• Главная
  • "У Православия на Западной Украине великое и славное будущее"...

"У Православия на Западной Украине великое и славное будущее"

11.07.2007, 23:17
"У Православия на Западной Украине великое и славное будущее" - фото 1

В гостях: владыка АВГУСТИН (Маркевич), архиепископ Львовский и Галицкий Украинской Православной Церкви, глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины, уполномоченный представитель Предстоятеля УПЦ в Верховной Раде Украины

Августин (Маркевич)В гостях: владыка АВГУСТИН (Маркевич), архиепископ Львовский и Галицкий Украинской Православной Церкви, глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины, уполномоченный представитель Предстоятеля УПЦ в Верховной Раде Украины

Вопрос и ответы размещаются в обратном порядке — последние вверху


31. Вопрос от редакции

— Высокопреосвященнейший владыка, на недавних празднованиях Вы достаточно оптимистично, на наш взгляд, выразили надежду, что следующий юбилей через 5 лет, возможно, будете праздновать уже в новопостроенном львовском соборе. Есть ли основания для такого оптимизма? Как вообще сейчас обстоит дело с выделением земельного участка для строительства собора Львовской епархии УПЦ?

— Мы добивались этого уже почти 15 лет, но безрезультатно. Однако сегодня уже, по-видимому, пришла пора, потому что есть признаки того, что дело сдвинулось. Мы видим, что люди, от которых зависит решение этого вопроса, действительно желают нам помочь. И дело не в мотивах, а самом факте.

— Следующий вопрос. Какие перспективы развития военного капелланства в Украине. В частности, будет ли внедрен такой тип капелланства, который существует в Европе, когда капелланы имеют военные звания? Какое звание тогда Вы, как Председатель соответствующего Синодального отдела, могли бы получить?

Августин (Маркевич)— Вопрос организации полноценной духовно-пастырской службы в Вооруженных Силах (военное капелланство) для Украины является не простым, в отличие от Прибалтики или постсоциалистической Европы, где к этому их побуждало вступление в НАТО (туда принимают лишь при наличии капелланства). Чисто теоретически: если бы нас в следующем году принимали в эту организацию, то до конца текущего года у нас все было бы налажено. И деньги нашлись бы. Однако, постепенно двигаемся, проблем в отношениях между разными конфессиями, которые задействованы в духовно-пастырской работе в войсках, нет. Есть лишь один большой, “уникальный” на весь мир негативный феномен: раскол в Православии. И противники введения капелланской службы в Вооруженных Силах этим спекулируют. Есть проблема с подготовкой достаточного количества военных священников. Но планомерно налаживаем. Относительно военных званий капелланов. Есть несколько моделей, в том числе американская (и польская), когда священники являются штатным военным и имеют звание. Главный от каждой конфессии капеллан – генерал. Но у немцев, например, этого нет. Думаю, “была бы рыба, а удочка найдется”. Разве дело в звании и статусе?

— Вы также являетесь официальным представителем Предстоятеля УПЦ в Верховной Раде. Как складывалось Ваше сотрудничество с депутатским корпусом за последний год? Какие плюсы и минусы?

 — Этот год был сумбурным для Верховной Рады, однако мне не приходилось конфликтовать или иметь другие недоразумения с депутатами. Обычно, в последнее время я пытался быть особенно внимательным, деликатным, чтобы не вызывать сетований и не давать повод для провокаций. Имел больше, чем обычно, не коллективных, а индивидуальных встреч. Пришел к интересному выводу: почти каждый отдельный депутат – умный, толковый человек, который способен на компромисс, может быть толерантным. Но, как соберутся вместе несколько единомышленников, однопартийцев, все становится более сложным…

— Очень благодарим за согласие принять участие в нашей веб-конференции. Еще раз выражаем Вам искренние поздравления по случаю юбилея и желаем Вам многих и благих лет душпастырского служения!

— И Вас искренне благодарю за возможность общения (хоть и виртуального) с разными людьми, которые небезразличны к религиозной и церковной жизни в Украине. Дай, Бог, чтобы от этой веб-конференции была польза.


30. Внимательный читатель

 

— Высокопреосвященный владыка, к сожалению, приходится констатировать, что в этом общении Вы передергиваете определенные факты. Вот, отвечая на вопрос № 11, относительно папы Вы употребляете слово "непогрешимий", не уточняя, что речь идет о его БЕЗОШИБОЧНОСТИ (в укр. оригинале — НЕПОМИЛЬНОСТІ, — прим. пер.), а не БЕЗГРЕШНОСТИ, а это далеко не одно и то же.

Ниже, где о Венеции - неужели Вы сами не чувствуете, что наши люди в далекой стране говорят о родном ОБРЯДЕ, а не о ВЕРЕ?! Зачем же так? И, в конце концов, до каких пор Вы и другие представители МП и УПЦ будете твердить о "разгроме униатами трех православных епархий в Галичине". Откуда взялись эти "униаты", с неба упали, или как? Многие из них до 1989 года посещали эти же храмы. И почему никогда не говорите, что большинство тех галичан, кто не захотел вернуться или перейти в греко-католическую церковь, в настоящее время являются верующими нескольких епархий УПЦ КП и УАПЦ, которые имеют в Вашей области 30% всех религиозных общин (УПЦ – около 2%), искренне считая себя православными?

— Внимательный читатель! Действительно, прошу прощения! Термин «безгрешность» я употребил машинально, как церковнославянский термин, однако не стоит придираться, ведь в моем ответе было понятно, что речь идет не о грехах, а о непогрешимости в вопросах веры. А относительно «Обряда» и «Веры» (о Венеции), то Вы сами должны признать, что это является самым горьким и самым трагичным плодом унии. (Что важнее для православного и римо-католика – обряд или вера?) Относительно соотношения количества верных трех ветвей Православия в Галичине: это как раз и должно быть поводом для Ваших более глубоких размышлений: если всех греко-католиков в 1946 году насильственно перевели в Православие, то почему же сегодня на Львовщине, при наличии 1500 греко-католических приходов, существует свыше 800 (!) православных приходов (в данном контексте о каноничности речь не идет). А еще представьте, какое бы стало соотношение греко-католических и православных общин в нашей области, если бы прекратилось давление на православных, в том числе на УПЦ-КП и УАПЦ, и если бы народ увидел, что представители власти стали нейтральными и перестали публично подчеркивать свою принадлежность к УГКЦ!!! Согласитесь, как минимум, все было бы наоборот. Все это является свидетельством того, что уния является неестественным явлением и была навязана галичанам насильственно. Еще подумайте: почему в Белоруссии и на Волыни (даже на Холмщине и Подляшьи!), несмотря на большие усилия греко-католических миссионеров, унию возродить невозможно. А там она была намного сильнее, чем в Галичине… Вот что такое историческая память!


29. Тарас Гринчишин, Львов

— Владыка Августин, скажите, пожалуйста, намеревается ли УПЦ основывать собственные (украинские) приходы среди диаспоры, в частности в государствах новой трудовой миграции: Испании, Италии, Греции и тому подобное, поскольку приходилось, в частности, слышать о такой миссии о. Николая Макара в Италии?

— В отличие от государств традиционно православных, в странах Западной Европы это делать проще. Однако необходимо определенное согласование с местной церковной властью, нужно учитывать существование там православных приходов других юрисдикций. А вообще-то, этим вопросом занимается Отдел внешних церковных связей УПЦ.


28. Каноничный украинец

— Я снова относительно Диптиха. Место в Диптихе и дружеские отношения епископов это несколько разные понятия. Я думаю, Вы понимаете, что речь идет о статусе церкви, который в УПЦ представлен в виде русского ноу-хау (широкой автономии). Ми знаем про автономные церкви: Синайская, Финляндская, Японская и др. УПЦ в перечне (ДИПТИХЕ) нет ни среди автономных, ни среди автокефальных церквей. Поэтому УПЦ не имея НИКАКОГО отделенного от МП канонического статуса не имеет права называться украинской церковью, и имеет полное право называться российской церковью в Украине, или собором архиереев РПЦ в Украине.

