Протоиерей Александр Авдюгин: «Главное – увидеть образ Божий в человеке»

30.06.2011, 10:45
Протоиерей Александр Авдюгин: «Главное – увидеть образ Божий в человеке» - фото 1

Нечасто людям удается добиться признания в разных профессиональных областях. Но нашему гостю это под силу. Протоиерей Александр Авдюгин – настоятель храма-часовни во имя святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны, построенного в честь погибших шахтеров в городе Ровеньки – личность весьма известная не только среди своих прихожан, но и далеко за пределами Украины.

Отец АлександрНечасто людям удается добиться признания в разных профессиональных областях. Но нашему гостю это под силу. Протоиерей Александр Авдюгин – настоятель храма-часовни во имя святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны, построенного в честь погибших шахтеров в городе Ровеньки – личность весьма известная не только среди своих прихожан, но и далеко за пределами Украины.
Уже восемь лет батюшка ведет активную миссионерскую работу в Интернет-пространстве, является признанным авторитетом блогосферы, а в списке постоянных читателей его блога – около двух тысяч человек разных профессий и религиозных убеждений. Кроме того, отец Александр является редактором региональной газеты «Светилен», автором множества публикаций и пишет удивительно глубокие и одновременно трогательные рассказы. Его книга «Приходские хроники», пользуется неизменной популярностью у читателей и поражает своей мудростью, добрым юмором и любовью, с которой она написана.
Наша беседа с отцом Александром – о творчестве и его месте в отношениях человека и Бога.

– Отец Александр, какой была первая книга Вашего детства?

– Я до сегодняшнего дня наизусть помню многие отрывки из сказок Пушкина и Чуковского, но, по всей видимости, мне их просто читали. Еще было (да и осталось!) любимое в детстве стихотворение «Был у майора Деева, товарищ, майор Петров», которое мне отец рассказывал. Уже намного позже я узнал, что это «Сын артиллериста» Константина Симонова. А вот, что впервые самостоятельно прочел трудно сказать. Скорее всего, сказки и первое советское фэнтази. Сейчас никто даже не знает, что в начале 60-х прошлого века такой литературный стиль уже существовал. Это «Волшебник изумрудного города» и «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Кстати, очень даже православные книжки, «покруче» Гарри Поттера, хотя и к нему у меня вполне доброе отношение.

– А как появилось на свет Ваше первое произведение? Что заставило Вас взять в руки перо?

– Не знаю, что назвать «первым». Заметки и короткие зарисовки в газетах? Но они на «произведение» не тянут. Из того, что сейчас читают и перепечатывают, первыми были два рассказа оптинской серии: «Монастырские яблоки» и «Поясок», но до их появления меня взяла в серьезный «оборот» редактор нашей городской газеты Елена Семенихина. Она буквально до буковки, до запятой, разбирала мои первые опусы, причем делала это так профессионально и ненавязчиво, что мне хотелось работать над текстами…
Я не столь давно спросил у нее, почему под «крылышко» меня взяла и нервы свои тратила? Елена Владимировна уверяет, что она только правила, но я ведь знаю, что это далеко не так.
Затем, на кураевском форуме, в литературном разделе, я выложил три или четыре своих рассказа. Их увидела Юлия Николаевна Вознесенская. Поддержала мои «пробы пера» и отнесла их в редакцию издательства «Лепта». Далее мной «занялась» редактор Дарья Болотина. Честно говоря, после первых ее правок, когда я увидел все тексты в красном оформлении, у меня руки опустились, но, как оказалось все, что я хотел сказать, осталось. И не только осталось. Текст стал «смотреться», стиль четче, образность лучше… Мне просто было показано, что «художественно передать» это не просто – рассказать. До дня нынешнего молюсь и буду молиться о редакторе Дарье.

– Кто выступает в роли Ваших первых читателей и критиков?

– Моя жена. Матушка. Она у меня человек грамотный, умный и въедливый. Когда не сильно устает, а с ее горисполкомовской должностью это редко случается, я ей и подсовываю распечатанные листики. До дня нынешнего она находит ошибки, которые не видит Word. Еще у нас на приходе есть два священника, они хоть по рангу служебному в моем подчинении, но критиковать умеют и не стесняются замечания делать.

– Что Вы можете сказать о современных читателях, читают ли они сейчас духовные книги и находят ли в них ответы на свои вопросы?

– Читают. Только уже нет прежнего – покупать все, что издается. Основными катехизаторскими книжками наши церковные лавки и православные магазины насыщены. За исключением двух позиций. До дня нынешнего нет «Катехизиса» и «Закона Божьего». Варианты святителя Филарета (Дроздова) и протоиерея Серафима Слободского хоть и хороши, но сегодня они уже архаичны. Слава Богу, что сегодня востребованы серьезные богословские книги, да и святые Отцы не забываются. Вот только цены… Не всегда для наших прихожан они приемлемы.
Находят ли ответы? В кардинальных, вероучительных вопросах обычно находят, а вот в повседневной действительности главной книжкой должен быть священник. Чем больше у него листочков в голове и душе с ответами и советами, тем чаще к нему будут обращаться, чтобы их больше было, листочков этих – книжки читать надо.

