"Для РИСУ нет «своих и чужих», для нас все такие, какие они есть"

31 января 2008, 18:58 | Архив веб-конференций | 0 |   | Код для блога |  | 

РИСУВ гостях: члены редакции РИСУ: Тарас АНТОШЕВСКИЙ (директор, редактор украинской версии), Лилия КОВАЛИК-ВАСЮТА (редактор новостей), Елена КУЛЫГИНА (и.о. редактора русскоязычной версии), Светлана ЯРОШЕНКО (киевский корреспондент РИСУ, специалист в сфере церковного PR). Веб-конференция приурочена 7-й годовщине РИСУ.

Ведущая тема веб-конференции: Религиозная тематика в информационном пространстве Украины

Вопросы и ответы размещаются в обратном порядке — последние вверху


От редакции РИСУ: Дорогие друзья! Благодарим всех Вас за Ваши вопросы и заинтересованность нашей работой. Мы работаем для Вас и хотим слышать Ваши пожелания, замечания и предложения. Мы открыты к сотрудничеству! Еще раз благодарим за Ваше участие в этой веб-конференции!


22. Ольга Недавняя, к.ф.н., отделения религиоведения Института философии им. Г.Сковороды, gau@online.com.ua

— Тарасу Антошевскому: Поздравляю с семилетием плодотворной работы! Где, по Вашему мнению, проходит граница между политкорректным отношением к другим религиозным убеждениям, способу жизни и прочее и потерей собственной идентичности?

Тарас АнтошевскийТарас Антошевский: Госпожа Ольга, благодарю за сложный вопрос и поздравления! Не уверен, что могу однозначно ответить на этот вопрос, а тем более придерживаться этой грани. Я имею свои религиозные убеждения и свою частную религиозную жизнь. Они никак не отображаются на РИСУ, разве что это содействует в получении информации. И что важно, работа в РИСУ с нашей конфессиональной политкорректностью никак не отображается на моей или коллег собственной идентичности.

Политкорректность диктуется естественным правом каждого человека иметь свое мировоззрение, придерживаться его и, соответственно, уважать право других на это. Разные Церкви имеют свое отношение к этому праву. Я считаю, что право ограничивается только тогда, когда право одного человека препятствует осуществлению прав другого. С другой стороны, существует законодательство Украины относительно свободы совести. И хотя оно во многом не вполне совершенно, но в основе своей оно качественное и гарантирует религиозную свободу. И это законодательство также является мерилом политкорректности.

Еще с другой стороны, существует наша культура, наши традиции, наш образ жизни. Я уверен, что крепкие духовные основы могут его защитить от внешних влияний. Но те основы не сохраняются в каком-то банке в сейфе, они находятся в нас самих и нами оберегаются или теряются. Я сторонник такой точки зрения, что не стоит искать врагов извне, ведь без нас враги ничего не сделают.

Исторически наше общество было, по моему убеждению, политкорректным, толерантным, но умело и себя защитить.

Сегодня много говорится о политкорректности, и часто мы видим крайности, злоупотребление ею. Поэтому нередко мне более по душе четкость и откровенность, чем ехидство мнений, скрытых за политкорректными словами. И я никогда не восприму политкорректность относительно, скажем, сексуальных меньшинств, когда к толерантности к их взглядам приплетают Церкви, абсолютно осуждающие содомию как грех. Или когда религиозные факты, исторические личности корректируют, чтобы быть политкорректными, оглядываясь на феминистическое движение. Всегда правда лучше лжи, спрятанной в какую-то форму политкорректности.


21. Кирилл Булкин, журналист Радио Свобода, kbulkin@yahoo.com

— Тарасу Антошевскому: Добрый день, поздравляю с семилетием Вашего высокопрофессионального и очень полезного ресурса! Желаю дальнейших успехов в работе, интересных материалов. Вопрос: как Вы оцениваете степень присутствия религиоведов, церковных деятелей в светских СМИ? Не считаете ли, что им следует активнее сотрудничать?

Тарас Антошевский: Кирилл, очень благодарен за поздравления! На научных мероприятиях религиоведов я не раз поднимал вопрос, что у нас слишком мало качественного присутствия ученых «от религии» в масс-медиа. Если есть, то одни и те же имена. А когда проходят конференции, то их собирается несколько десятков, и то далеко еще не все. К сожалению, многие ученые работают для себя, для годового научного отчета. У нас фактически нет научно-популярной религиоведческой прессы. Когда-то был журнал «Людина і світ» — мы сейчас ставим его в архив, и я часто восхищаюсь, какие там были публикации. А откуда историки религий будут писать историю современного времени, где статьи-осмысления того, что происходит? У нас нет научных религиоведческих веб-сайтов, только присутствующая Ольга Недавняя что-то пытается делать.

Мы постоянно чувствуем недостаток аналитики, несмотря на то, что у нас много хороших друзей-религиоведов. Но попробуйте от них получить хоть что-то аналитическое об актуальном. Они имеют массу «объективных» причин и объяснений, почему не могут помочь. В конце концов, написать доступно для ненаучных широких масс в то же время не опуститься до «попсы» достаточно сложно. А еще важнее – необходимо быть в информационном пространстве и знать, что происходит. А для этого нужно тратить много времени.

Что касается представителей Церквей – они значительно лучше представлены в СМИ, чем ученые, как мне кажется. Мы мониторим много различны СМИ и видим, что иерархи нередко дают комментарии или интервью. Но как редко звучит позиция Церквей по тем или иным актуальным общественным проблемам. Несколько лет тому назад иерархи УГКЦ издали обращение относительно греха задержки зарплаты – и еще до сих пор журналисты вспоминают это обращение как один из лучших примеров общественной позиции Церкви. Однако должен признать, что теперь на религиозную тематику в светских СМИ пишут намного больше, чем когда-то, хотя количество никак не переходит в качество. Часто материалы антисектантского характера никоим образом не украшают пишущую братию.


20. Юрий, bakyura@gmail.com

— Тарасу Антошевскому. Христос рождается. РИСУ является успешным примером религиозных электронных СМИ. Но сайт является общеинформационным и, на мой взгляд, не хватает более аналитической информации. Будет ли в дальнейшем происходить дальнейшее развитие РИСУ в этом направлении? Не планируется ли открытие аналогичных РИСУ сайтов, но более узкого направления, скажем, тот же самый экумениз-сайт, на котором есть последние новости в этом направлении, статьи, история. И последний мой вопрос, не заинтересована ли РИСУ в сотрудничестве с web-програмистами, web-оптимизаторами и редакторами web-сайтов. Благодарю.

Тарас Антошевский: Славим Его! Благодарю за добрые слова. Я с Вами согласен – у нас действительно мало аналитики. За это направление я отвечаю и хочу признать, что сложное направление. Мы делали несколько попыток активизировать это направление, но здесь важно иметь хороших авторов. У нас такие есть, но они слишком загружены.

Что касается подсайтов РИСУ — такая идея есть, но она сейчас нуждается во внутреннем осмыслении и учитывании наших возможностей. Но это не будут сайты, например, про экуменизм. Это могут быть отдельные сайты об актуальных вещах, научных делах, еще о чем-то — пока не будем разглашать наши планы. :)

Мы хотим делать новый портал РИСУ, сейчас обсуждаем его содержание и технические требования. Поэтому заинтересованы в сотрудничестве с веб-асами. А есть идеи?


19. Наталия :) nata.agape@gmail.com

— Елене Кулыгиной Добрый день, как Вы считаете, кто может писать на религиозную тематику — верующие журналисты или это не имеет значения? И почему вы так думаете?

