Размышления пастыря в канун Великого поста — протоиерей Михаил Колода

17.02.2010, 15:14
Размышления пастыря в канун Великого поста — протоиерей Михаил Колода - фото 1
С отцом Михаилом - главой Детского дома семейного типа, воспитывающего с матушкой Ксенией 14 деток, 11 из которых - приёмные, мы познакомились на круглом столе «Семья: религиозный, социальный и правовой аспекты».

 Михаил КОЛОДА. — «Православие в Украине», 16 февраля 2010 года

о_Михаїл_1.jpgС отцом Михаилом - главой Детского дома семейного типа, воспитывающего с матушкой Ксенией 14 деток, 11 из которых - приёмные, мы познакомились на Семья: религиозный, социальный и правовой аспекты», проводимом Синодальным отделом УПЦ по вопросам семьи 4 февраля этого года. Его глубокие слова о воспитании детей зацепили тогда каждого.

Мы пригласили отца Михаила в редакцию, и беседа в преддверии Великого поста получилась глубокая, духовная. Говорил он о главном, и каждому из слушающих казалось, что именно к нему были обращены слова.

О пути к Богу

- Знаете, ведь многих Господь приводит к себе через скорби, как говорят в народе: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». А у нас как таковых проблем-то и не было: жили «как у Бога за пазухой», не испытывали финансовых трудностей...

Раздумий о вере - есть она или ее нет - не было. Как-то просматривал фильм о Туринской плащанице. Там одному иудею задали вопрос, является ли Туринская плащаница свидетельством веры или нет. На что он ответил: «Это есть ответ каждому человеку - вера или есть или ее нет». Если вера есть, то ей подтверждения не нужны. Но если ее нет, то убедить человека в существовании  Бога очень тяжело, потому что у него нет желания верить. Потребность человека в вере возникает именно в тот момент, когда Господь Сам ведет его к Себе.

Вот и меня Господь вел Своей любящей рукой, а я десять лет упирался, не хотел поступать в семинарию. И, в конце концов, когда мне было уже далеко за сорок, Он затащил, что называется, и посадил за парту «за шкирки». Я поступил в Киевскую Духовную Семинарию по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, поскольку возраст был далеко не семинарский.

О детях - своих и чужих

Говорят, чужих детей не бывает. Мысль о том, что у нас с матушкой будут дети, которых нам пошлет Господь не только через чадородие, а просто с улицы, возникла давно, как только эта идея была выдвинута как программа государства.

Это было 15 лет тому назад, когда мы только начали ходить в Церковь и были простыми мирянами.

Когда я с Божьей помощью строил дом, то у нас в селе он был самым большим. Я тогда еще в совхозе водителем работал. Вот один из коллег и спрашивает (а церкви тогда в селе еще и не было): «Кому храм строишь?» Мы посмеялись и разошлись... Сегодня я уже понимаю, что Господь иногда преподносит слово Свое в жизнь не только через избранников, но также и рядом стоящих. Вот так скажет слово, а мы должны задуматься, по какой причине и для чего это было сказано...

О чудесах и вере в них

Приемных детей у нас тогда еще не было... Мы ездили в детский дом смешанного типа «Родына» в Боярку, в храме там помогали - матушка на клиросе, а я в Алтаре.

Так Господь все устроил на счет чудес... Подходит к завершению Пасхальная служба, люди готовятся для освящения куличей. У меня в это время супруга находилась в роддоме. Я батюшке и говорю: «Давайте за нее помолимся». Помолились, после чего освятили куличи. Подъезжаем к Боярскому роддому и поем под окнами «Христос Воскресе». Все в окошки выглядывают, жена вышла. Я ей говорю: «Мы с батюшкой помолились, так что сегодня рожай». Приезжаем домой, а она через 2 часа звонит: «Все в порядке, родила». Не зря Господь говорит: «Стучите, и дастся вам». Главное стучать и просить то, что нам полезно.

О силе детской молитвы

Когда нашей предпоследней дочери было 3 годика, жена заболела. Дочка зашла в комнату, взяла крестик деревянный у нас на иконостасе и давай тропари Кресту читать, и на четыре стороны благословлять. Затем подошла к маме, перекрестила: «Мама, выздоравливай!». Мама поцеловала крестик, а себе думает: ребенок есть ребенок, с чего это она запела. Открывает календарь - а в тот день как раз отдание Воздвижения Креста Господнего...