— Если Вы на этом настаиваете, то можете, как каноничный украинец, так называться. Возможно, Вам станет легче. Но я видел бы необходимость дискуссии на эту тему лишь в том случае, если бы такие пожелания выдвинул не соотечественник и единоверец, а кто-то с епископата, богословов или канонистов других Поместных Православных Церквей. Поинтересуйтесь, как они относятся к этой теме.


27. Епископ Владимир Гарбар, [email protected]

— Слава Иисусу Христу. Как Вы относитесь к вчерашнему заявлению Ватикана, что только они являются Церковью, а все другие, кто верит в Иисуса Христа — неполноценные? Чем является Церковь вообще? Кто является Главой Церкви в частности? Благодарю. Божьих Вам благословений.

Августин (Маркевич)— Это меня не удивило. Каждый настоящий католик всегда так считал (ведь чем объяснить создание унии, в т.ч. Берестейской).

В христианском мире есть две главные позиции относительно границ Церкви Христовой, лишь в которой возможное спасение.

1. Традиционные (древнего происхождения): православные, католики, ориентально православные (дохалкидонцы) признают, что границы именно их Церкви совпадают с границами Единой Святой Соборной Апостольской Церкви, где есть полнота благодати, а все другие конфессии находятся вне нее. Относительно Главы Церкви: католики считают, что Христос – невидимый Глава Церкви, а Папа Римский является Его викарием (наместником) для Церкви на земле, то есть Главой Церкви Католической, которая, согласно католической экклесиологии, является единственной полноценной, настоящей Церковью Христовой. Мы, православные, считаем это ересью, потому что в Церкви есть единственный Глава – Христос, и никакого Своего наместника на земле Он не оставлял. Все православные патриархи и митрополиты, которые возглавляют Поместные Православные Церкви, являются их предстоятелями, а не главами.

2. Большинство протестантов является последователями так называемой “теории ветвей”, согласно которой разные христианские вероисповедания – это ничто другое, как ветви единой Церкви Христовой. С точки зрения православных и католиков – это ересь.
В отношении полноценности христианина выскажусь словами святителя Филарета (Дроздова): когда его спросили спасутся ли католики, то он ответил: я не знаю, спасутся ли католики, но я без Православия не спасусь.


26. Андрей

— «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,...» — (Мф 28:19)

Владыка, Христос говорит апостолам о НАРОДАХ, а не о ЛЮДЯХ, как Вы говорите в ответе Захарию. Если нет ни эллина, ни иудея, ни русского, то почему есть Русская Церковь, а не церковь ЛЮДЕЙ? Не путайте ЛЮДЕЙ и не путайте НАРОДЫ, достаточно уже.

— Уважаемый Андрей! Советую Вам внимательнее читать Священное Писание. Например, обратите внимание на такие слова Христа: «…родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1,21), «Иисус, чтобы освятить людей Кровью Своей, пострадал…» (Евр. 13,12). Вообще, не считая частое употребление этого слова в Священном Писании Ветхого Завета, в Новом Завете термин «люди» встречается аж 138 раз. Во многих случаях слова «люди» и «народ» — это синонимы. Нельзя, чтобы избыточные эмоции и неудовлетворение позицией оппонента помрачали здравый смысл.


25. о.Яков

— Благословите! Владыка, какие результаты и итоги работы той богословской комиссии, которую, кажется Вы, возглавляли, по разоблачению и прекращению ереси "старца Леонтия"? Ведь несмотря на таинственность, известен факт, что очень много "леонтьевцев" прижились и утвердились в монастырях МП преимущественно на Западной Украине (например Корецкий монастырь). Раньше было известно, что к этой ереси причастны даже несколько архиереев УПЦ МП западного региона, в частности ВАРФОЛОМЕЙ (Ващук), Архиепископ Ровенский и Острожский.

— Считаю, что выводы Синодальной Богословской комиссии УПЦ по этому вопросу, под которыми подписались как ревностные почитатели Леонтия, так и их резкие оппоненты – удачный документ и должны быть основой для понимания и оздоровления взбудораженной части верующих. Если бы к этой проблеме духовенство и верующие, которые не считают возможным относиться к путешествующему проповеднику Леонтию, даже как к благочестивому православному христианину и воспринимают почитание его как духовное искажение, подходили все-таки с христианскими чувствами, с пониманием, что все православные верующие – это часть Тела Христова и что нужно с любовью и соболезнованием лечить болезни в церковном обществе, то не было бы такого развития ситуации.


24. Олег Киселев

— Приветствую, Владыка! Скажите, пожалуйста, чувствуете ли Вы – архиепископ Львовский и Галицкий Украинской Православной Церкви – давление, вражду или нетолерантность со стороны греко-католиков? Имеете ли контакты с католическими львовскими архиепископами Игорем (Возьняком) и Марьяном Яворским? Как Вы думаете, готова ли УПЦ вести богословский диалог с УГКЦ?

Августин (Маркевич)— К сожалению, до этого времени чувствую, и не только я. Особенно выразительно это адресуется духовенству и верующим в приходах, где доминируют греко-католики. Однако архиепископ УГКЦ Игорь (Возняк) здесь помочь нам не в состоянии (?). С католическими владыками имею отношения доброжелательные, нормальные.


23. Уверовавший, 33 года

— Уважаемый епископ. Меня зовут Богдан. По традиции мои родители крестили меня в Православной Церкви. Когда я стал взрослым, у меня возникло желание приблизиться к Богу. Этого я искал в проповедях православных священников, на протестантских собраниях, на католических богослужениях. Я пришел к выводу: Православная Церковь наиболее искренняя в вопросе как прийти к Богу. НО меня сильно смущает следующее: на приходах вашей церкви поощряются разные суеверия, проповедуется политика, распространяется разного рода политагитационная литература, создается невообразимый культ "батюшки" и все это вместо проповеди основ веры и огромного богословского наследия нашей Церкви. Это я видел во многих приходах нашей Церкви. Должно ли быть так в Церкви Христовой?

— Ваш вопрос перекликается с вопросом о. Ярослава (№16). «Свято место пустое не бывает!» Ведь Вы в 33 года должны помнить, каким было духовное состояние и уровень катехизации общества в Советской Украине. Прослойка религиозно образованных людей была совсем незначительной. А затем – свобода, неожиданная, необычна, из-за этого – бессистемность, мешанина, недостаточная организация эффективной миссионерской и катехизической работы в Церкви (ведь был разрыв традиций и практики). Люди получили возможность утолять голод чем придется. Потом привыкли к духовному суррогату. Это обычно, не просто проблема – это беда! Нужно преодолевать ее всем миром: духовенству вместе с сознательными, образованными, активными мирянами.


22. Василий

— Скажите, пожалуйста, почему в церкви на Короленко большинство украинцев и среди священников и среди прихожан не могут быть на службе Божьей с украинским акцентом с чтением Апостола и Евангелия на украинском языке. Почему Вы лично запрещаете проповедь священникам на украинском языке? Согласитесь это смешно, – когда со страшным акцентом украинец украинцу проповедует на русском ради "принципиальности" одного владыки. Кому это нужно? Даже в Почаеве с этим проще. Я надеюсь, что за этим нет имперских планов и подобных глупостей. Но умоляю Вас Владика – дайте украинцам чувствовать себя нормально. Благодарю.

