"УГКЦ: 20 лет после подполья. Новые призвания и новая евангелизация"

22 октября 2009, 23:16 | Архив веб-конференций | 0 |   | Код для блога |  | 

Богдан (Дзюрах)22 октября 2009 года в гостях веб-конференции РИСУ епископ БОГДАН (Дзюрах), секретарь Синода Епископов УГКЦ, руководитель Администрации Патриаршей курии Украинской Греко-Католической Церкви.

Основная тема веб-конференции: УГКЦ: 20 лет после подполья. Новые призвания и новая евангелизация


28. Тарас

Преосвященный Владыка, Вы участник встреч епископов УГКЦ и РКЦ. Каковы дух и динамика этих встреч? Кто их инициировал? Как определяется, о чем нужно поговорить? Заходит ли речь о спорных вопросах, в частности, идет ли речь об имущественных вопросах? Как Вы наверняка знаете, из Львовской митрополии РКЦ в Ватикан приходили письма, в которых речь шла о возвращении РКЦ прежних костелов и монастырей, находящихся сейчас в собственности или пользовании верных УГКЦ. Продолжает ли РКЦ ставить перед УГКЦ вопросы возврата имущества.

Нынешние встречи римо-католических и греко-католических епископов Украины продолжают традицию, начатую в конце прошлого столетия. В своем роде толчком к возобновлению этой традиции стал визит ad limina наших епископатов, состоявшийся соответственно в сентябре 2007 и в январе-феврале 2008 года. Целью этих встреч является общая молитва, братское общение и решение общих пастырских вызовов, стоящих перед нашими Церквями в Украине.

Имущественные вопросы на этих встречах не рассматриваются. Наша прошлая встреча была посвящена вопросам, связанным с духовным окормлением супругов и семьи. А в этот раз мы обсуждали наработки последнего Синода Епископов Католической Церкви на тему Божьего Слова. Темы очередных встреч определяют представители обоих епископатов, ответственные за их подготовку и проведение.

27. Ольга

Слава Иисусу Христу! Хотелось бы услышать Пастырское слово о педогейте. Жаль, что до сих пор нет официальной реакции ни одной из Церквей, ведь в обществе началось не только обсасывание скандала, но и рассуждение о том, как организовать жизнь иначе.

Слава во веки! Невозможно дать официальное заявление, если нет выводов официального расследования целого дела. Речь-то идет о человеческих судьбах! Если к врачу обращается за помощью больной человек, то первый и главнейший принцип, которым должен руководствоваться врач, - «Не навреди!». В этом контексте можно спросить: действительно ли сделано все возможное, чтобы защитить самых маленьких пострадавших в этом деле, то есть – детей? Трагедия ребенка, если он становиться жертвой надругательства со стороны взрослых. Но вдвойне преступно, если кто-то использует эту трагедию в политических целях. Если такие принципы и подходы в дальнейшем будут использоваться в нашей общественной жизни, то эта выборная кампания и в самом деле, как о том говорят аналитики, может стать самой грязной кампанией за всю историю независимой Украины. И от осознания этого становиться очень грустно и больно. Церкви и религиозные организации, в том числе и наша Церковь, без сомнений, еще скажут свое слово о выборах и событиях, связанных с ними. Но, не ожидая официальных заявлений и пользуясь случаем настоящего общения, хотел бы призвать всех, кто неравнодушен к судьбе Украины и родного народа, к молитве. Пусть снизойдет, Господи, Твой Святой Дух на нас и обновит лицо земли, нашей земли!

26. отец Богдан

Есть ли шансы на объединение православных в Украине?

Вопрос не из легких, и думаю, не только для меня, но и для самих православных. Несомненно, шанс есть. Бог дает этот шанс и уже не впервые. Важно только чтобы мы, люди, умели его мудро и по-Божески использовать, чтобы не прозевать этот провиденциальный повод объединения – из-за непоследовательности наших шагов, из-за личной слабости, из-за ошибочного понимания принципов, на которых должно основываться это объединение или из-за необдуманного вмешательства посторонних факторов в этот процесс. Даже национальная идея, несмотря на всю ее актуальность и популярность сейчас, не может стать краеугольным камнем церковного единения. Краеугольным камнем единства может быть только Божье Слово, воля Христа Господа, заповедавшего: «Чтобы все были едино!». Силой, объединяющей нас, может быть только Дух Святой, Его любовь, Его действие в нас и в наших Церквях. Искренне желаю нашим православным братьям, чтобы в этот переломный момент украинской церковной истории дали себя вести Святому Духу, не поддавались искушению полагаться на «князей, сынов человеческих, в них же несть спасения», а со своей стороны обещаем нашу молитвенную и духовную поддержку.

25. Татьяна, Львов

Высокопреосвященный владыка! Искренне благодарю за возможность задать вопросы и получить ответ.

1. 2009 год УГКЦ, также как и РКЦ, объявила годом священства. Хорошие священники чрезвычайно нужны обществу, Церкви.

Вопрос, который задаю ниже, касается механизма финансового обеспечения священников в УГКЦ, к сожалению, непродуманного. Священник фактически поставлен в положение просителя, приходского попрошайки, так сказать. Люди, не видевшие его труда, уже занимают позицию хозяев по отношению к нему, ведь с их пожертвований он живет (таких случаев знаю немало). Большое количество конфликтов между священником и общиной возникают именно на имущественной почве, где и священник не всегда прав. Но случается, что ему действительно нужны средства, в частности, на содержание семьи. И это вынуждает его просить помощи прихожан, что часто вызывает возмущение и протест последних. Прихожане фактор финансовой зависимости священника часто используют для манипуляции им.

В римо-католических же общинах такой проблемы нет. Конечно, есть аргумент, используемый постоянно, это — целибат. Но католические священники, получая средства для жизни от Церкви, всегда более непринужденно ведут себе в своей работе, могут работать в любых уголках, потому что знают, сколько бы прихожан не было, у них будет возможность быть среди них, независимо от того, смогут прихожане содержать их или нет.

В нашей же Церкви и «баталии» за приход часто происходят из-за фактора прибыльности, который, скажу больше, является чуть ли не основным. Очень резок контраст между священниками из так называемых прибыльных приходов и периферии. Разве не одинакова ценность их служения? Я не пропагандирую идею необходимости богатого священства, нет, наоборот, но разумно обеспеченного – так, чтобы фактор поиска на пропитание (и это не зависит от наличия семьи лишь) не вынуждал священника уменьшать старание своего служения или искать «теплых» приходов, в то время, когда «не теплые» нуждаются в нем больше.

В этом контексте, после такой длинной прелюдии, за которою прошу прощения, ставлю вопрос: рассматривает ли на современном этапе развития УГКЦ варианты решения вопроса финансового обеспечения священников? Если да, то какими Церковь видит эти механизмы? Возможен ли вариант финансирования священников епархией? Прихожане знали бы тогда, что они жертвуют на епархию, на Церковь вообще, а уже епархия справедливо распределяет средства, зарплаты священникам, определив какие-то минимальные ставки. Руководствуясь категорией целесообразности, Церковь могла бы точно так же откликаться на различные нужды пастырей из отдаленных регионов, где, например, священнику необходим автомобиль, когда в горной местности он вынужден преодолевать большие расстояния, посещая прихожан и т.п. А где есть лишние лексусы, которые, как бревно в глазу, и для верных, и для остальных священнослужителей.

