• Главная
  • Проекты
  • О религиозной свободе, отчете Госдепартамента США, дискриминации и «дискриминации»...

О религиозной свободе, отчете Госдепартамента США, дискриминации и «дискриминации»

06.09.2017, 11:34
О религиозной свободе, отчете Госдепартамента США, дискриминации и «дискриминации» - фото 1

Госдепартамент США ежегодно традиционно публикует отчет о религиозной свободе. Америка на законодательном уровне закрепила за собой обязанность защищать свободу вероисповедания в мире. Народный депутат Виктор Еленский объясняет особенности нынешнего отчета и манипуляции МП с "преследованиями".

Государственный департамент США традиционно публикует отчет о религиозной свободе. Америка на законодательном уровне закрепила за собой обязанность защищать свободу вероисповедания в мире.

В 1998 году США приняли Акт о международной религиозной свободе, которым обязались следить за ситуацией по всему миру. Американские посольства собирают информацию по странам, консультируются с местными экспертами, государственными деятелями, изучают социологические исследования, а затем передают отчет в Вашингтон. Информация сводится вместе и внешнеполитическое ведомство выдает официальный отчет с рекомендациями для крупнейших нарушителей религиозной свободы.

Рекс Тиллерсон

Во время презентации отчета Госсекретарь Рекс Тиллерсон обратил внимание на преступления Исламского государства против различных религиозных и этнических групп. В документе описаны факты похищения, насилия, пыток и убийств христиан, езидов и мусульман-шиитов на захваченных ИД территориях. Также эта организация несет ответственность за преступления против курдов и других этнических меньшинств.

Отмечается, что преследования по религиозному признаку имеют место и в Иране. Там жертвами стали христиане, последователи Веры Бахаи и другие меньшинства. В Саудовской Аравии правительство дискриминирует все религиозные группы, за исключением суннитского ислама. Госдеп отмечает определенные проблемы для представителей алевитского направления ислама в Турции, а также призывает правительство Эрдогана выпустить на свободу христианского пастора. Мусульмане-шииты дискриминируются и в Бахрейне. Власть коммунистического Китая подвергает преследованиям и пыткам мусульман-уйгуров, тибетских буддистов и последователей движения Фалуньгун. В Пакистане правительство отказывается признавать мусульманами последователей Мурзы Ахмада и ограничивает их в правах. В Судане постоянным притеснениям подвергается местное христианское население.

Украина

Украине, как и любой стране мира, в докладе Госдепа тоже посвящен отдельный раздел. В отчете дается общая информация о законодательстве в религиозной сфере, конституционном отделении церкви от государства, гарантии свободы вероисповедания и прочее. Отдельно отмечается введение военного священства и пастырской опеки для осужденных. В репорте также упоминается и прошлогоднее решение Конституционного Суда. Официальным постановлением принято, что верующие не обязаны получать разрешение на проведение религиозных акций, а только должны предупредить местные власти о таких мероприятиях.

Американцы также вспоминают и те законодательные изменения в сфере религии, которые произошли при пост-революционной власти. Признание дипломов религиозных учебных заведений, признание научного статуса богословия и предоставления религиозным организациям права учреждать собственные учебные заведения – все это отражено в отчете.

Анализируя современную религиозную ситуацию в Украине в 2016 году, американские эксперты ссылаются на исследования Центра Разумкова и государственную статистику религиозных организаций соответствующего периода. Интересно, что Госдеп оценивает численность населения Украины в 44,2 млн граждан. Точное количество населения в стране неизвестно, ведь последняя перепись была в далеком 2001 году.

Документ также содержит некоторые отдельные кейсы религиозных дел. Упоминается снятие неприкосновенности с народного депутата В.Новинского по делу о незаконном лишении свободы личного секретаря бывшего главы УПЦ. Авторы документа не обошли вниманием и прошлогоднее обращение депутатов к Вселенскому Патриарху, визиты Президента, Премьера и спикера в Фанар, а также негативную реакцию УПЦ (МП) на эти события.