Елена КулыгинаЕлена Кулыгина: Привет, Наташа! Я думаю, что неверующему человеку будет сложнее и не так интересно. А также есть опасность, что в материалах неверующего автора может чувствоваться общее «безразличное» отношение к предмету. Думаю, что лучше всего пишет человек, который в теме, который ей интересуется и ей живет. Правда, есть и обратная сторона медали – верующий человек как правило заангажирован. Ему бывает сложно отделиться от своих конфессиональных пристрастий. Но здесь необходимо уметь «извлекать из ничтожного драгоценное», уметь видеть все то доброе, что имеют другие религии, чтобы донести это читателям.

Журналист – это проводник информации, если мы говорим об информационных жанрах. Поэтому лучше всего, если на тему религии пишет верующий человек, который является профессионалом в журналистике и знает, что его задание не проповедовать, не агитировать, а информировать – объективно и непредвзято.

Тарас Антошевский: От себя хочу отметить, что мне в целом намного проще работать с профессиональным журналистом, который имеет религиозные убеждения, но никак не является апологетом или фундаменталистом, чем с человеком глубокой веры, который не имеет никаких журналистских навыков. РИСУ очень повезло, что наши сотрудники, особенно те девушки, с которыми вы здесь имеете возможность пообщаться, соединили в себе и глубокую веру, и профессиональные способности.


18. Николай

— Ко всем участникам. 1. Что привело Вас в редакцию и что является для Вас стимулом работать именно здесь: высокие зарплаты, какие-то интересные перспективы и карьерный рост или что-то иное?

2. Какое имеете образование и опыт работы в журналистике до РИСУ? Благодарю.

Елена Кулыгина: 1. О РИСУ я впервые услышала года 4 назад на одной христианской конференции. Тогда журналистов-христиан приглашали к сотрудничеству с РИСУ. Я почему-то не решилась тогда написать им, но начала по крайней мере читать сайт. После этого прошло около полутора лет, когда в офис нашей Церкви позвонил директор РИСУ Тарас Антошевский, чтобы взять какой-то комментарий. Его направили ко мне, поскольку я работала там пресс-секретарем и должна была ответить на его вопросы. Так мы и познакомились. Мне предложили что-то написать для РИСУ. Я попробовала. После двух месяцев испытательного срока (видите, как все серьезно!) начала работать корреспондентом РИСУ на Херсонщине, совмещая с основной работой. А после защиты бакалаврской работы на тему религиозной журналистики получила предложение попробовать себя в качестве редактора русскоязычного сектора портала.

Какой стимул? Поверьте, что это не зарплата, ведь в любом светском издании можно иметь больше. В РИСУ мне очень нравится коллектив и отношения с людьми. В РИСУ я получила значительный опыт межконфессионального общения с духовенством и верующими разных церквей. Это дает стимул учиться и развиваться. Мне это интересно, мне это нравится.

Хочу несколько слов сказать о тех людях, с которыми работаю ближе всего. Тарас Антошевский – просто замечательный руководитель, который умеет работать с людьми и умеет находить верных людей. Могу сказать, что г-н Тарас достаточно требовательный к подчиненным, но, как мне кажется, к себе еще больше. Это является хорошим стимулом и хорошим примером для нас.

Когда я впервые приехала во Львов и познакомилась со всей редакцией РИСУ, мне очень понравилась наша Лиля. Она очень мудрая женщина с большим опытом работы и большим сердцем. Не знаю, как бы РИСУ работала без нее.

У нас классная команда. Я ежедневно учусь у них. А они ежедневно терпят нас, молодых, возятся с нами, объясняют несколько раз, пока мы наконец не поймем и не научимся делать это самостоятельно… Нужно останавливаться, а то могу говорить долго :-)

2. На сегодняшний день у меня степень бакалавра журналистики. В этом году защищаю дипломный проект в Харьковском национальном университете им. В.Н. Каразина на тему «Церковь в светских СМИ: формирование образа и разрушение стереотипов (по материалам украинских масс-медиа 2005-2008 гг.)». 5 лет работала редактором религиозного издания и пресс-секретарем Управления Южного региона Союза Церковь Божия Украины. До этого – журналистом светской газеты в Новой Каховке на Херсонщине, где живу постоянно.

Лилия Ковалик-ВасютаЛилия Ковалик-Васюта: В РИСУ я работаю с ноября 2001 года. До этого имела восьмилетний опыт работы на радио «Воскресение», где занималась сначала переводом новостей с англоязычных информационных ресурсов для ежедневных программ радио и информационного тогда еще еженедельника АРИ – Агенции религиозной информации. Позднее в круг моей ответственности также входила подготовка и редакция информационных материалов из Украины. По образованию я филолог. Журналистскую практику и «смекалку» получила именно в стенах редакции радио «Воскресенье», где также в эфире вела программы. Именно на этом радио я познакомилась с нынешним директором РИСУ, а тогда еще автором многих материалов, которые выходили в эфире радио «Воскресенье» Тарасом Антошевским. Именно он, основав РИСУ, пригласил меня к сотрудничеству.

Скажу вам, г-н Николай, что не высокие зарплаты и заоблачные перспективы держат меня в РИСУ. Совсем нет. Зарплаты, наверное, ниже, чем в других информационных агентствах областного уровня. Что касается карьерного роста, то думаю, что он уже состоялся, поскольку у меня есть работа, которую я люблю и ценю. Мне нравится атмосфера, в которой я работаю, нравятся люди, которые меня окружают. Это многое значит, когда на работу хочется идти и когда хорошие отношения в коллективе. Мне нравится «быть в теме» и информировать о том, что происходит в жизни Церквей. Скажу вам, что когда десять лет назад я была на стажировке в Америке, в одной из наибольших католических агенций мира CNS, то было очень жаль, что у нас нет религиозной информационной агенции, которая бы давала на английском языке новости из Украины. Как это не смешно звучит, но в Америке про Украину узнавали из России, ведь там это делали, но делали так, как это было выгодно им. Абсурд полный, правда? Уже тогда я видела большую нужду в создании такой агенции. И это произошло, чему я очень рада.

Светлана ЯрошенкоСветлана Ярошенко: Меня, г-н Николай, в редакцию привело не ЧТО, а КТО. Я получила приглашение к сотрудничеству от директора — Тараса Антошевского. Мне очень понравилось его выступление на одной из конференций Ассоциации Новомедиа. И позднее, в беседе, мы выяснили, что наши цели на профессиональной площади пересекаются. Потом меня поразил дружный и приятный коллектив редакции. Вот этим они меня и «купили» :)

Мое образование: высшее экономическое, теологическое и журналистское. Опыт именно журналистской работы: газета Хмельницкого горсовета «Проскурів», робота над разными медиа-проектами на базе мультимедийной студии CLARA STUDIO (среди них: детское издание „Водограй”, журнал „Прийди”, телепрограмма „Містечко Надія”, радиопрограмма „Кредо”).

Тарас Антошевский: Буду отвечать в обратном порядке. По образованию я историк, даже окончил аспирантуру, но, к сожалению, не довел диссертацию до конца. Имею надежду ее все таки закончить. Кроме того, был активным в студенческом мирянском движении. До РИСУ я занимался политической деятельностью, затем работал в социологической фирме и занимался мониторингом СМИ. Тогда я увидел, как Украина проигрывает от того, что не имеет своей информационной религиозной агенции, особенно в Интернете. Меня восхищали российские веб-проекты – не так идейно, как своей активностью и массовостью. С другой стороны, был пример Католической агенции информационной (КАИ) из Польши. Хотелось что-то подобное делать.

