Картины сакрального содержания

04.10.2010, 13:19
Картины сакрального содержания - фото 1

В Луцке действует выставка «Символико-аллегорические композиции в украинской живописи XVII — XVIII веков», где представлено 30 разноплановых полотен, которые можно назвать иконами-картинами или картинами сакрального содержания. Музей волынской иконы получил их из запасников Национального художественного музея Украины. Большинство из них не видели даже в Киеве.

ХРИСТОС — НЕДРЕМЛЮЩЕЕ ОКО. 1851 Г. (Фоторепродукции предоставлены Музеем волынской иконы)В Луцке действует выставка «Символико-аллегорические композиции в украинской живописи XVII — XVIII веков», где представлено 30 разноплановых полотен, которые можно назвать иконами-картинами или картинами сакрального содержания. Музей волынской иконы получил их из запасников Национального художественного музея Украины. Большинство из них не видели даже в Киеве.

ДРЕВО ЖИЗНИ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII ВЕКА (Фоторепродукции предоставлены Музеем волынской иконы)Особенность этих икон в том, что они преимущественно писались не для Божьих храмов, а, как говорят, для народа. Заведующий Музеем волынской иконы Татьяна Елисеева говорит, что хотя в Музее проведено уже свыше 120 выставок, однако доныне представлялись иконы в традиционном для нас воплощении и значении. Эти же работы, которые можно назвать то ли иконами-картинами, то ли просто картинами сакрального содержания, писались не просто для людей верующих, а для верующих, которые знали Святое письмо и могли эти сюжеты философски осмыслить. Среди собрания, представленного Национальным художественным музеем Украины, есть действительно уникальные произведения, которые до нашего времени сохранились в единственном экземпляре. На картине «Святая Троица» — редкий сюжет, когда своего Сына держит не Богородица, как мы привыкли видеть, а сам Бог-отец. Сложная многосюжетная композиция жертвенности жизни и смерти Христа воплощена в работах «Древо жизни» и «Часы страстей Христовых». Несколько символических икон отображают один из самых любимейших сюжетов народной иконописи: «Христос — Недремлющее Око» и «Христос — Лоза Виноградная». Волыни известен лишь последний сюжет — в свое время он был принесен в наши края греко-католиками. Все иные являются настоящими открытиями.

Однако таким же открытием станут и работы из Музея волынской иконы, которые в настоящее время экспонируются в Софии Киевской и в музее в Чернигове, а вскоре будут представлены и в Днепропетровском историческом музее. Ведь волынское сакральное искусство — это отдельное духовное явление в украинской иконописи. В эти дни в Луцке находится и группа ученых из Национального заповедника «София Киевская», которых заинтересовали выставленные у них волынские иконы. На Волыни они хотят увидеть как оригинал чудотворного образа Холмской Богоматери, который находится в Музее волынской иконы и, согласно завещанию семьи, которая его сохранила, не может покидать этих стен, так и другие неповторимые работы волынских иконописцев.

Наталия Малимон

"День", №177-178, пятница, 1 октября 2010 года