Конца света в 2012 году не будет

29.09.2010, 17:05
Конца света в 2012 году не будет - фото 1

В последнее время в Интернете активно муссируется тема скорого конца света. Очередной пророчат на 21 декабря 2012 года, когда, как утверждают астрологи, будет великий парад планет и закончится календарь цивилизации майя, обитавшей некогда в доколумбовой Центральной Америке. На эту тему корреспондент "ЗС" пообщалась с настоятелем Свято-Андреевского Кафедрального Собора Запорожья протоиереем Константином Костюковичем.

Протоиерей КонстантинВпоследнее время в Интернете активно муссируется тема скорого конца света. Очередной пророчат на 21 декабря 2012 года, когда, как утверждают астрологи, будет великий парад планет и закончится календарь цивилизации майя, обитавшей некогда в доколумбовой Центральной Америке. На эту тему корреспондент "ЗС" пообщалась с настоятелем Свято-Андреевского Кафедрального Собора Запорожья протоиереем Константином Костюковичем.
– Отец Константин, каково отношение церкви к предсказаниям о конце света? И, в частности, к тому, который пророчат совсем скоро?
- Для меня лично, как и для всех православных христиан, основой основ является Священное Писание, в котором мы черпаем мудрость и руководство своим поступкам. И в нем Господь сказал, что этого часа никто не знает, кроме Отца Небесного. При этом Господь дал нам в Евангелии предзнаменования, которые будут предшествовать концу света. Помимо катаклизмов всевозможных, самое главное из них – это приход Антихриста, который будет править не отдельной страной, а всем миром столько, сколько проповедовал на земле Христос – 3,5 года. Антихристу должны подчиниться все народы ("все племена земные"), людям будут ставить печати антихриста на руку и лоб, на церковь будут гонения… А теперь посчитайте, сколько времени осталось до декабря 2012 года? Поэтому я, опираясь на Священное Писание, могу точно и уверенно сказать, что конца света в 2012 году не случится. Когда это случится, не знает никто, "...не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян. 1, 7); "...бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Мф. 24, 42); Сам Господь Иисус Христос говорит: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Мф. 24, 36). Пришествие Христово будет для большинства людей неожиданным, день Господень "...придет, как тать ночью" (1 Фее. 5, 2). "Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,– так будет и пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24, 37–39).
- Расскажите, каким представляется антихрист в свете Священного Писания?
- В истории имели место мнения, что антихрист не есть личность, а просто некая боговраждебная сила. Такое мнение высказывал, например, Мартин Лютер, на русской почве его учение воспроизводили раскольники беспоповцы. Но Священное Писание учит об антихристе как о конкретной личности. Апостол Павел называет антихриста "человеком греха, сыном погибели" (2 Фее. 2, 3).По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12 сыновей Иакова.
Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны: подобно тому как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение, кн. 4, гл. 26) пишет: "Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем". Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Свщ. Писания об антихристе: "которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2 Фее. 2, 9).
Имя антихриста неизвестно, известно только его число – "666". Согласно Апокалипсису, характерной чертой антихриста будет богохульство. Антихрист усвоит себе Божественное достоинство и потребует Божеского поклонения и служения: "...в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фее. 2, 4). О каком храме здесь идет речь точно сказать невозможно – будет ли это восстановленный к тому времени Иерусалимский храм или некий другой, который будет наиболее почитаем и известен в то время.
В своей борьбе против христианства и всех своих противников антихрист будет пользоваться следующими средствами: ему будут помогать лжепророки, которые "...дадут великие знамения и чудеса..." Антихрист будет обладать огромной силой. Сатана даст ему "...силу свою и престол свой и великую власть" (Откр. 13,2). Царствование антихриста будет всемирным: "...и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем" (Откр. 13, 7). Особенно жестоким будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, "...чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" (Откр. 13, 15). Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне (Откр. гл. 12). Однако "...врата ада не одолеют ее" (Мф. 16,18), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (1 Кор. 11,26).
В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествование Апокалипсиса о семи Ангелах, имеющих семь язв (Откр. гл. 15,16)). Кроме того, по Промыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни (Мф. 24, 22). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: "И дано ему вести войну со святыми и победить их..." (Откр. 13, 7).
Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: "...Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фее. 2, 8). В Апок. сказано: "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним, оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою" (Откр. 19, 20–21).
- А какие еще будут приметы пришествия Спасителя?