Последняя дочь наша родилась 13 января, а на 19-е, на праздник Крещения, мы её из роддома забрали и сразу же окрестили. В купель, по нерадению родителя, не была добавлена теплая вода. Так получилось, что она приняла крещение как положено, в крещенской воде. По сегодняшний день - Слава Богу. А ведь когда родилась, врачи сказали, что будет очень болезненным ребенком, потому что по телу пошли красные пятна - невосприятие температуры. Сейчас, если б это был мальчик, я сказал бы, что сорванец, а так - это огонь, который в руках просто не удержишь.

О строителях и благоукрасителях

По просьбе директора Боярского детского дома мы строили там церковь. И как Господь все премудро устрояет!.. Самое интересное: Православная Церковь молится о всех строителях, жертвователях, благоукрасителях, и при этом имен не называет. А если посмотреть, кто сегодня строит храмы, то мы увидим, что это люди, которые, может, никогда в своей жизни в храм и не войдут больше. Возможно, что первый и последний раз, когда они входят в церковь - сооружая ее.

Так вот храм в детском доме строили баптисты и свидетели Иеговы. И по сей день воспитанники детского дома молятся о строителях, а по молитвам деток, Господь, может, спасет этих иноверцев.

Иоанн Кронштадский, когда к нему приходили и просили пожертвовать на строительство храма, не задумываясь давал деньги. Он думал так: «Раз Господь послал ко мне за этими деньгами, значит, Он человека и доведет туда, куда надо». И смотря на то, с какой любовью старец их выслушивал, многие иноверцы и приходили к православной вере.

Как-то одна женщина рассказывает: «Батюшка, у меня проблема, муж начал посещать собрания сектантов»... Стою как-то у зеркала, сморю - вот тебе и ответ на все твои вопросы. Все эти сектанты, инославные - они являются отображением истины в зеркале. То есть, взирая на православную веру, они ее отражают.

На курсах по усыновлению я познакомился с очень хорошим человеком - пастором, которого хорошо знают и уважают за границей. Он не проявлял никакой религиозной агрессии, а как-то раз пригласил нас к себе домой. Поднявшись к нему в кабинет, я был просто ошеломлен, когда увидел его библиотеку. В его кабинете было тяжело пройти по узенькому проходу - все заставлено книгами: святитель Феофан Затворник, святитель Иоанн Златоуст и другие православные авторы. Они вбирают в свое учение все наши православные истины, потом выдают их как норму жизни, как порядочность и благочестие. Они не призывают работать над собой: зачем, Господь омыл Своей кровью всех, взял на Себя наши грехи. А мы, получается, остались все бесстрастные и чистые...

О «святых», которые ходят в храмы

В жизни так получается, что приходится не то, что переступать через себя, а скорее, закрывать глаза на человеческую немощь. Человек же создан по образу и подобию Божьему, и при рождении в нем нет ничего скверного. В процессе жизни, исходя из тех страстей, которые передаются от родителей, человек как губка впитывает в себя всякую грязь. А Господь так устроил: если мы не будем смотреть на эту грязь, а видеть только образ, то грязь будет отпадать. А иначе за этой грязью невозможно будет увидеть образ Божий.

Так и получается, что многие из заблудших не идут к нам. Они себя оправдывают тем, что в Церкви молятся святые, а им туда дороги нет. На самом же деле это наше заблуждение, а не их. Мы очень уверенно идем в храм, подойдя  к нему, завязываем косыночки или платочки, усердно молимся, кланяемся, а выходим из храма - сложили все в сумочку и пошли дальше как ни в чем не бывало.

...У меня есть одна прихожанка. «Леночка, - говорю я ей, - ты же от Господа не скроешься ни платочком, ни длиной юбки. Приди и стань перед Господом, как есть, как тот мытарь, будь сама собой. Поймешь, откуда все твои проблемы идут. А так накрылась платочком и показываешь свою смиренность»...

