• Главная
  • "Украинская Православная Церковь является единственной полноправной преемницей Византийской традиции в Украине, хотя она и находится в единстве с Московским Патриархатом, чего не было во времена Владимира"...

"Украинская Православная Церковь является единственной полноправной преемницей Византийской традиции в Украине, хотя она и находится в единстве с Московским Патриархатом, чего не было во времена Владимира"

08.07.2008, 14:16
"Украинская Православная Церковь является единственной полноправной преемницей Византийской традиции в Украине, хотя она и находится в единстве с Московским Патриархатом, чего не было во времена Владимира" - фото 1
В гостях веб-конференции РИСУ архимандрит КИРИЛЛ (Говорун), председатель Отдела внешних церковных связей Священного Синода Украинской Православной Церкви, доктор философии, кандидат богословия

Кирилл (Говорун)В гостях веб-конференции РИСУ архимандрит КИРИЛЛ (Говорун), председатель Отдела внешних церковных связей Священного Синода Украинской Православной Церкви, доктор философии, кандидат богословия

Основная тема веб-конференции: Украинская Православная Церковь как наследник Владимирова крещения

Вопрос и ответы размещаются в обратном порядке — последние вверху


42. Вопросы от редакции

1. Какие наибольшие ценности древней Киевской Церкви нам стоит развивать и популяризировать сегодня?

— Считаю, что это открытость к другим, ведь Киевская Церковь приняла традицию в ее окончательном виде из вне. Одновременно это также верность принятой традиции, ведь Киевская Церковь, приняв греческую традицию перед разделением с латинской Церковью, вскоре, после разделения, не начала исповедовать идею «двойного единства», а осталась верной греческому Православию – тому, которое она приняла.

2. Какие первостепенные шаги нужно сделать для улучшения отношений между Церквями, которые ведут свои исторические корни от Владимирова Крещения?

— Следует начать общаться – вначале на личном уровне. В этом общении следует без предубеждений начать обсуждать то, что нас разделяет и что объединяет. Потом на основе того, что объединяет, нужно последовательно избавляться того, что разъединяет.

3. Сегодня, когда мы говорим о юбилее Владимирова Крещения, звучит много политических лозунгов (о необходимости единства России, Украины, Беларуси), говорится о торжествах. А что Вы считаете первостепенным в таких юбилейных мероприятиях?

— Следует сначала понять значение крещения для Киевской Руси 1020 лет назад и подумать, чем это может быть полезным для современной Украины.

4. Недавно состоялся Архиерейский Собор РПЦ. На нем прозвучали разные позиции – с одной стороны, Блаженнейшего Митрополита Владимира, с другой — руководства Московской Патриархии — относительно ситуации в Украине и дальнейшего развития УПЦ. Как Вы оцениваете последствия этого Собора для УПЦ?

— Считаю, Собор подтвердил то, что для нас сейчас наиболее важно – прежде всего, это необходимость диалога между всеми православными в Украине.

5. Каким Вы видите вектор развития УПЦ? Что требует особого внимания в развитии, будет ли изменятся канонический статус? Каким будет культурное и интеллектуальное лицо Церкви?

— На последние два вопроса я ответа не знаю. О первых двух могу сказать лишь одно - УПЦ должна развиваться в том направлении, которое приведет к объединению Православия в Украине – это сейчас одно из главных заданий.

Спасибо за активное участие в нашей веб-конференции. Надеемся, она была полезной для Вас лично и для Украинской Православной Церкви в целом. Желаем Вам щедрых Божьих благодатей и многая лета служения Господу! Со своей стороны надеемся также на дальнейшее сотрудничество.

— Также очень благодарен организаторам этой конференции. Для меня она была чудесным поводом почувствовать настроения многих слоев нашей Украины, которым небезразлична судьба ее Церкви. Прошу прощение, если мои ответы были краткими – их пришлось писать в короткие промежутки между другими мероприятиями, которыми постоянно приходится заниматься. Спасибо всем читателем за внимание, уделенное моим оценкам тех или иных событий и явлений в церковной жизни Украины. Желаю всем Божьей помощи.


41. Степан Мельник

— Вы называете УПЦ единым наследником Византийской традиции. Если Византийскую традицию воспринимать как цезаропапскую, то действительно так есть: Московская Патриархия является полностью. Но если знакомится с культурой Киевской Руси, деятельностью монастырей, христианским законодательством, то есть ли вообще какой-то наследник? Есть ли среди нынешних властвующих новые Борис и Глеб, которые отдали жизнь, чтобы не было братоубийственной войны? Кто же тогда воспитывает современных украинцев согласно Поучениям Владимира Мономаха?

— Мне кажется, что это скорее риторические вопросы, которые не требуют ответа, в крайнем случае для меня..


40. Дмитрий, УПЦ, [email protected]  

— Прочитал Вашу статью о 28 правиле Халкедонского Собора (http://www.pravoslavie.ru/pdf/halkidonrule28.pdf). Она написана красиво и научно, но меня не переубедила. Основные аргументы там исторические, которые вряд ли могут быть основными в таком вопросе, мало ссылок на ученых и православных богословов, вообще нет ссылок на Отцов Церкви. А вот греки (имею ввиду статью митр. Пантелеймона Родопулоса http://vira.in.ua/texts/rodopoulos__jurisdictions__ua.htm), отстаивая свою позицию, спокойно цитируют таких несомненно авторитетных канонистов как Зонара и Вальсамон, некоторые исторические документы и приводят немало исторических фактов общеправославного признания юрисдикции Константинополя за других Помесных Церквей, да и свою старогреческую они знают, наверное, не хуже за Вас и других российских богословов, которые отстаивают это позже (на мой взгляд) объяснение 28 правила.

Если РПЦ обвиняет Константинополь в «новой эклезиологии», то почему нет убедительных публикаций с ссылками на Отцов Церкви и т.д., которые бы доказывали, что Православное Предание на стороне РПЦ? Константинополь свои заявления подкрепляет авторитетной богословской и святоотцовской базой, а в РПЦ как-то очень размыло. Больше похоже, что именно РПЦ выдвигает «новую эклезиологию» , претендуя на всемирную юрисдикцию.

