Свято-Троицкий скальный храм в военном бункере

23.03.2010, 13:18
Свято-Троицкий скальный храм в военном бункере - фото 1
О благополучии детей, развитии их ума и духа молятся перед иконой Божьей Матери «Воспитание» в винницком храме в честь Святой Троицы.

Марина БОГДАНОВА. - "Православіє в Україні", 22 марта 2010 года

BAG_5667_1_.jpgО благополучии детей,  развитии их ума и духа молятся перед иконой Божьей Матери «Воспитание» в винницком храме в честь Святой Троицы.

Этот храм трудно заметить, но легко найти. Спускаясь крутыми асфальтовыми дорожками к реке от санатория ВВС, выходишь на поляну – на ней возвышается крест. Главное, вовремя почувствовать, куда нужно свернуть.

С другого берега Южного Буга храм заметнее, но бывшая караулка военного бункера мало соответствует традиционным представлениям о здании православной церкви. Ни золоченых куполов, ни колокольни пока нет. Но когда собираются у храма люди, взрослые и дети – духовность церковной жизни здесь становиться наглядной и ощутимой даже для постороннего наблюдателя.

– Образ Божьей Матери «Воспитание» – главная чтимая икона нашего храма, – рассказывает настоятель строящегося Свято-Троицкого храмового комплекса протоиерей Алексий Волков. – Мы молимся, чтобы дети были воспитаны не только в православной вере, а вообще воспитаны.

По мнению о. Алексия, проблемы с детьми, конфликт отцов и детей – вечные проблемы человечества. А массовая культура, в т.ч. СМИ,  развращают и детей, и родителей.

– Родители теряют детей, дети – родителей, и для подросших детей это тоже трагедия,  – полагает о. Алексий. – Ущемления совести, непоправимые потери: в войне между детьми и родителями победителей нет – все проигравшие.

Для родителей в молебне есть слова, чтобы Господь дал им разум воспитать своих детей. Ведь нужно не забывать, что Писании сказано: дети должны почитать родителей, а родители не должны раздражать своих детей.

Также перед иконой Божьей Матери «Воспитание» молятся о прибавлении ума детям, которым тяжело дается учение. Обращаются к Богородице через эту икону и люди, страдающие от пьянства своих близких.

– Да и сам пьющий может исцелиться, если будет молиться и верить, – убежден о. Алексий. – Воспитание в православной вере дает силы на борьбу с этой пагубной страстью.

История этого храма – удивительная. Здесь физически ощущаешь, как тесно переплетены в настоящем прошлое и будущее.

В 1937 году в скалистом берегу Южного Буга был создан личный бункер Ворошилова – штаб для военизированного захвата Европы. В предвоенных интригах Сталина и Гитлера бункеру отводилась роль второго Кремля. До сих пор, по словам о. Алексия, под фундаментом есть два кабеля: один на Москву, другой – на Берлин.

По одной из версий, строился бункер заключенными-смертниками. Нужно было быстро и тихо вынуть из скал сотни кубометров твердой породы, вывезти их и спрятать. Санаторий на вершине скалы был построен для легенды: якобы оздоравливаться  приезжает сюда товарищ Ворошилов.

Во время войны в скалах был бункер маршала Кейтеля, а по ее окончании – штаб 52-й воздушной армии. В 1982 году штаб закрыли: технически сооружение устарело.

Замки на дверях не остановили местных жителей – из бункера вынесли все мало-мальски ценное. И на 20 лет секретный объект стал глухим районом, прибежищем бомжей и наркоманов:  в зарослях колючего кустарника можно было пробираться, как сквозь тоннель, по старым тропкам.

– Об этих пещерах я давно думал, – рассказывает о. Алексий. – Мы втроем с о. Константином Иванченко и о. Алексием Иродовым ходили их искать, облазили здесь все. Нашли катакомбы зимой 2003 года. И тогда я пошел к начальнику санатория.

Начальником медслужбы ВВС Украины и санатория был тогда генерал Петр Мельник. При его содействии о. Алексий начал строить храм.

– Пришел я один – лопатой мусор разгреб, кусты срубил, кирпичами дырку в стене заложил, – вспоминает о. Алексий. – Первый раз в жизни раствор месил – жара, еще подрясник надел синтетический – чуть сознание не потерял. Думаю: «хоть бы кто пришел». На следующий день пришли два хлопца и до сих пор служат в храме пономарями. Потом люди стали приходить, печку на зиму сложили…

За пять лет собралась церковная община свыше 50 человек. По словам о. Алексия, его прихожане живут, в основном, рядом с санаторием, но некоторые ездят и из других районов Винницы.

– Крест поставили на Петра и Павла, – рассказывает о. Алексий. – С этого времени я окормляю санаторий ВВС. У них проблемы – приходят ко мне, у меня – к ним. В общем – общаемся, дружим.

Санаторий сделал освещение в аллеях, ведущих к храму. Пока фонарей не было, на дорожках ставили баклажки со свечами – трудно идти в темноте по крутому склону. Тем более что храм посещают старики и инвалиды.

– Сейчас фонари не горят – добрые люди украли провод недавно. Ждут, пока я их поймаю, – сетует о. Алексий. – Тележку украли раритетную, несколько раз пытались украсть крест.

– Мне в первую очередь нужно строить храм, – говорит о. Алексий. – Есть замысел, план постройки, знаю, к кому обращаться, а сама стройка – как Бог даст.

Как рассказал о. Алексий, Свято-Троицкий храмовый скальный комплекс будет состоять из трех храмов. С одной стороны пещер – основной Храм Святой Троицы с пределом иконы Божьей Матери «Воспитание», с другой – храм апостолов Петра и Павла. Будет два входа в церковь – кельи скальных храмов соединены туннелями. А на скале вознесется храм равноапостольных Мефодия и Кирилла, в честь которых названа церковная община.

А бывшую караулку, в которой сейчас ведутся богослужения, разберут на камни. И будет скальный храмовый комплекс возвышаться над Южным Бугом, и церковь на скале смогут видеть из многих районов Винницы.

– Храм – это стены, выстроенные вокруг причастия, – цитирует о. Алексий протодьякона Андрея Кураева. – И, даст Бог, мы построим этот храм.