• Главная
  • Мониторинг
  • «Священник рядом с верующим, как на войне ? не в штабе, а в окопе», ? протоиерей Константин Иванченко, настоятель храма преподобного Лаврентия Черниговского в г. Винница...

«Священник рядом с верующим, как на войне ? не в штабе, а в окопе», ? протоиерей Константин Иванченко, настоятель храма преподобного Лаврентия Черниговского в г. Винница

27.04.2010, 10:23
Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов говорит, что исповедоваться нужно два раза — в тот самый момент, когда осознал, что есть грех пред Богом, и второй раз — в присутствии священника на Таинстве исповеди.

Ирина ЯРОШИНСКАЯ. — "Православіє в Україні", 20 апреля 2010 года

В апреле этого года приходской газете Виннцикой и Тульчинской епархии «Одигитрия» исполняется 10 лет. Сегодня наша встреча с главным редактором издания протоиереем Константином Иванченко, настоятелем храма преподобного Лаврентия Черниговского. Его приход находится в госпитале инвалидов Великой Отечественной войны. Окормляются там не только члены общины, врачи и пациенты этого медицинского учреждения, но и люди, находящиеся на лечение в областной психиатрической больнице имени академика Ющенко и наркологического диспансера, которые расположены рядом. А поговорить мы решили об исповеди.

«Часто священники „сдают экзамены” людям, которые воцерковились позже их»

? Отец Константин, в прошлом году исполнилось 10 лет Вашего пастырского служения. Скажите, что самое тяжелое в священничестве?

? Священник рукополагается для литургического служения и духовного окормления вверенной ему паствы. Это и есть самое сложное. Ты сам идешь по тонкому льду ко спасению и понимаешь, что нужно быть духовным руководителем людям, которые по возрасту Христову равны, а иногда и превосходят тебя. На исповеди несложно давать советы, потому что видишь: человек новоначальный. А бывает, смотришь: человек так осознает свою жизнь и несет послушание гораздо превосходящее твое собственное. И понимаешь, что ты сам должен у этого человека спрашивать.

А Литургия требует от тебя сверхнеотмирности, если можно употребить такой термин. По моему мнению, большинство из нас, священников, служат по лихому дерзновению, недоумевая в полной мере, что происходит на Литургии. И это не от недостатка образования, а потому, что таинства в Церкви постигаются не умом, а духовным опытом.

Если бы священник осознал, что происходит, никто бы из священников священником не был бы. Да, мы догматически разложим всю Литургию по полочкам, но осознав, где мы находимся, мы не дерзнули бы даже поднять головы.

? Некоторые священники, особенно в больших храмах, говорят, что им легче отслужить десять Литургий, чем провести одну исповедь у большого количества народа...

? Я их очень понимаю, ведь в большие храмы часто приходят люди не за спасением, а так, проходя мимо, просят сделать им духовненько. Да еще и священнику нужно разобраться в его жизненных намерениях, пройденном духовном пути. А когда это около сотни человек на одного исповедующего в течение нескольких часов — это очень сложно. Исповедующему нужно быстро найти точку опоры для того, чтобы духовное наставление помогли расти. А не топтаться на месте. 

? За 10 лет изменились исповеди людей?

? Не так давно был разговор с отцом Агафангелом, который работает в книжном магазине Свято-Тихоновского монастыря в Москве. Так он говорит, что самые раскупаемые книги из серии «почемучек». Так они называют слой литературы «Что посоветутете, батюшка?», «Какие грехи исповедовать», «Как заходить в храм?». А вот сложная литература — творения Святых Отцов, академические исследования современных богословов  — стоят на полочках и покупаются воцерковленными людьми нечасто. Это говорит о том, что большинство людей в храмах — либо новоначальные, и это радостно, так как это успешная тихая миссия, либо топчущиеся на месте, и это печально. Встречаешь человека через 10 лет, а он задает те же вопросы. И становится страшно — человек не продвинулся ни на миллиметр.

Основная часть прихожан — это воцерковленные люди. Есть небольшая часть тех, кто откликнулся на зов Евангелия всей своей жизнью. И малая часть разочаровавшихся от того, что хотели увидеть или найти в Церкви.

На исповеди встречаются люди всех названых категорий. И только Время наполняет ими храмы в большей или меньшей концентрации.

«Грехи твои на вые (шее), моей, чадо»

? Как после исповеди священники восстанавливаются? Ведь приходиться выслушивать столько негатива, а чтобы помочь человеку надо прочувствовать проблему?

 ? Мы исповедуемся не священнику, а Богу. Священник, по словам молитвы перед исповедью, «токмо свидетель есмь». Его основная задача — помочь исповеднику, чтобы исповедь проходила в покаянии, а не была обвинением других, самооправданием и жалобами на несчастья. Священник не последняя инстанция. Он — пастырь, который находится, как на войне, рядом с солдатом. Не в штабе, а в одном окопе. И духовно воеводствует, живя по тем же законам, что и пасомые.