Свою журналистскую деятельность я начал, как уже писала Лиля, на радио «Воскресение», которому очень за это благодарен. Там я делал передачи, а иногда готовил новости. И мне очень жаль, что не сохранился проект АРИ, который в свое время был главным источником информации для многих журналистов и ученых. А в конце 2000 г. я узнал, что что-то хотят делать в тогда еще Львовской богословской академии, и я подал свое резюме. 1 февраля 2001 года начала работать редакция РИСУ. Потом я принимал участие в работе пресс-службы визита Папы Иоанна Павла II в Украину, где многому научился от коллег журналистов, приобрел много хороших знакомств.

Стимулирует нашу работу реакция наших читателей, то, что наши публикации используют другие, что официальные письма из одной Церкви в другую начинаются словами: «Как сообщила Религиозно-информационная служба Украины…». Приходят письма и благодарности, но больше я ценю советы и критику, ведь от них больше пользы. А финансовые вопросы важны для меня в первую очередь как директора. Ведь если не будет средств, если мы не получим грант (мы только с этого и живем), то не сможем оплачивать корреспондентам, не сможем содержать штат и т.п. зарплаты у нас не большие, но я постоянно говорю своим сотрудникам, что работу нужно воспринимать как служение, а тогда будет признание, будут большие возможности. В конце концов, мы получаем столько информации, что можем писать какие-то аналитические статьи для других изданий (спрос есть большой и постоянный), и это уже дополнительные гонорары. Однозначно, что это должно делаться во внерабочее время и так, чтобы не навредить репутации РИСУ.

Я вижу, что даже должность директора РИСУ не является вершиной карьеры, ведь потенциальная сфера расширения интересов РИСУ очень велика. Мы планируем большое реформирование направлений деятельности редакции, даже уже начали это делать. Но об этом не хочу говорить заранее. Со временем это будет представлено на портале РИСУ...


17. Оксана Сворик, oksana.svoryk@gmail.com

— Светлане Ярошенко. Далеко не все понимают значение и важность PR как такого, тем более церковного, чтобы признать его самостоятельной профессией. Поскольку PR-щики в Украине, в большинстве — самоучки, посоветуйте несколько изданий (на украинском или русском языке).

Светлана Ярошенко: Да, Оксана, рынок PR в Украине переживает только лишь этап становления. Что касается учебников, я советую украинского автора Андрея Кулиша. Доступно, лаконично и по теме. Не теоретик, а практик. Его учебники: «Практика PR по-українськи», «PUBLIG RELATIONS».

Тарас Антошевский: Я несколько раз принимал участие в обучениях для журналистов из религиозных СМИ, в частности таких, которые проводили представители Киево-Могилянской школы журналистики, компании «Интерньюз». Я понял, что такие курсы нужны не только представителям пресс-службы, а и руководителям церковных структур, чтобы они могли лучше работать и понимать, как необходимо представлять свою работу для широкого круга общественности. И сейчас мы, то есть РИСУ, думаем – как мы можем помочь представителям Церквей и религиозных организаций лучше работать с общественностью и СМИ. Возможно, мы будем организовывать краткосрочные курсы для них. И Светлана тогда будет нашим менеджером таких программ.


16. Алексей

Светлане Ярошенко. Светлана, несколько вопросов к Вам.

1. Где учат церковному пиару? Где этому учились лично Вы?

2. Возможно, Вы помните статью на сайте «Телекритика», в которой шла речь о пиар-кампании УПЦ, которая проводилась светским пиар-агентством с не самой светлой репутацией. Как Вы относитесь к подобному пиару? Вы считаете, что нормально, когда светские люди начинают рекламировать какую-либо Церковь так же, как стиральный порошок или мобильные операторы?

3. Как специалист, что Вы можете сказать о кампании «Ощути силу перемен» в Киеве? Насколько профессионально сработала команда, задействованная в проведении этого проекта? Спасибо.

— Добрый день, Алексей!

1. Церковный PR. Эту специальность я приобрела в Польше в Европейском Центре Коммуникации и Культуры (ECCC). А также в рамках обучения в украинской филии Папского Лятеранского Университета и во время работы в Медиа-Центре РКЦ.

Где можно получить знания по Церковному PR? Очень хороший вопрос! Как раз вовремя. Именно сейчас мы с группой коллег из Всеукраинской Ассоциации Новомедиа готовим курс «PR в церковных организациях». Курс состоится весной в Киеве. Точная дата будет известна вскоре. В перспективе планируется системное обучение. Если Вы, Алексей, этим интересуетесь, следите за анонсами на сайте РИСУ и Новомедиа.

Статью в «Телекритике» я помню. И, насколько помню, речь шла не о PR-кампании. Только об организации пресс-конференции. Как я к этому отношусь? Вполне нормально. Если в своей команде нет специалиста, который бы сделал это профессионально, то следует пригласить его со стороны. Только мудро оценить ситуацию, чтобы палка не ударила другим концом.

Я считаю ненормальным, когда Церковь «рекламируется как стиральный порошок или мобильный оператор». Но я считаю нормальным, когда Церковь использует современные способы для информирования мира о себе, более того, в Декрете ІІ Ватиканского Собора про средства социальной коммуникации “Inter mirifica” сказано: «Это естественное право Церкви – использовать все те масс-медиа, которые нужны или полезны ей для воспитания христиан и пастырской деятельности» (п.3). Но, Алексей, я понимаю, что вас беспокоит. Случается, стиль представления Церкви через какое-то медиа-средство ничем не отличаются от коммерческой рекламы. И мы забываем о Предмете нашего информирование – спасение через Жертву Иисуса Христа. Поэтому и важно иметь хороших специалистов в этой сфере. И отцы Церкви говорили об этом еще в 1963 году: «Необходимо немедленно начать обучение священников, монахов, мирян (…). Все они должны иметь достаточно профессиональных знаний, чтобы пользоваться медиа для нужд апостолята» (“Inter mirifica” п. 15).

3. «Ощути силу перемен» – интересный и яркий для Украины проект. Я знакома с руководителем его оргкомитета. Знаю, что нелегко было запустить акцию, так как впервые взялись за совместную работу Церкви, которые раньше под одной крышей никогда не собирались. А это, согласитесь, фактор значительного влияния. Но, несмотря на все, им удалось хорошо довести дело до конца. Конечно, есть моменты, которые можно было сделать по-другому. Например, стиль подачи, ведущие цвета акции – все это можно было приблизить к нашей ментальности, и также сделать все, чтобы не было ассоциаций с известной политической партией. Но, знаю, что финская телекомпания, которая финансировала проект, поставила требования не изменять стиль. Но поделюсь также тем, как ответил мне один светский пиарщик на вопрос об этой акции: «Молодцы! Это же лучше, чем реклама сигарет. Я сам заказал книгу».

Оксана и Алексей, благодарю за интерес к теме. Для меня это дополнительный знак, что ситуация вызрела, и миряне готовы по-новому включиться в дело евангелизации.


15. Галина Ивановна

— Директору РИСУ. Господин Тарас, даже из этой конференции и состава редакционного коллектива видно, что преимущественное большинство сотрудником РИСУ составляют женщины. С чем это связано? И какова, по Вашему мнению, роль женщин в работе редакции и вообще в украинской журналистике? Легко ли Вам с ними работать? Понимают ли и разделяют ли они Ваши идеи, планы на будущее? Благодарю за откровенный ответ!

Тарас Антошевский: Уважаемая Галина Ивановна, я очень рад, что работаю с такими людьми. Когда мы берем людей на работу, то не смотрим на их пол, конфессиональную принадлежность. Для нас важно, является ли этот человек профессионалом, толерантен ли он к вере других, является ли он сам верующим. В конце концов, важную роль играет также то, хочет тли человек работать не просто ради зарплаты, а воспринимает это как служение Правде.