В отчете упоминается и законопроект № 4511. В документе нет ни негативной, ни позитивной характеристики этого документа. Упоминаются только протесты против него представителей УПЦ (МП).

В документе также присутствуют отдельные региональные примеры религиозных конфликтов, касающихся противостояний по изменению юрисдикции православными общинами и дискриминации религиозных меньшинств (чаще всего это свидетели Иеговы). Последнее можно объяснить тем, что эта религиозная группа очень тщательно фиксирует конфликтные ситуации и передает информацию правозащитным организациям.

Аналитики также не обошли стороной и участие Украинского государства в праздновании 500-й годовщины Реформации.

Серьезное беспокойство вызывают действия поддерживаемых Россией сепаратистов в оккупированных районах Донецкой и Луганской областей. Американские дипломаты указывают на факты насилия против религиозных меньшинств, «антисектантскую» политику боевиков. Также отмечается, что поддерживаемые Россией сепаратисты продолжают использовать захваченные религиозные здания в качестве военных объектов. Кроме преследований религиозных лидеров УГКЦ, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы, упоминается и удерживаемый в плену украинский религиовед Игорь Козловский.

В докладе фиксируются случаи бытового насилия, совершенного на религиозной почве одними гражданами против других. Здесь и православные противостояния, и дискриминация религиозных меньшинств, и проявления антисемитизма.

Крым

Особое внимание американские дипломаты уделяют религиозной ситуации в оккупированном Россией Крыму. Российская сторона утверждает, что к процессу перерегистрации присоединились 365 исламских организаций в Крыму, однако в до-оккупационный период на территории АР Крым функционировало около 1000 мусульманских общин. Крымские татары подвергаются преследованиям, Меджлис был ликвидирован, а его деятели вынуждены были переехать на материковую часть Украины. Среди основных религиозных групп, которые подвергаются репрессиям, отмечают УГКЦ и УПЦ КП. В последней захватили более трети церквей, а УГКЦ вынуждена функционировать под патронатом римо-католиков.

США не признают проведенные в Крыму выборы в Госдуму РФ, а также призывают не дискриминировать и не запугивать российским законодательством религиозные сообщества.

В докладе фиксируются факты незаконного содержания, похищения и принудительной психиатрической госпитализации крымских татар. Продолжаются уголовные преследования сторонников исламской политической партии Хизб ут-Тахрир. Также отмечается, что те лица, которые отказались от российского гражданства в Крыму, теперь не могут легально зарегистрировать религиозную общину.

В документе утверждается, что отказ УПЦ КП сотрудничать с оккупационными властями привел к тому, что из 15 храмов на конец года функционировали только 9. Также отмечается о юридических препятствиях для функционирования некоторых протестантских церквей. Российские медиа на полуострове продолжают кампанию по дискредитации крымских татар, связывая их с радикальным исламом, а сторонников УГКЦ и УПЦ КП клеймят «фашистами». Также был совершен акт вандализма против монастыря УПЦ (МП), монахи которого известны проукраинскими взглядами.

С подробным отчетом по каждой стране можно ознакомиться на сайте Государственного департамента США.

* * *

Виктор Еленский

Для понимания тонкостей и последствий обнародованного отчета мы обратились за комментарием к главе парламентского подкомитета по вопросам свободы совести народному депутату Виктору ЕЛЕНСКОМУ.

В этом году Отчет Государственного департамента США о религиозной свободе в мире, который обычно публикуется осенью, был представлен раньше. Какие особенности Вы увидели в нынешнем документе?