1. Я искренне благодарен Вам за Ваше понимание нужд и трудностей наших священников! Год священства дает нам возможность лучше присмотреться к личности священника и его служению. Но не менее важна гарантия достойного содержания наших пастырей.

Пока что этот вопрос оставлен на усмотрение правящих епископов, которые первыми несут ответственность в Церкви за достойное материальное обеспечение своего духовенства, потому каждая епархия решает в меру своих возможностей. На общецерковном уровне рассматривались только отдельные вопросы (развитие Негосударственного Пенсионного Фонда, практика «опеки» епархий Западной Украины над Экзархатами на Востоке), но еще не выработан системный подход на более длительную перспективу. Эта задача еще стоит перед нами. Опыт Католической Церкви в других странах может оказаться ценным для нас, однако наша ситуация во многих моментах уникальная и неповторимая: структуры нашей Церкви были полностью уничтожены коммунистическим режимом, Церковь была лишена всех материальных ресурсов, а вызовы, с которыми мы столкнулись после получения свободы, требовали одновременной и быстрой реакции по многим направлениям. Так что теперь мы должны мудро выработать нашу «финансовую политику» так, чтобы материальные средства способствовали, а не усложняли Церкви выполнение своих задач, а священники, будучи свободными от печали о «преходящем», могли бы с большим рвением отдаться служению Богу и людям.

2. Другой вопрос касается работы нашей Церкви в диаспоре и на территории Восточной Украины. Везде есть  нуждающиеся, но видятся ли на сегодняшний день конкретные приоритеты? Может быть, сейчас нужнее сосредоточиться на работе в Украине, в частности на Востоке, где не менее, чем в диаспоре, нуждаются в хороших владыках?

2. Приоритетно, как по мне, и одно, и другое: нам нужно услышать голос алчущих Божьего Слова и Божьей милости душ на Востоке Украины, и нам надо помнить о тех наших братьях и сестрах, которые были вынуждены в силу разных причин эмигрировать на чужбину. Так сложилось, что за последние 200 лет наша Церковь стала «вселенской», поскольку наши верные находятся практически на всех континентах. Это – серьезный вызов для нас всех. Когда-то диаспора была голосом нашей преследуемой Церкви. Сейчас же, находясь в обществах, ослабленных секуляризмом, диаспоре нужна помощь Материнской Церкви. На нынешнем Синоде планируем четче определить приоритеты нашей деятельности на ближайшее и отдаленное будущее.

3. Не наблюдаются ли сегодня в Церкви конфликты, противоречия во взглядах между священнослужителями и иерархами, выходцами из диаспоры и духовенством и владыками, которые всегда были в Украине, прошли через подполье тут? Ведь каждая из этих групп фактически имеет иной опыт и видение Церкви?

3. К счастью, нет. Если иногда и  наблюдается некоторое напряжения, то оно не принимает опасных для единства Церкви и духовенства масштабов. Очевидно, что духовенство наше разное. Но есть кое-что, объединяющее нас: Дух Святой, помазавший нас через участие в Христовом священстве, забота о процветании нашей Церкви, детьми которой мы являемся, желание лучше послужить родному народу – каждый тем даром, который получил от Господа, и там, где Бог его поставил. В разнообразии таится не только угроза – в ней есть ценный дар и шанс, ведь в таком случае можно себя взаимно дополнять и обогащать, можно посмотреть на церковную действительность под другим углом, принять лучшее, более взвешенное решение. Именно на данном этапе нашего развития такое разнообразие даров нам очень полезно!

4. 20-летие после выхода из подполья: как УГКЦ видит свое место на религиозной карте Украины, роль в создании единой украинской Церкви?

4. То, что Господь сохранил нашу Церковь в Украине, защитил ее от руины — большой дар как для народа, так и для других Церквей-Сестер. Роль нашей Церкви в современной Украине я мог бы выразить раннехристианским термином «мартирия»: понятие, которое мы привыкли переводить как «мученичество», на самом деле значит «свидетельство». Мы свидетельствуем о непрерывной линии епископского преемства, которую мы сохраняем по прямой линии от Киевских митрополитов. Это – чуть ли не самый ценный дар, который наша Церковь готова внести в единую Киевскую Церковь будущего. Свидетельствуем о вселенскости и открытости киевского христианства, доказывая, что укорененность в византийской традиции и верность этой традиции не подразумевает насильственный разрыв с остальными Церквями, а особенно – с наследником св. ап. Петра, которому выпала особая роль в перестройке Христовой Церкви на земле. Наше единство с Католической Церковью – это не вопрос «зависимости» от определенного, пусть и очень мощного, внешнего церковного центра, но это вопрос нашей верности Евангелию. Эту верность припечатали мученики своей кровью и их свидетельство стремимся внести и обогатить им Церкви-Сестры, действующие в Украине. Подлинная Киевская Церковь никогда не состоится, если будет оставлен без внимания тот опыт, о котором свидетельствует наша Церковь.

24. Маркucpcan@internode.on.net

 

Владыка! Позвольте спросить Вас, почему УГКЦ, имея Патриаршие права, не может без согласия Рима рукополагать епископов, провозглашать святых, а после только ставить в известность Римскую курию. Это нормальные вещи для поместных церквей и такие мысли есть среди нашего епископата. Выглядит это как-то неуважительно, по отношению к УГКЦ, проявившей свою верность Католической Церкви, давшей за это большую жертву своих верных сыновей и дочерей. В подполье мы имели больше прав... Спасибо!

 

Наши права очерчены и основываются на нашем статусе, а он, хотя и приравнивается к патриаршему, но не является пока что полностью тождественным ему. Потому в наших отношениях с Апостольской Столицей в Риме придерживаемся правил и механизмов, предписанных Кодексом Канонов Восточных Церквей, предусматривающим определенные конкретные процедуры решения вышеупомянутых Вами вопросов. Изменится наш статус – соответственно ему будут откорректированы механизмы принятия решений и решения вопросов.

Осознавая противодействия различных факторов в признании патриаршего статуса нашей Церкви, все же, убежден, многое зависит и от нас самих. Должно не только вспоминать о деле патриархата, но и последовательно и упорно работать над укреплением внутренней жизни нашей Церкви, над воспитанием добрых и ревностных священников, над возрождением монашества, над возрастанием в вере мирян, над христианским воспитанием интеллигенции, над расширением и развитием церковных структур на разных уровнях. Верю, что искренняя молитва и консолидированная работа всех членов Церкви, начиная от епископов и заканчивая простыми мирянами, это лучший способ приблизить время признания патриархата. Остальное надо оставить Божьему провидению и Святому Духу, Ведущему Церковь.

В то же время хотел бы подчеркнуть, что статус патриархата мы не рассматриваем как какую-то «награду» за верность нашей Церкви наследнику св. ап. Петра. Институция патриархата, как об этом упоминается в Декрете о Восточных Католических Церквях Второго Ватиканского Собора «является традиционной формой управления в Восточных Церквях» (11). Для нас патриархат – это способ лучше выполнять свою миссию в качестве поместной Церкви в полном сопричастии с Римским Апостольским престолом и в тесном сотрудничестве с другими Поместными Церквями. Именно в этом направлении мы развиваем наши внутренние структуры и верим, что эти усилия принесут свои плоды.