В редакции сейчас ситуация 50 на 50, то есть 3 на 3. Лена и Света работают не в самой редакции, даже не во Львове, где «живет» редакция. Лена также является нашим собкором на Херсонщине, а Света – в Киеве. Но Интернет-технологии позволяют нам работать командой — благодарен людям, которые придумали icq. :)

Ради справедливости скажу, что у нас работают также другие девушки, в частности, наши региональные корреспонденты в Чернигове, Полтаве, Сумах.

Я с уважением отношусь к женщинам-журналистам, но всегда обращаю внимание на их профессиональные способности. Именно это меня более всего интересует. И работать с такими людьми – одно удовольствие.

Что касается идей и планов, то сотрудники преимущественно не просто разделяют, но и поддерживают, дополняют, предлагают свои. Поскольку мы разные, то вместе творим что-то особенно хорошее. Вот только ругать женщин, если есть за что, сложнее, нужно быть более деликатным… :)

P.S. Чуть не забыл, моим прямым руководителем также является женщина — Леся Коваленко, директор Института религии и общества УКУ. И с ней у нас также дружеские профессиональные отношения. :)


14. Оксана

— Светлане Ярошенко. 1.Раскройте, пожалуйста, сущность церковного PR?

2. Каково назначение церковного PR в современном обществе?

3. Нуждаются ли религиозные образовательные учреждения в PR технологиях и каких? Благодарю!

 

— Здравствуйте, Оксана, и искренне благодарю за такие последовательные вопросы.

1.Чтобы дать хороший ответ на Ваш вопрос, давайте сначала определимся с понятием PR вообще. PR (public relations — “связи с общественностью”) – это запланированная деятельность, которая имеет целью поддержание диалога и взаимопонимания между организацией и ее окружением. Другими словами, это построение отношений доверия. Сущность церковного PR от прочего отличается только спецификой сферы. В процессе своей жизнедеятельности Церковь, как и другие организации, контактирует со СМИ, общественностью, государственной властью. В ее лоне также происходят достаточно сложные коммуникативные процессы. Церковь очень ценит эти взаимоотношения, поэтому и стремится, чтобы они были максимально эффективными. Итак, связи с общественностью (PR) — это не что иное, как еще одно служение в Церкви. И оно требует профессионального подхода.

2. Назначение церковного PR в современном обществе:

— открыть миру сокровища Церкви доступным и приемлемым способом,

— задействовать все современные технологии и способы коммуникации для служения Церкви и людям.

3. В этом вопросе, Оксана, я бы просила уточнения. Вы имели ввиду, нужны ли студентам религиозных образовательных учреждений знания PR-технологий? Если да, то мой ответ нужны. Студент должен знать не только ЧТО он должен представить миру, а и КАК это сделать.

А теперь, какие технологи? Конечно, стартовать нужно с основ PR. А позднее (смотрим на требования времени) делаем акцент на технологии сотрудничества с медиа. Сегодня, в условиях глобализации, мир в первую очередь узнает о личности, общине, организации через СМИ. Мало того, что узнает, он формирует мнение (!). Итак мы должны быть в полной готовности: уметь и пресс-релиз написать, и в прямом эфире на ток-шоу выступить. А так же важно иметь знания по антикризисному PR.

Раз Вы спрашиваете, нужен ли PR самим учебным заведениям, то ответ тот же самый: нужен. В Украине до сих пор к религиозным институтам, школам относятся достаточно предвзято и стереотипно. И это в то время, когда эти заведения могут многое предложить своим абитуриентам. Поэтому стоит провести серию серьезных мероприятий, чтобы мир мог идентифицировать религиозные заведения с тем, что они действительно представляют.


13. Тимур Алехин, пресс-служба Ассоциации христианских церквей Новой Каховки и Таврийска, tamerlan744@yandex.ru

— Елене Кулыгиной. Приветствую Вас! На Ваш взгляд, почему в общем медиапространстве Украины достаточно много информации о достаточно «рутинной» деятельности традиционных церквей и очень мало о деятельности протестантов? Благодарю за ответ

— Елена Кулыгина. Приветствую Вас, Тимур! Частично я уже коснулась этой проблемы в ответах на один из предыдущих вопросов. Но могу продолжить эту тему, тем более знаю, что Вы действительно искренне интересуетесь ею.

Причина, по моему убеждению, даже не в самих журналистах (которые, в преимущественном большинстве не понимают в религиозной тематике). Проблема в том, что лидеры церквей и религиозных организаций хотят слышать о себе положительные отзывы в СМИ, но ничего не делают для того, чтобы заинтересовать масс-медиа и светского читателя.

Во-первых, самим журналистам кто-то должен рассказать, кто такие протестанты и почему про них стоит писать. А как привыкли думать пасторы: «Да мы же такие хорошие, да мы же такие хорошие, да мы же столько всего делаем. Да газеты просто обязаны рассказать об этом на весь мир». Но ведь не обязаны, уважаемый Тимур! Журналистика – это не благотворительная работа, и если вы им не интересны по определенным причинам, то ликвидировать эти причины должны именно вы. Собственно, это и есть церковный PR, о котором здесь рассказывает наша Света.

Итак, если о Православных и Католических Церквях пишут больше, значит, они умеют работать с прессой лучше! Обратите внимание на работу православных пресс-служб и учитесь! Среди протестантов такой профессиональный системный подход к собственному PR – скорее исключение, чем правило. А в качестве положительного примера могу привести мариупольского пастора Геннадия Мохненко, социальная работа которого известна не только на всю Украину, но и далеко за ее пределами.


12. Виктор Федорович, православный, Донбас

— Назовите пожалуйста сайты религиозной информации, которым Вы наиболее доверяете (в Украине и России)?

Тарас Антошевский: Есть достаточно много информационных веб-агенций, с которыми мы сотрудничаем, с которых берем информацию, которые берут информацию у нас. Я в целом восхищаюсь религиозным российским Интернет-пространством. У них есть просто знаменитые научные, справочные, информационные ресурсы. Из информационных интересны „Религия и СМИ”, портал „Кредо”, „Благовест-инфо”, „Мир религий” и многие другие. Сегодня, например, в России проходила невероятно интересная конференция о религиозной интернет-журналистике с фундаментальными докладами. Мне очень жаль, что мы в этом плане значительно отстаем.

Из российских источников, когда мы берем информацию о делах в Украине или которая как-то касается Украины, мы стараемся всегда проверить или найти первоисточник информации у нас. Но есть такие сайты, которым мы не совсем доверяем, зная особенности их редакционной «политики» (называть их не будем).

Из украинских религиозных веб-проектов мы тесно сотрудничаем с порталами „Православие в Украине”, „Українське Православ'я”, „Инвиктори”, конечно, много информации берем с официальных сайтов Церквей и религиозных организаций.

Нам очень жаль, что в Украине не развилась независимая религиозно-информационная веб-сеть, что у нас нет дополнений о религии при ведущих светских веб-агенциях, как это есть в той же России. И это очень значительная недоработка собственников СМИ и главных редакторов. Ведь приконфессиональные или официальные СМИ продуцируют часто не журналистские материалы, а однобокие пиар-публикации, что еще допустимо для официальных сайтов, но не для внеконфессиональных.

Также нам не хватает общения между издателями и религиозными журналистами. Существующие объединения журналистов-христиан, скажем, как ассоциация «Новомедиа», не могут заполнить эту нишу, поскольку еще не вышли на такой уровень и не охватывают весь спектр религиозной журналистики. И мы готовы приобщаться к общению с коллегами, что будет полезно для всех нас.