Христианство - это большая держава, которая имеет свои границы и законы. Начало этих границ на земле, а продолжение - на небе. Земное и небесное - неразделимо. Если мы будем пытаться на земле вводить в Церкви земные нормы, мы перестанем быть небесными. Нам наши нормы дал Господь. Именно они помогут войти в Царство Небесное. И если мы их подменим хорошими отношениями, только без Бога, хотя при этом будем жить по всем законам, которые дал Господь, получается, что Бог нам не нужен. Профессор Московской духовной академии Осипов как-то сказал: «Если ты хоть на секундочку подумаешь, что в своих делах обойдешься без помощи Божьей, ты уже отрекся от Христа. Он тебе уже не нужен». Мы очень часто так делаем, потому что забываем о том, что мы - христиане.

Но это не значит, что надо лоб об пол разбивать. Господь сказал нам быть мудрыми, и мудрость нашу необходимо проявлять в стремлении к Богу. Тогда Господь понемногу поставит нас на ноги. А то когда шатаемся, Господь нас поддерживает. А когда падаем, потом спрашиваем: «За что, Господи, тягость нам послал?» Как священник кладет руку на голову во время исповеди, так и Господь посылает нам скорби, - это Его рука.

Почему нужно брать в семью приемных детей

Первого ребенка, девочку 13 лет, к нам привел ее собственный отец. Она - ребенок от первого брака, у её мамы уже второй брак и трое детей от нового мужа. «Я не знаю, что с ней делать, - сказал он. - Я деньги зарабатываю, а она в это время на улице, нет никакого воспитания. Я ее до того довоспитался, что она меня обокрала».

Девочка прожила у нас почти два года, сначала без документального оформления. Сегодня взять ребенка в семью - большой труд. Один мой знакомый, чтобы прописать в свой дом приемную дочь, пережил 2 года судебных разбирательств.

Перед тем, как оформить всё документально (стать приемными родителями или взять под опеку), мы проходили психологическое собеседование, в состоянии ли воспитывать ребенка. При этом вместе с нами на тестировании было 15 семей, из которых одни мы были православными, 2 семьи - сочувствующие, остальные - сектанты. Вот уж действительно, как сказал один батюшка, наша вера очень эгоистическая: мы скорбим о своих душах, пытаемся их спасти, напрягаемся, а о ближних не думаем...

Хотим того или нет, но наши дети попадают в среду, где предается забвению христианская вера. Детям рассказывают о Боге, они будут помнить о Нем, но все это будет лишь сухим знанием. А вот сама сущность, истина, которой является православная вера, там нет.

На собрании нашего благочиния отец Василий Русинка как-то сказал: «Мы дойдем до того, что в храмах не будет прихожан. Бабушки наши верующие рано или поздно помрут, а в храмах останутся лишь батюшки да матушки».

Это всё оттого, что нет детей: они либо на улице, либо там, где не хотелось бы их видеть. С одной стороны, конечно, лучше пусть будут у баптистов, нежели «на иглу сядут». Но есть такая народная мудрость: «Пьяный - проспится, а дурак - никогда». Человек грешный может увидеть свою греховную сущность и пойдет каяться. А человек закрытый, который считает себя святым, как протестанты, никогда не пойдет каяться, потому что ему это не нужно.

О том, кто и как справляется с детьми

Я с детьми не справляюсь, Господь с ними справляется, а я только помогаю. Вот представьте себе, что держите в руках бомбу, и должны соединить проводки так, чтобы бомба не взорвалась. Вот это соизмеримо с детьми, потому что они очень ранимы.

Настенька - первая наша приёмная девочка - рассказывала о том, что пережила: вы такого ни в одном фильме не увидите. Этот ребенок как пошел в школу в первый класс, так до пятого класса домой и не возвращался - жил на улице. Сейчас она старается, хочет поступать в мединститут. Ей 17 лет, и этот возраст для таких деток большая проблема. По закону в 18 лет они по документам выходят из семьи и идут в так называемую самостоятельную жизнь.

А ведь у деток нет ничего! На бумаге, по документам: у четверых из наших воспитанников одна комната на всех в общежитии - подразумевается, что 4 семьи будут «счастливо» там жить. У Ульяночки по документам есть дом, который буквально за пару дней до нашего приезда уже смотрели покупатели, чуть было не дали задаток за него...

Все имущество, которое было у этих детей, числится лишь на бумаге.