— Это вопрос академической дискуссии, для которой формат веб-конференции – не самая лучшая площадка.


39. Готов жизнь отдать за автокефалию УПЦ

— Во-первых, скажу вот что: если УПЦ в этом году не получит автокефалию, то я и все мои родные и друзья перейдем в УПЦ КП.

— Это Ваш выбор, на который Вы имеете право.

А теперь вопрос: Считаете ли Вы себя специалистом в эклезиологии?

— Я не считаю себя специалистом в эклезиологии.


38. Бывший работник Киевской Митрополии

— Скажите честно, сколько будет длиться беззаконие о. Виталия Косовского в Митрополии?! Он все должности занял пономарями и поддиаконами со своего Иллинского храма, в то время как люди с реальной административной и богословской квалификацией не то чтобы устроится на работу в Митрополию не могут – им даже в рукоположении отказывают (при желании могу привести точные данные с именами и датами обращений).

— Этот вопрос не ко мне.


37. Неканонический православный, г. Киев

— Дорогой отец Кирилл! Вы человек грамотный, умный, но скажите, почему Вы не любите украинский язык? Как-то я был в вашей Митрополии – там все разговаривают по-русски.

— А я вот слышу русский язык и в Секретариате Президента, и в других государственных учреждениях. Там что, не любят украинский язык?

Не думайте, что я такой уж безнадежно неканонический. Я вот теперь планирую перейти в вашу УПЦ, но меня пугает ее русскоязычие. Что бы Вы мне посоветовали? Есть ли в УПЦ украинские храмы?

— Вспоминая о Крещении Руси 1020 лет назад, следует напомнить, что длительное время после него в наших церквях богослужение свершалось на непонятном греческом языке. Если язык для нас является барьером – о какой наследственности к Церкви Владимирова крещения мы можем говорить? Но для тех, кто относится к вопросу языка принципиально, у нас есть украиноязычные приходы


36. Протоиерей Сергий Боголюбов (Липецк)

— Какие молитвы вы бы посоветовали читать дополнительно при отпевании некрещёного? (Спрашиваю потому, что слышал, будто бы люди с европейским образованием игнорируют молитвенную традицию Православной Церкви).

— Дополнительно я бы посоветовал читать молитву Иисусову.


35. Галина

— Благословите отче, позвольте спросить Вас. Планируется ли Церковью какой-нибудь контроль за тем, какая литература реализуется на приходах. Ведь иконные лавки наполнены литературой о ИНН, Апокалипсисе, "почаевские листки" и других нецерковных явлениях. Не странно, что потом в нашей Церкви случаются такие прискорбные явления как диомидовщина...

— Да, этим вплотную начинает заниматься Издательский отдел УПЦ.


34. Андрей (УПЦ КП)

— Удовлетворил ли Вас формальный ответ Румынского Патриархата относительно визита румынских клириков в Киевский Патриархат? Ведь всем и так известно позитивное отношение румын к КП и к автокефалии УПЦ. Утешат ли Вас эти формальности?

— Это не формальности, а позиция Церкви, которая пока что не давала никакого повода сомневаться именно в такой ее позиции. Поэтому я не знаю, на чем базируется утверждение «всем и так известно».


33. Марко Томашек

— Спасибо за Ваш ответ-неответ на мой вопрос. Ведь и «отношение всего Православного мира к Католической Церкви, и наоборот, отношение католиков к Православию» являются производными от спорностей между тремя Риммами. Вы предлагаете «сначала найти взаимопонимание в вопросах догматических, а также в вопросе о первенстве, а потом уже говорить о «двойном единстве» и т.д.» А сама идея «двойного единства» Патриарха Любомира является старанием обезоружить это желание первенства со стороны трех Римов!

— Я понимаю Вашу точку зрения. Но не разделяю ее.


32. Иерм. Мануил (Пышкович), УГКЦ

— Всечеснейший Отче, 1) тут уже был вопрос о признании Таинств КЦ со стороны ПЦ. К сожалению, единой позиции не существует (то есть у разных ПЦ). Но, как написал в "Церковном праве" (М.,1996, с.137) прот. В.Ципин, "ныне наша Церковь признает действительность хиротоний, совершаемых в Католической, Старокатолической и нехалкедонских Церквях". Ну и вопрос: чем можно объяснить повторную хиротонию в диаконы и пресвитеры свящ. Вячеслава Массанса (ныне покойного) высокопреосв. Августином Львовским в 2004 г., которого в свое время, в 1991высвятил митр. Владимир (Стернюк)? Я понимаю, что этот вопрос, который тесно связан с Вашей компетенцией, не следует ли ограничить епархиальных архиереев в слишком свободной интерпретации понятий акривии-икономии?

— Я согласен, что следует установить единые правила икономии и акривии, которых бы придерживались все.

2) Не является ли это несколько искусственным, когда по действующей традиции ПЦ, в преддверии архиерейской кандидат постригается в монахи и возводится (в РПЦ обязательно) в архимандриты? Не считаете ли Вы, что здесь есть угроза нивелирования монашества? Тем более, что такая традиция (то есть обязательного пострига перед хиротонией) утвердилась достаточно поздно, лишь в 9-13 вв. (см.: еп. Никодим (Милаш). Правила Православной Церкви, т. І, с. 462-473), и как не глянь, монашество с архиерейством не выглядят чем-то неразрывным.

— 9-13 века – для нас это уже освящена историей традиция. Хотя иногда мы воспринимаем ее слишком буквально. Греки, например, рукополагают в епископы практически без целибатов, или, точнее, иноков, которые не приняли полноценного монашества.

Спасибо, с приятностью слежу за Вашей деятельностью.