11. Наташа

— Госпожа Лилия, насколько Вы влияете на редакционную политику выбора новостей для сайта? Самостоятельно вы выбираете те или иные новости и есть ли какая-то цензура на сайте? С какими пресс-службами Вы более всего работаете? Благодарю.

Лилия Ковалик-Васюта: Уважаемая госпожа Наталия, благодарю за вопрос. Хочу сказать, что каждый из нас имеет четко определенный участок работы на сайте, за который несет полную ответственность. Как редактор новостей я отвечаю за ежедневную подборку новостных материалов для РИСУ, за их редакцию и наполнение странички новостей на сайте.

Среди большого количества новостного материала по религиозной тематике приходится выбирать только самое важное и самое актуальное, такое, что может быть интересно читателю. Поскольку мы претендуем на общеукраинский уровень, то, конечно, информационные сообщения, которые появляются на нашем сайте, должны соответствовать этому уровню. Стараемся давать объективную информацию про главные события из жизни всех Церквей в Украине. Думаю, что нас трудно обвинить в необъективности или субъективном подходе к освещению того или иного события. Для нас нет «своих и чужих», есть «все такие, какие они есть».

Пишем о том, что происходит и стараемся быть максимально объективными. Другой вопрос, всегда ли это удается. Уверяю, что прилагаю все усилия, чтобы не быть обвиненной в какой-либо ангажированности. Думаю, что таким образом ответила на Ваш вопрос о цензуре. Порою советуюсь с коллегами, ставить ту или иную новость, так как не уверена, важна ли она и интересна для читателя.

Стараюсь работать с пресс-службами всех Церквей в Украине (больше всего с УПЦ (МП), УПЦ КП, УГКЦ, УАПЦ, РКЦ), имеем хорошее сотрудничество с церковными и общественными организациями, которые занимаются вопросами религии, с иудейскими и мусульманскими организациями Украины, с информационными порталами, иностранными церковными сайтами, которые пишут о жизни украинских Церквей в диаспоре, у нас есть свои корреспонденты во многих областях Украины, которые пишут для нас эксклюзивные материалы. Сотрудничаем с протестантскими Церквями, но хотелось бы, чтобы такое сотрудничество стало более системным и качественным по содержанию присланных материалов.

Пользуясь случаем, хочу еще раз подчеркнуть, что РИСУ готова сотрудничать со всеми Церквями и религиозными организациями в Украине. Объективность гарантируем.

Тарас Антошевский:Госпожа Наталия, хочу немного добавить к ответу нашего редактора новостей. В нашей редакции работает достаточно немного людей, поэтому каждый действует достаточно самостоятельно, а соответственно сам несет ответственность за свою работу. Мы осознаем, что тематика наших новостей может не вполне отображает конфессиональную карту Украины. Но часто мы не имеем актуальной и исчерпывающей информации от разных Церквей и религиозных организаций. Не раз мы призываем представителей пресс-служб религиозных организаций работать активнее с масс-медиа, но далеко не всегда имеем соответственную реакцию.

Выбирая самое интересное, на наш взгляд, мы обращаем особенное внимание на те материалы, которые могут быть незначительными на первый взгляд, но они касаются нарушений религиозной свободы. В свое время мы делали мониторинг состояния религиозной свободы в Украине, и хотя этот проект уже окончен, мы и далее отслеживаем эту тему. Мы считаем, что своевременное и качественное освещение фактов нарушения свободы совести может предотвратить их распространение. И у нас уже есть много подтверждений этого. Также мы хотим показать примеры, как религиозные организации или просто верующие люди могут защищать свои права.

а что касается цензуры — у нас она одна: не навреди и не содействуй обездуховленности общества. Открывая определенные неприятные факты в религиозной жизни разных конфессий, мы в первую очередь пытаемся помочь их увидеть, понять, и оправдать, чтобы это было на пользу верующим людям. Закрывать глаза на злокачественные опухоли для нас недопустимо.


10. Василий Николаевич, Коломия

— Пользуется ли РИСУ общим классическим для журналистики принципом «Люди должны это знать» или все таки есть какой-то отбор информации?

Лилия Ковалик-Васюта:Что касается работы РИСУ, я бы определила этот журналистский принцип так: «Люди должны знать все то важное, что происходит в религиозной жизни Украины». Хочу уверить Вас, уважаемый Василий Николаевич, что редакция РИСУ работает именно по этому принципу. Обо всех важных событиях, которые известны нам, узнают и посетители нашего сайта.

Конечно, что отбор информации есть, ведь мы не можем ставить на сайт все, что происходит в каждом храме все Церквей в Украине. Это, скорее, задание официальных сайтов отдельных Церквей. Мы же отбираем то, что происходит на уровне Глав Церквей, лидеров религиозных организаций, на общенациональном уровне, все то, что является актуальным и важным. Конечно попадаются информационные материалы локального уровня, но тогда там речь идет о каком-то важном событии, которые может вызвать определенный резонанс в обществе, или материал касается, скажем, межконфессиональных конфликтов или проблем возвращения той или иной конфессии церковного имущества. Это уже отдельные темы, которые мы в течение года отслеживаем и которые стараемся не оставлять вне внимания. Хочу отметить, что стараемся ставить все материалы наших собственных корреспондентов, которые работают в разных регионах Украины. Такие материалы являются важными и ценными для нас, потому что они эксклюзивные. Еще отмечу, что первое условие, которые мы ставим перед нашими собственными корреспондентами – это объективное освещение события, независимо от того, какую веру исповедует автор.


9. Людмила Филипович

— при всей информативности и аналитичности СМИ способны ли они влиять на уровень религиозности общества? Корректировать религиозный выбор потребителей вашего информационного ресурса? Имеет ли Ваш проект мировоззренческое и воспитательное значение?

Елена Кулыгина: СМИ — очень важный источник информации относительно деятельности Церквей и религиозных организаций. Думаю, что среди заданий украинских медиа должно быть разрушение стереотипов относительно религии и ликвидация религиозной безграмотности , которые очень сильно влияют на сознание украинцев. К сожалению, мы достаточно часто видим, что масс-медиа выполняют противоположную функцию, выполняя определенные заказы или руководствуясь своими религиозными пристрастиями или своих собственников.

Сегодня наше общество практически не имеет правдивой, взвешенной информации о религии. Чаще мы видим резкий контраст – пиар и черный пиар тех или иных конфессий. Хуже всего, когда это приводит к разочарованию, потере веры, а также межконфессиональным проблемам и недоразумениям даже среди родных людей, которые принадлежат к разным церквям. Журналисты ищут скандалы, сенсации, но совсем не думают о людях, которые страдают от их лжи или некомпетентности. Вот недавний пример. После сюжета в новостях на канале «1+1» о т.н. «тоталитарных религиях» в одном украинском городе женщина написала заявление в прокуратуру, что ее дочь завербовала «секта». Прокурор вынес этот вопрос на сессию горсовета и депутаты долго думали над тем, как лишить религиозную организацию государственной регистрации. Вот вам и результаты работы наших СМИ.

Среди читателей РИСУ достаточно много журналистов, представителей местных органов по делам религии. Если правдивая информация начнет доходить к ним и влиять на их сознание, то это уже будет важным шагом вперед. Кто-то должен показать пример, как нужно работать с религиозным материалом, который, как Вы наверное лучше меня знаете, достаточно сложный для восприятия людей, которые «не в теме».