- День Второго пришествия в Свящ. Писании называется Последним днем, днем кончины века и мира, днем, установленным от Бога, когда Он будет праведно судить Вселенную, Великим днем, днем Судным, днем Господним, днем Христовым и днем Господа нашего Иисуса Христа. О том, когда случится это событие, говорит Сам Господь Иисус Христос: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Мф. 24, 36); "...бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Мф. 24, 42). Перед своим Вознесением Господь говорит апостолам: "...не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян. 1, 7).
- Однако в Священном Писании указаны признаки приближающегося Второго Пришествия?
- Да. Например, кончина мира последует не прежде, чем "...проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Мф. 24,14).
Случится явление пророка Илии. "...Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня..." (Мал. 4, 5). Господь подтвердил это пророчество: "...правда, Илия должен придти прежде и устроить все" (Мф. 17, 11; см. также Мк. 9,12).
Этому будет предшествовать усиление зла, безбожия и антихристианства. Появится множество лжехристов и лжепророков, распространяющих ложные учения.
"...Многие придут под именем Моим и будут говорить: "я - Христос", и многих прельстят" (Мф. 24, 5); "и многие лжепророки восстанут и прельстят многих" (Мф. 24, 11); "...в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским" (1 Тим. 4, 1); "...будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху" (2 Тим. 4, 3).
Падение нравственности будет массовым. "...по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф. 24,12); "...друг друга будут предавать и возненавидят друг друга" (Мф. 24, 10). Ненависть и разделение проникнут даже в семьи: "Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их" (Мк. 13, 12; см. также Лк. 21, 10).
Господствующими состояниями духа в эти времена будут уныние, недоумение и страх, а также состояние скорби. Апостол Павел в 2 Тим. рисует картину нравов людей последних времен: "...В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся..." (2 Тим. 3, 1–5).
Усилятся общественные бедствия и войны, а также природные катаклизмы: "...будут глады, моры и землетрясения по местам" (Мф. 24, 7), также "...будут знамения в солнце и луне и звездах,... море восшумит и возмутится" (Лк. 21, 25).
Второе пришествие Спасителя, в отличие от Его Первого пришествия на Землю, будет со славою и величием – "...приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего..." (Мф. 16,27). Выражение "во славе" в данном случае нужно понимать как "окруженный особым сиянием". И "... сядет не престоле славы Своей" (Мф 25 31).
В тот день явится знамение сына Человеческого на небе (Мф. 24, 30). Свящ. Писание не уточняет, какое, но, по преданию, этим знамением будет крест. Явление Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: "...Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1, 11). Господь придет, окруженный Ангелами (Мф. 16,27; Иуд. 14).
Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным, "...как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24, 27). Велик и страшен будет этот день для каждого из нас.
– Что страшного в этом суде?
– Суд этот называется Страшным, так как откроются перед всеми наши дела, слова и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.
Страшное в этом суде то, что мы предстанем перед Живым Богом, когда уже будет поздно что бы то ни было менять в нашей жизни, и обнаружим, что прожили напрасно, что за нами и в нас – только пустота, бессмысленность жизни. Весь смысл жизни был в том, чтобы любить, не чувствами, но делом. Любить, как Христос сказал: тот, кто любит, должен свою жизнь положить за тех, кто нуждается в любви. Не за тех, кто мне дорог, а за того ближнего, кому я нужен... Вдруг мы обнаружим, что прошли мимо всего этого. Мы могли любить Бога, мы могли любить своего ближнего, мы могли бы любить себя, то есть относиться к себе с уважением, видеть в себе все величие образа Божия, все величие нашего призвания, стать причастниками Божественной природы (2 Пет. 1, 4), – но не делали этого.
Посмотрите, какая удивительная картина получается. Праведники не знают, что они – праведники. Им и в голову не приходит относиться к тем делам, которые они совершают повседневно, как к делам добрым! Им вовсе не кажется, что кормить голодных, одевать нагих и посещать больных – есть нечто такое, за что человек должен так высоко, так щедро награждаться. Но и грешники не знают о том, что они грешники. Этим-то ведь кажется, что они всё как надо в жизни своей делали: и нищим подавали, и в церковь ходили, и свечи к иконам исправно ставили, и, подумать только, в жизни никого пальцем не тронули! Всё так. Всё правильно. Да вот беда, каждое доброе дело мы себе в заслугу ставим, каждое своё сочувственное слово мы учитываем, каждое доброе движение души вызывает у нас "законную" гордость. Потому что мы забыли, что любовь – это жертва. И если служишь кому – служи до конца, даже если вместо благодарности получишь плевок в лицо, даже если любимый ученик предаст, даже если муж окажется не на высоте своего призвания, даже если подросший сын вдруг объявит: "Отче! Дай мне положенную мне часть имения".
Только если мы забудем себя и будем жить так, как Господь нам велел, и любить так, как Он нам заповедал: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга"(Ин.13.35), если мы сможем хотя бы попытаться так жить, тогда есть надежда, что и для нас прозвучат эти радостные слова: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира".

Газета "Запорозька Січ" 31 августа 2010 года