31. Василий Николаевич, г. Коломыя

— Относительно моего предыдущего вопроса, то Вы считаете, что в 1946 году греко-католики добровольно перешли в Православие? И с нашей стороны можно также сказать, что не смотря на давление и насилие мы остались верными Греко-Католической Церкви. Мой же вопрос был совсем не о том, я акцентировал, что на Львовщине есть 900 православных приходов, а Вы продолжаете шантажировать католический мир, что их там нет, когда Вы перестанете это делать?

— Я считаю, что в 1946 г. греко-католики перешли в Православие под давлением власти, хотя и не только этого, потому что многие и раньше хотели перейти в Православие, но тому мешало давление другой власти. В начале 90-х уже “церковные деятели” делали тоже, что и НКВД делало в 1946. Вы считаете, что это оправдывает греко-католиков в их действиях в 90-х годах?

Относительно второго вопроса, то мне известна практика греков, но российская практика другая, и это прописано четко в Уставе РПЦ. А вопрос был «зачем»?


30. Остап, православный украинец

— Читая Ваши ответы, уважаемый отец Кирилл, понимаю, что не следует от Вас (учитывая Вашу конфессиональность и особенно должность) ожидать искренности и самокритичности. Не раз слышал, как относятся к инакомыслящим в УПЦ (есть примеры). Но все же, спасибо за ответы!

Не могу понять, почему в МП так активно перекручивают факты, я уже не говорю исторические – разве от этого история изменится? И почему именно так Вы объясняете ответ на вопрос господина с Коломыи? Разве греко-католики не упоминают Папу в Литургии? А вот в храмах УПЦ не упоминают Патриарха Алексия потому, что не хотят напоминать верующим о принадлежности к Московскому Патриархату. Не понимаю, зачем стыдится своего главы Церкви?

— Насколько я понимаю, это не вопрос, а утверждения, которые не требуют ответов.

Сегодня во многих городах идет спор за храмы между Церквями и учреждениями культуры или образования. Есть много примеров, когда храмы были разрушены после того, как их передали верующим (не имеет значения какой конфессии). Какой выход в этой ситуации Вы видите? Потому что понятны есть потребности верующих, но культурное наследие не должно зависеть от культурного уровня современных украинцев.

— Я считаю, что храмы должны использоваться за назначением - для совершения богослужений.

И еще один вопрос. Как Вы относитесь к мысли, которую озвучивали некоторые политики и общественные деятели в Украине и России. Она звучит примерно так: стоит отделить от УПЦ Галицкую митрополию, присвоить ей автономию и сконцентрировать там всех сторонников автокефалии в УПЦ. Таким образом уберечь саму УПЦ от украинизации?

— Я против создания Галицкой митрополии, потому что она откроет путь для дальнейшего раздробления Церкви в Украине.

Спасибо за ответ!


29. Сергей, [email protected]

— Батюшка, благословите спросить. Можно ли брать с собой в церковь (в храм УПЦ) своих родственников, которые принадлежат у УКП-КП сознательно. И не хотят исправляться (надеюсь, пока что). Если они там будут исповедоваться (без покаяния в грехе раскола) и причащаться, то будет ли им за это наказание или мне? Очень прошу, ответьте мне!

— В храмы УПЦ можно приводить и тех, кто к этой Церкви не принадлежит. Что с ними делать во время исповеди, пусть решает тот священник, который будет принимать исповедь – это уже не Ваша ответственность.


28. Тарас

— Я понимаю логику Вашего ответа на мой предыдущий вопрос (1). Но не могу с ней полностью согласится. Подобно как ныне УПЦ КП и УАПЦ пребывает в неопределенном канонически состоянии, также и Московская митрополия в 15-16 вв. была в похожем состоянии. Можно это объяснять по-разному, но факт остается фактом. С другой стороны, сегодня каждая из исторических наследников несет в себе что-то от той культуры, которая была в Киевской Церкви в 11-13 вв. Но никто не унаследовал традиции полностью. Не кажется ли Вам, что все эти наследники должны стараться более детально изучать свое прошлое, но без последующих субъективно-идеологично-пропагандистских наслоений, а потом стараться наследовать их.

— Во-первых, канонический статус Московской Церкви в15-16 веках – это намного поздняя история, которая не имеет отношения к Киевскому крещению. Во-вторых, возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что подтекст вопроса состоит в том, какое место занимает в наследии Киевского крещения УГКЦ. Поэтому Ваш вопрос по сути сводится к следующему: есть ли вообще современная православная Церковь наследницей Византийской Церкви? На этот вопрос у каждого свой ответ.

— Следующий мой вопрос, известно ли Вам наследие Киевской студийной группы, которая успешно действовала в украинской православной и католической диаспоре для объединения Церквей Киевской традиции? Стоит ли возобновить ее деятельность в Украине?

— К сожалению, я не очень знаком с деятельностью Киевской группы.


27. Дамиан, [email protected]

1. Как Вы относитесь к получению украинским православием статуса автокефалии? Существуют ли отдельные каноны, которые регулируют эти вопросы?

— Я считаю, что автокефалия – это лишь инструмент, которым можно как помочь, так и принести вред объединению Украинского Православия. В православном мире на данный момент нет единогласия относительно процедуры обретения автокефалии.

2. Как Вы считаете, есть ли сегодня необходимость в созыве Вселенского Собора?

— Необходимость есть, но не хватает решимости, чтобы это сделать. Процесс созыва Собора длится уже около 80 лет, и все это остается невозможным.

3. Как Вы считаете, какие вопросы должны стоять в первую очередь на порядке дня, если бы Вселенский Собор был созван уже в ближайшее время?

— Этот порядок дня давно определен: это вопросы диаспоры, провозглашение автономии и автокефалии, вопросы календаря и поста и т.д.


26. Религиовед, г. Киев, [email protected]  

— Уважаемый отец Кирилл!

1. Как известно, Украинская Православная Церковь уже не первый год принимает участие в межконфессиональных институциях как Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО) и Совет представителей христианских Церквей Украины. Как Вы оцениваете деятельность этих институций? И, если это возможно, Ваши прогнозы относительно перспектив эффективности их деятельности в дальнейшем?