Как говорил во время одного интервью Тарас Антошевский, РИСУ имеет задание противостоять секуляризации украинского общества. Тут уже ранее было сказано, что мы не пропагандируем какую-то конфессию. Но стараемся предоставить людям максимум информации, показать все лучшее, что есть в украинских церквях и предоставить им возможность сделать свой собственный выбор – наверное, это и есть нашим заданием и нашей миссией.

Светлана Ярошенко: СМИ – это мощный инструмент влияния на общество. Да, СМИ формируют общественные ценности. Даже если журналистике отвести только роль информирования, она все равно не утратит силы своего влияния. Количество определенной информации, ракурс ее подачи побуждает человека к конкретным мыслям в реальной жизни. А мысли, которые сами родились в человеке, нелегко изменить, ведь со временем они становятся убеждениями. И это касается всех сфер человеческой жизнедеятельности. Итак, религиозная сфера не исключение.

— Антошевскому.Удается ли Вам и как преодолевать инертность (равнодушие, нежелание, лень) украинской общины в сфере предоставления информации, новостей про религиозную ситуацию в Украине, откуда вы берете материалы, которые размещаете на своей страничке, происходит ли селекционная работа относительно потока новостей, какими принципами руководствуетесь, пользуетесь ли вы зарубежными информационными ресурсами, в частности интернетовскими, и кто переводит вам новости из-за рубежа?

Тарас Антошевский: Дорогая госпожа Людмила, благодарю за вопрос. Мы, конечно, пробуем преодолевать инертность украинского сообщества, в частности, религиозного относительно присутствия в информационном пространстве. Нередко мои встречи с представителями Церквей или даже их руководителями начинаются с анализа их пиара, с того, как выглядит их официальные сайты, что там можно найти интересного. Нередко они уже сами первыми начинают об этом беседу. И так вода камень точит. Можно спросить почему? Поскольку хочу, чтобы сами они понимали, что это им нужно, чтобы их мнение присутствовало в обществе.

Вы также били не раз свидетелем, как я обращался к представителям региональных госорганов по делам религий относительно сотрудничества. Только с некоторыми в Украине мы имеем постоянное сотрудничество. Это в первую очередь Херсон, Львов, Житомир, Чернигов. А когда нужно объективно осветить какую-то ситуацию в области – мы можем этому активно содействовать. Есть много случаев, когда стоит через СМИ вовремя (!) представить объективную позицию, а не ждать, что масс-медиа заполнять однобокие субъективные информации.

Сложность сотрудничества как с Церквями, так и с госчиновниками мы особенно ощутили, когда делали мониторинг религиозной свободы в Украине. Как же было непросто некоторым церковным лидерам объяснить, что через масс-медиа можно решать их церковные проблемы. Даже не помогали многочисленные примеры, когда публикации на РИСУ имели влияние, так как от нас информация шла в очень влиятельные СМИ и кабинеты. Я уже не говорю о том, что именно она использовалась в отчетах Госдепартамента США о правах человека и религиозной свободе.

О селекции новостей здесь уже сказано больше теми, кто в РИСУ ими занимается. Я же больше занимаюсь аналитической частью и прочими, неактуальными делами. Вот авторов для комментариев мне очень не хватает. Как и специалистов, способных вести разделы духовность и искусство или религиозный туризм. Нашим «новостийщикам» я постоянно подчеркиваю: не будьте безынициативными компьютерами, которые сухо и технически обрабатывают информацию, пытайтесь узнать больше, ищите, что не сказано или спрятано, и забудьте о своих конфессиональных взглядах! Хотя часто это не удается, ведь нередко просто не хватает времени или возникают технические трудности, но это не должно быть «отмазкой».

С международными институциями мы работаем или стараемся это делать, иностранные СМИ берут нашу информацию, время от времени обращаются за помощью или комментариями. Мы также стараемся контролировать иностранные СМИ, получаем множество электронных рассылок. И хотя там редко что касается религиозной жизни в Украине, и еще реже качественно ее освещает, тем не менее, мы стараемся учитывать, что о нас «там» пишут. Но это направление еще необходимо развивать. Нехватка людей нам препятствует это делать.

РИСУ сейчас напоминает снеговой ком, который катится с горы – он растет в размерах и набирает огромную скорость. И все сложнее теми силами, которые у нас есть, удерживать ее в хороших формах и вести правильным путем. Поэтому часто мы вынуждены отказываться от определенных проектов и идей, чтобы делать что-то одно, но качественно.


8.Светлана Клименко, zirochka@ua.fm

— Елене Кулыгиной. Если меня не удовлетворяет ни одна религия, но я стремлюсь жить с Богом в душе, что мне делать?

— Привет, Света! Очень рада тебя здесь видеть! Честно говоря, на твой вопрос лучше бы мог ответить священник, но я так понимаю, что, поскольку ты не можешь определиться с конфессией, то и ни один священник на сегодняшний день не вызывает твоего доверия.

Думаю, что в этом вопросе РИСУ могла бы помочь тем, что у нас на портале есть достаточно много информации о разных конфессиях, представленных в Украине. В разделе Основные религии ты можешь прочитать общие сведения о них и это по крайней мере поможет тебе понять, что представляет собой та или иная религиозная конфессия.

Но лично я считаю, чтоб жить с Богом в душе, человек обязательно должен быть в Церкви. Просто верить в душе мало, нужно быть частью Церкви, ведь Церковь – это Тело Христово, а Он – ее Глава.

Я знаю, что ты читаешь Библию, и буду молиться, чтобы Господь через Свое слово показал тебе верный путь к Нему.


7. Иван Верстюк (православный богослов, публицист, г. Киев)

— Какой видит свою миссию РИСУ в условиях современной религиозной ситуации в Украине – демократической поликонфессиональности с мощным доминированием Православия?

Тарас Антошевский:О заданиях или миссии РИСУ сегодня много сказано, не хочу повторяться. Мы должны информировать о религиозной жизни в Украине и диаспоре, представлять особенности нашей духовности. И мы не хотим носить розовые очки. Поэтому нередко мы ставим на сайте то, что неприятно, но оно есть.

Как я уже говорил, мы не должны содействовать секуляризации. А нынешнее наше общество находится еще под властью атеистической по сути постсоветской проблемы гонки за материальным. По моему мнению, общество сейчас очень обездуховленно, не видит границы между добром и злом. Это хорошо видно, например, во время выборов, когда избиратели «ведутся» на пустые обещания и не обращают внимания на моральное лицо политиков. Это массово проявляется в форме взяток, «левых» зарплат и прочее.

Вы говорите о доминировании Православия — хорошо, я с Вами соглашусь, поскольку статистически оно действительно преобладает. Но тогда Православная Церковь также должна нести ответственность за все перечисленные мною негативные явления. Церковь должна отвечать за то, движутся ли ко спасению человек, общество, на которое она считает, что имеет монопольное право собственности. И мне, как крещенному в Православной Церкви, больно часто признавать, что эта Церковь больше обращает внимания на ограды своих территорий, чем на духовную опеку своей паствы. Это мое личное мнение. Надеюсь, что Вы меня поймете.

Наш поликонфессиональный демократизм в работе состоит как раз в том, что мы не обращаем внимания на статистику, а пишем о том, что является интересным и важным. И, конечно, о православной жизни у нас больше всего информации. И не только в форме новостей или аналитики и статей в дайджестах, а в первую очередь в разделах «Духовность и искусство», «Калейдоскоп». И эти разделы для нас особенно важны, ведь там мы представляем наше национальное духовное наследие, культуру, нашу литургическую и обрядовую традицию. Вот здесь Православие исторически закономерно доминирует.