— Свято-Георгиевская церковь была русскоязычной в послевоенное время и к началу 90-х годов, единственная на весь Львов! Такой она и должна остаться в дальнейшем. Еще в начале моего служения власть по моей просьбе дать помещение под кафедральный собор или выделить земельный участок для его строительства, в частности из-за того, что я, как правящий архиерей Галичины, должен служить с галицким произношением и по местной традиции, ответила: а вы служите поочередно в этом храме: один день с киевским произношением, а второй – с галицким. Интересно, правда? Уже прошло 15 лет, а собора нет. Львовские православные галицкого происхождения должны иметь кафедральный собор, которого их лишили. Правда у нас есть маленькая деревянная церковь на Сихове, но ей тоже не дают возможности перестроиться.

Относительно проповеди. Лично я проповедую исключительно на украинском с самого начала (1992 год). Священникам ни разу я не запрещал проповедовать на украинском, но запрещать проповедовать на русском тоже не буду. Каждый должен действовать по своей совести. А власть только и хочет того, что вы предлагаете: тогда отпадет вопрос о необходимости кафедрального собора.


21. Степан Мельник, православный

— Высокопреосвященнейший владыка, относительно Вас несколько лет назад звучала информация, что Вы сторонник идеи предоставления УПЦ статуса каноничной автокефалии. Правдива ли эта информация? И как Вы сейчас относитесь к этой идее?

Августин (Маркевич)— Еще 10 лет назад, выступая, как Глава Богословской комиссии, на эту тему на соборе УПЦ в Киеве при участии архиереев, духовенства и мирян, я сказал приблизительно следующее: «Предлагаю обсуждать вопрос дальнейшей судьбы канонического статуса нашей Церкви не с точки зрения целесообразности или нецелесообразности автокефалии, а трезво, реально оценить ситуацию, возможно ли это сделать в ближайшее время без появления нового раскола, только с другими мотивами». После этого разговор перешел в другое русло. Мы пришли к выводу: большая часть православного народа настолько разочарована и возмущена методами и последствиями филаретовской кампании за получение автокефалии в 1991-92 гг., что, положившись на волю Божью, эту тему нужно отложить. За 10-15 лет ничего, кроме еще большего разочарования, не изменилось, поэтому и моя позиция остается прежней.


20. свящ. Николай

— Слава Иисусу Христу! Благословите Владыка!

Прошу Вас, как главу синодальной Богословской комиссии все-таки прокомментировать историко-каноничную декларацию УПЦ КП.

Дело в том, что история знает много случаев, когда РПЦ грубо ошибалась: это и решение Московского собора о перекрещивании католиков, не признание сана католических клириков до 1946 года. Отсюда второй вопрос: если не имеет в регионе общины РПЦ, а есть УПЦ КП и УГКЦ, то где православным, которые волей судьбы, очутились в таком регионе, удовлетворять свои религиозные потребности?

—На этот вопрос я уже ответил. Что касается ситуации с отсутствием каноничной церкви: а что бы Вы делали, если бы в Вашем районе не было ни общин УПЦ КП, ни УГКЦ, а только протестантские (скажем, баптисты и пятидесятники)? Или Вы сами хотите определять, с какими общинами, которые находятся за пределами Святой Православной каноничной Церкви, допустимо вступать в молитвенное и евхаристийное единение?


19. Orthodox

— Объясните, пожалуйста, в чем суть конфликта между Вами и владыками Всеволодом и Илларионом. Россияне, душпастырем которых являетесь Вы (простите, может среди них есть также и русифицированные лица других национальностей), всегда были и будут меньшинством во Львове, а эти владыки приехали, чтобы служить для своего родного народа на своей земле на своем языке и в каноничном единстве со Вселенским Патриархом, не так ли?

— Уважаемый Orthodox! Прошу принять во внимание, что русские являются частью общины Свято-Георгиевской церкви в г. Львове, наряду с другими (в т.ч. коренными галичанами). А во Львовской епархии есть 62 прихода от Карпат к Волыни, большинство сельских. Чтобы оценить степень их русификации, советую посетить. Возможно, убедитесь, что Вы ошибаетесь. А суть проблемы, связанной с нарушением архиерейской присяги и элементарных церковных правил поведения архиерея в другой епархии, в частности, Высокопреосвященнейшего архиепископа Всеволода и Преосвященнейшего епископа Иллариона, изложенная в моем «Обращении к Предстоятелям Поместных Православных Церквей» от 15.06.2006 г.


18. М.М.

— Приходилось общаться с одним православным верующим интеллигентом. Он сказал, что ни за что бы не сел за круглый стол богословских дискуссий с католиками, а именно по той причине, что католики победили бы в дискуссии. И вообще, если ведутся подобные мероприятия, то только на уровне икономичных различий, но речь о ФИЛИОКВЕ или о примате папы фактически почти не нарушается. Возможны ли в действительности такие встречи во Львове? Что Вы думаете по этому поводу?

— Я не считаю лишними такие встречи. Наверное, это будет целесообразным и конструктивным немного позже, когда будут урегулированы острые межконфессиональные проблемы.


17. Украинец

— Меня поразило заявление епископату Украинской Православной Церкви относительно Псевдо-Собору 1946 г. Неужели владыки и все остальные, кто подписался под таким документом, в действительности верят, что греко-католические епископы были арестованы за сотрудничество с фашистами? Неужели они живут советской эпохой, не зная о том, что давно уже обнародовано многих новых документов и исследования об этих годах? Как можно петь анафему в первое воскресенье Великого поста своим братьям, которые тоже верят у Иисуса Христа, имея те же службы и таинства? Разве это не мракобесие (прошу прощения за высказывание)?

— На этот вопрос я отвечал п. Александру Ермееву.


16. от. Ярослав. Киев

— Благословите, владыка!

Я постоянно, ежегодно, посещаю выставки православной книги в Киево-Печерской Лавре. И по моему мнению, из года в год ситуация ухудшается. На последней я не нашел произведений Василия Великого (?!), очень мало Иона Златоуста (один экземпляр), о Максиме Исповеднике вообще никто не слышал. Зато разного рода брошюр, наподобие: «Записки старца Антония», «Батюшка Серафим - Мысли о вечности» и др. - множество. Я уже не говорю о содержании и языке тех книжечек, в большинстве которых красной полосой проходит идея Единой и Неделимой, идеи величия всего русского и ничтожества всего нерусского, Третий Рим, неразлучность трех братских славянских народов, общая история и т.д. По моему мнению недопустимо лишать украинский православный люд творений Великих Учителей Церкви и подменять подлинное учение о спасении какой-то низкопробной писаниной, которая вагонами прет с северного востока. Зачем это делается?

— Однозначно, нехватка свято-отцовской литературы при современных условиях – это нонсенс. Касательно литературы, так сказать, духовно-популярной, то она тоже имеет право на распространение. Однако, на мое усмотрение, здесь нужная и цензура, и разъяснительная работа о приоритетах в тематике церковно-духовной литературы. Очень важно поработать с издателями, потому что от них это тоже очень зависит. На эту тему также есть интересная статья «Осторожно: “духовная литература”» в журнале «Живой родник» за июнь этого года.



15. Анатолий Бабинский, магистр богословия


— Слава Иисусу Христу!

1. Не так давно УПЦ КП выпустила в свет свою «историко-каноничную декларацию». Со стороны УПЦ почти никакой реакции не было (не учитывая двух-трех слабых комментариев на отдельные пункты). С одной стороны понятно, УПЦ не собирается реагировать на Декларацию, поскольку это означало бы начало диалога. Но с другой стороны Документ УПЦ КП, невзирая на все недостатки, содержит моменты, которые опровергнуть или отрицать будет не то, что тяжело, но и невозможно. Это, по моему мнению, ставит УПЦ в ситуацию, что в ряде противоречивых вопросов правда оказывается на стороне УПЦ КП... Не считаете ли Вы важным все же вступить в диалог относительно тем той же Декларации?