– Да, это первый отчет, который обнародован уже после введения поправок в Закон 1998 г. о защите религиозной свободы в мире. Эти поправки обусловливают защиту не только верующих, но и атеистов и нерелигиозных людей от религиозных преследований. Новая редакция закона защищает их право иметь собственные взгляды на религию. Кроме того, она направлена ​​не только против стран – грубых нарушителей религиозной свободы, но и против так называемых «негосударственных актеров», подавляющих религиозные свободы (Исламское государство, Боко Харам, пр.). То есть, теперь будет существовать не только перечень «стран особого беспокойства», но и «организаций особого беспокойства». Также обязательно будет составляться список всех узников совести, всех, кого преследовали, пытали за их убеждения, от кого требовали сменить вероисповедание.

Другие новеллы новой редакции Закона – это право президента США прибегать к индивидуальным санкциям в отношении нарушителей религиозной свободы; подчинение Посла по особым поручениям по вопросам религиозной свободы непосредственно Госсекретарю США; более внимательное отношение к статусу иностранных миссионеров в той или иной стране при оценке состояния в ней религиозной свободы; требование подготовки в сфере религиозной свободы для служащих внешнеполитической службы.

Кстати, хотя законопроект с этими поправками зарегистрировал конгрессмен от Нью-Джерси Кристофер Смит, он назван в честь республиканца Франко Рудольфа Вольфа, который представил почти 20 лет назад сам Закон.

В своей презентации ежегодного отчета Госсекретарь США Р.Тиллерсон напомнил, что 80% населения планеты живут в условиях отсутствия религиозной свободы. То есть ситуация в сфере религиозной свободы ухудшается?

– Начнем с того, что в многонаселенных странах ситуация с религиозной свободой действительно тревожна. Ведь 37% населения Земли – это Китай и Индия, где очень серьезные угрозы религиозной свободе. Еще 10% – Индонезия, Пакистан, Нигерия и Бангладеш. Отсюда такая впечатляющая цифра – 80% землян сталкиваются с большими или меньшими, а иногда и очень жестокими, ограничениями религиозной свободы.

Но, конечно, в значительной мере ухудшение связано и с глобальным религиозным подъемом, усиливающим демаркационные линии между религиями. Это выносит на поверхность фанатиков и фундаменталистов, группировки и транснациональные сети, которые прибегают к насилию и террору под религиозными, чаще всего исламистскими, флагами. Аль-Каида, Талибан, Исламское государство, Хезболла, Хамас, филиппинская Абу Сайяф и многие другие. К сожалению, эти и другие организации – жестокие, неумолимые и коварные враги религиозной свободы. Это не какие-то далекие от нас события. В преступлениях против Украины принимала участие и так называемая «Русская православная армия», на счету которой кровавые преступления против украинских граждан.

С другой стороны, растущие угрозы религиозной свободе вызывают не только «глубокую обеспокоенность» у демократических правительств и общественности, но и конкретные, в том числе институциональные, действия. Важно, что в прошлом году по требованию Европарламента президентом Европейской комиссии был создан институт Специального представителя по поддержке свободы религии и убеждений за пределами Европейского Союза. В самом Европарламенте создана достаточно активная Межфракционная группа в поддержку свободы религии, убеждений и религиозной толерантности, которая формулирует четкие и конкретные предложения для Еврокомиссии и сама готовит очень интересные отчеты о состоянии религиозной свободы за пределами объединенной Европы.

И последнее. Беспокойства, что президентство Дональда Трампа негативно скажется на готовности Соединенных Штатов защищать религиозную свободу в мире, пока не находят подтверждения. Эксперты и политики очень высоко оценивают выбор Трампом кандидатуры Посла по особым поручениям по религиозной свободе. Им стал сенатор, а затем губернатор Канзаса Сэм Браунбек. Впервые на эту должность назначен политик, причем такого ранга. Его предшественники были религиозными или общественными деятелями. Но это в то же время довольно логичный выбор хотя бы потому, что, согласно рейтингу поддержки инициатив в защиту религиозной свободы в мире, он стал одним из трех членов Конгресса, которые получили наивысшую оценку в первые годы президентства Барака Обамы. Он был первым законодателем, уехавшим в свое время в Дарфур, когда там совершался геноцид, и много сделал для помощи народу Судана. Он также был очень активным в защите преследуемых за религиозные убеждения в Египте, Китае и других странах мира.

