• Главная
  • Мониторинг
  • Отец Виталий: «К вере нужно относиться по-честному: спокойно, справедливо и без пафоса»...

Отец Виталий: «К вере нужно относиться по-честному: спокойно, справедливо и без пафоса»

04.05.2010, 13:43
По сложившейся народной традиции, человек не может без водки ни похоронить родственника, ни отметить День рождения. Православная церковь не рекомендует пить за усопших где бы то ни было.

Елена СЕМКО. — "Бердянские ведомости", 15 апреля 2010 года

По просьбам наших читателей, в пятницу, 9 апреля, на «прямую телефонную линию» мы пригласили настоятеля Свято-Никольского храма, протоиерея Виталия Гогунского. Батюшка доступно ответил на вопросы о Боге, вере, религии, церкви и православных традициях, дал людям простые и важные советы.

— Я молодая девушка и в храм захожу нечасто (как правило, когда иду мимо церкви). Но когда захожу, сталкиваюсь с укорительными взглядами старушек и упреками по поводу внешнего вида. Обязательно надевать платок и длинную юбку? Какая разница — в джинсах я или в короткой юбке, если я пришла к Богу? Что важнее — мнение старушек, целующих иконы, или мой внутренний настрой?

— В своем храме я стараюсь научить всех помощников приветливо относиться к прихожанам, и пока случаев грубости и хамства у нас не было. В храме есть специальные накидки, которые женщины могут надеть наверх брюк перед входом в храм. Если женщина придет в храм в брюках и без платка, ничего страшного нет. Пусть молится, как может. Но есть дисциплинарные вещи, которых должны придерживаться все православные. В нашей церкви есть особое благоговение к святыне — храму Божьему, где женщина не может оголяться и соблазнять кого?то. Если вне храма ты ведешь себя, как хочешь, то хотя бы в Божьем доме имей совесть и стеснение вести себя пристойно. Не нужно считать свою философию выше философии церкви, потому что церковь стоит не на философии, а на крови и смерти мучеников. Девушке нужно смириться, если есть желание — найти другой храм, где ей легче будет молиться, но при этом самой не провоцировать дежурных. Ведь не проблема смыть косметику, состричь километровые ногти, переодеть юбку и покрыть голову, а большая проблема — взрастить семя веры в душе своей. Женщина должна совершать молитву с покрытой головой, тем самым показывая ангелам свое смирение, власть над собой мужа, отца и матери.

А сами дежурные, прочитав эту статью, надеюсь, будут более деликатными с прихожанами.

— Возможно ли заключить церковный брак, не регистрируясь в загсе? Можно ли венчаться, если женщина беременна? А если после венчания и регистрации в загсе супруги разводятся, можно ли провести развенчание?

— Правящий архиерей запрещает заключать церковный брак без гражданского, потому что человека хоть что?то должно сдерживать. Печать в паспорте, конечно, полностью не сдерживает людей от греха, но после регистрации в загсе пара является мужем и женой перед обществом, а после венчания — перед Богом.

Беременной женщине можно венчаться. Хотя в идеале в молитвах мы считаем, что девушка невинна. Но мы видим, какой сейчас темп жизни, поэтому считаем, что ребенку не повредит та благодать, которая сходит на венчающихся. По этой же причине беременным не только можно, но и нужно ходить и на кладбище, и в церковь. Перед венчанием нужно, чтобы парень и девушка исповедовались и причастились.

Венчание нельзя развенчать. Благодаря владыке Елисею, у нас нет обряда развенчания. Раньше, когда проводилось таинство венчания, никто и подумать не мог, что можно развестись. Ваш супруг или Ваша супруга — это Ваш крест. Любовь — это тоже крест, крестные страдания, но нужно работать друг для друга. Самое страшное слово в семье — «развод». Женщины, не бросайтесь такими словами — мужчины обидчивы, как малые дети! Перед разводом супруги часто говорят: «Мы разные, не сошлись характерами». Но именно на разности характеров зиждется любой организм, а семья — это и есть единый организм. И Господь будет судить вас не по отдельности, а вместе. Даже если вы не повенчаны. Нужно радоваться тому, что вы разные, потому что два одинаковых человека прожить вместе не смогут. Вы должны возвести красоту на разности.

— Как церковь относится к гражданскому браку?