Когда в монастыре или крупном храме есть духовно искушенный духовник, он воеводствует относительно своего духовного опыта. А если на исповедь ставят академически грамотного священника, он в большей мере ведет, пользуясь учением Церкви. Но в любом случае — мы исповедуемся перед Богом. Нас с мирянами отличает лишь уровень служения. Хотя есть древняя формула разрешительной молитвы, которая не дает расслабиться священнику: «Грехи твои на вые (шее), моей, чадо».

? Вот вы на исповеди узнаете все подноготную человека. Это потом не мешает общаться в обычной жизни?

? Исповедник перед тобой ? это твое духовное зеркало, у тебя есть также страсти. Если я хромаю на правую ногу, я не буду судить человека, который хромает на левую ногу. Священник не может осуждать другого на исповеди, потому, что понимаешь — перед тобой собрат, которому тяжело.

? Надо ли исповедоваться, если знаешь, что завтра будешь опять грешить? Спрашиваю не о ссорах с мужем или осуждения начальства. А например о грехе блуда, особенно среди молодых людей, которые живут гражданским браком, или просто живут и знают, что не изменятся.

? Мы здесь говорим о нецерковной молодежи, которую с утра до вечера портит откровенный образ жизни без границ. Если раньше сказать девочке: «Ты красивая» было комплиментом, сейчас надо сказать: «Ты сексуальная». В обществе, где сдвинута парадигма целомудрия, ставить запрет подростку в том, где есть обоюдное согласие обоюдных полов — есть большая вероятность остаться неуслышанным. Что же делать? Показать красоту брака в том, что ты весь для одного человека и это человек — весь для тебя. После этого осознания возможно искоренение данного греха.

Сам по себе этот запрет часто вызывает много личной ненависти к Церкви. Схватка за души молодых людей неравная. Удовольствие от блуда человек получает сразу, а все неприятности — догоняют. Но он думает: потом будет потом. А в Церкви надо трудиться сейчас. И вот награда за целомудрие — перерождение всей жизни.

Где цель и как не промахнуться?

? Правильно ли я поняла: подходить к исповеди все-таки нужно, даже если не уверен в своем решении более не грешить?

? Конечно, но только начать нужно с духовной беседы. Если она перерастет в покаяние — это милость Божия. Нельзя не осознавать, что такое хорошо и что такое плохо. Задача духовной беседы — подвести к исповеди. С греческого «грех» ? «хамартия» ? переводится как «промах». Духовная беседа — это объяснение, где цель и как не промахнуться. После этого есть надежда, что произойдет покаяние. Если Господь коснется сердца и совесть заговорит.

? Говорят, что на исповедь надо приходит к одному священнику. А как тогда найти «своего» духовника?

? Если вы новоначальный, можете походить к трем-четырем священникам, чтобы найти своего. Если будете выбирать из большего количеств, тогда рискуете застрять в выборе «удобного священника». Это будет нечестно. Как определиться? Настоящий духовник — это ветеран духовной войны. Он прошел через страсти и искушения, остался в церкви еще более закаленным. Это — идеал. Нужно смотреть, кто тебя ведет ко спасению, кто указывает на твои недостатки, как бы тебе больно не было, кто подталкивает тебя к изменениям, относительно кого происходит твой духовный рост.

Из своего опыта я бы не приветствовал две крайности — когда священник сурово недосягаем и когда льстит, или из-за личного рукоположения. Но если вы много лет ходите к одному священнику, да еще он взял вас на духовное окормление, тогда переходить к другому пастырю не стоит. Менять духовника можно в крайнем случае, если он проповедует ересь или склоняет в раскол.

? Если есть осознание своих грехов, но человек не испытывает угрызения совести, считается ли исповедь действенной?

? Совесть такой тонкий инструмент, который сам говорит христианину, что такое хорошо и что такое плохо. Совесть подстраивается под своего хозяина. Если бы она не слушалась, то давно загрызла бы своего хозяина.

Когда мы подходим к исповеди, а совесть молчит, нужно так и сказать Господу, что не хватает сердца, я умом только понимаю, что это грех: «Да, Господи, я знаю, меня совесть не обличает, что я завистник, не люблю и не понимаю других людей. Но я этого не чувствую. Господи, помоги моей немощи». Даже самый праведный человек всего себя не видит. Как говорит в пасхальном слове святитель Иоанн Златоуст «Господь за намерения целует». Поэтому осознанная исповедь, даже если совесть молчит, считается действенной.

Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов говорит, что исповедоваться нужно два раза — в тот самый момент, когда осознал, что есть грех пред Богом, и второй раз — в присутствии священника на Таинстве исповеди.

О традициях исповеди

? Кому священники исповедуются?