23. Андрей К.

Преосвященный Владыка, не кажется ли Вам, что сегодня только говориться о любви, а вероучительные истины для многих формальность, и это ставит веру под сомнение. Например, исламское общество четко определяет свое учение, и там нет дискуссий о вере и морали, у нас же в ответах епископов и священников больше доминируют частные мнения, а не учение Святого Писания, Отцов Церкви, Катехизиса и т.д. Спасибо!

Центральной и самой важной нашей вероучительной истиной является любовь Бога к человеку. Господь Иисус не только проповедовал и объявил свою любовь, но и заповедал нам «пребывать» в Его любви (ср. Ин. 15, 9). Невозможно слишком много говорить о Божьей любви! Другое дело, что кое-кто может воспринимать Божью любовь как снисходительность и тем самым оправдывать свое ужасное поведение. Такой человек только показывал бы, насколько он далек от понимания Божьей любви! Любовь совершенна тогда, когда она воспринимается и живется «в истине». Об этом упоминает Святейший Отец Венедикт XVI в своей последней энциклике Сaritas in veritate, говоря: «Только истине любовь в полноте сияет и с ней можно подлинно жить. Истина – это свет, придающий любви ее смысл и ценность. Без истины любовь скатывается в сентиментализм. Любовь становится пустой скорлупой, которую наполняют по собственному разумению. Таков фатальный риск любви в культуре, лишенной истины» (CiV 3). Итак, проповедь Божьей любви не должна стать «колыбельной» для человеческой совести, которая бы теряла способность различать добро и зло. Божьи правды должны проповедоваться четко и однозначно, и тут не нужно прибегать аж к опыту «исламского общества»; ветхозаветные пророки или св. Иоанн Креститель, св. Василий Великий или Св. Иоанн Златоуст – для меня они верные и убедительные свидетели того, что и как следует проповедовать.

22. Андрей

1. Как Ваша церковь относится к баптистам, пятидесятникам и протестантам вообще? Считаете ли Вы, что протестанты не спасутся? И если более обобщить, насколько сильной должна быть ересь, чтобы исповедующие ее попали в ад?

1. Второй Ватиканский Собор, говоря о разъединенных с Католической Церковью христианах, отмечает, что хотя в одной и единственной Христовой Церкви «уже с самого начала возникли известные разделения, строго порицаемые Апостолом как подлежащие осуждению (ср. 1 Кор. 1, 11- 22). В течение последующих веков явились более значительные разногласия, и немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны», — и добавляет: «Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью» (Декрет «Об экуменизме», 3). Это наставление Церкви стараемся воплотить на практике в наших отношениях с братьями-протестантами: поддерживаем дружеские христианские связи на уровне иерархии, сотрудничаем в рамках Всеукраинского Совета Церквей, обмениваемся делегациями по случаю различных праздников (в прошлое воскресенье я сам принимал участие в Празднике благодарения, организованном Союзом евангельских христиан-пятидесятников) – одним словом, пытаемся свидетельствовать на деле о нашей вере в Христа Спасителя и евангельской любви, являющейся душой нашей церковной жизни.

Св. Павел уточняет, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4), а Второй Ватиканский Собор добавляет, что «у братьев, отделённых от нас, совершается также немало священнодействий христианской религии, которые, вне всякого сомнения, могут разнообразно, согласно особому положению каждой Церкви или общины, действительно порождать жизнь благодати. Надлежит признать, что они способны открыть доступ ко спасительному общению», подчеркивая в то же время, что «лишь через Католическую Церковь Христову, представляющую собою всеобщее орудие спасения, можно получить всю полноту спасительных средств» (Об Экуменизме, 3). Также следует отметить, что сама только формальная принадлежность к Католической Церкви не гарантирует человеку автоматической святости или спасения. Тут будет действовать принцип: кому дано много, с того много и спросится (ср. Лк. 12, 48). Так что ко всем нам должен относиться призыв св. Павла «со страхом и трепетом совершать свое спасение» (ср. Фил. 2, 12), ведь окончательно спасает всех и везде только «вера, действующая любовью» (Галл. 5, 6).

А что касается «максимальной степени еретичности», при которой кто-либо может еще спастись, то я бы все же не занимался такой арифметикой, поскольку она слишком небезопасна. Чтобы спастись, надо не просто быть «минималистом в злом», надо – как минимум в своих стремлениях и усилиях – быть «максималистом в добром». Нам не следует спрашивать у Бога, сколько еще «можно» сделать зла, сколько еще «можно» жить в неправде, скорее стоит спрашивать: как нам жить как можно лучше, как приближаться к правде и Божьему свету, как возрастать с каждым разом все более в любви. Только тот, кто искренне жаждет познать ВСЮ правду, кто стремиться выполнить ВСЕ Божьи заповеди и любить Бога ВСЕМ своим сердцем, ВСЕЙ душой, ВСЕМИ силами и ВСЕМИ помыслами, может иметь надежду в Господе на свое спасение. Таково направление, такова дорога спасения, и я желаю всем вам и себе на этой дороге совершать все большие подвиги!

2. Недавно в Одессе УПЦ объявила, что будет молиться в своих церквях за вразумление журналистов «скорбями и болезнями» (из-за того, что журналисты напечатали в газете «Сегодня» прайс-лист на церковные услуги). Как относится УГКЦ к такой ситуации? Может ли церковь молиться за ниспослание болезней, пусть даже на хулителей? И есть ли в Вашей церкви подобные прайсы?

2. Вопрос второй части (о том, может ли Церковь молиться, чтобы Бог послал болезни и кары на хулителей) скорее – риторический. Достаточно вспомнить Христа, который упрекнул своих учеников, предлагавших помолиться, чтобы огонь с неба сошел на селение Самарянское, не принявшее их: «Не знаете, какого вы духа!» (ср. Лк. 9, 55). В другом месте Христос заповедует: «Любите врагов своих, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас» (Лк. 6, 27-28). С другой стороны, хотелось бы, чтобы критика была непредвзятой, объективной и не обобщалась, превращаясь в тенденциозное нагнетание и подрывая доверие к Церкви как таковой. Перо в руках критика подобно скальпелю в руках хирурга, потому критика требует моральной зрелости и ответственности. Недостаточно только обнаруживать зло (которого, согласитесь, хватает во всех сферах нашего общества); следует уметь при этом сохранить и утвердить добро. Было бы очень плохо, если бы масс-медиа, пользуясь примитивными способами увеличения своей аудитории, публиковали только скандалы, негативную информацию и сенсации, умалчивая и обходя вниманием добро и святость, которых в Церквях намного больше и которые составляют суть жизни их членов. Что касается «прайсов» на церковные услуги, то они в УГКЦ запрещены. Храмы и священники содержатся на добровольные пожертвования верующих.

21. Андрей Михайлов

Владыка, движется ли дело с написанием Катехизиса Греко-Католической Церкви? И ведется ли работа канонистов по усовершенствованию или разработке каноничного права для нашей Церкви?