— Для меня гражданский брак — это печать в паспорте. Церковь терпимо относится к браку, зарегистрированному в загсе. Говорят: «Храм любви выстроен, нужно дождаться, когда Бог его освятит». Отношения мужчины и женщины — это создание храма, храма любви, храма семейной жизни.

Но для многих гражданский брак — это сходки на время. Особенно в больших городах распространены быстрые отношения без обязательств — попробовали, не получилось и разбежались. Так удобно жить. Но если мужчина относится к таким отношениям пренебрежительно, то женщина должна понимать, что Господь наделил ее особым организмом. Женский организм сложен и увенчан красотой, он создан для того, чтобы в утробе его могла сформироваться жизнь. Когда женщина беременна — у нее две души. Младенцу Господь дает душу не в момент рождения, а в момент зачатия, когда родители еще не знают об этом. Поэтому временное сожительство — это блуд.

— Мы купили участок и хотим начать строительство. С какого обряда нужно начинать строительство?

— Перед началом работ вам нужно прийти в православную церковь и договориться со священнослужителем, чтобы он выехал на место и прочел специальную молитву на закладке камня, на будущее сооружение дома. Он вместе с вами помолится, благословит доброе начинание. А когда дом построите, снова пригласите батюшку и он прочитает молитвы на вхождение в новый дом.

— Когда я была ребенком, меня крестили в староверскую веру. Все мои родственники — православные. Нужно ли мне принять крещение вновь?

— Полный обряд крещения вам совершать не нужно, но дополнит его таинство миропомазание. Также нужно исповедоваться и тогда вы будете полноценным членом православной церкви.

— По расчётам учёных, на нашей планете обитает порядка шести миллиардов человек. Миллиард, а то и больше, являются христианами тех или иных конфессий. Каждая такая конфессия исповедует свою версию этой религии. Чем православие лучше или хуже остальных? Почему праведный честный, никогда и никому не делавший зла католик обречён гореть в аду, а точно такой же христианин, но православный, должен непременно очутиться в раю?

— Оспорю выражение «праведный честный, никогда и никому не делавший зла католик». Все мы с вами не всегда бываем праведными, честными и не делающими зла. Каждый из нас в той или иной степени делает зло, начиная от рождения, непослушания родителям, обществу, семье, церкви. Мы постоянно находимся в воспитательном процессе, и это правильно. А вопрос о том, что каждый православный человек считает только себя спасенным, мы можем задавать любой религии. И мусульманин, и сектант уверен, что истина только в его вере. Православное учение говорит, что только мы можем иметь спасение. Мы можем судить судом человеческим, а Господь судит людей по совести и может спасти человека, исповедующего любую религию. Касательно католиков — мы можем прекрасно жить и с католиками без молитвенного общения и религиозного вмешательства. Не нам судить человека, каждый выбирает свою стезю в жизни, и церковь не может осуждать. Но святая православная церковь рекомендует и убеждает, что истинно чистая вера — православие.

— Что делать, если святая вода испортилась, — пить её или лучше вылить?

— Святая вода не может портиться. Если испортилась, это Ваша неаккуратность. Если уж случилось такое, можно ею окропить могилу, землю.

— Спасибо Вам за правильный подход к строительству храма. Надеюсь, он не будет окружен глухим бронированным забором, а могильные плиты там случайно и ненадолго, ибо храм — не место для торговли.

— Спасибо за тёплые слова. Мы не стремимся, чтобы храм был самым высоким, но стараемся его сделать максимально красивым. Это строительство нужно не одному мне, оно нужно городу. Бронированного забора не будет, но будет небольшая изгородь, защищающая территорию храма от собак и нетрезвых людей. Будет несколько ворот, планируется, что люди смогут зайти и посидеть на лавочке, погулять с детьми возле храма, подышать свежим святым воздухом. По поводу могильных плит: я ничего не делаю без благословения правящего архиерея, владыки Елисея. По его рекомендации и благословению предприниматели на территории храма разместили плиты. Пока купол не поднимали, плиты нам не мешали, но теперь, когда мы будем обустраивать территорию, попросим их удалиться от храма.

Но почему мы пошли на это? Раньше все, что связано с ритуальными погребениями, было уделом церкви, сейчас — это ритуальный бизнес, дающий стабильную прибыль. Но нужно понимать, что в ритуальных организациях свечи и другая церковная утварь взяты неизвестно откуда. Сейчас дошли уже до того, что продают землю, которая должна быть молитвенно высыпана на грудь умершего. А то, что продается в храме, — это условная жертва. И если у человека нет денег, церковь должна идти навстречу и все делать безвозмездно.