? Два раза в год в епархии священники исповедуются духовнику, которого назначает правящий архиерей. В другое время, если у священника есть свой духовник, то ему. Если духовника нет, так называемые самопасущиеся пастыри, то они исповедаются другу другу. И возраст здесь не играет роли: часто более старший священник может исповедаться у младшего по возрасту.

? Кому исповедуется матушки и дети священника?

 — Большинство священников не исповедуют своих матушек, те ходят на другой приход или когда в храм приходит сослужить другой батюшка. Другие придерживаются принципа — нечего выносить сор из избы. А вот дети — они всегда бегут к новому священнику в храме. Они понимают, что чужой батюшка для них более священник, чем свой отец.

 — Перед исповедью есть традиция просить прощения у присутствующих. На больших приходах это выглядит неестественно — я первый раз вижу человека, за что мне перед ним извиняться?

 — Это не обязательно. Есть цепная реакция  — все остальные люди чувствуют себя обязанными это сделать. А то, что они вложат в этот поклон и слова душу — сомнительно. Когда традиция не вживается в искренность, а остается традицией — она не нужна. А вот для человека, настроенного на духовное покаяние, это полезно. Она еще больше подвигнет к покаянию.

 — Каяться ли в курении, если не получается бросить?

 — Все сложны вопросы обговариваются со священником. Есть люди безвольные, а бывает, видишь у человека воли хватает горы свернуть, а перед сигаретой пасует. Другого прижмешь — он отвернется от церкви, не успев докопаться до глубинных вопросов, застрянет на страстях. А самих страстей очень много у всех людей.

 — Когда возможно причастие без исповеди?

 — Это давно практикуется в некоторых авторитетных приходах в России и Киева, в крупных монастырях. Если прихожанин живет полноценной жизнью наравне со священником — бывает на всех богослужениях, постится все посты, исполняет молитвенное правило  — духовник имеет право разрешить исповедоваться раз в месяц, а причащаться каждую Литургию. Но это вопрос индивидуальный. Иногда священник может благословить своих прихожан, которые живут церковной жизнью на приходской праздник или на Пасху причащаться без исповеди.

«Ну, раз безгрешна — становись в иконостас, будем на тебя молиться»

 — Иногда говорят, вот неудобно исповедоваться — очередь прямо в спину дышит, а может, и слышат мои грехи...

 — Церковные люди знают, что, слушая чужую исповедь, сам себе зарабатываешь грех. В маленьких храмах можно разделить духовную беседу и исповедь. К исповеди надо приходить на вечерней службе, тогда у священника есть возможность уделить вам больше времени и обсудить проблемы. На Литургии исповедуется только по немощи или по серьезным обстоятельства. Ведь исповедуясь утром, вы воруете время у Литургии, в которую нужно вжиться всем своим естеством.

 — Как быть, если хочется исповедаться, а грехов вроде нет?

 — Священники в таких случаях шутят: «Ну, раз безгрешна  — становись в иконостас, будем на тебя молиться». Люди, которые имеют хотя бы остатки самокритичности, понимают  — они не могут быть мерой всему миру. Я один раз за 10 лет священства снял епитрахиль и не причастил человека. Он был тверд в своем утверждении: да, я безгрешен, я поступал всегда справедливо, если я осуждал, то человек был виноват, если раздражался, то была причина. Страшно !Как же расти, если сам выставил мерой всего свое мнение, а не Благого Бога?

Человек живет только тогда, когда рядом есть что-то выше него: знания, земная любовь, искусство — но этого хватает ненадолго. Человек создан Богом самым большим творением на земле и поэтому все это перерастет. А когда он «это» перерастает — наступает разочарование. А если жить с богом, с помощью его и относительно Него можно совершенствоваться, переходить из славы в славу вечно. И никогда не перерастешь и не разочаруешься.

Ad notes

Протоиерей Константи Иванченко родился в 1973 году в с. Стрижавка Винницкого района. Начало воцерковления совпало по времени со срочной службой на флоте в начале 90-х годов. В 1999 году по рекомендации настоятеля храма святых Косьмы и Дамиана игумена Доната митрополитом Макарием был рукоположен в диаконы, а через полгода  — в сан иерея.

С 2000 года является настоятелем храма во имя преподобного Лавретния Черниговского при госпитале инвалидов Великой отечественной войны. В этом же году основал газету «Одигитрия». А через полгода — издание «Новости православного Интернета», известного ныне как «Седмица».

В 2004 году закончил Киевскую духовную семинарию. А в 2005 году поступил в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет в городе Москве на пастырско-богословский факультет.

Отец Константин преподавал в детских воскресных школах нескольких винницких храмов и учебных заведениях города. В течение шести лет был делегатом и докладчиком на Рождественских чтениях в Москве.

С 2009 года — основатель и духовный куратор международного клуба православного туризма «Одигитрия».

Полтора года участвует в православном движении Братья.ру