• Главная
  • Мониторинг
  • «Чисто монастырская идиллия…» Из истории Архангело-Михайловского храма с. Бездрик...

«Чисто монастырская идиллия…» Из истории Архангело-Михайловского храма с. Бездрик

15.06.2010, 12:35
К сожалению, история не донесла до нас никаких сведений о первой Архангело-Михайловской церкви и ее служителях

Иеромонах ИННОКЕНТИЙ (Евлиев). — "Православіє в Україні", 27 мая 2010 года

Когда я впервые побывал на месте, отведённом под строительство храмового комплекса в честь Собора Архистратига Михаила (село Бездрик Сумского района), первой мыслью, пришедшей мне в голову, была такая: «Самое место для небольшого монастырька»…

Три месяца спустя я нашёл воспоминания прот. Петра Фомина и его впечатления от посещения этого же места, на котором до революции стоял древний деревянный Михайловский храм. Оказалось, его и мои впечатления были схожими. С этих пор я молюсь, чтобы Господь благоволил построить не просто храм, а, если будет Его на то воля, небольшую обитель (скит или подворье) в которой бы теплилась иноческая молитва.

Первый Архангело-Михайловский храм был возведен в 1697 году…

Старанием владельца с. Бездрик – сумского сотника Марка Олиферовича – потомка гетмана Украины в 1622-1623 гг. Олифера Голуба.

Знатный род Олиферовичей (за которыми в начале ХІХ в. закрепился видоизмененный вариант фамилии – Алферовы) появился на Слобожанщине в 60-х гг. ХVII в. – практически сразу после основания Сумского слободского казацкого полка. Получив должности полковой и сотенной старшины, Алферовы приняли участие в освоении свободных земель (займанщины). Вскоре их владения были официально закреплены царскими грамотами. Одна из них, выданная в 1689 г. Марку Алферову, закрепляла за ним и его потомками ряд имений, в том числе и небольшое заселенное черкасами (то есть украинцами) село Бездрик.

К сожалению, история не донесла до нас никаких сведений о первой Архангело-Михайловской церкви и ее служителях

Известно лишь, что первые метрические книги (для учета рождаемости, смертности и бракосочетаний) появляются здесь с 1730 г., когда при храме числилось 210 человек мужского пола и 173 – женского.

Осталось неизвестным и время упразднения первой Архангело-Михайловской церкви. Можно предположить, что это произошло в первой половине ХVIIІ в. по причине ее ветхости. Тогда же, вероятно, был построен новый храм, просуществовавший до 1865 г., а затем – уже в третий раз – снова перестроенный.

Инициатором возведення новой церкви стал потомок Марка Олиферовича помещик с. Бездрик Николай Васильевич Алферов.

Примечательно, что с именем этого помещика связана еще одна страница истории церковных древностей Сумщины

За несколько лет до описываемых событий – в 1848 г. – Н. Алферов испытал на себе чудесную целительную силу Ченстоховской иконы Божией Матери, хранящейся недалеко от Бездрика – в Успенском храме слободы Верхняя Сыроватка. Однажды на охоте помещик нечаянно прострелил себе ногу. Рана была столь тяжелая, что врачи не могли ее залечить. Потеряв всякую надежду на их помощь, Н. Алферов отправился в Верхнюю Сыроватку, припал к Ченстоховскому образу Владычицы и долго молился: по чистосердечной молитве своей он скоро получил исцеление. В благодарность за оказанное ему Богоматерью благодеяние помещик соорудил вокруг храма Успения Богородицы каменную ограду.

Вместе с тем, не забыл Н. Алферов и о церкви в своем имении. По инициативе и на средства помещика была проведена капитальная реконструкция храма, продлившая его жизнь более чем на 50 лет. Первым старостой обновленной церкви стал брат Н. Алферова Павел Васильевич, занимавший эту должность с 1865 по 1869 гг.

В 1916 г. Архангело-Михайловский храм – один из древнейших храмов «черкасского» (украинского) стиля в Харьковской епархии – был изучен протоиереем Благовещенского собора г. Харьков, главой Харьковского епархиального церковно-археологического общества Петром Фоминым.
Вот как об этом пишет сам отец Петр Фомин

«…село Бездрик расположено между лесами на холмах, пересеченных глубокими балками. В одном месте самая высокая гора выходит своею оконечностью в направлении на юг к двум глубоким прудам, к которым спускается почти обрывами и которыми она окружена с трех сторон.

Вершина горы покрыта лесом. Здесь-то, высоко над прудами, отражаясь в глубоких и чистых водах их, высится стройным и изящным силуэтом Архангело-Михайловская церковь, деревянная, украинского стиля, с тремя по продольной линии уступчатыми башнями, увенчанными главами с четырехконечными крестами.