Августин (Маркевич)— Комментировать эту Декларацию сложно. По моему мнению, работа диакона Александра (Лесенка), в настоящее время архимандрита, «Почему раскольнические группировки в Украине называются неканоничными. Историко-каноничный анализ», которая вышла два года назад, наперед дает ответы на ключевые вопросы этой Декларации. Советую также ознакомиться со статьей Екатерины Щеткиной в газете «Зеркало недели» (№ 18 от 12 мая 2007 года), об этом документе. Обратите внимание: не богослов, а поняла, о чем идет речь и для чего выпустили Декларацию! Думаю, что Синодная комиссия УПЦ по каноническим вопросам еще даст оценку этой Декларации, если же будет необходимость и благословение Священноначалия, я готов проработать этот документ составом Синодной Богословской комиссии.

2. После 17 мая в Православном мире имеет место очередной каноничный беспорядок. В 1971 году, предоставив автокефалию ПЦ в Америке, МП также предоставила ей соответствующую каноничную территорию. Приходы МП в Америке подчиняются викарию-епископу Зарайскому. Сегодня же на «каноничной территории» ПЦ в Америке Московская Патриархия имеет также свои епархии — РПЦЗ. Понятно, что в Америке православных деноминаций много. Но с точки зрения Москвы, которая признает за ПЦ в Америке каноничную территорию, наличие этих русских епархий является, возможно, пренебрежением канонов, которые сама же громко отстаивает. Но в украинских реалиях такая форма была бы все же приемлемой: та часть верных и клира, которая хочет автокефального строя УПЦ, имела бы его, другая часть — была бы подчинена в форме Экзархата МП. Таким образом все украинцы будут находиться в единстве со своими братьями в Сербии или Греции, но в той форме, которую считают приемлемой. Как Вы относитесь к возможности существования двух каноничных православных юрисдикций в Украине?

— Об этом я уже тоже сказал.

3. Руководству МП деятельность тов. Каурова и Ко нравится (орден дали), а в УПЦ?

— Об этом я уже сказал.

4. Получение Автокефалии Поместными Церквами воспринимается как праздник. Ее празднично отмечают в юбилеи, приветствуют другие Церкви с получением автокефалии. Следовательно, это событие большое и радостное. Почему же ведется кампания против автокефалии УПЦ?

— Я уже немного касался этой темы. Украина – по ментальности, мировоззрению – особенное, сложное государственное образование: это не Грузия и не Сербия (Галичина — Крым). Сегодня, когда в Украине еще не преодолен православный раскол, затрагивать вопрос о каком-то другом статусе УПЦ – это то же, что убеждать центральную, восточную и южную часть Украины в необходимости немедленного вступления в НАТО.

5. Я, будучи юным студентом одного из львовских Вузов, посещал библиотеку при Вашей Святогеоргиевской церкви. Мне нравились произведения о. А. Меня и однажды, спросив, нет ли их в Вашем книгохранилище, выслушал от присутствовавших сотрудников епархиального управления «на чем мир стоял» об этом «проклятом еретике». Тогда я вышел потрясенный и не понимал в чем дело. Я столкнулся с таким явлением, которое потом еще встречал в МП — «православным сектантством» (красивым примером сейчас является несколько тезисов епископа Диомида об ИНН, экуменизм и так далее). Как на ваш взгляд, не отвращают ли такие вещи от Вашей Церкви многих людей, которые должны быть православными не по вере, а по идеологии?...

Благодарю!

— Прошу Вас сначала ознакомиться с оценкой диакона Андрея Кураева деятельности отца Александра Меня, а затем продолжим разговор на эту тему. Благодарю за толерантность и культуру в общении!


14. Игорь, г. Львов, [email protected]

— Ваше Высокопреосвященство!

Объясните, пожалуйста, признает ли УПЦ действительность и важность церковных таинств и благословений, которые осуществляются в УГКЦ?..

Если да, то почему в храмах возглавляемой Вами епархии нередко можно увидеть вывески или услышать устные разъяснения священнослужителей о неблагодатной всего, что делает УГКЦ, потребности повторного принятия Таинства Крещения и т.д. и т.п.

Если нет - то не противоречит ли это соответствующим согласованием и договоренностями между мировым Православием (в частности и РПЦ) и Католической Церковью?

Также, будьте добры, сообщите, пожалуйста, посылали ли Вы приглашение архиепископу Игорю /Возьняку/ на участие в праздновании Вашего юбилея.

Искренне благодарю за возможность общаться с Вами!

— Как известно, в 1946 году, греко-католики вошли в лоно Православной Церкви без повторного крещения и миропомазания, то есть по чину Покаяния. Но это не означает, что греко-католики находятся в лоне Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, то есть в полноте благодати, от которой они отпали из-за разрыва с Вселенским Православием. Относительно современной ситуации, то свою позицию я изложил в ответе на вопрос Гали (№8). Готовый обсудить этот вопрос с вами на личной встрече.

Незадолго до празднования дня памяти блаженного Августина я имел личное общение и с Главой УГКЦ кардиналом Любомиром Гузаром, и с Львовским архиепископом Игорем Возняком. Они поблагодарили за приглашение и объяснили, что в этот день должны быть вместе со всеми другими епископами УГКЦ за границей. Вчера, во время нашей встречи на официальном мероприятии в г. Львове, архиепископ Игорь поинтересовался у меня, как прошли торжества в нашей епархии.


13. от. Константин

— Благословите Владыка. «Россия является последней опорой для украинского Православия», «Мы ожидаем шагов со стороны России – как отряд, который ожидает команды ринуться в бой». Из Вашей речи на Всемирном русском народном соборе в Москве 4 апреля 2006 г. Ваши комментарии.

— Фразы в кавычках – не цитаты с моего выступления, а неудачные, перекрученные парафразы. Речь тогда шла о современном моральном и духовном состоянии общества на постсоветском пространстве. Я призывал своих братьев-единоверцев, — не только русских, — а всех православных, сообща противостоять усилиям антихристианских сил, направленных на то, чтобы разрушить, уничтожить православную самобытность. «Отрядом» для интересов России я себя не называл, а было высказывание о том, что все здоровые силы должны быть единым смелым отрядом в этом духовно-апокалиптическом противостоянии, никакой политики в выступлении не было


12. Каноничный украинец

— Ваше Высокопреосвященство, Благословите!

У меня несколько вопросов.

1. Знаете ли вы что: в диптихе такой церкви как УПЦ не существует. Следовательно, разговоры, что мы украинская церковь и таблички на храмах – это обман, а отец лжи – дьявол. Почему не сказать правду – мы есть российская церковь в Украине и не морочить людям голову.

2. Знаете ли вы что: Автокефалия неминуема для такой страны как Украина.

3. Думающие люди понимают, что вы и часть епископата УПЦ МП исполняете спецзадания Кремля (подобно десанту) по недопущению образования в Украине Единой Поместной Церкви.

Дорогой владыка, может вы и безразличны к Украине и к судьбе украинского народа, но помните, что число небезразличных растет в обществе, даже среди клира и прихожан УПЦ МП. Простите за резкие высказывания.

— Если название нашей Церкви – УПЦ неправдивая, то почему только ее, единственную в Украине, признают и уважают все без исключения Поместные Церкви, их представители принимают участие в праздничных богослужениях в Киево-Печерской Лавре, приглашают Блаженнейшего Митрополита Владимира к себе? При чем тут таблички? Очень жалко, что, хотя Вы себя и называете «каноничным украинцем», из Ваших реплик и упреков видно, что Вас волнует все, что угодно, только не то, как спасти свою душу в современном разделенном и взбаламученном обществе.


11. Странник

— Владыка! Каково Ваше отношение к известному изречению архиерея Виленского и Литовского Иосифа (Семашко): «Народ униатский, за весьма малым исключением, столь же православен, как и до обращения его в Унию. И будет православным, скоро лишь пастыри его станут православными»? Актуально ли оный сегодня?