— Храм просто красавец. Его будут расписывать внутри? А как будет снаружи? Кто помогал в строительстве? Почему на сайте епархии в разделе «Храмы епархии» нет фото и информации об этом храме, ведь он один из самых красивых в городе и больших в нагорной части города?

— Информация и фотоматериал для сайта епархии были сданы, но из?за болезни пресс-секретаря отца Александра материал еще не выложен в Интернете. Уверен, что скоро он там появится. Хотелось бы расписать храм изнутри, но все зависит от наших возможностей. Особых благодетелей у нас нет, но есть люди, которые помогают. Особенно я благодарен тем, кто молитвенно относится к нам. Ведь помощь может измеряться не только деньгами, но и молитвой. Снаружи мы хотим отделать храм специальным камнем, наподобие песчаника, который будет 3–4 см толщиной, хотя это дорогостоящее дело.

— Отец Виталий, что Вы думаете о Кулевчанском чуде? В село Кулевча Одесской области ездят паломники со многих мест Украины (из Киево-Печерской лавры, в частности). А одесситы говорят, что их митрополит Агафангел запрещает туда ездить.

— Этот храм называется Свято-Никольский. Митрополит Агафангел не может запретить поездки в Кулевчу по причине того, что это село входит во владения Одесской епархии. Если бы он не хотел, чтобы туда ездили прихожане, он бы мог это запретить. Думаю, что митрополит Агафангел против религиозного фанатизма, который может присутствовать в этом храме. Я могу ссылаться на мнение многих людей, и если люди получают исцеление и Господь им помогает, то это верование нужно уважать. Но если присутствует религиозный фанатизм — это грех. К вере нужно относиться по?честному: спокойно, справедливо и без пафоса. Мы часто ищем чудеса, но самое большое чудо, которое есть, — это перерождение грешника и разбойника в благочестивого христианина. Не нужно забывать и о том, что самое главное чудо и таинство на земле — это таинство Евхаристии (Святое Причастие).

— На Провода есть обычай поминать покойных водкой и лить ее на могилу, но я слышала такую пословицу: «Кто водкой поминает, тот больших мук добавляет». Как же правильно поминать умерших?

— По сложившейся народной традиции, человек не может без водки ни похоронить родственника, ни отметить День рождения. Православная церковь не рекомендует пить за усопших где бы то ни было. Изливать водку на могилу – это кощунство, язычество и осквернение могилы. А вот окроплять ее святой водой нужно. Раньше люди приходили на кладбище с молитвословами и псалтырями, ухаживали за могилами, молились. Из еды с собой брали колево (сладкий рис), пасочку, яичко, кулич, — чтобы дать кому-то помянуть умершего и самому покушать, если проголодались. За упокой поминать нужно скромно – молитвой и пищей.

— Можно ли на могилу или крест могильный помещать фотографию умершего? Надо ли ухаживать за могилой? Можно ли ставить столики и скамейки, трапезничать?

— Ухаживать за могилой, ставить столики и скамейки нужно. А оставлять на могилах еду нежелательно, ведь в этом случае святыню могут осквернить собаки и птицы. Никакого запрета на размещение фотографий на кресте или могиле нет.

— Какую молитву нужно читать на Радоницу на могилке?

— Прежде чем идти на могилку я бы посоветовал обратиться сначала в православный храм. В воскресенье будет служиться литургия и панихида, в понедельник и вторник – панихида. После того, как священник прочитает молитву и окропит продукты, вы идете на кладбище, с собой берете молитвослов и читаете молитвы об упокоении. Старые бабушки еще брали с собой Евангелие и псалтырь, проводили на кладбище целый день. В псалтыре можно прочесть 16-ю и 17-ю кофизмы.

— Отец Виталий, ваш храм расположен в районе Спорткомплекса. Я живу в многоэтажном доме напротив храма и старого кладбища. Окна выходят в вашу сторону. Но, как неприятно видеть из окна могильные плиты, которые расставлены на обозрение для водителей?! Открываешь утром шторы, а тут плиты... Это намек такой? Вы можете как-то повлиять на предпринимателей, чтобы они не портили живым людям мирскую жизнь?