Работа над Катехизисом выходит на завершающий этап. На ближайшем Синоде будет представлена полная рабочая версия Катехизиса. Уже сейчас члены Синода имеют возможность вносить свои замечания и предложения. Надеемся, что в течение следующего года это ценное для наше Церкви богословско-пастырское произведение будет доработано настолько, что можно будет благословить его в печать. Также продолжается работа над подготовкой очередных статей нашего Партикулярного права (ряд канонов был утвержден и опубликован еще раньше). Слава Богу, имеем достаточное количество образованных канонистов, организовавшихся в Общество и благодаря этому получивших возможность эффективнее исполнять служение.

20. Михаил Шелудько, Одесса

Вы, владыка, в свое время получили формацию в общине монахов-редемптористов. Скажите, что именно из редемптористского опыта (духовности) пригодилось Вам больше всего в епископском служении?

Думаю, прежде всего – центральность Божьей любви в проповеди, близость к людям, миссионерский динамизм, набожность к Пресвятой Богородице Неусыпной Помощи, а также традиция духовного руководства и исповедничества – вот эти характерные приметы редемптористской духовности, которые я особо ценю и стараюсь поддерживать в себе. Считаю, что те -надцтать лет моего священнического и монашеского призвания, проведенные в общине Чина Святейшего Искупителя (Львовской провинции), были для меня ценным Божьим даром, а живые контакты с собратьями в Украине и из-за границы и сейчас – различными способами – помогают мне в осуществлении моего епископального служения, и я за это искренне благодарен им.

19. свщ. Владимир

Ваше Преосвященство! Как идут дела по вопросу, касающемуся единого Требника и Настольной Книги для священнослужителей? К величайшему сожалению у нас страшная путаница. Этот вопрос, наверное, очень актуален сейчас!

Прошлогодний Синод епископов УГКЦ определил как одну из приоритетных задач для Патриаршей литургийной комиссии выработку единого для всех епархий Требника. Без сомнения, это дело очень актуально, и надеемся, что на Синоде этого года Комиссия сможет представить свои первые наработки. Интересна Ваша мысль о разработке Настольной Книги для священнослужителей. Думаю, после издания Катехизиса УГКЦ, над которым уже несколько лет подряд работает группа наших богословов, можно предложить к их рассмотрению и это Ваше предложение. Популярность аналогичного православного издания только лишний раз подтверждает необходимость подобного учебника для наших пастырей.

18. д-н Николай

1. Преосвященный Владыка, благословите! Недавно в СМИ представили информацию об освящении владыкой Николаем иконы, посвященной футбольному турниру, который состоится в Украине 2012 году. Ваше отношение к такому виду новаторства в иконографии?

1. Относительно иконографии – вопрос спорный. Хоть лики Богородицы и Господа Иисуса написаны с соблюдением канонов (насколько я мог это рассмотреть на фотографии, помещенной в Интернете), спортивные атрибуты у кое-кого могут вызвать удивление или даже неприятие. Здесь требуется большой такт и чувство сакрального характера церковного искусства.

Вместе с тем я не разделяю реакции некоторых наблюдателей, которые поспешили заклеймить и осудить самую идею и акт освящения данной иконы или, скорее, иконографического изображения. Потому что за этим актом может стоять важное сообщение, а именно: Церковь не желает стоять в стороне от такого выдающегося события, которым станет Евро-2012, и это, по моему мнению, очень важно. Этим актом Церковь показывает, что принимает вызов, который несет с собой современный мир, и пытается подойти к нему не с позиций осуждения или страха, но творчески и внести луч Божьего света в мир спорта. Слишком часто мы привыкли разграничивать нашу обыденную жизнь и нашу веру. При этом, к сожалению, слишком часто Бог является большим «аутсайдером» в нашей ежедневной жизни, будучи вытесненным «за поле» нашего досуга и отдыха, в том числе и из спорта. Впрочем, футболист, который перед матчем или после забитого гола публично полагает на себя крестное знамение, напоминает нам всем, что вера может (и – добавлю: должна!) проникать во всю нашу жизнь.

Евро-2012 может стать для Христианских Церквей Украины современным ареопагом для проповеди Евангелия, если только сумеем хорошо использовать этот шанс. Уже сейчас следует думать над тем, что Церкви могут предложить как самим футболистам, так и болельщикам, которые прибудут из разных уголков нашей страны и европейского континента, чтобы этот спортивный праздник стал праздником встречи с нашей культурой, духовностью, друг с другом и – наконец – с Богом. Господь может и хочет встретить человека в самых неожиданных обстоятельствах. Может, поможем Ему в этом?! Кстати, опыт предыдущего чемпионата Европы, проходившего в 2008 году в Швейцарии и Австрии, показался в этом смысле довольно интересным и положительным.

2. Ради исторической правды: как верно употреблять термин — празднование 20-летия «выхода из подполья», «официальной легализации» (или другое слово), Греко-Католической Церкви? Искренне благодарю за ответ.

2. В этом году как на епархиальном, так и на общецерковном уровнях запланировано и уже состоялось много праздничных мероприятий, которые часто называют празднованием «20-летия выхода УГКЦ из подполья». Это определение, однако, с исторической точки зрения не является точным. Дело в том, что в ноябре 1989 года наша Церковь была легализована советской властью, то есть было выдано разрешение на регистрацию греко-католических общин. А выход УГКЦ из подполья состоялся двумя годами ранее – в 1987 году.

17. Игорь, житель Ивано-Франковска.

Слава Иисусу Христу! Скажите, пожалуйста, почему Блаженнейший Верховный Архиепископ призывает духовенство не поддерживать никаких политических сил на выборах, а владыки и священники его не слушают?! Тысячи телезрителей были свидетелями в Пасхальную ночь, как Вы в эфире восхваляли Ющенко! Тем самым Вы, к сожалению, простите, ради Бога, за откровенность, понизили свой авторитет как священнослужитель. Для церковников должны быть одинаковыми все кандидаты. К сожалению, такой коррупции как при Ющенко, не было за все времена существования Украины, а многие священники на самом деле помогают разворовывать государство, прикрываясь благотворительностью, и используя двойную бухгалтерию. 

Слава навеки! Благодарю Вас за искренность! Мне кажется, что это уже наша беда — смотреть на каждую вещь сквозь призму предвыборной борьбы. Целиком соглашаюсь, что поддержка отдельных политических сил или отдельных кандидатов на выборах со стороны Церкви недопустима. Мои слова благодарности, высказанные в адрес как Президента, так и Премьер-министра (она, кстати, тоже присутствовала), не считаю предвыборной поддержкой данных лиц, а скорее признательностью за понимание с их стороны важности веры для жизни нашего народа и государства. Или в этом есть что-то дурное? Должно уметь оценить и поддержать то, что хорошо в каждом человеке, независимо от его социального статуса или государственной должности. Хочется хотя бы в пасхальную ночь смотреть друг на друга не через призму политических взглядов или предвыборных баталий, а просто – по-человечески, по-христиански. Кстати, именно в пасхальную ночь Церковь призывает нас простить даже наших врагов, обратиться к ним словом « братья», принять их в радость Воскресшего Христа; и постившиеся, и не постившиеся, « добрые и злые » имеют право в тот день утешаться трапезой Божьей любви и милосердия. Слово на Пасху св. Иоанна Златоуста может нам здесь очень много подсказать!

