Свято-Покровский храм-мученик в Запорожье: жизнь прихода ДО взрыва

05.10.2010, 10:31
Каким был мой первый приход в церковь, в Свято-Покровский храм? Сюда меня привела материнская молитва, молитва моей мамы. А укрепила в церкви молитва тогда еще моего не рожденного сына. Не зря говорят, что женщина спасается чадородием…

Сайт «Православие в Украине» открывает серию публикаций, посвященных Свято-Покровскому собору Запорожья «Жизнь прихода после взрыва». Этот храм стал широко известен благодаря печальному событию. 28 июля 2010 года здесь произошел взрыв, в результате которого несколько человек пострадали, одна человеческая жизнь погасла навсегда.

Это событие получило громадный общественный резонанс. Кто и что только о нем не писал! Но мы хотели бы затронуть тему с другой стороны — писать не о преступлении и смерти, а о жизни. Жизни прихода и прихожан.

Как повлияла на людей эта трагедия, какие семена зародила она в их сердцах, какими заботами живут прихожане сегодня, чем был для них Свято-Покровский собор и чем стал?

Это страшное испытание объединило чужих до недавнего времени людей вокруг одного общего дела — восстановления дорогого сердцу храма. Люди стали более сплоченными, стараются держаться вместе, поддерживают друг друга, чем могут. Прихожане даже создали тему в «Одноклассниках». Об этом и не только мы будем рассказывать в серии материалов, посвященных жизни прихода после взрыва.

Итак, первая публикация посвящена воспоминаниям прихожан о значении храма в их жизни. Какой была жизнь прихода до взрыва...

Полина Овчаренко: «Материнская молитва и рождение наших чад восстановит наш приход…»

Каким был мой первый приход в церковь, в Свято-Покровский храм? Сюда меня привела материнская молитва, молитва моей мамы. А укрепила в церкви молитва тогда еще моего не рожденного сына. Не зря говорят, что женщина спасается чадородием…

Произошло со мной вот что. Пришла я в очередной раз на проверку в женскую консультацию, где состояла на учете по беременности. И тут врач мне говорит: «Плод у вас замер и не развивается». (Я то ли по своей глупости, то ли по простоте душевной, а скорее, по промыслу Божию, назвала неправильную дату последнего исследования). Врач категорически не хотел отпускать меня домой и оставлял на чистку...

Мамочки, вы меня поймете, что это такое — отдавать своего ребеночка! Воспротивилась... Слава Богу, у меня есть старший брат (теперь он мой духовник), который сказал идти на исповедь и причастие. И по молитвам Господь все управил. Так через свое чудо-чадо и по промыслу Божию началось мое становление как прихожанки Свято-Покровского собора, нашего храма…

И в заключение хочу сказать, что материнская молитва и рождение наших чад восстановит не только наш приход, но и даст силу всему Православному миру (может, пафосно, зато от души). 

Татьяна Ворновицкая: «Сейчас наши стены — это батюшки  и прихожане».

Меня в храм привело грустное событие — умер любимый папочка. В 23 года я осталась без отца. Встретила подругу, которую давно не видела, рассказала о папе. А она и говорит: «Мы с мужем ходим на богословские курсы, пойдём с нами». Она же рассказала мне о том, что необходимо молиться об усопшем и привела в наш храм.

Потом уже стало понятно, что своей смертью папа спас меня от смерти духовной. Молитвы, таинства облегчили моё состояние. И потекла жизнь уже с Богом, с моим, нашим храмом. А я в утешение с Божьей помощью стала заниматься творчеством. Увидела красоту, на которую раньше не обращала внимания. Теперь организовываю свои персональные выставки.

Для меня наш храм, как дом родной. Сердце слезами обливается, глядя на него в теперешнем состоянии. Но ведь с нами Бог — и никто нам не страшен! Больно, тяжело видеть наш храм. Даст Бог, и мы вновь сможем в нём участвовать в Божественной литургии, каяться, причащаться, собороваться, молиться. А сейчас наши стены — это батюшки  и прихожане.

Владлена Прокофьева: «Так хорошо и спокойно, как у нас в храме, не было нигде»

Я, также как и многие, пришла в церковь из-за неурядиц. Мой бывший муж затаскал меня и моего, тогда маленького, сыночка по судам, очень над нами с ребенком морально издевался. Мы только приехали из Киева после проведения анализа на ДНК, я была выжата как лимон. В то время я уже начинала молиться дома, но в храм ходила только по праздникам. И после поездки постоянно молилась архангелу Михаилу, чтобы в Киеве всё прошло хорошо.

Когда была на рынке «Анголенко», подошла к церковной лавке и спросила продававшую церковную утварь женщину, как правильно подать записочки, чтобы помолиться о благополучном разрешении своих проблем, и она посоветовала поехать в Свято-Покровский собор.

В этот день я в первый раз исповедовалась у отца Олега, а потом приготовилась к причастию, как он мне сказал, и причастилась. В дальнейшем мне очень помог батюшка Игорь Валюнин (упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего). Я была во многих храмах нашего прихода, но так хорошо и спокойно, как у нас, не было нигде. Приходишь домой.  

Татьяна Воробьёва: «После взрыва я сознательно хожу только в этот храм. Это всё равно, как если бы мой друг заболел, а я бы не ходила к нему в больницу из-за того, что он сейчас больной и некрасивый, и общалась бы с более симпатичными друзьями»

А я в этом храме причастилась в первый раз. Произошло это за три месяца до моего 33-летия, на день почитания пророка Илии. Я была до тех пор обычной «захожанкой» — на праздники что-нибудь посвятить и т.д. А потом обстоятельства в жизни сложились так, что я поняла, как себя чувствует загнанный зверь — ты в полном тупике да ещё и сжат тисками...

В этот день, 2 августа, я вышла из дому утром и пошла в храм. Сама не знала, почему у меня возникла тогда эта мысль. О причастии я на тот момент знала крайне мало и считала, что меня это не касается. Когда я пришла, увидела очередь на исповедь, стала в самом конце. Кто тогда исповедовал, не могу вспомнить, даже внешность этого батюшки не запечатлелась. Он, видимо, понял моё состояние и проявил такую любовь и внимание, что благословил меня (совсем не готовившуюся) причаститься. Вместе со слезами на исповеди ко мне пришло какое-то облегчение, а после причастия я вылетела из храма как на крыльях... С тех пор началась моя дорога к вере.

Не всегда получалось приходить именно сюда на службы, но после взрыва я сознательно хожу только в этот храм. Это всё равно, если бы мой друг заболел, а я бы не ходила к нему в больницу из-за того, что он сейчас больной и некрасивый, и общалась бы с более симпатичными друзьями))). Теперь, уже со временем, мне стало понятно, по чьим молитвам я пришла в храм (в семье у нас некому было молиться). Это произошло благодаря молитвенной поддержке ныне уже покойного отца Игоря Валюнина — я жила раньше на Кичкасе и захаживала изредка в маленький храм на Футбольной. Там Господь и свёл меня с ним. Вот и сейчас продолжает посылать мне замечательнейших, светлых людей.

За помощь в подготовке материала выражаем благодарность матушке Елене Овчаренко

Юлия КОМИНКО, Виктория КОЧУБЕЙ

"Православіє в Україні", 1 сентября 2010