— Предприниматели не могли прийти на территорию храма добровольно, они работают с благословения епископа Елисея. А что касается того, что людям портят мирскую жизнь, хочу заметить, что есть не только красивая жизнь, и детям мы должны объяснять, что когда они вырастут, то будут не только красивыми и умными, но потом еще будут стареть. Когда мы надеваем на себя крестик, носим на себе мертвое тело Господа Иисуса Христа. Это напоминание о том, что мы смертны. И ребенка нужно с детства приучать к этому. Разве нас смущает крест на куполах храма? Нет, потому что крест – это не символ смерти, а символ жизни. Это оружие, которым Господь победил дьявола. Поэтому если что-то напоминает человеку о смерти, это неплохо. Ведь человек смертен и он должен задумываться о том, что рано или поздно нужно будет отвечать за свои деяния и помыслы.

— Как бороться с сектантами, которые каждое утро пристают с вопросами типа: «Как вы думаете…?» или «Знаете ли вы…?»

— Здесь нужно вести себя жестко. Не бойтесь их обидеть, потому что они зомбируют людей. Можно ответить так: «Я православный человек и хожу в православный храм». Если вы чувствуете в себе миссионерские и богословские задатки, можете пообщаться с ними и попробовать переубедить. Если нет, оградите себя и родственников от общения с ними.

Раньше, чтобы уничтожить и окатоличить наш народ организовывались крестовые походы. Потом нам дали порнографические газеты и журналы, сделали сексуальную революцию, которую Америка прошла в 60-х годах. О сигаретах и наркотиках мы раньше не знали, о деятельности сект не догадывались. Но у нас есть своя культура и свои, православные, традиции. Христианин не должен быть бесхребетной амёбой. Библия дает ответы на все вопросы: при личной обиде — «если дали по одной щеке, подставь другую», но если обижают семью и близких — «положи жизнь свою за други своя». Почему некоторые сектанты не берут в руки оружие? А кто же будет Родину защищать? Если бы мы все были такими бесхребетными, наш народ в прошлые годы войн просто уничтожили бы.

Другое дело, что секты заходят сюда с большими деньгами. Если я пять лет бегаю, вкладываю свои средства, ищу благодетелей, то иностранцы приходят с большими суммами, привозят бригады зомбированных рабочих и в один момент возводят сооружения религиозного культа.

— Объясните, пожалуйста, разницу между «простой запиской» на литургию и «заказной литургией». И еще: что значит то, что заказная литургия стоит 7 гривен, а с просфорой – 15 гривен? Неужели просфоры стоят 8 гривен?

— Простая записка — вынимается одна частичка из просфор, читаются все имена, заказная – читаются все имена и на каждое имя вынимается частичка. Это условное пожертвование.

— Нужно ли давать деньги пьяницам и лодырям, которые часто просят милостыню возле храмов?

— У нас, например, другая проблема – мы не можем найти нищих! Мы бы хотели их найти, дать жилье при храме, заботиться о них, но их нет. А вот людей, которые поставили этот вопрос на бизнес – много. Подавать милостыню или нет – это вопрос вашей совести. Если вас мучает сердце, дайте просящему пирожок, булочку, конфеты или книгу.

— Все знают, что церковь против абортов. Я тоже против, когда они без важной причины (ещё молодая - успею, пока нет жилья, работы и т.д.) Но ведь существуют аборты по МЕДИЦИНСКИМ показаниям, таких примеров много. Причем часто в этих случаях женщины сами очень страдают и физически, и, главное, морально, но другого способа сохранить свою жизнь нет. Почему это тоже осуждается и считается грехом при любых обстоятельствах? В различных телепередачах на эту тему я слышала всегда безапелляционный ответ: «Ребенок дается Богом и никто не в праве лишать его жизни в любом случае!» В связи с этим хочу задать главный вопрос, который мучает меня всю жизнь. А если женщину изнасиловали и она забеременела, то этот ребенок тоже дан Богом? А ведь таких случаев немало, к сожалению, во все времена. Во время войны фашисты насиловали наших женщин, они беременели, это тоже дано Богом? Очень прошу не отвечать фразой «ребенок не виноват». Я сама знаю, что не виноват, но все-таки, жду конкретного ответа на вопрос: дети, зачатые при износиловании тоже даны Богом? И если да, то получается, что и износилование дано Богом? Что-то нестыковочка получается! А может быть ответ в том, что священнослужители во-первых, мужчины, а во вторых, - ещё не Боги и может, им самим нужно вспомнить о заповеди «Не суди, да не судим будешь». Цветаева писала в свое время: «Бог, не суди, ты не был женщиной на земле!». Заранее спасибо за ИСКРЕННИЙ ответ.