— ВСЦиРО довела свою полезность в решении проблем, с которыми сталкиваются религиозные организации в Украине на уровне законодательном и общественном. Конечно, хотелось бы, чтобы эта организация представляла религиозные интересы не только количественно, но и качественно, отображая реальное влияние этих организаций на общественную жизнь. Возможно, необходимы, какие-то новые формы сотрудничества.

2. Как Вы думаете, какие на сегодняшний день наиболее актуальны проблемы деятельности Церкви, в том числе относительно социальной деятельности, которые нуждаются законодательного решения?

— И в рамках ВСЦиРО, и самостоятельно мы выступаем за то, чтобы на законодальтельном уровне был прописан христианский характер украинского народа, чтобы в школах изучался Закон Божий, чтобы священники имели полноценный доступ в армию и тюрьмы, чтобы укрепить институт семьи именно как союз между мужчиной и женщиной, чтобы были запрещены аборты и эвтаназия и т.д. Одна из наших недавних инициатив – это установление праздника князя Владимира как государственного.

Спасибо за ответы и желаю успехов в Вашем служении!


25. Марко Томашек, [email protected]  

— Вы пишете: "нам следует работать над воссозданием единства Владимировой Церкви в Украине". В чем здесь именно «наша» активность, ведь во времена Владимира Рим и Царгород были еще в единстве, а Москва еще в планах Божьих? А сегодня эти три Рима соперничают между собой, так что Патриарх Любомир обратился к апелю "двойного единства"... чтобы они как-то одумались… Что Вы предлагаете?

— Вопрос не только в спорностях между тремя Римами, как Вы пишете, но в отношении всего Православного мира к Католической Церкви, и наоборот, католиков к Православию. Я предлагаю вначале найти взаимопонимание в вопросах догматических, а также в вопросе о первенстве, а потом о «двойном единстве» и т.д.


24. Василий Николаевич, г. Коломыя

1. Уважаемый отче архимандрит, в Львовской области насчитывается около 900 всех православных приходов (а в Донецкой или Одесской меньше 600), но это не мешает Московскому Патриархату постоянно вбивать в головы идею о «разгроме троих православных епархий» (большое количество приходов есть и в двух других областях Галичины) и шантажировать Апостольскую столицу неправдивой информацией. Возможно, лучше вам, православным, решить свои внутреннеправославные проблемы и возобновить свое (УПЦ) полноценное присутствие в Галичине, и не шантажировать Рим и греко-католиков?

— В начале 90-х годов большинство православных приходов было переведено в УГКЦ. Во многих случаях это делалось силой, даже с кровопролитием. То, что Православие в Галичине все же выжило и возродилось, свидетельствует не про милость греко-католиков, а о том, что значительное число людей, несмотря на давление и насилие, все же остались верными Православию.

2. У нас, в Коломыи, в Соборе УПЦ (МП) не всегда поминают Патриарха Алексия ІІ и тем самым вводят в непонимание верующих, потому что их ряды значительно поредели бы, зная, что об истинной принадлежности прихода. Для чего вы это делаете?

— Греко-католики тоже далеко не всегда афиширую свое единство с Римским престолом. Кроме того, в канонической практике Православия предвидится, когда во время литургии поминается только один – местный – епископ. Это, в частности, общая практика в греческих Церквях.


23. Сергей, Харьковская епархия УПЦ

— Недавно мне в руки попалась переписка епископа Илариона (Алфеева) и Єкзарха Константинопольского в Венгрии Михаила. Речь шла о храме, который был построен константинопольцами, а после Второй мировой войны, когда гусеницы советских танков хорошо закрепились на венгерской земле храм был передан МП, совсем не странно, правда? В своих письмах Экзарх обращается к епископу Илариону с просьбой вернуть храм (а давайте вспомним как МП борется за свою и не свою собственность). Но наш епископ-композитор беспринципно и тупо доказывает Экзарху что тот верблюд, и храм ему не отдадут. Скажите разве это адекватная внешняя политика МП?

— Я в свое время тщательно изучал этот вопрос и могу сказать, что нет ни единого свидетельства, что Успенский собор в Будапеште когда-либо входил в состав Константинопольского Патриархата – до перехода в Московский Патриархат он входил в состав Сербской Церкви, которая согласилась со сменой его юрисдикционной принадлежности. Именно поэтому Венгерский суд во всех инстанциях отказал Константинополю в праве притязать на этот собор.


22. Евгений, Бессарабская митрополия

— Скажите пожалуйста, на основании какого документа или Акта Молдавия стала "канонической территорией" Московского Патриархата?

— Это не совсем вопрос ко мне.


21. Евгеньевич, [email protected]  

1. Пробую найти в Украине одаренного старца, к которому мог бы обратиться за советом. Есть ли такие духовники сегодня в УПЦ МП? Известно, что были Авмфилохий Почаевский, Лаврентий Черниговский, в России — Крестьянкин, Гурьянов... но есть ли кто-то в Украине сегодня? Буду признателен если подскажете.

— Общепризнанные духовные авторитеты – это редкое явление. Как правило, они раскрываются под конец жизни или даже после смерти. Я уверен, что и сейчас в нашей Церкви есть такие подвижники, но это пока что светильники, которые светят под посудиной.

2. Известно, что в Украине алкоголизм чрезвычайно болезненное явление, которое ведет к погибели и разрушает тысячи душ. И кажется, что государству это безразлично, даже больше – она содействует этому – алкоголь дешевый и широкодоступен, стоит, как молоко и продается массово везде, в любой форме и в любое время. Мне кажется, что активная позиция Церкви по этому вопросу посодействовала бы искоренению этой чумы. Известно, что Церковь сотрудничает с государством в вопросах социальной политики – какие рычаги для этого используются?

— Я согласен, что следует более активно работать над искоренением алкоголизма в обществе. Мы поддерживаем политические инициативы, направленные на ограничение употребления алкоголя, в частности, через ограничение или даже запрещение рекламы алкогольной продукции. Мы также помогаем алкозависимым людям через разные программы реабилитации.