16. о. Игорь

 Ваше Преосвященство! Скажите пожалуйста, каковы планы нашей церкви в развитии на Востоке и особенно на юге Украины, и каким образом наша церковь планирует решить катастрофическую ситуацию в АР Крым, где УПЦ МП при поддержке местной власти делает невозможным развитие УГКЦ. Благодарю.

Наша первая задача на Востоке Украины — отыскивать наших верных, разбросанных по всем областям силой политических или социально-экономических обстоятельств. Знаем, что в частности на юге Украины – в Херсонской и Николаевской областях, есть целые села, жители которых были в свое время переселены туда из Галичины, и теперь нуждаются в духовном окормлении. С другой стороны хотим оставаться верными завету Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари!» (Мк. 16, 15). Христова Благая весть должна быть услышана всеми людьми, чтобы они могли сделать свой свободный выбор. Это – наша задача и призвание как Церкви Христовой. И мы хотим осуществлять его. Мы открыты к сотрудничеству в этом деле с нашими братьями и сестрами из других Церквей, ведь в таком случае наша общая проповедь и общее свидетельство имели бы большую силу и действенность. На этом пути иногда, к сожалению, наталкиваемся на противодействие и препятствия. Вопреки трудностям, думаю, нам не следует охладевать. Божье дело никогда не дается легко. Достаточно почитать Деяния Святых апостолов или, в конце концов, всю историю Христовой Церкви, чтобы в этом убедиться. То, что человеческое, не-Божье, рано или поздно само собой пропадет. Вместо того Божью правду и Божье слово невозможно ни заточить, ни остановить!

 15. Алексей из Московии

Ваше Преосвященство, входит ли в планы нашей Церкви создание Восточного Экзархаат для верных УГКЦ на российских территориях?

Искренне приветствую Вас! Экзархат для греко-католиков в России существует. Он был создан в 1917 году в Петрограде на Синоде, созванном митрополитом Андреем после лишения его свободы царским режимом на два года. Первым Экзархом этого Экзархата был бл. свящм. Леонид Федоров. На данное время Экзархат не имеет Экзарха. Если бы оживить эту структуру, то она могла бы гарантировать душепопечение всем греко-католикам России, в том числе и верным нашей Церкви. На данное время католиками византийского обряда на территории Российской Федерации занимается вл. Иосиф Верт. Однако положение наших верных на этих территориях в силу разных обстоятельств остается очень нелегким. Мы осознаем эти трудности, и будем молиться и работать над тем, чтобы они были хотя бы частично преодолены.

 14. Игорь

 Слава Иисусу Христу! Скажите, пожалуйста, планируется ли в УГКЦ создание семинарии для женатых, или и в дальнейшем в семинарии будут принимать только неженатых кандидатов? Какое ограничение, по возрасту, для абитуриентов семинарий?

Слава во веки! Над этим вопросом усиленно думаем в течение последних лет. Насколько мне известно, на данное время некоторые женатые кандидаты (в том числе - один из Киевской архиепархии), получившие богословское образование вне семинарии и изъявившие желание стать священниками, уже дополняют свое священническое образование и формацию в отдельных семинариях нашей Церкви (Львовская семинария Святого Духа, Тернопольская духовная семинария). Будет ли создана отдельная семинария для женатых, будет зависеть, главным образом, от количества таких призваний. Тем временем, по поручению Синода, продолжаются консультации с ректорами семинарий УГКЦ относительно возможности учреждения и учебной программы для такой семинарии. Относительно ограничений возраста для абитуриентов наших семинарии, то на сегодня это 30 лет.

  13. Роман, Комаров

 Преосвященнейший Владыка, знаю, что в конце ноября состоится Синод Епископов УГКЦ. Не могли ли бы Вы, как секретарь Синода, описать направления этого законодательного тела Нашей церкви?

Синод Епископов УГКЦ, под председательством Главы Церкви, — это ее наивысший законодательный и судейский орган. Членами Синода епископов являются все епископы, избранные Синодом епископов УГКЦ, назначенные на конкретное служение в Церкви, получившие благословение Святейшего Отца, принявшие хиротонию согласно канонам Церкви и не находящиеся под каноническим наказанием. Синод епископов УГКЦ решает все вопросы, связанные с реализацией Церковью своей миссии в конкретном времени и месте. В межсинодальном периоде действует Постоянный Синод Епископов - представительский орган, являющийся частью Патриаршей курии и помогающий Главе Церкви в текущем управлении Церковью. Согласно прежней практике, наш Синод епископов созывается раз в год, а его заседания происходят в Украине, или, в случае необходимости, за ее границами. Как правило, каждый Синод рассматривает одну, или несколько главных тем, а также ряд второстепенных тем, связанных с жизнью и деятельностью Церкви. Так, например, в прошлом году было две главные темы: евангелизация и священство. В этом году мы продолжим тему евангелизации.

12. Олеся

Владыка, почему у УГКЦ нет своей профессиональной масс-медиа, как у братьев наших православных и римо-католиков (телеканал "Глас" или радио "Мария")? Или Вы не считаете, что церковь сегодня постепенно теряет своих верных из-за своей бездеятельности? Почему Вас отстранили от Вашей прежней должности?

Медийная активность Церкви не всегда зависит от наличия медийного ресурса. Для Церкви на первом месте стоит содержание сообщения. В современном обществе существует достаточно коммуникационных каналов, которые Церковь использует, чтобы охватить наиболее широкий круг адресатов. Поэтому на данном этапе нашего развития мы заботимся о лучшем качестве и эффективности уже существующих медийных проектов. А их не так уж мало: общецерковные и епархиальные печатные издания, вебстраницы (кроме общецерковной, практически каждая епархия, все учебные заведения, а даже отдельные приходы имеют свою веб-страницу), отдельное эфирное время на волнах радио "Воскресение", издание аудиокниг и компакт-дисков с записями проповедей и поучений церковных лидеров. Информационный участок очень важен для проповеди Евангелия и для жизни Церкви, поэтому, по моему мнению, здесь есть еще много неиспользованных резервов.

Будучи на Востоке Украины, наблюдаю скорее обратной процесс: количество общин и верных в наших храмах растет. Тем не менее, я осознаю опасности, угрожающие духовной жизни наших верных со стороны наступающего секуляризма и вследствие недостаточной активности священнослужителей. Считаю, что наибольшим заботой Церкви должно быть освящение своих членов. Святость всегда притягивает к себе. Нам нужно молиться о даре святости для всех нас – епископов, священников, монахов и мирян. Кроме этого, следует подчеркнуть, что мы все ответственны за то, какой является и как выполняет свою миссию Церковь. В этом деле нельзя действовать по принципу «моя хата с краю». Лучше, как по мне, действовать по правилу св. Терезы из Лизье, которая говорила о себе: «В сердце Церкви – моей Матери – я буду любовью». Будучи прикованной к кровати тяжелой болезнью, а следовательно практически «недееспособной», она стала Покровительницей миссионеров, Учителем Церкви, притягивая доныне много душ к Богу – своей святостью, своей, а скорее, Божьей любовью, которой горела. Прилепляется ли наше окружение или наоборот – отворачивается от Церкви, зависит от каждого ее члена, а не только от церковного руководства. Бог дает нам разные возможности расширять Его Царство. Мы должны лишь умело использовать их, и это касается всех без исключения членов Церкви!