— Это выражение полностью отвечало действительности в его время. Митрополит Иосиф (1798-1868) жил тогда, когда в народе сохранялась память о его (народа) православных корнях, и он был обременен насильственно навязанной ему унией. Кроме того, в то время униаты были притесняемы и очень унижены римо-католиками, так что среди униатов, в том числе среди духовенства, существовало недовольство унией. Сегодня это выражение также может быть приемлемым для западной Украины, хотя с определенными предостережениями. Большинство теперешних униатов (мирян) не обладает глубоко основами веры, некоторые с удивлением узнают, что, например, римский папа подсуден никакому суду церковному и является абсолютно непогрешимым в вопросах веры. Они знают об этом в общих чертах, но когда простому верующему человеку объяснить эти основы его веры, он часто смущается. Сегодняшнее униатство есть очень пестрое и весьма политизировано.

Некоторые униаты действительно в душе, так сказать, генетически, православные. Об этом свидетельствует рассказ священника из Венеции. Когда он спросил многочисленных греко-католиков, наших работников, почему они, проходя несколько римо-католических храмов, приходят именно к православному, то они ответили, что им здесь все ближе, все родное: литургия, напевы, традиции. Однако, значительная часть греко-католиков все-таки тяготеет к Риму.


10. Мирослав

— Преосвященный Владыка! Вы наверное читали на сайте Украинской Православной Церкви воспоминания владыки Ионафана (Елецких) о Филарете и Евгении Петровне Родионове. http://orthodoxy.org.ua/uk/tserkovni_hroniki/2007/06/11/8457.html

На мой взгляд, это не делает чести ни владыке Ионафану ни иерархии Православной Церкви вообще. Если все кандидатуры епископов утверждались Политбюро КПСС и КГБ, то о какой каноничности РПЦ (или УПЦ) может идти речь? КОГДА ПАСТВА ДОЖДЕТСЯ ПОКАЯНИЯ СО СТОРОНЫ ИЕРАРХИИ?!

— В воспоминаниях владыки Ионафана, насколько я помню, нет категоричного утверждения, что ВСЕ кандидатуры архиереев утверждались в Политбюро и КГБ, в противном случае, получается, что и он сам, говоря вашим языком «неканоничный», чего он даже в мыслях не мог допустить. Более того, он объясняет провал Денисенко на выборах патриарха именно тем, что его СВЕТСКАЯ власть не поддержала! Если бы все кандидатуры утверждались в КГБ, а Денисенко, по словам Владыки Иоанафана, имел с ними хорошие отношения, то он стал бы патриархом, однако, этого не произошло. Так что предлагаемая вами концепция о якобы неканоничности епископата не отвечает реальной картине того времени. Следовательно, и вопрос о покаяния всей иерархии с ссылкой на указанную вами информационную базу является неуместным.

Что касается моральной темы, я считаю, что для церковного осуждения бывшего митрополита Филарета было достаточно каноничных нарушений, а потому рассмотрения вопросов его нравственности, учитывая прошлое и имеющуюся ситуацию, можно было избежать. Но это мое личное мнение.

Это получается так, что большинство тех людей, которых в свое время назначила атеистическая власть с целью развала Церкви вообще, и их воспитанники до сих пор руководят в УПЦ?! Тогда получается парадоксально, но, Филарет Денисенко поступил правильно, что он отсоединился от такого епископата?

— Если руководствоваться Вашей логикой, то и он был поставлен КГБ, но тогда он «отсоединялся», как вы выразились, очевидно, руководствуясь другими мотивами, а не в виду связи кого-то с КГБ.

Как объяснить это православному народу? Как простому человеку разобраться в этом всем? А униаты тогда вообще получается чистые и только мученики? Ведь я видел своими глазами анкеты-бланки, которые каждый православный иерей должен был заполнять и отчитываться о деятельности «невоссоединенных» священников его прихода? И Вы еще удивляетесь, почему православие непопулярно на Западной Украине? По моему мнению ПОКАЯНИЕ – это единственный путь, который возвысит УПЦ в глазах большинства людей... Что Вы думаете на этот счет?

— Для того чтобы объяснить все это простым людям, нужно внимательно читать обнародованные Синодом УПЦ документы, в которых вся история с Денисенко обстоятельно изложена. Что касается «популярности» у нас Православия, то я никогда не считал и не считаю, что оно является бесперспективным! Если говорить, в общем, о контактах духовной и светской власти, то нужно начинать говорить об инвеститурах в средневековой католической Церкви и вспомнить султанские фирманы для православных патриархов в Османской империи, об использовании западными спецслужбами современных сект для прикрытия своей деятельности во многих странах. Поэтому решительно не могу согласиться с Вашей оценкой последствий контактов некоторых священнослужителей с советскими спецслужбами.

Во-первых, инициаторами этих контактов не были православные священники. Во-вторых, если Вы сравниваете православных с униатами, то почему Вы замалчиваете известные факты контактов униатов с той же советской властью и в особенности с фашистами? Достоверно известно, что униаты сотрудничали с фашистами добровольно. В годы первой мировой войны католики способствовали заключению православных верующих в концлагерь Талергоф. Почему же их никто не призывает к покаянию? Ответ на этот вопрос один: сегодня политически выгодно замалчивать факты о преступлениях католиков, униатов и выделять определенные факты с истории Православия. Но всего пятнадцать лет назад все было по-другому! А тогда предлагали каяться униатам, а не православным…


9. Игорь

— Владыка! Скажите, пожалуйста, какими Вы видите перспективы развития Православия на Львовщине? Каким именно образом можно представить Православие в позитивном свете? Мне, как верующему человеку, очень больно, что люди видят в Православии только «обрусение», не зная агиографии, мистики, богословия, аскетического опыта. Ведь для рядового человека в принципе безразлично, какая конфессия, но борьба против Православия, как и против Католицизма – это борьба против христианства в целом. Как объяснить обывателю, что Киевский Патриархат – это сборище без благодати, которое не имеет действенности св. Таин?! Так как для католиков является важным единство с папой римским, так же и для православных важно единство со всеми поместными православными церквами. А филаретовщина – это порождение постсоветского периода, который должен уйти в прошлое?

— У Православия на Западной Украине большое и славное будущее. Оптимизма мне добавляют слова Тертуллиана, не один раз подтвержденные историей: кровь мучеников – семена христианства! Галицкая земля в прямом понимании слова напоена кровью невинно убиенных святых, слезами гонимых католиками и униатами наших верующих. Я верю, что эта духовная почва принесет добрый плод. Православие не нужно показывать, представлять положительно, оно все позитивно: его история, его богословие, его святость – нужно только отделить политику от веры.


8. Галя

— Преосвященный Владыка Августин! Объясните, пожалуйста, почему Православная Церковь Московского Патриархата не признает св. таинства Крещения, которое было осуществлено священнослужителями других юрисдикций?

— Украинская Православная Церковь признает крещение в тех случаях, когда оно осуществлено 1) во имя Святой Троицы и 2) с троекратным погружением в воду. Однако когда речь идет о группировках, которые не просто отошли от единства с Вселенским Православием, а еще и враждуют против своих единоверцев, сознательно и целеустремленно вредят Святой Церкви, в истории были такие случаи (в той же Греции), когда такое крещение не признавалось. Именно этим мотивируется и позиция УПЦ касательно крещения, совершаемого, в частности, в филаретовском расколе. Это не является прецедентом в православном мире.


7. о. Тарас Петруняк, настоятель общины Рождества Христова (Малага, Испания) Митрополия Испании и Португалии (Вселенский патриархат),[email protected]

— Ваше Высокопреосвященство!
Могли бы Вы прокомментировать письмо православных верующих Крыма к Его Святости Патриарху Алексию II, от 2 июля 2007 года.

 

Согласны ли Вы с тем, что «тлетворные зерна раскола прорастают в УПЦ и дают свои плоды»?