Понятно, что в условиях, когда религиозные преследования в мире приобрели по-настоящему угрожающие масштабы, ситуация в Украине вряд ли может оказаться среди приоритетных.

– В любом случае, раздел нынешнего Отчета Госдепартамента США по религиозной свободе в мире, посвященный Украине, четко указывает на вопиющие нарушения религиозных свобод в аннексированном Крыму и на оккупированных территориях Донбасса. А также обращает внимание на существенные шаги в защиту и углубления религиозной свободы, совершенные в Украине на протяжении как последних лет, так и отчетного периода. Это создание военного и тюремного капелланства, предоставление возможностей создания религиозными организациями общеобразовательных учебных заведений, внедрение механизмов признания дипломов и ученых степеней духовных школ, признание богословия как научной дисциплины, отмена Конституционным Судом требования разрешения на осуществление религиозных служб и церемоний в публичных местах, отмена незаконных решений местных органов власти, которые имели дискриминационный характер в отношении религиозных меньшинств. Упоминается право на альтернативную (невоенную) службу для тех, кто по своим религиозным убеждениям не может брать в руки оружие. Для воюющей страны это подтверждение не декларативной, а реальной свободы совести.

В Отчете упоминается законопроект, которым предлагается особый статус для религиозных организаций, чьи руководящие центры находятся на территории страны-агрессора, но не упоминается о законопроекте № 4128, вокруг которого шли едва ли не самые большие дискуссии. По Вашему мнению, почему?

– Потому, что дипломаты, составляющие Отчет, просто прочитали законопроект в редакции парламентского Комитета по вопросам культуры и духовности, в которой законопроект и выносится в зал. А когда прочитали, то выяснили, во-первых, что решение о смене юрисдикции религиозной общины предлагается принимать на общем собрании этой самой общины, а вовсе не на местном референдуме, как об этом постоянно заявляет Патриарх Кирилл и его многочисленные пропагандисты. Во-вторых, они увидели, что судьбу общины будет решать не «кто попало», а те, кто реально к ней относится, причем эти люди будут удостоверять свое решение собственноручными подписями с указанием паспортных данных. Более того, руководящий орган общины решает, было ли общее собрание правомочным – был ли кворум, не голосовали ли вдруг «посторонние».

У патр. Кирилла с Яровой очень теплые отношения

Патриарх Кирилл говорит, что законопроект «предлагает ввести в религиозное законодательство расплывчатое понятие «принадлежности лица к религиозной общине» на основе некой «самоидентификации»»...

– Резоны, побудившие Патриарха Кирилла оценить понятие «принадлежности лица к религиозной общине» как расплывчатое, не имеют никакого отношения ни к юриспруденции, ни к церковному праву. Если бы он взял первый попавшийся устав общины возглавляемой им Церкви, то прочитал бы там, кто именно относится к этой общине: «...православные верующие, клирики и миряне, которые достигли 18-летнего возраста, регулярно посещают богослужения и не находятся под запретом или церковным судом, запрещающем участие в богослужебной жизни». В некоторых уставах православных общин (а я их пересмотрел, поверьте, в достаточном количестве) упоминается об обязательности регулярной исповеди, о необходимости находиться в каноническом послушании настоятелю, о признании общецерковного устава, о полноценном участии и пр. Расплывчато? Возможно. Но не дело государства определять, сколько раз человек должен ходить на исповедь, как именно – через крещение, обрезание или вербальную формулу – он ​​присоединяется к религиозной общине и как – к общине, является ли обязательной десятина или закят. Все это решают сами верующие.