Наш дом позволяет всех вместить. Мы могли бы их даже усыновить, но пошли на шаг родителей-воспитателей, учитывая одну особенность: детки эти очень слабые и телесно, и умственно, потому что очень запущенны. Женечка наш уже дважды прошел обучение в первом классе (сейчас он в 3-м), но если его еще раз вернуть в первый класс, то на «5» по 12-бальной системе он, может быть, и потянет. Учение дается ему чрезвычайно тяжело. Вообще, в детских домах преподаватели работают столько, что это просто несравнимо с их зарплатой. Труд этих педагогов несравним с трудом, вкладываемым в детей в обычных школах.

Почему люди не хотят рожать или брать в семью детей

Это происходит из-за нашего самолюбия. Мы боимся себя ущемить, боимся дать любовь ближнему своему. Мы хотим пожить в удовольствие.

Был как-то разговор, и одна пара задала вопрос: «Батюшка, если мы с мужем ложимся в постель и пока не желаем детей, это что блуд?» Да, это есть блуд. А вдруг в процессе этого блуда Господь попустит ребенка, что делать? Убрать свидетеля. Мирским языком - сделать аборт.

Где вы видите православных христиан?

Как-то одна раба Божья на лекции задала вопрос: батюшка, а правда говорят, что настанет время, когда на православных христиан будут гонения? Простите,  говорю, а где вы видите здесь православных христиан? Если я хожу в церковь, причащаюсь, исповедуюсь, это не есть факт, что я православный христианин. Разбойник, который на кресте висел, в церковь не ходил, маслом ни разу не помазался, даже ни разу не исповедовался у батюшки...

Один Господь знает, кто из нас православный, а кто нет.

О неблагополучных родителях и нежеланных детях

Господь знает, куда послать жизнь и кому ее дать.

Честно скажу, мы с супругой 28 лет живем и только четверо детей... Последние наши детки - это те, которых мы, честно скажу, вымолили, выпросили. Первые же дети были, как говорят, плодами любви.

Дети - это дар Божий. А мы что делаем? - Отказываемся от него, мотивируя тем, что заработок маленький, сосед затопил и т.д. Откуда у нас попытка выкрутиться из любой ситуации? - От праотца нашего, который говорил с упреком: «Ты, Господи, дал мне жену такую...» Стоит трое детей, которые наделали шкоду. Спрашиваешь, кто виноват, а они по кругу показывают друг на друга. Так и мы: всегда найдем себе оправдание.

Вот моя младшая Ульяна носит имя нашей княгини - Иулиании, у которой было 12 детей. Во время большого голода ее семья обнищала. Она дала своим людям вольную, чтобы они разошлись, нашли себе пропитание, а для оставшихся лепешки сама лепила, и кормила людей. Из её 12 детей только 6 выжили.

Когда-то мы били себя в грудь и кричали - «нас 52 миллиона, нас ничем не задавить». Сейчас - молчим, потому что нас рождается меньше, чем умирает.

Господь одинаково любит ту женщину, которая пьяная лежит под забором, а ее пятеро детей шатаются по улице, и ту, которая ездит на Мерседесе, а детей у нее вовсе нет. Мало того, Господь и дает возможность второй поднять этих пятерых, чтобы они молились за свою маму. Но нет, я не хочу, чтобы мои дети были нищими. Мне приятнее после работы расслабиться на диване, посмотреть телевизор, выпить чашечку кофе или чая. Поговорить с любимым о высоких материях. Отдохнули, и жизнь получается - сплошное удовольствие.

Посмотрите, кто строит замки, - конечно, не многодетные. Если там есть один-два ребенка, то это просто замечательно.

Наша беда состоит в том, что то, что мы обязаны делать, мы называем подвигом.

Наша беда в том, что мы отказываемся от своих детей, и не только в роддоме, а от тех, кто идет по улице.

А у Бога нет чужих, у Бога все свои.

О том, кто в доме хозяин

В Святом Писании есть один намек, кто для чего создан. Жена создана как источник тепла в семье, согревать очаг своей любовью и воспитывать детей. Потому что все лучшие эмоциональные качества Господь дал жене. Мужчине он дал тупой ум, который обязан обеспечить, сохранить и уберечь тот очаг, над которым «шаманит» жена. Мужиков довели до состояния постоянного запоя, потому что они не могут определиться, кто в доме хозяин - «я или тараканы». А потом говорим, что мужчины неправильные. Нет, им просто не дали возможности быть мужчинами с колыбели: упал - подняли, сопли вытерли...

