после смерти матери. В их доме появляется птенец-пеликан, который помогает мальчику вновь обрести своего отца и возродить его к жизни. С первых минут просмотра стало ясно, что известный сербский режиссер не только играет в этом фильме, но и является несомненным вдохновителем творческой группы. Это и настораживало. Жизнерадостность и оригинальный юмор фильмов Кустурицы — достояние мирового кинематографа, но многие его картины с трудом можно назвать православными. Опасения оказались напрасными: «Пеликан», к большому удивлению публики, показал настоящий образец профессионального православного кино. Несмотря на то, что фильм снят в жанре трагикомедии, он ни разу не переходит ту черту, за которой юмор становится пошлостью. Здесь есть и веселые монахи, и вызывающий улыбку многодетный приходской священник, но это нисколько не унижает пастырей Церкви, а делает их более понятными зрителю. Есть в картине и любовная линия, но режиссер сумел так показать влюбленных подростков, что фильм можно смело смотреть всей семьей.  

 

Бывают ли неправославные фильмы на православных кинофестивалях?

 

Если показы кинофестиваля, проходившие при переполненном зале, находили горячий отклик у зрителей, то другие мероприятия «Покрова» вызывали противоречивые чувства. Организаторами было заявлено, что в год юбилея Федора Михайловича Достоевского кинофестиваль проведет круглый стол  «Жизнь Достоевского. Кинолетопись», на котором будут обсуждаться картины, рассказывающие о жизни и творчестве великого писателя. К тому же в программе фестиваля было несколько фильмов на эту тему, которые вызвали неоднозначную критику зрителей и экспертов. По неизвестным причинам круглый стол внезапно отменили, и дискуссия, к сожалению, не состоялась. Зато участники фестиваля смогли вдоволь пообщаться с известным российским режиссером Владимиром Хотиненко, который провел мастер-класс и пресс-конференцию. Владимир Иванович ответил на многочисленные вопросы коллег и зрителей, рассказал о том, как снимал свои известные картины — документальный сериал «Паломничество в вечный город» и художественный фильм «Поп» (гран-при ПКФ «Покров-2009»). Поделился он и своим определением православного кино — «это кино, в котором не перепутаны добро и зло». Владимир Хотиненко рассказал, что после съемок сериала «Достоевский» ему поручили писать сценарий для экранизации романа Достоевского «Бесы». Последнее творение полюбившегося режиссера и вызывает более всего вопросов. Кажется, что уже наметилась определенная тенденция — режиссеры, которые стали «своими» в православной среде благодаря хорошим православным фильмам, следующей картиной ставят своих поклонников, мягко говоря, в неловкое положение. Так случилось с Павлом Лунгиным, который после «Острова» снял фильм «Царь», получивший массу негативных оценок православных критиков. Нечто похожее происходит и с Владимиром Хотиненко. Его фильм «Поп» — это, наверное, лучшее кино о православном священнике. Естественно, множество почитателей режиссера с нетерпением ждали выхода на экраны его новой работы — сериала «Достоевский». Но ситуация зеркально повторилась. Очень добротно снятый, с одним из лучших российских актеров в главной роли (Достоевского играет Евгений Миронов), сериал показывает лишь метущегося, погрязшего в страстях человека. Оставим в стороне биографическую достоверность сериала (хотя ведущие литературоведы его уже раскритиковали), но разве нельзя было обойтись без разнузданых сцен в фильме о человеке, который дорог многим православным?  

 

Перспективы и парадоксы

 

В рамках фестиваля 7 октября состоялся круглый стол на тему «Перспективы развития православного кинематографа», модераторами которого выступили директор ПКФ «Покров» протоиерей Александр Акулов и президент православного кинофестиваля «Встреча» монахиня София (Ищенко). С самого начала дискуссии президент «Встречи» дала обоснование критериям православного кино, которые категорически отрицал отец Александр. Судьбу мероприятия «спас» гость фестиваля — известный российский православный писатель и сценарист Алексей Солоницын, который посоветовал обратиться к давно известному литературному термину «духовный реализм». Предложенный метод писатель выразил через формулу, где в числителе — православное мировоззрение, а в знаменателе — сумма художественных приемов. Он добавил, что по-настоящему великое произведение должно отвечать четырем требованиям: 1. Передавать бытовую правду жизни. 2. Верно отображать психологию героев. 3. Иметь социальную составляющую. 4. Иметь стремление к небу. Во время обсуждения участники негативно оценили фильм «Царь», с чем полностью был согласен и отец Александр Акулов. Однако в2009 г. именно этот фильм закрывал фестиваль и получал I премию в номинации «игровое кино». Отсюда напрашивается вывод, что иногда самыми главными членами жюри являются время и зритель. Они рассудят.  

 

Кино кончилось?

 

Торжественное закрытие фестиваля состоялось 9 октября. Поздравить победителей пришли министр образования и науки, молодежи и спорта Украины Дмитрий Табачник, политик Петр Порошенко, генеральный директор ЗАО «Смарт-холдинг» Алексей Пертин, председатель Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины Александр Курдинович, генеральный директор Национальной телекомпании Украины Егор Бенкендорф. К большому удивлению участников фестиваля, Гран-при получил малоизвестный фильм российского режиссера Ирины Васильевой «Кино кончилось». К сожалению, картина была показана в очень неудобное для православного кинофестиваля время  —  в субботу вечером,  поэтому осталась неизвестной большинству зрителей. Самый лучший фильм православного кинофестиваля «Покров-2011» рассказывает о трагической судьбе многодетной женщины, которая в жертвенном порыве разводится с мужем и выходит замуж за убийцу. После мучительных испытаний главные герои вновь становятся мужем и женой. Простые  деревенские  аристократы духа поражают зрителя глубиной самоанализа, тонкостью чувств, юмором и печалью о неосуществимом. Надеемся, что зрители все-таки увидят этот фильм на показах, которые кинофестиваль проводит в Киеве и других городах Украины, а со временем и на DVD. Ведь, по утверждению  организаторов кинофорума, «Покров» не заканчивается вместе с награждением победителей, а длится круглый год.

Олег Карпенко

"Церковная православная газета", 17 октября 2011 года