Также понятие «самоидентификация» является не «каким-то». Оно, к примеру, употребляется документами Комитета ООН по ликвидации всех форм расовой дискриминации для признания лица членом расовой, этнической и т.д. группы. Упоминание о самоидентификации указывает на добровольность участия лица в жизни общества, а характер этого участия решает, опять же, сам «народ Божий». Скажем, приходской устав знаменитого Поместного Собора 1917–1918 гг. предусматривал, что «все прихожане, которые составляют единую духовную семью во Христе, принимают живое участие во всей жизни прихода, кто как может своими силами и дарованиями».

У меня вопрос: в чем предложенный законопроектом № 4128 механизм изменения подчинения религиозной общиной своей подчиненности религиозному центру, возможность которой (смены) уже гарантирована Законом Украины, противоречит международному праву, Конституции Украины, христианскому учению наконец?

Зато я точно могу сказать, в чем именно противоречит Евангелию, Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ прошлогодний «пакет Яровой», которым запрещается, кроме прочего, осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях по всей России. Однако Патриарх Кирилл не написал по этому поводу лидерам «Нормандской четверки», и даже Всемирному Совету Церквей не пожаловался. И о том, что такое законодательство даже при коммунистах не действовало, ничего не говорил, и с нацистским правлением в Германии не сравнивал.

Патриарх и руководство УПЦ (МП) тем временем очень часто говорят о дискриминации, об антицерковной кампании...

– На самом деле, это просто бесчестные заявления. Патриархия послушно заняла определенное ей место в этом мире параллельной реальности и элементарной бессовестности, который кремлевские потомки Геббельса (кого Путин назвал «талантливым человеком») хотят навязать человечеству. Не знаю, как митрополитам УПЦ (МП) в Украине не стыдно читать и слушать «нарративы» о «тяжелом кресте», который они несут «в час неслыханных испытаний», о «богопротивных силах, которые тщатся разорить Церковь Христову», о «катакомбах» и так далее. С их «мерседесами» и «лексусами», резиденциями и банкетами с поп-звездами. Особенно противно было как-то прочитать текст их пропагандиста, где нынешние князья Церкви упоминаются рядом с Соловецкими епископами. Это просто плевок на могилы убитых, замученных, умерших от голода и болезней исповедников.

Бесконечные россказни о «гонениях» призваны, прежде всего, дискредитировать Украину и ослабить международную солидарность с нашей страной, ставшей объектом военной агрессии. А во-вторых, они должны были бы отвлечь внимание от ситуации со свободой совести в России, где бросают в тюрьму за библейские классы, требуют изменить вероисповедание, сносят бульдозерами часовни и молитвенные дома, налево и направо хватают миссионеров и запрещают целые религиозные направления.

Что, по Вашему мнению, должно быть ключевым для улучшения ситуации с религиозной свободой в Украине?

– В Украине есть объективные предпосылки, которые обеспечивают стране достаточно приличные стандарты в этой сфере. Это реальный религиозный плюрализм, традиционно толерантное отношение украинцев к людям другой веры и отсутствие сильных конфессиональных коннотаций в коллективной украинской идентичности. Быть «настоящим украинцем» не значит обязательно быть православным, католиком или протестантом.

Но есть и факторы, которые процветанию религиозной свободы не способствуют. Это, прежде всего, война, что ведется не только на линии разграничения, но повсеместно и всеми возможными средствами, в том числе целенаправленными действиями по углублению вражды на религиозной почве. Это также незавершенная судебная реформа, ненадлежащее исполнение законов, серьезные экономические проблемы. За последние годы написаны горы монографий, где доказывается, что уровень религиозной свободы имеет положительное влияние на уровень благосостояния, общего социально-экономического развития, снижение конфликтности, соблюдение фундаментальных гражданских свобод и прав человека. Но, очевидно, есть и обратная корреляция – восходящее общественно-экономическое развитие, укрепление правовых основ государства не может не сказаться положительно на состоянии религиозной свободы.

Подготовил Дмитрий ГОРЕВОЙ