Действительно ли Владыка Лазарь пренебрегает религиозными чувствами верующих: назначая в храм священников из Западной Украины? Об отстаивании каких интересов РПЦ в Украине можно говорить, ведь Украина – это каноническая территория Украинской Православной Церкви?
Р.S. Всегда думал, что Владыка Лазарь промосковских взглядов, но в данном случае склоняю голову перед ним.

Августин (Маркевич)— Содержание и тон письма напоминают мне претензии и обвинения Галицких «ура-патриотов» относительно канонической Православной Церкви, которые раздаются в нашем крае с конца 80-х годов прошлого века, только с противоположным знаком. Таковы современные реалии в политической, общественной и религиозной жизни Украины. Конечно, каждый имеет право выражать свое виденье путем перестройки нашего государства, однако при этом нельзя претендовать на роль церковного собора или другой высшей инстанции и навязывать свой способ мышления и действий другим. Что касается претензий к духовенству («свой – чужой», «хороший-плохой» и тому подобное): я не слышал конкретных обвинений, которые должны были бы обеспокоить православных верующих. Церковно-мыслящий человек не будет определять качество служения священника, исходя только из того, какого он происхождения или из какого он региона, а по тому, какой он ведет образ жизни, что он проповедует, к чему призывает, как перестраивает приходскую жизнь, как относится к «внешним» (тем, кто вне Церкви), то есть как он ведет свою паству к Царству Небесному. К сожалению, как я сказал в начале, такова современная жизнь в Украине: в Крыму – одно, на Галичине – другое.

Кроме того, я советовал бы вам почитать заявление, с которым выступила пресс-служба Симферопольской и Крымской епархии относительно «притеснения русских священнослужителей».


6. Ростислав Мартынюк, верный РПЦ

— Владыка Августин. Благословите!

1. Меня тревожит ситуация в двух епархиях: Белоцерковская и новообразованная Старобильская. Почему владыка Митрофан очутился в Белой Церкви, где его предшественник, и почему заменили благочинного кафедрального Собора? Не является ли саботаж епископа Пантелеймона на Луганщине отзывом «великорусской фронды» крымских православных (жалобы Патриарху Алексию на украинское происхождение священника)?

— Я не являюсь членом Священного Синода Украинской Православной Церкви и растолковывать решение Священноначалия по таким вопросам не берусь, к тому же даже делать предположение было бы не корректно. Позволю себе только отметить факты. 1. Преосвященный епископ Серафим, бывший Белоцерковский и Богуславский, согласно его просьбы, выведен за штат. Наверное, Владыка пришел к выводу, что, находясь в великой схиме, которую он принял добровольно ранее, в критический момент своей жизни, не просто полноценно выполнять обязанности Управляющего епархией, на которую его назначил Священный Синод. 2. Высокопреосвященнейший архиепископ Митрофан, Управляющий делами УПЦ, викарий Киевской митрополии, возведен в должность Правящего архиерея в городе Белая Церковь – ближайшая к Киеву епископская кафедра, что будет способствовать эффективному выполнению обязанностей Правящего архиерея и Управляющего делами УПЦ. 3. Правящий архиерей, как правило, является настоятелем кафедрального собора, поэтому и ключаря, и благочинного он назначает по своему усмотрению. Это распространенная практика, которую духовенство воспринимает как полное и беспрекословное право епископа. 4. Что касается «саботажа» Преосвященнейшего епископа Пантелеимона: Вы, наверное, этим словом называете неприятности, связанные со спекуляциями из-за неопределенности юридической принадлежности новопостроенного кафедрального собора? Считаю, что храм Божий должен принадлежать Церкви, а не кому-то другому, даже если это благотворители или строители. Владыку Пантелеимона назначили на вновь созданную кафедру, очевидно, как епископа, который до служения на Винничине аж 9 лет нес послушание наместника знаменитой Глинской пустыни на Сумщине, на границе с Россией, и имеет опыт строительства и перестройки церковной жизни, а также ориентируется в местных особенностях и региональных проблемах. Пусть Бог ему поможет!

2. Имеет ли полномочие УПЦ МП создавать на своей канонической территории Экзархаты? Не время ли выделить Крымскую епархию и две Закарпатских в отдельные Экзархаты УПЦ? (О. Андрей Дудченко ответил: А для чего это нужно? А мне интересно: ИМЕЕТ ЛИ ПОЛНОМОЧИЕ и если "нет", то ПОЧЕМУ?)

— Экзархаты, как известно, создаются в границах только патриархатов. Если вести речь об Украинской Православной Церкви, то нужно иметь в виду, что вновь созданный Экзархат должен был бы очутиться за ее границами. Учитывая, что Экзархаты создаются по национально-региональному принципу (как и автономия), то нужно признать, что такой потребности наши епархии не имеют. Однако если бы такая необходимость возникла, то, без сомнения, нашелся бы и механизм ее реализации.

3. Какой все-таки канонический статус УПЦ МП? Не автокефалия, не автономия. Экзархат, НАЗВАНИЕ которого (статьей №1 в положении о УПЦ) "упразднена" и внедрена УПЦ?

— Официально статус УПЦ прописан в Уставе МП. В нем говорится, что Украинская Православная Церковь имеет самоуправление с правами широкой автономии. То есть, УПЦ имеет статус выше автономии.

4. Возможно ли «упразднить», например, название Одесская епархия и назвать ее Одесская Православная Церковь, а ее митрополиту дать статус Блаженнейшего?

— Епархии могут изменять свой статус только на тот, который предусмотрен уставом Церкви. Выше епархии находится Экзархат. Это объединение нескольких епархий. Следовательно, епархия не может быть Экзархатом, не говоря уже о чем-то другом.

5. Как Вы относитесь к награде РПЦ господину Каурову?

— Патриарх, как и президент, как известно, решает сам, кого награждать. Обычно, это делается за небольшим исключением, на чье-то ходатайство за определенные заслуги, в том числе благотворительность, содействие катехизации, социальное служении Церкви и тому подобное. Давать оценку решению Священноначалия не могу и не хочу.

6. Возможно ли вернуть канонические территории Киевской митрополии в Польше в состав УПЦ? Нужна ли автокефалия Польской Православной Церкви – обломка Киевской?

— Польская Православная Церковь входит в семью православных Поместных Церквей и отвечает всем требованиям, которые ставятся к ним, в том числе она отвечает принципу поместности. Поэтому в имеющейся политической и церковной ситуации такая постановка вопроса является неуместной. Я уже не говорю о том, что Ваш вопрос является оскорбительным для Полноты Польской Православной Церкви. Можете это проверить, обратившись с таким вопросом к православным полякам.

7. Почему не служат в храмах УПЦ МП на русском языке? КАК Вы относитесь к перспективе создания церковно-русского и церковно-украинского языка?

— Ни русский, ни украинский язык не имеет установившейся церковно-богословской терминологии, не существует ни одного удовлетворительного перевода богослужебных текстов, в том числе сделанных в филаретовском расколе. Создание церковно-русского или церковно-украинского языка может превратиться в очередной суржик. Господь подарил славянам церковный язык, понятный для всех славян, который объединяет, подарил его через равноапостольных Кирилла и Мефодия, которых мы уважаем как святых. Молитесь Богу на этом языке, благодарите за все и не изобретайте «колесо».

8. РПЦЗ я искренне считал раскольниками. Ужасался, когда русских раскольников без покаяния пускали в Серафимо-Дивеевскую пустыню. Теперь говорят: то был не раскол, а РАЗДЕЛЕНИЕ (потому что свои, русские?) А мне теперь кажется, в Украине, не раскол, а РАЗДЕЛЕНИЕ. Можно ли так относиться к проблеме УПЦ КП? Или не «своевременно»?