Деревянная в виде забора ограда квадратом окружает церковь; все пространство внутри ограды покрыто мелким кустарником, фруктовыми деревьями и несколькими старыми дубами и липами. За деревьями позади церкви к северу прячутся хаты и угодья крестьян. Над светлыми прудами, на фоне изумрудной зелени во всей своей красоте видна церковь. Чем-то мирным и уютным, чисто монастырской идиллией, дышит от этой прелестной картины одинокого храма в лесу над прудами.

В ограде церкви теперь колокольни нет. Колокола подвешены под низеньким навесом на южной стороне. Колокольня, некогда стоявшая отдельно от церкви на западной стороне, 20 лет назад сгорела на 1-й день Св. Пасхи от забытой свечки.

…Нынешняя церковь … была переложена с совершенным сохранением прежнего стиля с заменой только ветхих подвалин новыми и устройством под нею каменного фундамента. Несомненно, что нынешний вид её вполне воспроизводит древнюю церковь – вторую от начала».

Храм представлял собой особый тип трехкупольной постройки

В ней центральная двухсрубная (т. е. двухъярусная) башня соединялась с двумя боковыми односрубными. Сделанный из рубленого леса, он отличался простотой и монументальностью.

Наиболее ценной древностью церкви был деревянный иконостас работы конца ХVII в., который составлял редкость в Харьковской епархии. Он состоял, кроме цокольного ряда икон, из четырех ярусов, расположенных в виде ломаных дуг.

Основой иконостаса служил горизонтальный ярус «местных» икон, разделенных шестью монументальными колоннами на семь глубоких ниш и вертикальный центральный фронтон, вытягивающийся вверх на двух таких же монументальных колоннах и заканчивающийся Распятием с Предстоящими. Эти восемь колонн были сделаны из роскошной сквозной резьбы, представляющей виноградные листья с гроздьями винограда.

Царские врата представляли собою сквозную резьбу из переплетающихся длинных и узких листьев, исполненных двойными линиями с орнаментом в виде ожерелья посередине. Резьба царских врат повторялась в первом ярусе между иконами и во всех свободных местах центрального фронтона. Она же обвивала Распятие и Предстоящих на самом верху иконостаса.

Основная площадь иконостаса была выкрашена в синий фон, а по нему положена золотая резьба. Иконостас насчитывал 55 икон, расположенных в строгом порядке.

П. Фомин отмечал: «Иконы чрезвычайно интересны своеобразными типами, особенной техникой мастерства и ярко выраженной живописностью. Они положительно очаровывают зрителя и приковывают к себе глубокое внимание».
В цоколе иконостаса были расположены четыре восьмиугольных иконы, среди которых особенно выделялась “Беседа Спасителя с Самарянкой”

Изображение самарянки было довольно оригинальным: в виде малороссийской девушки, одетой в красную безрукавку, белую рубаху, желтую юбку и красные сапожки; от гладкой головной прически развевались белые ленты; в руках у неё казаночек.

В первом ярусе “местных” икон размещались поколенные изображения Спасителя, Богоматери, Св. Николая Чудотворного и Архистратига Михаила. У Спасителя продолговатый лик с румянцем, тонкие изящные брови, такие же нос и уста; тонкие к низу усы и остроконечная короткая разделяющаяся борода, красный хитон с мелкими золотыми цветами, синий плащ с крупными золотыми цветами. В левой руке Евангелие, раскрытое на словах: «Придите благословении». Корона на Спасителе накладная серебряная.

У Богоматери гладкий белый хитон, на руках красно-золотые поручи, гиматион красный с крупными золотыми цветами. Богомладенец на левой Её руке, на Нем белая рубашечка с широким отворотом на шее, а поверх золотой плащ с красной подкладкой. Очень трогателен поворот головы Богомладенца, берущего Богоматерь за подбородок, чтобы поцеловать Её. На главах Богоматери и Богомладенца – белые серебряные короны.

На храмовой иконе предстает Архангел Михаил, облаченный в бледно-зеленую тунику, бледно-лиловый с золотыми цветами хитон, кольчугу, красный плащ и золотые сапожки

В левой руке у него меч, в правой – белый свиток со словами “Кто яко Бог наш”. Сонм ангелов стоит позади Архистратига. По правую сторону от зрителя изображен Архангел Гавриил в белой верхней одежде, лиловом хитоне и красном плаще. В правой руке он держит зеленую ветвь, левой указывает на небо. За ним множество ангелов. Вверху над ангелами на облаке Богомладенец в белом хитоне, в левой руке у Него шар - Вселенная, а правую Он простирает вперед. Лики здесь круглые, румяные и красивые.

Царские врата имели 6 маленьких круглых икон: Архангела Гавриила и Богоматери (Благовещения) и четырех евангелистов.

Своеобразно изображение Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, лик которого обрамляет белая небольшая борода и длинные казацкие усы.