Что же касается последнего вопроса, то это не было «отстранение», но новое распределение служений и, по моему мнению, вполне своевременное и нужное. До недавнего времени на мне было достаточно много обязанностей: епископа-помощника Киевской архиепархии, Секретаря Синода Епископов, ответственного за строительство патриаршего собора в г. Киеве. С приходом нового епископа к Киев – вл. Иосифа, — появилась возможность лучше организовать наши служения в Киеве. На данное время, оставаясь Секретарем Синода, я являюсь также Руководителем Администрации Патриаршей курии и выполняю другие важные задания по поручению Главы Церкви. Так что работы хватает, потому прошу Вашей молитвенной поддержки!

11. Владимир, семинарист

Владыка благословите! Скажите пожалуйста почему в некоторых храмах УГКЦ читают символ веры с ФИЛИОКВЕ, а в других – без него. Когда спросили Блаженнейшего Гузара почему пропускают, на это он ответил: «А мы в это не верим»?! Почему обязаны клирики при рукоположении в диаконы и священники произносить ФИЛИОКВЕ в Символе?! Почему в Риме, а именно в РУССИКУМ и в ГРЕЧЕСКОЙ коллегии к этому не обязывают?!

Начнем с того, что Символ веры — это не просто литургическая формула, а выражение веры Церкви. Католическая Церковь, в соответствии с известным высказыванием, дышит двумя легкими: восточным и западным, а потому богословские подходы к одним и тем же догматам веры часто на протяжении истории были кое в чем различными, однако не взаимоисключающими. Введение Филиокве (признание веры, что Святой Дух происходит и от Сына) в литургию латинской Церкви происходило постепенно (между VIII и IX веками). Латинская традиция, введя Филиокве, утверждает прежде всего единосущную общность между Отцом и Сыном. Восточная же традиция, как об этом упоминает Катехизис Католической Церкви, утверждает, что Святой Дух исходить от Отца через Сына, выражая прежде всего, что Отец по отношению к Святому Духу является первоначалом (этот подход очень четко видно в исповедании веры, которое провозглашается хиротонизируемым в епископы священником). Согласно учению Католической Церкви, это «правомочное взаимодополнение, если его не обострять, не нарушает тождественности веры в реальность одного и того же таинства, которое провозглашается» (ККЦ 248). Впрочем, в практической жизни следует остерегаться крайностей. К вере нельзя обязать, как нельзя обязать птицу петь или рыбу плавать. Признание веры это не – «приказ сверху», но что-то, вплывающее из глубины церковной традиции и церковного сознания, которое присваивает себе и потом признает каждая христианская душа. Нам следует иметь действительно «католический» – вселенский – взгляд на данный вопрос, чтобы быть способными без фанатизма и «обострения» вводить или возрождать восточные подходы и выражения единственных для нас всех догматов веры. Потому, я считаю, внедрению литургических изменений должно предшествовать тщательное разъяснение и формирование именно восточного церковно-богословского мышления, именно на общецерковном уровне. В противном случае изменения будут лишь внешними, административными, и, как такие, могут возбуждать в некоторых кругах непонимание, а потому – сопротивление и напряжение.

Кстати, хотел бы заметить, что в последние годы острота вопроса Филиокве значительно уменьшилась также и в католическо-православном диалоге. Вот как об этом пишет в своей книге «Все мы братья» вл. Всеволод Скопельский, архиепископ Вселенского Константинопольского патриархата: «Как и многие другие православные богословы, я считаю этот вопрос theologoumenon [богословствованием], которое не должно нас волновать» (ст. 149).

10. Виктор, ficob@ukr.net

1. Слава Иисусу Христу! Ваше Преосвященство! Признает ли УГКЦ наличие Апостольского Преемства у епископов, священников и дьяконов с УПЦ-КП и УАПЦ?

1. Вовеки слава! Да.

2. Рукополагают ли заново в УГКЦ священников, которые приходят к единству со Вселенской Церковью из таких церквей как УПЦ- КП и УАПЦ?

2. Нет. Разве только существует уважительное обоснованное сомнение относительно действительности рукоположения священнослужителя в данной Церкви. В таком случае, при принятии такого лица в лоно УГКЦ, рукоположение повторяется «под условием».

3. Я знаю, что Католическая Церковь не признает т.н. «лишения священнического сана» и что Анафема (Великая экскомуника) не означает, что священнослужитель лишается священства. Пример: епископы и священники-лефевристы. Этих священнослужителей Католическая Церковь никогда не воспринимала как не имеющих священства. Когда священники-лефевристы приходят к единству с Апостольской Столицей, то их повторно не рукополагают. Так ли это?

3. Хотел бы кое-что уточнить: Каноническое право Католической Церкви определяет: «рукоположение, однажды принятое действительным образом, никогда не может стать несостоятельным; однако, клирик утрачивает свой статус» (кан. 394 Кодекса Канонов Восточных Церквей). Таким образом, в Католической Церкви существует наказание «лишения священнического положения», которое, однако, не означает потери священства как такого. Согласно католическому учению, священник в момент рукоположения получает «неизгладимую печать», «неуничтожимый знак», называемый традицией «сакраментальным характером», благодаря которому священник уподобляется к Христу и может действовать в Церкви в Его имени.

Лишение статуса клирика как наказание за тяжелые проступки, определенные церковным правом, не лишает его этого сакраментального знака священства Христова, но служит причиной утраты священником всех прав и обязанностей, связанных со Святой Тайной Священства. Такому священнику запрещается совершать священнодействия, и тем самым он лишается всех должностей, обязанностей и всякой делегированной власти в Церкви (кан. 395 ККВЦ). Законно рукоположенных священнослужителей, которые были наказаны большой экскоммуникой и после покаяния были заново приняты в общение Католической Церковью, не рукополагают заново.

9. о. Игорь

Ваше преосвященство! Как на общецерковном уровне выглядит преодоление эпидемии алкоголизма? Ведется ли работа над возможностями евангелизации попавших в зависимость? Планирует ли наша церковь создать общецерковный реабилитационный центр, где бы могли проходить реабилитацию в числе остальных и алкозависимые священники? Благодарю.

Антиалкогольная акция «За трезвость жизни» длится в УГКЦ уже третий год. Для ее реализации был создан отдельный подотдел в Комиссии душепопечения службы здоровья. Во всей Церкви введены регулярные молебны о попавших в зависимость и их семьях. Постоянно организовываются семинары для священников и их сотрудников. На сегодня около 700 священников приняли участие в подобных семинарах. Недавно в Тернополе открыли Консультативно-просветительский Центр для помощи зависимым от алкоголя и членам их семей, где предлагается участие в оздоровительной стационарной 10-дневной реабилитации «Возвращения к жизни». Я уже раньше упоминал о Центре «Назарет», действующем в Самборско-Дрогобычской епархии, но надеюсь, со временем мы как Церковь будем в состоянии создать, по крайней мере, еще несколько подобных Центров, в которых проходили бы реабилитацию алкозависимые люди. Явление алкоголизма настолько сложно и многогранно, что его преодоление требует консолидированных усилий всего общества: Церкви, государства, общественных организаций и простых граждан. Только совместными усилиями можно будет преодолеть эту беду и добиться существенного оздоровления украинского общества.