3. Известно, что Украина в пятерке мировых лидеров по убийствам нерожденных детей (так званые «аборты»). Государство позволяет такие массовые убийства. Общественные организации говорят, что неофициальное количество таких детских убийств – за годы независимости – 30 миллионов. Это намного массштабнейшая трагедия, чем Голодомор или ІІ мировая война. И снова же что сделано или делается церковными структурами, чтобы приостановить массовые убийства невинных детей?

— То, что мы можем – это свидетельствовать всем, что аборт – это убийство. Мы стараемся донести это свидетельство всеми доступными нам способами. Это и проповедь, и исповедь, и публикации и даже законодательные инициативы.


20. Настоятель прихода Богоявления Господня в Бергене, Норвегия (Московский Патриархат) [email protected]

— Многоуважаемый отец Кирилл, благословите!

Известно, какое внимание уделяет Правительство Российской Федерации усилению работы с соотечественниками за рубежом. Также известно, что в Программу работы с соотечественниками на 2006-2008 года входят положения, которые должны активизировать взаимодействие Министерство Иностранных Дел, Росзарубежцентра России и ряда других государственных структур с Русской Православной Церковью относительно работы с соотечественниками, а также в организации совместных действий с Церковью в сфере сохранения военных советских и российских кладбищ, памятников советским и российским соотечественникам и др. Если сравнить аналогичный Указ Президента Украины за №972/2007 «О развитии связей с украинцами, которые проживают за границами Украины, относительно сохранения, защиты и популяризации культурных богатств украинства в мировом цивилизационном пространстве», то легко прийти к выводу, что государство не нуждается какой-либо помощи Украинской Церкви в этом вопросе. Между тем, Церковь играла и грает существенную роль в жизни украинцев за рубежом.

В связи с этим вопрос к Вам, отче, как к руководителю Отдела внешних церковных связей Священного Синода УПЦ, не кажется ли Вам, что созрела необходимость в создании специальной комиссии, в состав которой вошли бы, с оной стороны, представители Церкви, а с другой – представители амбасад и консультационных заведений Украины. На мой взгляд, эта комиссия должна была бы координировать работу с украинцами, которые постоянно или временно проживают за рубежом, а также помогала бы священникам и приходам согласно законам заниматься церковными делами, например, строительством церквей или просвещением. Кстати, Киевский Патриархат уже имел опыт такой встречи 2-го июня 2008 года по приглашению Министра труда, здоровья и быта земли «Нордрайнвестфалии» в Германии.

Благодарю, священник Дмитрий Останин.

— Уважаемый о. Дмитрий, мы пробовали связываться с МИД Украины относительно совместной опеки об нашей диаспоре, но не нашли со стороны ведомства никакой поддержки. Кроме того, во многих случаях мы не имеем поддержки наших амбасад даже тогда, когда работаем на имидж Украины, как это было, например, в случае с презентацией нами Пересопницкого Евангелия в Великобритании.


19. Анатолий Бабинский

— Слава Иисусу Христу! Надеюсь получить ответы без апелляции к «каноничности» и отсыланий меня к каноническому праву, потому что из моего вопроса №2 видно, что каноны для Московской Патриархии – неписаны, и это не единственный случай.

1. Можно не соглашаться с интерпретацией 28 правила Халкедонского Собора, который предлагает Константинопольский патриархат, но невозможно не увидеть, что решение вопроса диаспоры в таком ключе было бы полезнее для Православия. Мне приходилось быть в приходах разных юрисдикций в Западной Европе, они глубоко пропитаны национальной узостью и этнофилетизмом (собственно, и защита прав юрисдикций над своими этническими приходами Московским Патриархатом это ничто иное, как этнофилетизмом), и особенно национально замкнутыє россияне и сербы. А в общинах Вселенской Патриархии я такого не видел. Какой же тогда выход из ситуации? Ваша Церковь постоянно настаивает на своем приоритете пастырской опеки над людьми «руського» происхождения по всему миру. В то же время обвиняет УПЦ КП и УАПЦ в этнофилетизме. Не наступаете ли на свои грабли?

— Я считаю, что 28 правило Халкедонского собора к решению вопроса диаспоры отношения не имеет (об этом можно прочитать в моей старой статье http://www.pravoslavie.ru/pdf/halkidonrule28.pdf). Я не уверен, что единая для всех юрисдикция в диаспоре, например, Константинопольская, решит действительно болезненную проблему этнофилетизма. Например, все греческие церковные общины в диаспоре очень этнически заангажированы и замкнуты – это не смотря на то, что они входят в юрисдикцию Константинополя. Очевидно, что механическое объединение всех в одну юрисдикцию не решит проблемы диаспорального этнофилетизма. Какое решение проблемы? – На мой взгляд, оно состоит в поэтапном созревании независимых помесных Церквей в Европе и Новом Свете

2. В вопросе автокефалии Православной Церкви в Украине, иногда можно услышать тезис, что преградой есть раскол. Но приведу один пример: в 1971 году Москва предоставила автокефалию ПЦ в Америке, когда там не было єдиной иерархической структуры, кроме того оставила за прихожанами право оставаться в Московском Патриархате, и выделила для ПЦ в Америке «каноническую территорию». А в прошлом году приняла в свой состав РПЦЗ , которая действует на канонической территории Американской Церкви. Таким образом признает на одной «канонической территории» и автокефальную, и фактически автономную Церковь в своем составе, и еще кроме того имеет около 50 своих приходов. Я лично считаю, что это полный канонический бардак. Однако, относительно Украины МП использует каноны по всей суровости «революционного времени», справедливо ли это?

— Мне тяжело отвечать за действия Русской Православной Церкви в диаспоре. Я хочу лишь сказать, что определенное отношение к раскольническим организациям в Украине – это не только позиция Московского Патриарахата, а консенсусное отношение всех Помесных Церквей.

