Православный храм возник на руине советской эпохи

16.03.2010, 10:22
Православный храм возник на руине советской эпохи - фото 1
Как на заре христианства, когда на верующих в Христа прекратились гонения, и власти под храмы отдавали языческие капища и разрушенные строения.

Марина БОГДАНОВА. — "Православіє в Україні", 10 марта 2010 года

BAG_5414_12__0.JPGСегодня кажется – этот храм был здесь всегда. Но еще в 1999 году на его месте стояли полуразрушенные стены заброшенной водонасосной станции, построенной в начале ХХ века. Непролазные заросли на берегу Южного Буга в самом центре Винницы скрывали изнанку социальной жизни города. Темный угол облюбовали наркоманы, бомжи и преступники. 

Дикая территория – даже днем сюда приходить было небезопасно. А название сохранилось красивое и гордое – «Бригантина». В память о том, что в 80-е годы над ней развевался флаг Клуба юных моряков. В 90-е годы некая фирма устроила здесь склады, но вскоре прогорела. Достойная история здания оказалась в прошлом.

И вот из этой социальной руины двое молодых братьев – протоиереи Сергий и Алексий Навалихины – начали отстраивать православный храм. Как на заре христианства, когда на верующих в Христа прекратились гонения, и власти под храмы отдавали языческие капища и разрушенные строения.

«Наш храм возник, как зажигается лампочка»

Братья-священники вдвоем, своими руками, разгребли и вынесли горы нечистот, оставшихся от наркоманского притона, как смогли, наладили окна и двери, вырубили непроходимые заросли.

Благословил священников на создание храма ныне покойный владыка Макарий, он же неоднократно служил в нем. Престол, правда, по началу приходилось заносить в храм на время службы, а после уносить – еще года два наркоманы, по привычке, норовили ночью проникнуть в здание.

– Есть храмы, которые построились и медленно начинают разрастаться – как разгораются мокрые дрова, – говорит о. Сергий. – А наш храм возник, как зажигается лампочка – очень быстро появились люди на службе, сформировалась полноценная церковная жизнь.

– Людям нужен был здесь православный храм, – добавляет о. Алексий. – Не в этом здании, так сотней метров дальше мы все равно бы начали строить церковь.

Десантник и семинарист

Братья Навалихины родом из сибирского поселка, от которого до Красноярска – почти два часа самолетом. Церковь, по их словам, впервые увидели в 86-м году, когда переехали в Винницу.

В 1990-м, в день 16-летия о. Алексия, оба брата крестились. Отцу Сергию уже исполнилось 18, и он ушел служить в армию, в десантные войска. А отец Алексий ходил в церковь – пел на клиросе, прислуживал в алтаре и поступил в Киевскую семинарию.

Когда о. Сергий вернулся из армии, то по просьбе младшего брата стал помогать пономарем на богослужении. По словам о. Сергия, ситуация тогда была трудная, людей в церкви не хватало, и бывший десантник решил, что его долг – быть в храме. Стремительность своего вхождения в Церковь о. Сергий объясняет только промыслом Божьим:

– Мне сказал ныне покойный игумен Полихроний: «завтра – в дьяконы». И я пошел. Как из школы лейтенантов – командовать боевой ротой. Так судьба определилась.

К лету 1998 года оба брата были рукоположены в священники и полтора года служили в приходах Винницкой области. У о. Сергия – две церкви на девять сел, да у о. Алексия – на четыре села три церкви.  А когда организовали церковную общину в Виннице, то служить приходилось и в селах, и в городе. За время строительства храма о. Сергий заочно закончил семинарию, а о. Алексий – Духовную академию, что в Киевско-Печерской Лавре.

Алтарь надо заслужить

Храм назвали в честь Блаженной Ксении Петербургской.

– Эта святая глубоко почиталась в нашей семье, а имена наших жен, Ксений, подтолкнули к мысли, в честь кого назвать храм, – рассказывает о. Алексий.

– Роль обеих матушек Ксений в жизни храма – библейская,  – говорит о. Сергий. – Они – наши помощницы: иконная лавка, пение на клиросе, уборка территории – все на них.

Семеро детей у братьев Навалихиных: трое – у о. Сергия, и четверо – у о. Алексия. Мальчики с трех лет участвуют в церковных службах, девочка помогает в иконной лавке.

– Дети просят: «Хочу пономарить, можно?» – рассказывает о. Сергий. – Я разрешаю, но никогда не заставляю – служат, когда хотят. Чтобы не отбить охоту. Но только до первого замечания. Замечание получил – все, к службе не допускается. Алтарь надо заслужить.

"Давайте построим"

Промыслом Божьим объясняют батюшки появление у храма Ксении Петербургской ктитора. Ребенком он жил в здании водонасосной станции, где работал его отец. Взрослым, похоронив в Виннице мать, уехал в другой город. Но каждый год приезжал на ее могилу и приходил проведать дом своего детства. Видел и времена клуба «Бригантина», и склады, и наркоманский притон.

? Когда мы ему сказали, что здесь будет храм – засомневался, – вспоминает о. Сергий. ­– Приехал на следующий год – а храм потихонечку отстраивается. Еще через год – живет храм. Тогда он предложил: «Давайте построим». Предлагают-то многие, особенно на Крещение, когда тысячи людей съезжаются к нашему храму у реки, но потом забывают об этом.

А этот человек для начала перечислил на счет храма всю сумму на проект церкви. Потом, в 2003 году, прислал бригаду строителей с техникой, которая за месяц подняла стены храма на полтора метра и возвела крышу. Вот с тех пор он так и помогает.

? Сложно построить храм только силами общины – с тех копеек, что люди жертвуют, – убежден о. Алексий. – Уже построенный храм может существовать на пожертвования и от продажи свечей. Но даже ремонт за эти деньги не сделаешь.

? Этот человек приезжает к нам. Вот был на храмовом празднике, когда служил владыка Симеон, – рассказывает о. Сергий. ­– Но когда мы нашего ктитора приглашаем за стол, он просит: «только не говорите никому, что это я помогаю строить». А сам в машину – и уезжает. Он жертвует не во славу себя, а во славу Божью.