8. Елена, Киев

 Глубокоуважаемый Владыка! В последнее время имеют место достаточноактивные и дружеские контакты иерархов УГКЦ, в т.ч. и Патриарха Любомира(Гузара), с лидерами и другими представителями разных христианских Церквей иконфессий Украины. И, в частности, некоторых ПРОТЕСТАНТСКИХ деноминаций. Оченьпрошу прокомментировать именно это – последнее направление экуменическойдеятельности УГКЦ. Искренне благодарю.

 

Дружеские отношения с представителями других христианскихЦерквей и церковных общин являются проявлением здорового евангельского духа, ия считаю такое положение вещей большим даром для Украины. Действительно, немногие страны мира и Европы, не говоря уже о постсоветских странах, могутпохвастаться таким учреждением, как Всеукраинский Совет Церквей, который сталдейственным форумом взаимопонимания и сотрудничества не только христиан, но такжеевреев и мусульман. В наших отношениях с протестантскими Церквями и церковными общинамистараемся подчеркивать и развивать то, что нас соединяет: проповедованиеБожьего Слова, социальное служение и тому подобное. Думаю, невзирая насуществующие богословские отличия в вопросах веры, живые контакты исотрудничество в иных плоскостях могут и должны быть действенным средством совместногоисповедания христианских ценностей в современном мире.

 

7. о. Андрей

 Преосвященнейший Владыка, как так происходит что «подгорецкие отцы» поднимаютактуальные проблемы современности раньше, чем официальная Церковь? Примеры: «Лиссабонскоесоглашение», Призыв к депутатам Европарламента (15.9.2009), «Петиция об охранесемьи /Главе Ивано-Франковской ОГА/» (9.9.2009) и другое. Благодарю!

 

Спасибо за этот вопрос. Думаю, что речь идет не о гонках:«кто первый», а об искренности и эффективности определенных шагов. Потому что,приняв во внимание статус этой группы лиц, которые церковным трибуналом подвергнутынаказанию великой экскомуники и удалены из своего монашеского Чина, можно спросить:могут ли считаться искренними и честными их начинания, если даже только написавсвои заявления и воззвания, они вводят людей в заблуждение, представляясьепископами и членами ЧСВВ, не являясь ни первыми, ни вторыми? Может ли колодециз одного источника быть сладким и горьким (ср. Иак. 3, 11)? От чьего имени, втаком случае, они действуют? Не они ли те «пророки», которые пророчат «отсобственного сердца», но «Господь не посылал их» (ср. Иез. 13, 6)? И неявляется ли их «повышенная активность» всего лишь еще одним способом напомнитьо себе и случаем в очередной раз атаковать иерархию УГКЦ и противопоставитьсебя законному церковному руководству?

 

Очевидно, все выше сказанное не отрицает существованияпроблем и угроз, против которых Церковь должна выступать и действовать. Вопрослишь: как? Один из способов это – Обращение и Пастырские письма, которымицерковный провод поднимает голос на защиту христианских ценностей и Божьегозакона. К этому средству наша Церковь удавалась и удается не раз и то на разныхуровнях (лично Владык, на уровне Синода, вместе с другими Церквами ли ирелигиозными сообществами в рамках Всеукраинского Совета Церквей). Но это лишьодин из способов реагирования и не всегда эффективный, как, к сожалению,показывает опыт. Никакие петиции, ни громкие заявления не могут заменитьежедневной душепопечительской работы над духовной обновой церковного сообществаи окружающего общества.

6. Лев, Киев

Высокочтимый Владыка! Каково Ваше личное отношение к харизматическому движению в УГКЦ?

Не кажется ли Вам, что именно подобное пробуждение и возрождение в дарах Св. Духа, наблюдающееся сейчас среди христиан разных деноминаций и традиций, является одним из тех «соединительных звеньев», из-за которых Божье Провидение в свое время устроит так, что ныне разделенное христианство Востока и Запада снова будет «едино» (Ин. 17, 21)? Благодарю за ответ.

 

Церковь по своей сути является «харизматической» с момента своего основания, когда Дух Святой сошел на апостолов и с тех пор оживляет всю жизнь и деяния Церкви. Потому все «харизматические движения» следует рассматривать и оценивать в общем экклезиологическом контексте: насколько они являются проявлением того единого Святого Духа, непрестанно руководящего и оживляющего Церковь, а с другой стороны — насколько эти движения служат перестройке и укреплению Тела Христова. Критерий «по плодами их познаете их» здесь приобретает особый вес. Епископы, как пастыри Божьего люда, призваны осуществлять «распознавание духов» и обеспечивать надлежащее руководство харизматическим группам. Потому что как с одной стороны актуальным является предостережение апостола Павла: «Духа не угашайте!» (1 Фес. 5, 19), так с другой стороны нельзя легкомысленно относиться к поучению св. Иоанна Богослова: «Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4, 1). На данном этапе наша Церковь принимает меры по проверке и лучшей организации разных харизматических групп, действующих в ее лоне. Лично для меня живая жажда единства, проявляющаяся в среде Украинских Церквей, как среди иерархов и духовенства, так и среди мирян – это определенный «знак времени», за которым, без сомнения, стоит Святой Дух. Я глубоко убежден, что единство Украинских Церквей будет в первую очередь горним даром, плодом Святого Духа. Поэтому давайте будем поддерживать в себе Его присутствие и действие, потому что Дух Святой «весь собирает собор церковный», как об этом вспоминает стихира в день Пятидесятницы!

5. Юрий

Преосвященный Владыка, назовите хотя бы три стратегические задачи, стоящие на сегодняшний день перед нашей Церковью. Спасибо.

Вся стратегия нашей Церкви выражена лозунгом, принятым Синодом Епископов 2006 года: «Святость объединенного народа». Отсюда следуют конкретные направления нашей стратегической деятельности:

1. Ре-евангелизация, или новая евангелизация в Украине и за ее пределами. Эта тема уже широко обсуждалась на предыдущих Синодах Епископов, начиная с 2006 года, она будет центральной также на грядущем Синоде Епископов. В Этом году планируем принять Стратегию евангелизации на ближайшую и дальнейшую перспективы.

2. Содействие единству Украинских Церквей, в частности, объединению четырех ветвей когда-то единой Киевской митрополии. УГКЦ имеет  свое специфическое призвание в этом процессе: свидетельствовать о вселенскости украинского христианства и о возможности «единства в разнообразии», свойственного Католической Церкви и могущей стать для Поместной Церкви в Украине ценным шансом и даром.

3. Оздоровление и защита украинской семьи и семейных ценностей. Семья дорога Церкви и является залогом процветания народа. Именно семья сегодня, как никогда, подвержена многочисленным испытаниям. Защита самых младших ее членов – нерожденных, катехизация детей и молодежи, опека над старшими лицами – вот те задания, которые Церковь, по моему мнению, обязана выполнять и теперь, и в дальнейшем.