6. Сергей Тихонов

— Руководителю проекта РИСУ. Согласно данным Госкомрелигии в Украине из всех верующих, 51% православные и 43% Евангельские христиане. Деятельность и тех и тех довольно активна. Но на вашем сайте содержится информации о событиях происходящих в ортодоксальных конфессиях намного больше чем Евангельских. Почему?

Тарас Антошевский: Не хочу вдаваться в анализ статистики, поскольку точно не знаю, кого Вы отнесли к евангельским христианам. Также Госкомрелигии не дает статистику верующих, а религиозных общин, организаций. И это также необходимо учитывать. А согласно социологическим данным разных компаний, православные у нас составляют практически две трети населения, а протестантов насчитывают до 10 процентов. Но не об этом я хочу говорить.

Как ответили уже мои коллеги, многое зависит от активности пресс-служб Церквей. Вы сравните, сколько информации в день дает пресс-служба, скажем, УПЦ (МП). Возможно, не все там важно, но они широко информируют о жизни всей своей Церкви, в первую очередь, в регионах. Неплохо также работают пресс-службы в УПЦ КП, УГКЦ, особенно в некоторых епархиях. Хуже с информацией от РКЦ.

А вот с пресс-службами протестантских Церквей намного сложнее. Когда-то нам активно присылали информации с одной Церкви, но одно-два предложения и хорошие фото. Преимущественно, когда я просил более детальную информацию, то так ничего и не получал. Или когда приходила какая-то информация, а там одни эмоции, восхваления, а нет ответов на базовые вопросы: что, где, когда, кто, почему. Недавно пришла информация об интересной встрече медиков АСД, о которой мы бы точно написали. Но это информация состояла из 3-4 коротких предложений. Неужели аж настолько коротко можно описать все то, что там происходило?

Девушки уже говорили и я не хочу повторяться, что важно уметь подать о себе информацию. Если этого не сделать, то собственно возникает ситуация, когда о таких «таинственных» религиозных организациях говорят в СМИ как о сектах? Виновны ли журналисты? Частично да, но в первую очередь вина на самих представителях Церквей.

Также хотелось бы, чтобы протестантские информационные сайты больше и качественней писали о жизни евангельских христиан в Украине, чтобы у нас был надежный источник информации.


5. Владимир Василишин, Ответственный Секретарь Стрийского общества «Просвіта» имени Тараса Шевченко.stryi-prosvita@ukr.net

— Тарасу Антошевскому. Предвидится ли создание рубрики Украинской Христианской Поэзии на сайте РИСУ?

— Тарас Антошевский: Концепция портала РИСУ — информационная агенция. Она в настоящее время не предвидела публикацию прозы или поэзии наших читателей. Но не исключено, что со временем мы расширим сферу своей деятельности. Уже сейчас предлагаем использовать для публикации своего творчества наш форум. Для этого я создал специальный блок — Християнська поезія і проза. Итак, регистрируйтесь на форуме, выставляйте свое творчество и ожидайте ее оценки другими участниками форума. Думаю, что в настоящее время это лучший выход из ситуации.


4. Николай Гудкович maine@ukr.net

— Елене Кулыгиной. Елена, бывает ли у вас такое, что вы не согласны с новостью — например, с чьим-то взглядом на какое-то событие, или вообще считаете материал неправдивым? Ясли бывает – как вы поступаете тогда?

Елена Кулыгина: Добрый день, г-н Николай! Очень рада видеть Вас на РИСУ и спасибо за вопрос. Скажем так, конечно, есть события, которые мне лично не нравятся. Но, как я поняла из Вашего вопроса, Вас интересуют больше не сами факты, а то, как РИСУ их подает. Вы должны понимать, что мы пользуемся разными источниками информации, в каждой новости подается источник информации и точный линк (не просто на сайт, а именно на ту страничку, откуда был взят текст). К сожалению, такое бывает даже в ведущих информагенствах, когда попадает непроверенная информация или провокация. Если нам становится известно, что информация, поданная РИСУ, не соответствует действительности, или есть другие взгляды на нее, мы стараемся их публиковать. Но если это какое-то резонансное событие, которое освещалось разными СМИ, то мы стараемся делать новость, обобщая сообщения, поданные разными авторами, чтобы наш читатель мог получить максимально полную и исчерпывающую информацию.

Скажу еще, что наш редактор новостей, г-жа Лилия, очень профессиональный человек. Новости – это ее сфера ответственности на РИСУ, и она кое что уже об этом рассказала на нашей конференции. Я с ней достаточно тесно работаю, выполняю какие-то ее задания, вижу подходы к работе с новостями и поэтому полностью ей доверяю тому, что и как она делает. Возможно, к этому вопросу она что-то добавит от себя

Также нужно разделять наши новостные материалы с аналитикой и дайджестом СМИ. Бывает, нас критикуют за те или иные материалы, поданные в мониторинге СМИ. Но мы не можем прятать какую-то информацию, если она просто нам не нравится. В разделе «Дайджест СМИ» всегда отмечается «Редакция РИСУ оставляет за собой право не соглашаться с мнением авторов статей в этом разделе. Статьи подаются в редакции первоисточника». В разделах «Аналитика» и «Комментарии» могут быть опубликованы противоположные точки зрения. А выводы читатель делает сам. Надеюсь, что я смогла ответить на Ваш вопрос ;)

Лилия Ковалик-Васюта: Уважаемый господин Николай, поскольку Ваш вопрос касается новостей, а это скорее моя вотчина, то позволю себе добавить еще несколько слов к ответу Лены.

В подаче новостного материала я руководствуюсь правилом, которое знают и должны придерживаться журналисты, которые работают с информационным сообщением – это полная незаангажированность. Даже при желании, я не имею права, когда пишу или ставлю новость, показать свое отношение к ней. Я только констатирую факт, информирую о том, что происходи, независимо от того, нравится это мне или нет. Это беспрекословное правило, от которого я не имею права отступать. Бывает так, что для оценки какого-то события обращаюсь за комментарием к эксперту. Бывает и так, что какая-то новость вызывает резкую реакцию. Тогда мы обязательно пишем об этом, подаем полученный комментарий.

Есть еще одно правило – это подача в информационном сообщении, где существует определенный конфликт, позиции разных сторон. Читатель имеет право знать «правду каждой стороны». Если возникают какие-то сомнения относительно правдивости того или иного события, то материал проверяется. Хотя, должна сказать, это не всегда удается. Иногда на нашем сайте можно увидеть опровержения. Бывает и такое, ведь кто не работает, тот и не ошибается.


3. Алексей

— Елене Кулыгиной. Елена, Вы, кажется, евангельская христианка. Влияете ли Вы как член редакции на редакционную политику РИСУ, которая имеет католической характер? И почему на полосах РИСУ так мало информации о протестантах? Или Вы просто занимаетесь переводом на русский?

Елена Кулыгина: Здравствуйте, Алексей. Спасибо за актуальный вопрос. Я слышу его уже не впервые, поэтому попробую пояснить ситуацию. Но давайте по порядку. Да, я действительно являюсь членом церкви Христиан веры евангельской, и действительно могу назвать себя не самым пассивным членом редакционной команды РИСУ, хотя работаю здесь относительно недавно. Сразу хочу отметить, что Вы не совсем правы, говоря о том, что РИСУ имеет католических характер. Если Вы откроете раздел Редакция на нашем сайте, то прочтете основные принципы редакционной политики РИСУ: РИСУ не выражает взглядов ни Украинского Католического Университета, ни какой-либо религиозной организации. По-моему все понятно. И для меня очевидно соблюдение этого принципа. Могу точно сказать, что никакой предвзятости в выборе новостей относительно тех или иных конфессий у нас нет. Я думаю, при необходимости г-н Тарас Антошевский может подробнее об этом сказать.