– В последнее время все больше появляется пишущих священников. Издаются не только их литературные труды, но и богословские и публицистические книги. Чем, на Ваш взгляд, можно объяснить подобный интерес батюшек к творчеству и интерес к творчеству батюшек?

– Просто священство стало более интеллектуальным. Особенно в столицах. Тот набор 1991-1994 годов, когда рукополагали всех подряд, желающих служить (в одной Украине за то время около 4-х тысяч приходов открылось), «подвинули» подготовленные выпускники семинарий и академий. Надобно учесть, что стало больше священнослужителей, имеющих кроме духовного и приличное светское образование. Православие – вера творческая, преображающая, поэтому удивляться, что стало больше тех, кто умеет не только ярко проповедовать, но и красиво излагать, не надо. Имея такое богатое богословское и литературное наследие, обязательно должны были появиться среди тех, кто это богатство хранит, и продолжатели традиций.
Интерес же к писательским опытам священников изначально предопределен. Мы хоть и вышли из зоны забвения, полного непонимания и оригинальности, но и сейчас пока остаемся персонами для многих странными и неизвестными. Если же под рясой есть действительно православное сердце и душа, которая умеет видеть, что вокруг нас не серость и проблемы, а масса неповторимых ходящих эксклюзивов, и если Бог дал умение выразить это словом, то читать будут. Только писать надо о людях, вере и Боге, а не о нехристях, демонах и конце света. Триллеров уже начитались столь много, что приходится даже ходящему в храм потенциальному читателю, объяснять, что такое «Свете тихий».

– Когда Вы пишете, ставите ли Вы перед собой какие-то цели?

– Если публицистика – конечно ставлю. Если художественная работа, то тут ответить сложно. За основу рассказа или повествования всегда беру реальное событие, но вот, как оно будет сюжетно обустроено, заранее сказать не могу.

– Чем для Вас лично является творчество? Каково его место в отношениях человека и Бога?

– У меня очень нескромное желание. Я очень хочу когда-то услышать: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». (Матф. 25:21) Господь, по милости Своей, дал мне умение и небольшой талант передать словом то, во что верю и чем стараюсь жить. Теперь надобно преумножать, чтобы цели достигнуть.

– Вас любят читатели. А каких авторов любите Вы?

– Классику, прежде всего. Лесков, Куприн, Чехов. Люблю Солженицына. Из современников – Аксенова. Из пишущих священников: Ярослав Шипов и Андрей Ткачев наиболее близки. Отец Андрей вообще умница. Поражаюсь его энциклопедическим знаниям, умением найти главное и все передать ненавязчиво и с любовью. Открытием для меня стал запорожский литературный альманах «Махаон» и не только потому, что меня там напечатали. Удивительно удачная подборка авторов и произведений, заставляющих сопереживать и думать.

– Влияет ли использование интернета на отношение наших современников к книгам и чтению?

– Влияет. К сожалению. Интернет выхолащивает. Недаром один из популярных интернет-ресурсов Twitter называется по-русски – «чирикать». Зашел, чирикнул и в гнездышко, или в кустики. Язык Эллочки-Людоедки.
Вот пример. Есть батюшка в сети, пишет хорошие очерки и рассказы у него удачные, но читают мало. Спрашиваю у своих друзей: почему? Много букв, – отвечают. Надеюсь, даст Бог, эта растущая популярность электронных bookreader, «читалок» по-нашему, вернет желание читать, а не чирикать.

– Отец Александр, у Вас столько друзей в блоге – о чем Вы с ними разговариваете и как справляетесь с таким количеством людей?

– Я отказываю в дружбе только окончательно заполитизированным блогерам, да тем, кто позволяет себе кощунствовать, оскорблять и материться. Всех остальных добавляю в «друзья». Ленту же читаю редко. Две-три страницы просматриваю, да и то не всегда. Но в своих темах участвую, и на вопросы отвечаю.
У меня есть любимое время для интернета – раннее утро. Вот тогда почту и ссылки на свои сообщения разбираю.

– Какой из вопросов современной жизни кажется Вам самым главным?

– Умение видеть образ Божий в человеке. Самое легкое – критиковать и чужие грехи считать. За этим занятием мы весь свой интеллект Богом данный утеряли. Вот и хочется, чтобы в каждом, встретившемся нам в жизни человеке, мы находили Божье начало, то светлое и драгоценное, что обязательно есть и что мы не видим из-за суеты и собственной греховности.

– Над чем Вы сейчас работаете и каковы Ваши творческие планы?

– В Киеве издательский отдел УПЦ обещается к Троице выпустить мою новую книжку рассказов и очерков. Доход с этой книжки идет на строительство главного кафедрального собора УПЦ, храма Воскресения Господня. Заканчиваю третью публицистическую брошюру из серии «Архиереи Луганщины». Это будет рассказ о жизненном святительском пути митрополита Сергия (Петрова). «Лежит в столе», а вернее в компьютерном файле, повествование об удивительном подвижнике веры и благочестия иеромонахе Серафиме (Калинине). Проектов много, желаний еще больше, поэтому остается лишь не лениться да Бога просить, чтобы не оставил в этих начинаниях.

Екатерина Немчинова

"Православіє в Україні", 24 Июнь 2011