3. Право апелляции и изменения юрисдикции во Вселенском Православии. На сегодняшний день Московский Патриархат искажает православную екклезиологию до полного автокефализма, то есть максимальной независимости Автокефальной Церкви. Для клириков или епископа, который в силу тех или иных причин не доволен внутренней и внешней политикой МП, и пребывание в МП для них невыносимо, двери закрыты везде… какой-либо побег из МП, будь-то епископа Василия или эстонцев, или даже и украинцев сурово наказывается. Действительно рабская система. Однако, история знает множество примеров апелляции ко Вселенскому Патриарху, а также апелляции к Римскому архиерею во времена единства Запада и Востока. Не считаете ли Вы, что этот автокефализм очень разрушителен для Церкви, и параллельные юрисдикции будут только множиться в таких условиях.

— Действительно, в древней Церкви существовало право апелляции к первой по чести Церкви, но это право использовалось только в случаях межцерковных отношений, а не для решения споров внутри одной и той же юрисдикции. Что касается автокефалии, я считаю, что в Православии действительно следует избегать того, чтобы Церкви строились четко по горизонтали, а не четко по вертикали. На эту тему я недавно читал лекцию в оном католическом университете в США (http://www.bogoslov.ru/text/295610.html)

4. Каково Ваше мнение относительно причастия в греко-католическом храме в Румынии одного из самых значительных иерархов Румынской Церкви, митрополита Банатского? Ведь Православная Церковь признает Таинства греко-католиков. Тогда исключительно с евангельского взгляда, заслуживает ли осуждения митрополит за то, что принял Тело и Кровь Господа?

— Я считаю, что отношение к подобным случаям должно быть не эмоциональным, но экклезиологически взвешенным. Исходя из этого я полностью поддерживаю позицию самой Румынской Церкви относительно этого случая, которая осудила действия митрополита Банатского.

5. Что касается последнего Архиерейского Собора РПЦ. Как согласовываются между собой эти утверждения?

Устав УПЦ: Епархия создается по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви с дальнейшим утверждением Собором епископов Украинской Православной Церкви. (VII,2)

Определение Архиерейского Собора РПЦ, относительно УПЦ 1990 года: 13. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины;

Фрагмент из «Определения Архиерейского Собора РПЦ относительно внутренней и внешней деятельности РПЦ»

Собор также УТВЕРЖДАЕТ решения Священного Синода Русской Православной Церкви и Священного Синода Украинской Православной Церкви о создании Александрийской, Бобруйской, Бельцкой, Бердянской, Кременчугской, Нежинской, Новокаховской, Северодонецкой, Уманской, Унгенской, Шепетовской епархий и об изменении пределов Ташкентской епархии.

— Действительно, статутными документами РПЦ та УПЦ не предвидится утверждение Архиерейским собором РПЦ решений о создании новых епархий УПЦ.

Спасибо!


18. Олесь Пустоцвит, [email protected]

— Слава Иисусу Христу! Скажите, стоит ли ожидать визит в Украину Патриарха Московского Алексия ІІ на празднование 1020-летия крещения Руси после того, как о своем визите заявил Патриарх Варфоломей? Хотели ли бы Вы лично видеть дружественную братскую встречу двух православных Патриархов в Киеве на этих празднованиях?

— Патриарх Алексий не собирается изменять своих намерений посетить торжества в Киеве. По моему личному мнению, было бы очень хорошо, если бы Киевские торжества помогли бы Москве и Константинополю преодолеть те расхождения, которые между ними существуют.


17. Сергей из Борисполя

— Христос посреди нас! Отче, знакомы ли Вы с пасторским посланием Владыки Любомира Гузара (УГКЦ) "ОДИН БОЖИЙ НАРОД В КРАЕ НА КИЕВСКИХ ГОРАХ"? Если да, то озвучьте свое отношение к идее единой Киевской Церкви, изложенной в этом послании. Благодарю. С уважением и наилучшими пожеланиями

— Да, я знаком с посланием „ОДИН БОЖИЙ НАРОД В КРАЕ НА КИЕВСКИХ ГОРАХ”. Можно согласиться со многими мыслями, изложенными в этом манифесте УГКЦ, а с некоторыми мыслями можно спорить. В частности, я не понимаю, как можно достичь одновременного единства с Римом и Константинополем. Пока Православная и Католическая Церкви не возобновили глобального единства между собой, идея “двойного единства” может лишь вводить людей в заблуждение.


16. Правдолюб

— Слава Иисусу Христу! Находясь в контексте темы конференции, у меня возник следующий вопрос к архимандрита КИРИЛЛУ: В одном из Ваших интервью, которое было опубликовано на Официальном веб-сайте Украинской Православной Церкви 11 ноября 2007 года, размышляя о реформе в богословской системе образования, вы приводите примеры разного рода учебных заведений, которые расположены вне пределов Украины. Вы сказали, что – цитирую: « Одна из главных идей реформы заключается в том, что семинария должна давать высшее богословское образование, то есть приравниваться к институтам, университетам и академиям. Она должна иметь пять лет обучения и давать фундаментальные богословские знания, которые нужны будущему пастырю». Будучи человеком образованным, как вы трактуете сотрудничество Львовской духовной семинарии Святого Духа (УГКЦ) и Украинского Католического Университета? « Нельзя остановить нацию, которая ломает свои кандалы, проснувшись к жизни ». (Михновский) Возможно то, что вы исследовали вне пределов Украины, уже не один год успешно функционирует в Украине и свидетельством этого является государственная аккредитация УКУ.

— По моему мнению, опыт УКУ может быть полезным для многих христианских церквей в Украине. Если сказать откровенно, я даже по-доброму завидую достижением УКУ на ниве богословского образования и признания этого образования. Дай нам Боже всем достичь того же уровня, который имеет УКУ.


15. Максим. Севастополь

— Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, какие отношения у УПЦ с лютеранами Украины. И почему, в УПЦ признают крещение и некоторые таинства инославных христиан (например, католиков), но не признают аналогичные действа УПЦ КП?