— Церковь – это не просто строение, церковь есть воинствующая (земная) и торжествующая (небесная). Возглавляет церковь Господь во престоле, а заканчивается церковь самой старенькой старушкой на земле. Сюда входят и живые и умершие, и Матерь Божья и ангелы, и строения – это всё и есть единый организм. Эта церковь запрещает аборты. Я не имею право вас судить, это ваше личное дело – делать аборт или нет, если хотите – Бог вам судья. Когда священник говорит о страшном грехе аборте, он не судит вас, а рекомендует и предостерегает. А приведенные вами слова Цветаевой – это слова человека. Никто не может указывать Богу, что ему делать или не делать. Сам Иисус Христос говорил: «Весь суд я отдал Богу-отцу». И Бог обязан судить – осуждать или оправдывать. Если вы считаете, что Цветаева выше апостолов Павла, Петра и других святых, то вам нужно почитать богоотеческие откровения и православные труды. Есть многие заповеди и евангельские притчи, выше и чище которых никто высказаться не может. Другие православные поэты и писатели (например, Александр Пушкин, Николай Гоголь, Николай Некрасов) всегда с благоговеянием относились к высказываниям Святого Евангелия, священнописания Ветхого и Нового заветов.

Теперь конкретно по вашим вопросам. Хочу процитировать священника Дмитрия Смирнова, который пишет: «При изнасилованиях беременность обычно не наступает. Эти случаи единичны и уникальны. Но, допустим, что мы рассматриваем такую ситуацию. Во-первых, дитя все равно не виновато в том, что оно никем не предполагалось, во-вторых, часто в изнасиловании бывает виновата сама потерпевшая из-за нескромной одежды, поведения, неосторожности, непослушания старшим и так далее. Много предпосылок сливаются в одну трагическую ситуацию и получается такой результат. Так почему же за проступок прошлого должен страдать невинный ребенок? Если ребенок нежеланен, можно родить и сдать его в детский дом. Государство воспитает, найдутся люди, которые желают этого младенчика усыновить. Таких желающих масса. Следовательно, нет никакой причины ребенка убивать». И далее: «Если мать может умереть родами. Из тех случаев, которые мне известны (а в храм часто приходят женщины от врачей и говорят: «Мне нельзя рожать, потому что я умру»), я не знаю ни одного случая, действительно окончившегося смертью. Врачи предполагают, но жизнью или смертью распоряжается не врач, а Бог. И Господь всегда может дать силы просящему». От себя добавлю, что в случае, когда есть прямая угроза жизни матери, особенно при наличии других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения (причастия), но оно обусловливается исполнением ею личного молитвенного покаянного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь.

— Исповедь батюшке – это обязательно или допускается исповедь Господу, но без свидетелей?

— Священнику исповедовать грехи не надо, он является свидетелем. Можно исповедовать грехи дома, но если исповедовать их в храме, чистосердечно и без утаения, то Господь на таинстве исповеди прощает все грехи. В этом разница между исповедью дома и в храме. Другими словами, дома мы молимся, но не знаем — простил нас Бог или нет, а на таинстве исповеди присутствует священнослужитель, которому Господь дал власть вязать и решать. Таинство исповеди является гарантом в прощении грехов.

— Как строительство новых храмов и организация конкурирующих приходов повлияла на бизнес? Какой финансовый план спускают сверху?

— Строительство православных храмов осуществляется на энтузиазме личных священников и на пожертвования людей. Если батюшка старается горячо помолиться, проявить максимум усилий для строительства храма, находить средства, тогда храм и будет постепенно строиться. Никто нас не может благословить на строительство храма по той причине, что в церкви нет средств на строительство храма, и финансовой поддержки от вышестоящих органов мы не имеем. И если кто-то думает, что нужен какой-то особый план развития православия или подавления православием других религий – это неправда.

Меня, например, никто не благословлял на строительство Свято-Никольского храма, я сам выпрашивал средства сначала у владыки Василия, потом у владыки Варнавы и владыки Елисея, искал их у предпринимателей. Есть средства – есть строительство, даст Бог — будет храм.

— Земля плоская или круглая? Как относится православная церковь к гелиоцентрической теории?

— Земля – круглая. Может быть, не абсолютно, но примерно круглая. Всё, чему нас учили в школе, православная церковь принимает.