4. Остап

Преосвященнейший Владыка, почему т.н. «подгорецких отцов» теперь называют группой Догнала? Что изменилось от такой перемены названия?

Во-первых, надо отметить, что в с. Подгорцы действует законный монастырь Чина Святого Василия Великого, в котором проживают отцы и братья, верно служащие Богу и людям. Именно их можно было бы иметь в виду, говоря про «подгорецких отцов». Применять же термин «подгорецкие отцы» к лицам, за непослушание исключенным из их Чина, а за узурпацию себе титула епископов и другие проступки против церковных законов наказанных карой великой экскомуники, не только неуместно, но и опасно, поскольку это может вызвать недоразумения и замешательство. Чтобы избежать этого, учитывая ключевую роль Ильи Догнала в этом движении, группу лиц, действующих под его предводительством, начали называть «группой Догнала».

3. Любомир, Львовская обл.

Многоуважаемый Отец, как Церковь работает над проблемой психо-эмоциональных зависимостей (эротомании, игромании и т.п.) и преодолением их? Ведь масштаб их распространения сегодня просто угрожающий для нашего народа.

У Церкви есть большой опыт работы с зависимостями традиционными, если можно так выразиться (хоть мне и печально утверждать, что некоторые явления переросли в традицию). В первую очередь речь идет об алко-и нарко-зависимых людях. Два года назад мы начали акцию «За трезвость жизни», призванную помочь людям, зависимым от алкоголя, их семьям, а также – пропагандировать в народе трезвый, здоровый образ жизни. Эта акция продолжается до сих пор. На Дрогобыччине действует реабилитационный центр «Назарет», помогающий зависимым людям освободиться от недуга.

Что касается упомянутых Вами зависимостей, то, насколько мне известно, пока что не налажена у нас систематическая помощь таким людям. Нужны хорошо подготовленные священники и миряне, способные нести квалифицированную пастырскую и психологическую помощь молодым людям, пораженным этим недугом. В последние годы нам удалось ближе познакомиться с о. проф. Томиславом Иванчичем из Загреба и его практикой агиотерапии, оказавшейся очень эффективной в лечении разнообразных духовных недугов. Будем стараться лучше использовать его опыт. С другой стороны, Церковь во все времена и в случаях всех недугов обращается за помилованием ко Христу – Врачу душ и телес – и предлагает всем больным молитву о духовном и физическом исцелении. Такая молитва, соединенная со Св. Таинством Покаяния, скрепленная Св. Таинством Елеопомазания и завершенная принятием Пресвятой Евхаристии – Тела и Крови Господних, способна разорвать оковы зависимости и принести настоящее исцеление.

2. Василий

Каким образом реализовывается послание на миссию, о котором неоднократно говорилось в Церкви касательно Востока Украины: в последние годы монашеские общины пошли туда на работу? Как вы видите будущее развития УГКЦ на этой территории?

 Послание на миссию было обращено конкретно к монашеским общинам. При этом мы понимаем миссию в широком значении этого слова – как основную деятельность Церкви по проповеди Слова Божьего и Причащения. Если говорить о Киевской архиепархии, то сразу же на наше приглашение откликнулись сестры Святого Семейства, служащие сегодня при нашей общине в Броварах. Отцы Редемптористы усилили свое присутствие в Чернигове, а также провели серию приходских миссий и реколлекций в наших приходах во время Великого Поста. Сестры Василианки также планируют начать свою миссию на Винничине. Но все-таки евангелизационные задачи, стоящие перед нами, требуют намного большего количества священников, монахов и монахинь. Потому призыв Церкви к священникам и принявшим ангельский образ остается в силе и в дальнейшем. Когда Христос видел массы народа, лишенные духовной опеки, Он «сжалился над ними», как говорит Евангелие, и сказал молиться, чтобы «Господин жатвы выслал работников на жатву Свою» (ср. Мф. 9, 36-38). Желание идти на Восток для пастырского служения рождается в сердце, способном растрогаться от вида духовной нужды родного народа. Надо молиться, чтобы таких сердец с каждым разом становилось все больше. И от этого в большой степени будет зависеть развитие нашей Церкви на Востоке Украины.

1. Андрей, Киев

Владыка, за время Вашего пребывания в Киеве какие основные изменения произошли в архиепархии?

Слава Иисусу Христу!

Сердечно приветствую всех, кто принимает участие в этом общении на веб-сайте РИСУ!

Если речь идет об изменениях в архиепархии, то я бы упомянул в первую очередь расширение возможностей проповеди слова Божьего путем увеличения количества священников и диаконов, служащих в наших краях, а также – основание новых общин УГКЦ в областях, входящих в состав Киевской архиепархии. По мере усиления нашего присутствия мы находим новых наших верных, которые по экономическим или политическим причинам оказались на территории Большой Украины. Очень важным для нашей Церкви считаю то, что появляются призвания к священству из Центральной и Восточной Украины. Это значит, что наша Церковь не воспринимается больше как «региональная», но возвращает себе с каждым разом все в большей степени статус всеукраинской. Все прочие перемены – производные от вышеупомянутых: перестройка структуры епархии, создание новых комиссий, реализация конкретных планов. Радостно констатировать  возрастающую активность в церковной жизни мирян, в частности – молодежи. Свежим примером этого может быть архиепархиальная газета «Собор» и портал религиозных новостей, редакторами которых трудится наша одаренная молодежь в сотрудничестве с пресс-службой Киевской архиепархии.

Но основные перемены носят не количественный, а качественный характер, и их невозможно оценить по внешним критериям. В одном из номеров газеты «Собор» редактор написала: «Архиепархия изменилась. Изменился ли греко-католик?». Резонный вопрос! Ведь именно об этом идет речь: помогать нашим прихожанам меняться в лучшую сторону путем возрастания в вере. Надеюсь, что слово Божье, посеянное сейчас, и милость Божья, никогда не перестающая, приносят добрые плоды в жизни наших верных, ведь именно в этом заключается миссия Церкви, согласно словам Христа: «Я послал вас, чтобы вы приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (ср. Ин. 15, 16).

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

    Точка зрения

    Последние комментарии

    • Vitaliy Darmits | 20 ноября 2017, 17:16

      Шкода , не здогадалися розлючену корову або бика випустити на таран бусіка і гундяївської шобли .

    • Vitaliy Darmits | 20 ноября 2017, 16:54

      гундяєвська пропаганда

    • Василий Петров | 20 ноября 2017, 11:24

      Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого, Матфея 5:37. Итак ничто, как сотворённое Богом Отцом не может в себе нести НИКАКОГО двойного, тем более, никакого

    • Василий Петров | 20 ноября 2017, 10:05

      Т.н. христианство, как стремление к поклонению человека человеку есть, не что иное, как самое настоящее РАБОЛЕПИЕ. Но как в этом раболепии также, как и в массонстве тайным смыслом наделены не

    • Василий Петров | 20 ноября 2017, 09:46

      Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол. Матфея 38-39. Итак, дьявол яхве-сатана при помощи т.н. Нового Завета сеющий, как плевелы