Епидемия многодетности под Киевом

В Старых Петровцах (под Киевом) есть храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. У настоятеля этого храма - протоиерея Георгия Бойко, сына известного батюшки Михаила Бойко, 9 детей. В прошлом году у него был юбилей - 50 лет. Собрались духовенством местным, отслужили Литургию, потом по случаю юбилея был праздничный стол. Сидим, разговариваем. Оказывается, у одного батюшки, который служил диаконом у отца Георгия - 6 детей, у второго - 7, у отца Виталия - 8. Посмотрел на все это владыка Иларий и говорит: «У вас что тут, эпидемия? Как послужат, побудут у вас, так сразу многодетными становятся...»

Если человек помнит о том, что каждая жизнь - это дар Божий, то и в постели муж и жена будут помнить о любви. А не переживать, что это станет семейной проблемой.

О строгости духовника

Многие говорят: не пойдем к батюшке, очень уж он строгий, пойдем к матушке. Понятие строгость измеряется не тем, что мы даем, а тем, что мы пережили. Я имел в жизни общение с тем, с кем не хотел бы общаться. То есть, я понимаю, чем это кончается для людей, которые не хотят избавиться от грязи...

Принятие сана для меня - не смена профессии. Я понимал, что это крест, который нес Господь и дал возможность нести всем священнослужителям.

Мы по жизни все - Фома неверующий. А верим только тогда, когда гром гремит. И вот по жизни я был таким Фомой, к которому Господь стучал.

В Великий Пост

Хотим мы этого или нет, но мы - как блудные дети.

Приведу пример из своей священнической практики. Два месяца тому назад пришел поздно вечером домой, а тут прибегает кума моя, раба Божья Наталия и говорит: «Батюшка, не знаю, что делать, позвонила моя кума (это соседнее село, 7 км), у нее мать умирает. В церковь не ходила, а в их селе раскольник служит. Я ей сказала, чтобы раскольника не звала, наш батюшка приедет. Что делать?» «Ищи машину», - говорю.

Взял облачение, всё, что надо, поехал. Лежит уже мертвый человек. Неоднократно приходилось видеть, когда лежит тело, а душа уже стоит рядом...

Давай это тело соборовать. После четвертого помазания душа вернулась, после последнего женщина улыбнулась и попыталась перекреститься. «Смотрите, - говорю родственникам, - мне бы ее надо причастить. Если до утра доживет, звоните, я найду машину, приеду и причащу». Звонит в 7 утра: «Батюшка, она даже покушать захотела!» А до этого человек лежал 2 недели, уже отходил ко Господу. Мы ее причастили, прочитал все молитвы как положено. А потом поворачиваюсь и говорю ей: «Ну а теперь уже и домой пора собираться». И начинаю читать последование на исход души от тела. Она и преставилась...

На похоронах её тело чуть ли не светилось. Я отпевал, а после обратился с проповедью, в которой сказал её родственникам, что это милость Божья, и дай Боже нам всем так умереть. Так люди за спиной шептались, что вот, была пьяница, много чего плохого говорила на Церковь и т.д.

А оказалось потом, что её бабки были церковными людьми, пели на клиросе...

Чудо заключается в том, что Церковь наша есть на земле и на небе. Если мы здесь не в состоянии вымолить тех, кто рядом с нами, то те, которые там, молятся, чтобы мы здесь покаялись.

Так вот путь наш  в том, чтобы мы молились, прежде всего, о своих ближних. А то мы думаем, что молитвы - это подвиг для монаха, пусть всё оставит и молится. А мне некогда, я человек деловой, быстренько молитвы прочитаю и всё. Ты лучше «Отче Наш» скажи 2-3 раза, но так, чтобы как следует. Нежели выбубнишь все молитвенные правила за 10 минут - формальность и всё. Господь и Апостолы предупреждали: «Бойтесь закваски фарисеев». Вот иногда получается, что наш пост - это и есть та закваска.

Я своим прихожанам говорю, что пост отличается усиленной молитвой. И если ты насыпал вместо 3-х черпачков борща 2, это не значит, что третий надо оставить на завтра. Пойди и отдай его ближнему, тому, кто нуждается в помощи. Вот это будет действительно пост.

http://orthodoxy.org.ua/uk/slovo_pastirya/2010/02/16/30310.html