— С лютеранами Украины у нас хорошие отношения, поскольку они не занимаются прозелитизмом за счет православных, но настроены на конструктивное сотрудничество с нашей Церковью. Принимая раскольников через крещение, мы поступаем по строгой церковной акривии. В отношении же некоторых других христианских деноминаций мы применяем церковную икономию и не перекрещиваем их представителей.


14. Михаил Шелудько (Одесса)

— Насколько Вам близки или далеки греко-католики? Понятен ли для Вас их менталитет? Интересно ли Вам их богословие? Насколько Вы находите полезным их опыт сохранения православной традиции в единстве с Апостольским престолом?

— На основании своего опыта общения с греко-католиками в различных странах я могу сказать, что нет единого “греко-католического менталитета”, но он отличается в зависимости от страны и ее исторического прошлого. Что касается Греко-Католической Церкви Украины, то я не уверен, что она имеет четкую и последовательную идентичность, которая оставалась бы неизменной на протяжении всего времени существования унии в Украине. Мне эту идентичность понять сложно.


13. O.Roman

— Отче Кирил, как Вы думаете, наследниками Владимирова Крещения являются все Традиционные Церкви (УГКЦ, УПЦ КП, УПЦ МП, УАЦ), которые есть на Украине или нет? Если да, то не стоит ли начать предпринимать конкретные шаги относительно слов Христа «Чтобы все были едино»? Если нет, то объясните, в чем суть Православия? Благодарю.

— Как я уже сказал, я верю, что именно Украинская Православная Церковь является полноценной наследницей Владимирового крещения. Чтобы и другие традиционные украинские юрисдикции в полной мере приобщились к этому наследству, нам следует работать над воссозданием единства Владимировой Церкви в Украине.


12. Просто человек

— Дорогой брат во Христе! Я буду с тобой максимально честен — я верю в то, что православное монашество не имеет ни малейшего смысла. Вы, православные монахи, лишаете себя семей, думая, что тем самым служите Богу, но это не так — Богу не нужны такие жертвы. А теперь, дорогой Кирилл, скажи, в чём смысл монашества? Ты ведь целибатен изначально.

— Монашество — это жертва, которую человек сознательно приносит Богу. Монах жертвует естественным образом жизни, чтобы в своей жизни превзойти естество.


11. Русский

— Дорогой о. Кирилл! Поздравляю с продвиженим по служебной иерархии в УПЦ (МП)! Скажите, вы любите русский язык, литературу, русскую живопись?

— Безусловно. На мой взгляд, трудно найти образованного человека, который бы не ценил русскую культуру.


10. Пётр Наумов (протестант, адвентист)

— Слава Иисусу! Скажите, будет ли считаться экуменизмом, если протестантский пастор наденет на шею крест и оденется в чёрную рясу?

— Мне кажется, в контексте православной страны это будет больше походить на прозелитизм, а не на экуменизм.


9. Василий Анисимофф

— Рад вас приветствовать, уважаемый архимандрит Кирилл! Скажите, вот вы были и иеромонахом, и игуменом, и архимандритом. А чем различаются между собой эти священные степени монашеского послушания?

— Эти степени по сути ничем не отличаются. В нашей традиции они являются просто наградами, между тем как человек, получающий эти награды, во всех случаях остается монахом и священником.


8. Игорь (Одесса)

— Дорогой о. Кирилл, здравствуйте! Очень рад вас приветствовать! У меня такой вопрос — решились бы вы стать монахом, если бы вам сказали, что вы никогда не будете епископом и даже священником?

— На мое решение во многом повлияло греческое монашество, с которым я постоянно соприкасался на протяжении тех пяти лет, что учился в Греции. В греческой традиции относительно редко монашествующие принимают сан, и монашество воспринимается как подвиг, далеко не обязательно связанный со священнослужением.


7. Женя, православный

— Дорогой о. Кирилл! Мне 15 лет, и я мечтаю о монашестве. Как мне быть? Готов ли Господь принять от меня такую жертву? В каком возрасте можно принять постриг и где это лучше сделать? Спасибо. Молитесь обо мне.

— Уважаемый Евгений, решение о монашестве должно быть зрелым и взвешенным, а желание принять постриг должно быть проверено временем. Если Ваше желание останется неизменным и через 10 лет, тогда можно принимать решение идти в монастырь. Что касается того, где и как искать монастырь, то я бы посоветовал обратиться к замечательной книге старца Паисия Святогорца “Письма”, где он дает подробные советы, как в наше время подбирать себе обитель.


6. Александр Еремеев, г. Киев, [email protected]  

— Достопочтенный отче! Имею к Вам такие вопросы:

1. Можно ли однозначно, беря на себя роль Бога, безапелляционно заявлять, что в УАПЦ и УПЦ-КП никакие таинства не действуют, таким образом « отправляя в ад» всех прихожан данных конфессий, не вникая в искренность их веры и набожности. Не грех ли совершать суд земной, выдавая его за Суд Божий? Может, стоит РПЦ и УПЦ-МП (нисколько не отрицаю действие Таинств в этой Церкви) быть милосерднее, вспоминая слова «По вере вашей да будет вам» (а не «по каноничности вашей да будет вам») и «Где двое или трое соберутся в Имя Мое, там и Я посреди них»?

— Уважаемый Александр, не мы придумали те правила, которые действуют в Церкви — они установлены Отцами Церкви и утверждены церковными Соборами. Фактически Ваши вопросы следовало бы адресовать именно им: по какому праву Отцы Церкви решали, кто находится вне спасительной ограды Церкви и пользовались ли они при этом духом христианской любви? Не уверен, что Отцы Церкви, устанавливая правила, исходили только со слов Спасителя «Где двое или трое соберутся в Имя Мое, там и Я посреди них», но также руководствовались такими словами: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мт. 18 : 18 ). «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20 :23).

