Староверы из Белой Криницы

01.06.2011, 14:34
Староверы из Белой Криницы - фото 1

Белая Криница -- символ современного старообрядчества, дав старообрядческой церкви утерянную ими еще в XVII веке иерархию, она стала когда-то уникальным духовным центром и своеобразной "меккой" для старообрядцев со всего мира. Как сейчас выглядит Белая Криница и чем живет когда-то легендарный белокриницкий старообрядческий монастырь -- увидел наш корреспондент.

Белая Криница -- символ современного старообрядчества, дав старообрядческой церкви утерянную ими еще в XVII веке иерархию, она стала когда-то уникальным духовным центром и своеобразной "меккой" для старообрядцев со всего мира. Как сейчас выглядит Белая Криница и чем живет когда-то легендарный белокриницкий старообрядческий монастырь -- увидел наш корреспондент.

Белая Криница -- небольшое украинское село в Черновицкой области, расположенное в пятидесяти километрах от областного центра почти у самой румынской границы. Когда-то, как и весь край, Белая Криница принадлежала Австрийской Империи -- здесь за Прутом и Днестром проживали украинцы, румыны и русские старообрядцы бежавшие от преследований на исторической родине.

К концу XVIII столетия старообрядческое движение распалось на два враждующих лагеря: беспоповцев и беглопоповцев. Первые отрицая благодатность "новообрядческой" иерархии, вовсе отказались от института священства, лишив общину церковных таинств и иерархии, вторые признавая "законность" новообрядческой иерархии, но не имея возможности рукополагать священнослужителей самостоятельно (это может сделать только епископ), принимали из Патриаршей Церкви "перебежчиков". Иногда выходцы из старообрядной среды обманом получали поставление от новообрядных архиереев, чтобы тут же вернуться в раскол, и возглавить многочисленные на окраинах империи общины староверов.


200 лет назад Белая Криница была центром поселения староверов. Русские старообрядцы-липоване прибывали на Буковину из Причерноморья, Валахии и Бессарабии


Австрийское правительство (тогда эта земля принадлежала Австро-Венгрии), заинтересованное в заселении Буковины, приветствовало переселение старообрядцев. Императорским патентом 1783 Иосиф II даже освободил их от налогов на 20 лет и гарантировал свободу вероисповедания


За небольшую сумму переселенцы получили земли и были освобождены от барщины и на 50 лет от военной службы. Белая Криница была основана в урочище Варница, где находился родник с известковой водой, эту местность румыны называли Фынтына Албэ (Белый Источник), поэтому липоване и назвали село — Белая Криница


Сегодня в Белой Кринице проживают 169 человек, большинство из которых пользуются гужевым транспортом и не используют электричество


Одновременно с селом был основан монастырь. На фото - монастырский Успенский храм построенный в 1900-1908 на деньги московского купца Глеба Степановича Овсянникова в честь сына Александра, который умер молодым


Храм был закончен к 1908 году и освящён во имя Успения Пресвятыя Богородицы митрополитом белокриницким Макарием в сослужении архиепископа московского Иоанна. Храм напоминает собор Василия Блаженного в Москве


Мощная монастырская ограда и ворота были построены одновременно с храмом, но не смотря на нее, белокриницких староверов регулярно грабят - почти каждый в месяц на них совершаются разбойные нападения




В храме совершаются регулярные богослужения, но попасть внутрь приезжие могут только с особого разрешения. Фотографировать внутри нельзя совсем




Такая практика не могла существовать бесконечно, к середине XIX века группа московских беглопоповцев приняла решение во чтобы то ни стало найти достойного архиерея, который согласится возглавить старообрядцев и восстановить трехчастную иерархию. Еще с середины XVIII века старообрядцы беглопоповского согласия предпринимали попытки заполучить такого архиерея то от Константинопольского Патриарха, то от грузинского архиепископа, крымского митрополита, но всегда получали отказ. Репрессии императора Николая Первого, вынудили старообрядцев интенсифицировать усилия. Многолетние поиски архиерея, предпринятые в середине века старообрядческими иноками Павлом (Великодворским) и Алимпием (Милорадовым), привели их на балканский полуостров, в боснийский город Сараево, чей епископ, грек по национальности, отстраненный к этому времени от управления епархией, согласился возродить для староверов иерархию и возглавить старообрядческую церковь. Звали его Амвросий (Паппа-Георгополи). Митрополией и духовном центром новой иерархии стало село Белая Криница, где в мужском монастыре с октября 1846 года и обосновался опальный архиерей. В январе следующего года Амвросий единолично (что запрещено канонами) рукоположил второго старообрядческого епископа Кирила (Тимофеева), инока-старообрядца, будущего Белокриницкого "митрополита", а за ним и Аркадия (Дорофеева) -- так появилась знаменитая "Белокриницкая иерархия", наследницей и правопреемницей которой является современная Русская Православная Старообрядческая Церковь (с центром в Рогожской слободе). Уже к декабрю 1847 года грек - Амвросий по требованию Русского правительства оказался арестован и выслан из Белой Криницы. Со временем белокриницкие архиереи стали поставлять архипастырей не только для "заграничных" старообрядческих общин, но и для старообрядцев, проживавших на территории Российской Империи, где к концу столетья сложилась самостоятельная Московская Митрополия. Сама Белая Криница навсегда осталась символом возрождения старообрядчества.


В 1838 году сюда из России приехали иноки Павел Белокриницкий и Геронтий. Белая Криница была выбрана ими как резиденция будущего старообрядческого архиерея, на поиски которого они отправились на Восток. На фото справа - монастырские кельи. Сейчас монастырь женский. В нем проживают 6 насельниц


В 1844 году на базе монастыря была создана епархия, митрополит которой рукопологал старообрядческих священников и епископов с целого света. На фото современные насельники монастыря


Вход в кельи - приезжих туда не пускают


Настоятельница монастыря игумения Таисия перед входом в сестринский корпус


С 1853 года духовный центр старообрядцев был перенесён в Москву - на Рогожскую заставу. А митрополия в 1940—1941 переехала в Румынию. Сейчас резиденция митрополита Белокриницкого находится в Брэиле


Могилы насельников недалеко от храма


Недалеко от Успенского храм Космодемьянская церковь XVIII-XIX веков, типично украинской деревянной архитектуры


Зимний храм


Аист живет не на трубе и не на столбе с электропроводкой, а на специально для него устроенной площадке


Электричество в селе есть. Но в храме его не используют принципиально


Про жизнь старообрядцев в Белой Кринице писали Л. Толстой, В. Короленко, А. Герцен, Федор Чащин


Сегодня в селе Белая Криница проживает всего 169 человек, с 1853 года духовный центр российских старообрядцев был перенесён в Москву - на Рогожскую заставу, а местная митрополия в 1940—1941 переехала в Румынию. Во время советских гонений на белокриницких старообрядцев, мужской и женский монастыри в Белой Кринице были закрыты, храмы и иные здания обители были большей частью разрушены, утварь и имущество расхищены. Теперь резиденция митрополита Белокриникого находится в румынском Брэиле, в Белокриницком же монастыре проживает всего шесть насельниц.

Дмітрій РЄБРОВ

"Нескучный сад", 25 мая 2011 года