Княгиня, что творила мир

09.03.2010, 10:44
Удивительная женщина, родившаяся почти тысячу лет назад, которой суждено было стать супругой великого князя Ярослава Мудрого, вошла в историю Церкви как святая благоверная Анна Новгородская (до пострига - Ирина, до крещения - Ингигерда).

Екатерина НЕМЧИНОВА. — "Православіє в Україні", 3 марта 2010 года

Удивительная женщина

Удивительная женщина, родившаяся почти тысячу лет назад, которой суждено было стать супругой великого князя Ярослава Мудрого, матерью благоверного князя Владимира - основателя Софийского собора в Новгороде и сыграть значительную роль в истории Киевской Руси, вошла в историю Церкви как святая благоверная Анна Новгородская (до пострига - Ирина, до крещения - Ингигерда).

Ингигерда была старшей дочерью шведского короля святого Олофа Шетконунга (994-1022г.), прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное Писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.

Крещеная с именем Ирина, она стала добродетельницей миротворчества

В 1017 году Ингигерда по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» - великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019-1054). В качестве приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (Старая Ладога). Православие Ингигерда приняла с именем Ирина.

Став великой княгиней, она все свои силы отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Княгиня Ирина старалась сопровождать мужа в его многочисленных разъездах не только в мирное время, но и в военных походах. И это приносило немалую пользу: так, она уговорила Ярослава закончить миром тяжелую и кровопролитную войну с его племянником - полоцким князем Брячиславом Изяславичем. Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутораканский, Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык - и уступил брату. Длительная распря между Ярославом, Брячиславом и Мстиславом, а также миротворческая роль Ирины в данном конфликте была отражена в «Саге об Эймунде».

Благоверная княгиня и «град Божий» Киев

Время княжения Ярослава Мудрого и Ирины - период высшего подъема Киевской Руси. Ярослав замыслил устроить стольный Киев как «град Божий» - земное отражение Небесного Иерусалима (Откр. 2, 10). Центром Киева стал храм Софии Премудрости Божией. Вход в град Премудрости Божией осуществлялся через Золотые Ворота, над которыми был воздвигнут храм Благовещения. Недавние язычники глубоко почитали Пресвятую Деву как Храм Премудрости Божией. Поэтому храмовым праздником в Киевском соборе святой Софии стал день Рождества Пресвятой Богородицы.

На Руси благоверная княгиня Ирина усердно преумножала и развивала те таланты, которые были дарованы ей Богом. Все ее добрые качества проявились уже в юности: проницательный ум, неженская отвага, отличное умение вести дела политические и хозяйственные.

Ей была дарована удивительная добродетель - добродетель миротворчества. В условиях затяжной вражды между королями Швеции и Норвегии «тихая дипломатия» и добрая улыбка принцессы Ингигерды, в конце концов, возымели действие: оба Олава все-таки встретились, разрешили пограничный спор и расстались с миром.

Княгиня была матерью большой и замечательной семьи: у нее было семеро сыновей и пятеро дочерей. Все они получили отличное образование (включая знание нескольких языков) и являли пример нравственности и православного благочестия.

Благочестивая родительница

Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья, воспитывались в атмосфере «книжности». Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины. Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна - французской, Мария - венгерской, Елизавета - норвежской. Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы - святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им.

Супруги Ярослав и Ирина наравне с родными детьми предоставляли гостеприимный кров, воспитание и родительскую заботу детям тех европейских государей, которые оказались в трудном положении. Например, при дворе Ярослава Мудрого воспитывались дети изгнанного датчанами короля Англии - Эдвин и Эдуард, а также сын Олава Святого - будущий правитель Норвегии - Магнус Добрый.

В 1045 году Ирина направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. С этим городом связан последний период жизни благоверной княгини. В Новгороде великая княгиня Ирина принимает монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10(23) февраля 1051 года и была погребена в Софийском соборе. Вскоре рядом с ней упокоилось и тело ее сына - Новгородского князя Владимира.

Она достойно исполнила свой долг

Почитание святой Анны и сына ее, святого Владимира, было установлено после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию в 1439 году. В связи с этим знамением была установлена соборная память Новгородских святителей, погребенных в соборе Святой Софии.

Благоверная княгиня Ирина исполнила свой долг во всех его проявлениях. Ею достойно исполнен долг супруги великого князя Ярослава,  рядом с которым она находилась на протяжении трех десятилетий как мудрый советник и преданная жена; долг любящей матери; долг государственного человека, использующего все свои дарования на благо своей державы; наконец, долг христианки, которая вжилась в обычаи и традиции Православия.

Своей удивительной жизнью и  великими делами, создавая на земле мир Христов, распространяя любовь и правду жизни, подавая пример удивительной мудрости, любви и миротворчества и достойно неся свой крест, благоверная Анна вошла в историю, действительно,  как княгиня, что творила мир.