2. Насколько мне известно (если ошибаюсь – поправьте), после преодоления разделения (не раскола - !) в Болгарской Православной Церкви все епископы, священники, диаконы, которые были хиротонизированы в юрисдикции Патриарха Пимена, были приняты в сущем сане, и таким образом Церковь признала действительность иерархии и таинств в этой юрисдикции, поняв ошибочность предыдущей позиции. То может следует РПЦ и УПЦ-МП отнестись к иерархам, священникам и верующим УАПЦ и УПЦ-КП подобным образом? Страшно не ошибаться, а быть упрямым в своих ошибках, понимая, что это ошибки.

— Насколько я понимаю, Вы адресуете призыв “Страшно не ошибаться, а быть упрямым в своих ошибках, понимая, что это ошибки” именно к УПЦ. Не думали ли Вы, что этот призыв мог бы быть адресован также деятелям раскола? Мне известные факты, когда, например, священники “Киевского патриархата” крестят своих детей в Украинской Православной Церкви. Я считаю, что именно это страшно.

3. Понимаете ли Вы, что через физическое насилие ("Псевдособор" 1946 г. во Львове) и психологическое давление и запугивание сегодня можно искусственно образовать единую Церковную юрисдикцию, но не преодолеть разделения. Оно взорвется, как только внешняя сила исчезнет (пример – конец 1980-х и 1990-ые гг.), может приобрести лишь более драматическую форму, чем это было.

— Я это понимаю и согласен с тем, что насилие и давление тактически могут побеждать, но стратегически всегда проигрывают. Поэтому следует искать другие средства преодоления расколов.

P.S. Извиняюсь за резкость, дай Вам Боже мудрости и милосердия в действительности вылечить разделение наилучшим образом, что, по моему мнению, может случиться через взаимопонимание и сочетание усилий всех украинских Церквей (УПЦ-МП, УПЦ-КП, УАПЦ), взгляда, на самих себя в первую очередь, а уже потом на взгляды Москвы или Константинополя.


5. Иван Верстюк (православный богослов, г. Киев), [email protected]

 — Скажите, знакомы ли вам мои проекты Устава автокефального уклада Украинской Православной Церкви и изменений к действующему Уставу об управлении Украинской Православной Церковью? Каково ваше мнение относительно них?

— Мне эти проекты не знакомы.


4. Игорь, г. Львов

— Высокопреподобный Отче! Я издавна ищу ОФИЦИАЛЬНЫЙ ответ на вопрос: признает ли Украинская Православная Церковь действительность святых таинств Украинской Греко-Католической Церкви? ДА или НЕТ? Объясните, пожалуйста, позицию Отдела внешних церковных связей Священного Синода Украинской Православной Церкви, или по крайней мере свою собственную позицию по этому вопросу. Спасибо!

— Уважаемый Игорь, Православная Церковь относится к таинствам, которые осуществляются в УГКЦ, так же, как и к таинствам Католической Церкви. Относительно последнего в нашей Церкви нет единодушия. В качестве примера могу предложить Вам ознакомиться с историей отношения Православия к таинству крещения у католиков — http://theolcom.ru/doc/sacradoc/1_12_Hovorun.pdf  


3. Владислав, [email protected]  

— Когда наконец Киевская Церковь-Мать избавится от зависимости и слишком назойливой опеки от московской церкви-дочери?

— Я предпочитаю говорить о связи между Русской и Украинской Церквями не в тех терминах, в которых поставлен вопрос, но именно как о духовной и канонической связи. Для значительного числа членов нашей Церкви эта связь имеет большую ценность, и игнорировать этот факт было бы большой ошибкой.


2. Andrew

— Преподобный отче, трудно привязать УПЦ МП к Владимировому крещению, скорее  — к традиции русского цезарепапизма. Но так выглядит, что для МП это очень важно (убежденный, из идеологических мотивов). Вопрос следующий: Неужели Церковь, духовенство которой пропагандирует религиозную нетерпимость, более того – разжигает религиозную вражду, а в проповедях звучит сплошное "мракобесие", способна достигать в своем сознании глубин Владимирового крещения. Но некоторые батюшки даже не знают, когда оно состоялось. Вы — образованный человек, но пора просвещать своих собратьев в священничестве!!!

— Почему я считаю УПЦ единственной преемницей Владимирового крещения, я ответил в предыдущем вопросе. Относительно религиозной вражды и “мракобесия”, то его хватает во всех украинских юрисдикциях. Возможно, в Украинской Православной Церкви ситуация даже лучше, чем в других благодаря тому, что высший уровень образования духовенства.


1. Тарас

— Отец Кирилл, считаете ли Вы действительно, что УПЦ сегодня является единственным наследником Церкви Владимирового крещения?

— Уважаемый Тарас, думаю, Вы со мной согласитесь, что вопрос о преемственности – всегда сложный, особенно когда существует несколько претендентов на наследство.

Если проводить исторические аналогии, то история о том, кто является преемником Владимирового крещения, мне напоминает споры о наследстве святого Кирилла Александрийского, которые длились в 5-7 веках. Для всех наследников авторитет святого был абсолютным, но они по-разному интерпретировали его богословское наследство. Споры о том, кто вернее понимает богословие св. Кирила, в конце концов привели к церковному разделению, когда от Кафоличной Церкви отделились церкви, которые не приняли Халкидонский собор. Кто в то время был ближе к св. Кириллу — Константинополь, к которому Кирилл относился враждебно, или Александрийские анти-халкидониты — это такой вопрос, который можно решить лишь на основе четких екклезиологичных позиций. Учитывая эти позиции, я уверен, что именно чужой Кириллу Константинополь, а не близкие ему олександрийцы оказался в конце концов настоящим приемником его богословия.

То есть в вопросе о преемственности в церковной жизни не следует руководствоваться эмоциональными, или даже историко-культурными факторами, но прежде всего факторами екклези ологическими.

Именно исходя из этих позиций я рассматриваю вопрос о наследстве князя Владимира. Украинская Православная Церковь, по моему глубокому убеждению, является единственной полноправной преемницей Византийской традиции в Украине, хотя она и находится в единстве с Московским Патриархатом, чего не было во времена Владимира. Это единство не мешает ей быть единственной легитимной Поместной Церковью Украины, которая дает ей право на наследство князя Владимира.