Церковная геополитика: позиция Сербской Церкви

11.05.2018, 16:18
Церковная геополитика: позиция Сербской Церкви - фото 1
10 мая закончил работу Архиерейский собор Сербской Православной Церкви, который начался 29 апреля 2018 года. Со специальным Коммюнике для прессы выступил официальный представитель Сербской Церкви – епископ Бачский Ириней. Анализ главных тезисов документа предлагаем ниже.

10 мая закончил работу Архиерейский собор Сербской Православной Церкви, который начался 29 апреля 2018 года. Со специальным Коммюнике для прессы выступил официальный представитель Сербской Церкви – епископ Бачский Ириней. Анализ главных тезисов документа предлагаем ниже.

Исторические вопросы

Собор решил праздновать в 2019–2020 гг. 800-летие автокефального статуса Сербской Церкви. И здесь кроется самое интересное, ведь история Сербской Церкви, без преувеличения, одна из самых запутанных в истории Православия. Напомним краткую историю становления этой православной юрисдикции.

В 1219 г. Константинополем было даровано право сербам иметь автокефального архиепископа. В конце XIII в. резиденция была перенесена в город Печ, а в 1346 г. на Соборе, который созвал король Сербии, архиепископия Печа провозгласила себя патриархатом. Интересно, что этот Собор состоялся в Скопье – столице нынешней Македонии. Константинополь признал это решение через 29 лет.

Второй этап жизни Церкви начинается в 1459 г., когда ее ликвидируют из-за аннексии соответствующих территории Османской империей. Важно, что хотя Печский Патриархат был ликвидирован, однако Черногорская митрополия осталась независимой и считала себя преемницей Печа. Через 100 лет Патриархат был на два века восстановлен. В XVIIXVIII вв. существовала самостоятельная Карловацкая митрополия. В 1848 г. она была возведена в статус Патриархата. В его состав, кстати, входила Черновицкая митрополия. Карловацкая митрополия не была национальной Церковью, потому что в ее состав входили сербы, черногорцы, хорваты, румыны и украинцы. Это была Православная Церковь всей Австро-Венгрии.

На территории Королевства Сербия после обретения независимости была создана Белградская Автокефальная Церковь. После образования Королевства сербов, хорватов и словенцев (прото Югославия) были объединены различные церковные юрисдикции в единую Сербскую Церковь, которая существует и сейчас. В состав новой Церкви также вошла и древняя Охридская митрополия на территории Македонии. Еще в середине прошлого века македонцы потребовали церковной независимости и после отказа сербов единолично ее провозгласили. Однако никто из Поместных Церквей этого не признал.

Также в этом году в Сербской Церкви отметят 1000-летие образования Охридской митрополии. Это некий дипломатический удар сербов по болгарам за предложение решить вопрос Македонии, которую Белград считает своей канонической территорией. Подробно ознакомиться с событиями вокруг Македонской Церкви можно в предыдущем материале.

Дело в том, что церковный центр в Охриде имеет давнюю историю. Еще в 927 г. он стал центром Болгарской Патриаршей Автокефальной Церкви. Однако после завоевания византийцами болгарского княжества, Церковь подчинили Константинополю. В 1018 г. была основана Охридская архиепископия. Именно это событие празднуют сербы, то есть создание церковной структуры на руинах Болгарской Церкви. И это неудивительно, ведь через 200 лет из Охридской архиепископии выделилась Печская епархия, об истории которой мы рассказали выше.

Политические вопросы

Не могли сербы не коснуться и вопроса о Македонии. Епископат приветствовал решение ЕСПЧ, осуждая действия и призывая власти Македонии зарегистрировать Сербскую Церковь (как сказали бы у нас «каноническую»). Это является следствием последовательной политики Скопье по поддержке независимой Македонской Церкви и дискриминации Сербской Церкви на территории республики.

Вообще, читая коммюнике Собора, возникает впечатление, что Сербская Церковь окружена кольцом врагов. На юге, по мнению епископов, действуют албанские экстремисты, на востоке румыны «пропагандируют этнофилетизм и румунизацию среди влахоязычного населения», также выступают против канонического порядка Церкви болгары во Вранской епархии.

Особое беспокойство у сербского епископата вызывает ситуация в Черногории. В последней Православие разделено между сторонниками подчинения Сербии и самостоятельным крылом, которое отделилось и создало Черногорскую Православную Церковь, которую, однако, никто не признал.

У Сербской Церкви хорошие отношения со всеми сестринскими Поместными Церквами, кроме Румынской и Болгарской. Последнюю обвиняют в «незаконном и неканоническом вмешательстве в решение вопроса о статусе раскольников «Македонской Православной Церкви»». Интересно, что епископат ничего сказал о Вселенском Патриархе, который заявил македонской делегации, что этот вопрос в его юрисдикции, а не болгар.