— Нельзя сравнивать ситуацию в России с Зарубежной Церковью и в Украине с УПЦ – КП. В то время в России была такая ситуация, что даже слово «раскол» к ней не подходит. Там была другая мотивация разделения. Речь шла о чистоте веры и об угрозе вмешательства в церковную жизнь антицерковной власти. А когда образовался раскол УПЦ – КП – разве шла речь о чистоте веры? Напротив, здесь раскол реализовывался под политическими и псевдопатриотическими призывами при поддержке и использовании власти.

9. Знаете ли Вы Господню молитву и Символ Веры на белорусском языке? Такая же ли фатальная ситуация с белорусским языком у БПЦ? Существует ли белорусская православная традиция отдельная от московской и украинской?

— Тексты Молитвы Господней и Символа веры на белорусском языке почти тождественны украинским. Я пользуюсь переведенными на белорусский Священным Писанием и Молитвословом и имею еще некоторые церковные книги на этом языке. Дважды в год посещаю Беларусь и общаюсь с соотечественниками по-белорусски. Белорусская православная традиция ничем не отличается от украинской или российской. А вопрос об использовании белорусского языка в богослужении в Беларуси сегодня не является актуальным.

10. Возможно ли «дерусифицировать» произношение в церковнославянской службе? Есть ли львовский опыт для этого? Очень режет ухо простречивое русское «аканье» и такое же украинское «гэ-кание», которые встречаются во всех наших приходах.

— Я бы не спешил делать обобщения, сомневаюсь, что вы побывали во всех приходах нашей Церкви. Еще никогда приказное введение инноваций в богослужение не давало позитивных результатов. Что касается чистоты произношения церковно-славянского языка, то за этим должны следить настоятели храмов. Касательно украинского «гэ-кания» должен заметить, что в церковно-славянском языке не существует звука, тождественного русскому [ґ] и даже в современном русском языке в словах Бог и Господь должно произноситься украинское [г]. Так что ухо режет скорее [ґ -экание]. Московский извод церковно-славянского языка – это не русский язык, как и киевский – не украинский.

11. Любимый храм в Киеве?

— Хрестовоздвиженская церковь и Трапезная церковь Киево-Печерской Лавры, где меня рукополагали на епископа. В этих храмах мне в особенности легко и уютно молиться.


5. Дмитрий

— 1. Какие вы видите перспективы развития каноничного Православия на Галичине? Будет ли УПЦ оставаться в тени четырех галицких «гигантов» УГКЦ/РКЦ/УПЦ-КП/УАПЦ как небольшая миссия на «враждебной территории», сможет ли со временем сравняться с ними или даже опередить, стать доминирующей конфессией в регионе?

— Исторически судьба святого Православия в западной Украине в течение последних шести веков зависела от политической ситуации. При господстве польских королей была насильственно внедрена уния, потом вместе с изменением политической ситуации стало возрождаться Православие. Последние 15 лет в регионе доминируют антиправославные политические силы. Если не будет политического преследования православных, то перспективы развития Православия в нашем регионе, по милости Божьей, неплохие. Давление на православных верующих не может продолжаться безгранично. Украина рано или поздно будет вынуждена реально обеспечить права всех своих граждан на свободу совести, а значит, и права православных.

2. Сохраняются ли в приходах Львовской епархии региональные литургийные особенности (речи богослужений, напевы)? Как вы относитесь к возрождению киевского извода церковнославянских допетровской суток вместо нынешнего московского извода в УПЦ в целом, и в частности в Галичине и других западных епархиях?

— Хранится и возрождается. Я считаю, что это должен быть естественный процесс, без принуждения. Хотя это, понятно, не будет тот же извод допетровской эпохи, потому что никто, кстати, не знает, как звучал в древности церковно-славянский язык.

3. Проводится ли миссионерская деятельность среди римо-католиков и греко-католиков? Есть ли, по вашему мнению, потребность в этом?

— Наше миссионерство на Галичине является особенным, потому что духовенство и верные должны своей личной жизнью и примером свидетельствовать окружающим об истинности Святого Православия. Хотя мы используем каждую возможность рассказать об истине Христовой и показать величие и красоту Православия.

4. Как вы считаете, что могло повлечь слухи о переходе митрополита УПЦ-КП Андрея (Горака) в УПЦ? Есть ли в регионе какие-то реальные перспективы возвращения епископов/священников/приходов УПЦ-КП и УАПЦ в УПЦ, или о таком не следует и мечтать?

— Не пристало архиерею обсуждать слухи. Каждый может покаяться и вернуться в лоно Церкви. Раскол, как раны на Теле Церкви, в отличие от ереси, питает внутреннюю, естественную слабость к заживлению. Поэтому рано или поздно он должен исчезнуть… Одному Богу известно, как, каким образом это произойдет.

5. Как вы относитесь к деятельности «Союза православных граждан Украины» В.Каурова? Это официальное православное братство УП, или политико-религиозная организация, которая не имеет отношения к УПЦ? Потому что на Киевщине священники УПЦ зовут их «раскольниками» и «клоунами», а в Москве В.Кауров получает официальные награды Московской Патриархии.

— В отличие от церковных братств, которые являются религиозными организациями, регистрируются при согласии церковной власти и должны все делать с благословения Священноначалия, «Союз православных граждан Украины» является общественной организацией и действует самостоятельно, формально не нуждаясь в согласовании своей программы и деятельности с церковной властью. Хотя, по моему мнению, действительно верующий человек должен советоваться с духовником, настоятелем, архиереем (в зависимости от уровня своей деятельности), стоит ли это делать, правильно ли он поступает, чтобы не навредить церкви, не скомпрометировать хорошую идею или загубить хорошее дело. Но, по-видимому, такие и подобные организации, называясь православными или католическими, выбирают статус общественных, а не религиозных, чтобы иметь больше возможностей, более широкое поле и независимость в своей деятельности.

6. Как глава богословской комиссии УПЦ, каких значительных современных украинских православных богословов Вы можете назвать? Какие их труды порекомендовать?

— Мое представление о том, кого можно называть богословом, отличается от принятого большинством, в особенности среди светских людей. Для меня богослов — не тот, кто заучил определенные формулы и изучил мнения других, чтобы их удачно использовать, а тот, кто применяет святоотцовскую традицию в решении современных проблем, которые возникают перед Церковью, кто способен мыслить самостоятельно и творчески, сохраняя при этом верность традиции отцов Церкви. И, наконец, это морально безупречный искатель истины. По моим представлениям в Украине эти требования удовлетворяет Блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины Владимир. Его имя известно далеко за пределами Украины. Вы знаете, что в Украине до начала 90-х годов не было православной богословской духовной академии. Сейчас приходится возрождать украинскую богословскую школу. Есть еще авторитетные лица, в частности в Украине, прежде всего, это митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. За последние годы у нас появились многие талантливые молодые ученые, которые уже известны своими научными поисками, достижениями и публикациями, например, клирик епархии Каменец-Подольского, член Богословской комиссии протоиерей Алексей Добош, хочу также вспомнить о высоком богословском уровне ректора Киевских Духовных Академии и Семинарии Преосвященнейшего епископа Бориспольского Антония. Сейчас воспитывается новая плеяда украинских молодых богословов в Киевской Духовной Академии, а также в богословских школах Греции, России, Польши.

7. Как лично Вы относитесь к идее автокефалии УПЦ? Или к идее официального утверждения статуса автономии? При каких условиях и когда эти вопросы можно затрагивать, или их вообще не стоит касаться? Нужно ли, по вашему мнению, создание двусторонней Москва-Константинополь комиссии относительно «украинского вопроса» с целью уменьшения резких высказываний с обеих сторон и урегулирования расхождений во взглядах относительно предоставления автономии/автокефалии?