Что касается взаимоотношений в редакции – мы действительно прекрасно находим общий язык с коллективом независимо от того, кто к какой конфессии принадлежит. Среди наших корреспондентов есть люди самых разных вероисповеданий, но это не мешает работе РИСУ, а, напротив, обогащает нас прекрасным опытом межконфессионального общения и взаимопонимания. Лично за это недолгое время работы в РИСУ впервые открыла для себя католический и православный мир. И это не мешает оставаться мне евангельской христианкой :) Скажу Вам откровенно: когда я слышу от некоторых братьев-протестантов утверждения, что православные и католики «не имеют отношений с Богом и являются отступниками», готова каждому из них лично возразить. Наша же общехристианская проблема в том, что мы мало друг о друге знаем, живем каждый в своем мирке и руководствуемся определенными стереотипами. Задача РИСУ – разрушать подобные стереотипы. Надеюсь, что мы успешно с ней справляемся.

Теперь что касается протестантов и почему так мало информации о них. Поверьте, что я как никто другой в РИСУ была бы заинтересована давать больше новостных материалов о протестантах. И скажу Вам (пока Тарас Антошевский меня не слышит :)), у меня есть достаточно возможностей «влиять», как Вы пишите, на редакционную политику РИСУ. Но влиять и манипулировать – это разные вещи.

Вы знаете, отсутствие достаточного количества новостей о протестантах меня беспокоит не меньше, чем Вас. Скажу больше, это так же беспокоит и г-жу Лилию, которая систематически мониторит разные протестантские новостные ресурсы, и директора РИСУ. Я наблюдаю за тем, как выбираются новости для РИСУ из разных источников. Иногда мне самой приходится мониторить протестантские сайты, чтобы найти интересную и актуальную информацию. Порою это бывает крайне не просто сделать.

Проблема в том, что протестантские Церкви в большинстве своем не умеют работать с информацией (я 5 лет работала в церковном издании и пресс-секретарем регионального управления одного из евангельских объединений и прекрасно знаю эту проблему изнутри). Даже когда в церквях происходят интересные события, межконфессиональные или социальные акции с участием протестантских общин, практически никто не может об этом грамотно рассказать.

А знаете, что обиднее всего? Когда подобные репортажи появляются на протестантских ресурсах, но там нет новости! Есть масса эмоций, описаний, как прекрасно пел церковный хор или подробное содержание проповеди какого-нибудь замечательного брата, но новости нет! Никакое светское издание подобное произведение не заинтересует. Увы, это не журналистика.

РИСУ – это не пиар-агентство какой-то конфессии, и мы не можем позволить себе ставить непрофессионально написанные новости или откровенную рекламу, даже если это касается моей Церкви или конфессии, к которой я принадлежу.


2. Аноним.

— Львовськой шляхте ясновельможной...Когда вы перестанете шельмовать Православную Церковь как вот сейчас с Грачем первая новость у вас? Да никогда Украина не станет тем эклезиологическим мутантом каким являются униаты… лучше коммунисты чем вы иуды

Тарас Антошевский: Для читателей хочу пояснить, что уважаемому анониму (автор не подписался под своим вопросом, интересно, почему?...) не понравилось то, что на сайте несколько дней главной новостью была следующая информация: Коммунисты Украины подчеркивают свой «естественный союз» с Московским Патриархатом

Наше право определять, какие новости делать главными. Таким образом мы хотим обратить внимание к определенным, по нашему мнению, особенным новостям. Хотя, правду говоря, бывает так, что в течение недели нет каких-то особенных информационных сообщений, поэтому мы из существующих выбираем то, что считаем наиболее интересным, важным или актуальным.

Мы посчитали, что эта новость заслуживает отдельного внимания. И мы готовы дискутировать на эту тему. Ведь все таки не каждого политика и не каждый день Церковь награждает таким высоким орденом. И это уже следующий вопрос, что общего у Православия и коммунистами, в частности, в сфере мировоззренческой? Но не наша цель прибегать здесь к анализу.

Когда руководители твоей Церкви сделали что-то такое, что тебе не очень нравится – это досадно. Но виновны ли журналисты, что они об этом сообщили? Возможно, нужно не нас упрекать, а свое духовное руководство? А если согласен с таким решением, то тем более, в чем же тогда наша вина? Получается как в известном анекдоте: «свекрухе что-то пригорело, но виновата невестка, хотя ее и в доме не было, но вон фартук висит».


1. иерм. Мануил (Пышкович) manuilp@gmail.com

Тарасу Антошевскому. Не считаете ли Вы, что не стоит ограничиваться исключительно электронным форматом, а со временем перейти и на бумажный? Или может такой проект не имел бы успеха (как в АРИ)?

— Всечеснейший о. Мануил, этот вопрос нам неоднократно задавали. И я был бы рад, если бы у нас была возможность издавать еще и качественное печатное издание. Но… Редакция РИСУ достаточно малочисленна даже для такой работы, которую мы уже делаем. А новое издание нуждается в новых людях, новых условиях и, что особенно важно, новых средств. Опыт АРИ говорит, что если что-то делать, то необходимо делать качественно и полноценно, тогда это может стать эффективным и прибыльным (имею «золотое правило», если никто не готов покупать твою продукцию, значит она никому не нужна). Когда-то бюллетень АРИ делала отдельная редакция, позднее он был фактически приложением радио «Воскресение», который только «ел» средства радио. Мне не хотелось бы что-то делать лишь бы как и не известно за какие деньги.

Поэтому в настоящий момент нам намного проще сотрудничать с другими печатными СМИ, которые могут использовать и используют наши материалы. Главное, чтобы они уважали наше авторское право. Ведь часто даже очень популярные газеты считают, что беря наши материалы, не нужно на нас ссылаться, так как это будет нам рекламой. Я не хочу перечислять эти издания, но одно из них Вы точно знаете.

Другое дело, мы не против готовить какие-то подручные непериодические печатные издания. Скажем, справочники. Несколько лет мы помогаем готовить церковную справочную базу для блокнотов-ежедневников, которые издает «Свичадо». Также мы носимся с идеей делать ежегодники-альманахи, в которых собирать если не все, то наиболее знаковые материалы РИСУ за год.

Кроме того, мы готовы приобщаться к издательской деятельности других организаций, если они будут иметь к нам интерес.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

    Точка зрения

    Последние комментарии

    • velovs@ukr.net | 22 ноября 2017, 15:51

      Р. Р. S. Крім того, впадає у вічі і надзвичайно дивує й те, що це відродження ("оживлення") самостійних і суверенних держав народів обох святих Господніх Єрусалимів відбулося точно в ті

    • velovs@ukr.net | 22 ноября 2017, 14:55

      Р. S. А також. Впадає у вічі, що рівно - день у день - через 72 (біблійно-містичне й сакральне число) роки по тому, як 1942 р. у Бабиному Яру нацисти розстріляли Олену Телігу та її побратимів і

    • velovs@ukr.net | 22 ноября 2017, 14:45

      І - в цьому ж контексті - Бабин Яр, як жахливе місце на колишній околиці Києва, по суті, СПІЛЬНИХ масових жертв, а надто - єврейського та українського народів, історичні долі яких мають багато чого

    • velovs@ukr.net | 22 ноября 2017, 12:26

      "У питанні відповідальності за погроми в Східній Галичині в 1941 році концепція музею підкреслює німецьке втручання і підбурювання. За словами історика, наймасовіші погроми вчиняли переважно

    • enzian | 22 ноября 2017, 11:59

      Бідні москальські і малоросійські попи! Українська влада не дає їм безперешкодно одурманювати українців.