В контексте напряженных отношений сербов с румынами и болгарами, Собор выражает поддержку и сочувствие «церкви-мученице в Украине, которая грубым образом подвергается преследованию со стороны нынешнего режима в Киеве». Это заявление свидетельствует о том, что сербский епископат, очевидно, находится под информационным влиянием УПЦ (МП), которая постояно заявляет о гонениях, однако пользуется всеми льготами от государства наравне с другими религиозными организациями, а иногда даже и больше.

Архиерейский собор отмечает дружеские отношения с Римско-Католической и Реформатской Церквами, однако отмечает прохладные отношения с католическим духовенством Хорватии, мол, последние действуют не в духе Второго Ватиканского собора. Риторика сербского епископата напоминает русских епископов. Те так же всячески подчеркивают дружеские отношения с Ватиканом и жалуются на греко-католиков Украины. Сербы надеются, что РКЦ будет влиять на поведение хорватов так же, как и русские чают «воспитание» Ватиканом украинских греко-католиков.

***

Что нам демонстрирует это коммюнике Архиерейского собора Сербской Церкви? Прежде всего, иллюзорность мема «Церковь вне политики». Все Поместные Православные Церкви включены в политику в той или иной степени. Для сербов Церковь это едва ли не последний инструмент, позволяющий очертить сферу своего влияния после краха Югославии. Белград хочет сохранять влияние на Скопье и Подгорицу хотя бы через религиозный фактор. И в этом контексте сербы не могут согласиться на автокефальный статус Македонской или Черногорской Православных Церквей. Более того, любое изменение статуса кво расценивается как посягательство на канонический строй Церкви. Именно в таком ключе Белград реагирует на попытки Болгарии решить македонский вопрос.

Это выводит нас на вторую проблему – историческую. Противники предоставления автокефалии непризнанным Церквам, таких как в Украине или Македонии, апеллируют к тому, что это нарушит давние исторические традиции. Однако как показывает история, особенно на сербском примере, представление об устоявшемся и исконном характере «канонических границ» является ложным. Церкви появлялись и исчезали, следуя за административными границами, согласно 17-го правила IV Вселенского собора. Поэтому пафосные и высокопарные сентенции о «священных границах нашей канонической территории», которые использует Патриарх Кирилл, не выдерживают не только богословской, но и исторической критики.

Что делать украинскому государству? Очевидно, что как Сербская государство,. так и Церковь были, есть и скорее всего будут и далее союзниками и друзьями России. Я считаю, надо работать с теми Церквами, которые критикуются СПЦ. Украина по одну сторону баррикад вместе с румынами, болгарами, македонцами, хорватами и албанцами.

Румыния. Должно быть постоянное сотрудничество нашего посольства в этой стране по будущему признанию автокефалии в Украине. Да, у нас были определенные трения вокруг румыноязычных общин на Буковине, однако у нас есть общий оппонент – РПЦ. Бухарест пытается увеличить свое влияние в Молдове, вытеснив оттуда Москву. Именно это нужно подчеркивать, указывая, что церковные Украина и Румыния могут быть выгодны друг другу.

Болгария. Эта страна считалась пророссийской. Во-первых, есть предположение, что именно благодаря Москве в 1945 году было добыто признание патриаршего статуса этой Церкви от Константинополя. Во-вторых, политически Болгария находится под сильной зависимостью от России, экстраполируя и на церковные отношения. Наглядным подтверждения этому является поддержка Софией демарша Москвы на Всеправославном соборе 2016 года. Однако, после скандала Патриарха Кирилла в Болгарии, можно попробовать сыграть на этом и заручиться поддержкой этой Церкви.

Албания. За эту Церковь уже взялся Патриарх Кирилл, предлагая местным властям всевозможные экономические «обоснования». В общем, руководство церковной Тираны состоит из греков, а потому будет оглядываться на Фанар и это наш плюс.

Македония. Охридская Церковь – наш естественный союзник, поскольку имеет такие же проблемы, как и Украина. Недостатком является то, что от Скопье ничего не зависит на межправославной арене, хотя в случае ее признания мы получим хорошего союзника.

***

Война между Украиной и Россией идет не только на терриконах Донбасса, но и на межправославной арене. Более того, на этом фронте она началась задолго до 2014 года. И поиск союзников – вопрос выживания, а его отвержение под предлогом «Церкви сами определятся» означает поражение уже на старте.

Дмитрий ГОРЕВОЙ