— Вопрос об автокефалии является одним из самых сложных. С позицией УПЦ относительно этого вопроса можно ознакомиться на официальном сайте УПЦ. Только отмечу, что сегодня вопрос автокефалии не может быть решен политиками, а должен решаться ТОЛЬКО по инициативе общепризнанной каноничной Церкви в Украине, которой является Украинская Православная Церковь. Другого пути вне УПЦ нет, а условия УПЦ неоднократно были нами обнародованы. Любые двусторонние встречи представителей Московского и Константинопольского патриархатов за последние годы фактически сводятся к вопросу о диаспоре и праве на нее Константинополя. А украинский вопрос, как и эстонский, – это только предлог сверить позиции по этой наболевшей теме. Без УПЦ эти встречи никакого конечного решения принять не могут.


4. Чипка Варениченко

— Глубокоуважаемый Владыка, скажите, в чем заключается смысл жизни современного монаха?

— Смысл жизни монаха не изменяется со временем: от первого монаха в древней Церкви и до последнего, который услышит горн на Страшный суд. Преподобный Серафим Саровский сказал об этом: «Стяжай дух мирный и возле тебя спасутся тысячи”. То есть смысл жизни – спасение через принятие Святого Духа.


3. Еремеев Александр

— Преосвященный Владыка! Есть такие вопросы:

1. Если создание Единой Поместной Автокефальной Православной Церкви действительно невозможно, то почему бы этот вопрос не урегулировать так же, как это было решено в Эстонии в 1990-х годах, где сосуществуют две признанные православные иерархии и наконец прекратить вражду между православными христианами в Украине? Московский Патриархат действительно на это способен, то почему не делает? Если не делает это сознательно – значит частично несет ответственность за состояние Православия в Украине и перекладывает всю вину лишь на Святейшего Патриарха Филарета – глубоко не по-христиански.

— Украинская Православная Церковь признана целым православным миром Единой каноничной Православной Церковью в Украине. Речь может идти только о повышении ее статуса с широкой автономии до уровня автокефалии. Это вопрос не закрыт, он обсуждается.

Что же касается эстонского сценария, то нужно отметить, что, в отличие от Православия в Украине, Православная Церковь в Эстонии находится в меньшинстве и не влияет на судьбу всей страны. У нас есть угроза, что недоразумения внутри Православия из церковных могут перейти в политические. Во-вторых, эстонский вопрос не может быть для нас примером, потому что, при создании параллельной юрисдикции Константинополем были нарушены все договоренности, что само по себе категорически отбрасывает принцип поместности и противоречит духу православной экклесиологии. Известно, что эта проблема привела к длительному ухудшению двусторонних отношений между Церквями-сестрами. Эстонская модель не будет способствовать единству внутри самой Украины, а, следовательно, не станет решением проблемы, но только ее осложнит.

2. Почему псевдособор 1946 г. в УПЦ и РПЦ и до сих пор именуют «Торжеством воссоединения униатов с Православием»? Почему в РПЦ и УПЦ до сих пор не принесли покаяния в слове и в деле за соучастие в этом преступлении тоталитарного режима?

— Львовский собор 1946 года является полноценным собором по воссоединению униатов, которые когда-то отпали от Православия. Согласно православному каноническому праву, униаты, приняв католическую веру, упали в ересь. Но они остались в каноничном поле Церкви, и Церковь, при условии покаяния, то есть отказа от заблуждений, может полностью возобновить их в членстве. В начале ХХ ст. благодаря богословским поискам протоиерея Гавриила Костельника часть униатов осознала свои вероучительные ошибки. В особенности нужно отметить, что еще до вступления советских войск в западную Украину для Костельника вопрос об унии был закрыт – он уже решил воссоединиться с Православной Церковью, а следовательно, в 20-40 годы никакие спецслужбы не имели отношения ни к самому Костельнику, ни к его единомышленникам. И когда поменялась политическая ситуация, то он смог претворить в жизнь свой замысел. Вспомним, 1596 год, когда совсем по-другому развивались события по насаждению унии, потому что никто из православных не желал изменять своей веры, но их вынуждали к этому сотни лет

Помним же, по какому сценарию состоялось воссоединение Западной Украины с остальными украинскими землями, но это воспринимается как факт, который не подлежит переоценке, и благодарим за него Бога.


2. Roman Zakhariy, [email protected]

— Chy Vy viryte shcho Xrystos — Bog i Car zemnyx cariv, i v Joho Bozhe provydinnia jakym Vin peredbachyv daruvaty ukrajinskomu narodu povnu nezalezhnist vid Moskvy? Chy Vy pohodzhujetes z Bozhym provydnniam i Joho voleju? Chy Vy zbyrajetes povernutysia na svoju batkivshchynu Bilorus? Chy vashi batky zhyvut na Bilorusi? Chy vy znajete svoju ridnu bilorusku movu?

— Я – православный христианин – верую согласно Символу веры и учению Святой Церкви. Не нужно смешивать духовное и политическое.

Пути Господни непостижимы, не знаю, кто каким прибором измерял Промысел Божий касательно Украины. Бог освобождает от главного врага: от дьявола, от греха, от вечной смерти. «У Бога нет ни грека, ни иудея» (Гал.3, 28), нет украинца, русского, белоруса или поляка… Есть Люди – Его творение, Его образ. «Бог хочет, чтобы все спаслись и достигли понимания истины» (1Тим.2,4).
Я — белорус по происхождению, родился в Беларуси. Но с раннего детства жил в Житомирской области, куда моего отца — священника перевели на пастырское служение. Белорусскую речь знаю на уровне белоруса, который вырос в Украине. Бывая в Беларуси, общаюсь со всеми и не имею упреков. Промыслом Божьим стал архипастырем Украинской Православной Церкви. Считаю, что современный епископ по примеру епископа в древней Церкви, должен всю жизнь нести свой крест архипастыря на той кафедре, куда его поставили. Львовщина – мое послушание и, по милости Божьей, я готов нести его до смерти.


1. Иван Верстюк (г. Киев, безработный)

— Владыка, все мы, православные украинцы, искренне переживаем за судьбу нашей Церкви и нашей страны. Мы знаем, что часть нашего народа после катастроф ХХ столетия вынуждена была эмигрировать в США, Канаду, Великобританию, Австралию, где в свою очередь поднимались украинские православные общины, которые теперь преимущественно вошли под омофор Святейшего Вселенского Патриарха. Так вот, мой вопрос: Владыка, считаете ли Вы возможным привлечь кого-то с архиереев УПЦ в эмиграции к служению в Украине ради обеспечения исторической духовной тяглости нашего Православия? Возможно ли было бы, например, пригласить Предстоятеля УПЦ в США Блаженнейшего Константина нанести визит Украине, а то и – если это, конечно, будет корректным – на одну из украинских епископских кафедр? Лично я искренне желал бы иметь возможность молиться с митрополитом Константином на совместной Литургии в одной из киевских святынь и молю об этом Господа. Итак, каково ваше мнение, Владыка?

— Каждый архиерей какой-нибудь каноничной Церкви может приехать в Украину, согласовав свой визит со Священноначалием. Приглашать архиереев с диаспоры к постоянному служению на кафедре нет необходимости, кроме того, в диаспоре существуют языковые, обычные и традиционные особенности, непривычные для Украины. Хочу отметить, что Православная Церковь в Украине имеет намного больший духовный потенциал, чем Церковь в диаспоре, которая десятилетиями находилась оторванной от своих корней. Наша Церковь пережила ужасные гонения безбожной власти, сегодня она прилагает все усилия к возобновлению запущенных и разбитых во время атеистического режима храмов, возрождения школ. Если украинцы с диаспоры имеют искреннее желание оказать помощь в возрождении Православия в Украине, мы с благодарностью это примем, потому что ее, в частности, в особенности требуют наши духовные школы. Однако, к сожалению, приходится признать, что сегодня часто несогласованные действия наших братьев единоверцев из-за океана взрывают церковный мир в Украине.