На северных вратах – Св. Архидиакон на облаке во весь рост. В левой руке лиловый орарь, а в правой серебряное кадило. Такое же изображение Архидиакона было выполнено и на южных вратах, но здесь он в правой руке держит кадило, а в левой на ораре серебряную гробницу с тремя шатровыми главками. Так обыкновенно совершают диаконы торжественное каждение в монастырях.

Над северными дверями была помещена небольшая икона, представляющая священнодействие Воздвижения Креста архиереем в присутствии монахов и народа. На левой стороне здесь был изображен Царь со скипетром и в короне в московском наряде. Над южными вратами – Покров Богоматери. Над царскими вратами – круглая икона Нерукотворного Образа.

Во втором ярусе над царскими вратами размещалась Тайная вечеря, а по бокам – иконы св. пр. Иоакима и Анны во весь рост, в медальонах – изображения двенадцати праздников.

Все праздники отличались совершенно своеобразными композициями и сложными пейзажными фонами

В иконе Обрезания – целая архитектурная анфилада столбов, арок и зал. В иконе Благовещения – бурное на облаке движение Архангела с широко простертыми руками, а пред ним за узким аналоем с книгою Приснодева, в изумлении отшатывающаяся с широко раздвинутыми руками. Такое же движение и сильное волнение чувств прочитывается и в иконе Вознесения.

В третьем ярусе – посредине в глубокой нише был помещен “Деисус” – прекраснейшая из всех икон. Христос – Божественный Архиерей — восседает на троне. Левой рукой Он держит на колене раскрытое Евангелие, правой благословляет. Во всей Его фигуре естественная и величественная поза. С правой стороны предстоит близко к Христу Богоматерь. У Неё круглое прекрасное лицо умоляющей, молитвенно сложенные руки. С левой стороны Предтеча: у него скорбное лицо, хотя не истощенное, крестообразно сложенные руки. Около главы Спасителя две серафимские головки с крыльями.

По бокам “Деисуса” 12 апостолов, по 6 на каждой стороне. Живые, выразительные, хорошо выписанные лица. У старцев апостолов: Андрея, Матфея, Иоанна и Симона - большие белые бороды. У Матфея и Иоанна в изящно поднятых лицах - глубокий и сильный пафос. Позы у апостолов то спокойные и внушительные, то полные движения и чувства. Все они написаны идущими ко Спасителю.

В раскраске фигур преобладали яркие краски: красная (сурик), голубая, синяя, желтая и бледно зеленая.

В четвертом ярусе посредине разместилась восьмиугольная икона Знамения Божией Матери

Здесь Она представлена не в виде Оранты, а в позе спокойно восседающей и держащей у себя на коленях благословляющего Богомладенца. Глава Богоматери украшена венцом, вся же Она покрыта темно-красным мафорием. Очевидно, композиция этой иконы была скопирована с известной Печерской Богоматери, но без преподобных Антония и Феодосия Печерских.

По бокам в шести медальонах – св. пророки: по два вместе, каждый со свитками, а кроме того Аарон с жезлом процветшим, Захария с тремя свещниками и Гедеон с руном. У них круглые розовые лица. И здесь яркие краски. Фон - красочный голубой.

На самом верху иконостаса разместились плоские вырезанные на дереве иконы: сотника Корнилия, Марии Магдалины и двух полулежащих ангелов с лилиями в руках. Иконостас оканчивался восьмиконечным крестом с Распятым Господом и предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом.

Вся резьба иконостаса была покрыта позолотой – прочной и прекрасно сохранившейся

Не менее превосходно сохранилась иконопись, некоторые иконы имели вид нетронутой свежести. В деревянном и потемневшем здании храма все это создавало картину чрезвычайной красочности и блеска.

Вместе с тем, было очевидно, что иконостас был принесен сюда из другого храма: по краям он был резко обсечен и не закончен, высота его также не соответствовала размерам местной церкви.

Изучив местные предания и факты, П. Фомин предположил, что он был перевезен в 1755 г. из трапезной Архангело-Михайловской церкви Сумского Успенского мужского монастыря, располагавшегося неподалеку от Бездрика – в Малой Чернетчине, и славившегося лучшими в крае иконописцами.

Среди прочего в храме располагались: в алтаре горное место и у клиросов киоты деревянные резные, но уже в стиле барокко XVIII в. Характерной их особенностью служили колонки, увитые гирляндами разных цветов и зелёных листьев.
Описанные ценности произвели на П. Фомина неизгладимое впечатление

В своем очерке он писал: «Древности этой церкви настолько ценны в археологическом отношении, что настоит непременная надобность в принятии соответствующих мер к дальнейшему их сохранению».

Однако, в условиях новой – советской власти его замыслу так и не суждено было сбыться…