• Главная
  • Протестантские пасторы в Николаеве добиваются права на публичную молитву за единство Украины...

Протестантские пасторы в Николаеве добиваются права на публичную молитву за единство Украины

07.09.2016, 15:42
Протестантские пасторы в Николаеве добиваются права на публичную молитву за единство Украины - фото 1

Затягивание исполкомом городского совета выдачи разрешения на проведение в Николаеве публичных религиозных собраний стало поводом для общения с пресвитером христианской евангельской церкви «Любовь Христова» Эдмундом Рудницким и легендарным пастором Александром Хомченко

Затягивание исполкомом городского совета выдачи разрешения на проведение в Николаеве публичных религиозных собраний стало поводом для общения с пресвитером христианской евангельской церкви «Любовь Христова» Эдмундом Рудницким и легендарным пастором Александром Хомченко, награжденным орденом «Народный герой Украины», который также рассказал о религиозной ситуации в Донецке.

В условиях российской военной агрессии на Востоке Украины для многих украинцев, вопреки устоявшимся стереотипам, стала зримой роль протестантских церквей в консолидации и упрочении  общества. Создание капелланских организаций и служба военных священников в «горячих точках» на передовой, волонтерская помощь армии и мирным жителям в зоне АТО, а также переселенцам, организация реабилитации воинов после боевых действий – все эти виды деятельности, как правило, выстраивались и существуют на основе сотрудничества разных христианских конфессий. В духовном плане доброй традицией во многих городах Украины стали межконфессиональные молитвы за мир, инициаторами которых нередко выступают протестантские общины. Такая традиция сложилась и в Николаеве. Однако сегодня существуют трудности в узаконивании проведения молитвенных собраний в центре города.

Эдмунд Рудницкий, пресвитер Независимой помесной церкви евангельских христиан «Любовь Христова», обратился в исполнительный комитет Николаевского городского совета за разрешением проводить при участии других христианских церквей  публичные религиозные мероприятия на площади Соборной – главной площади города, которая граничит со зданием мэрии. Религиозные собрания длительностью 1 час планируют проводить каждое воскресенье. Исполком в феврале этого года своим решением отказал в проведении молитвенных собраний на указанной площади, ссылаясь на собственное постановление от 22.06.2007 № 1227, где определен перечень мест, запрещенных для проведения массовых религиозных мероприятий.

Повторное обращение по этому вопросу исполком рассмотрел 26 августа, но вынесение окончательного вердикта отложил до следующего заседания, проведение которого запланировано на 9 сентября. В ходе обсуждения в основном прозвучали старые аргументы и предложение – проводить молитвенные служения на определенных властью стадионах, что является неприемлемым для религиозной организации. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, выслушаем точки зрения пресвитера церкви «Любовь Христова» Эдмунда Рудницкого и легендарного донецкого пастора Александра Хомченко, лично выступившего на заседании исполкома в поддержку коллективной молитвы на площади Соборной.

Напомним, пресвитер христианской евангельской церкви «Слово жизни» Александр Хомченко в 2014 году, в драматический период оккупации Донецка, на протяжении 158 дней молился за мир в Украине в центре города, на площади Конституции, а также вывозил из города на подконтрольную Украине территорию семьи с маленькими детьми. В начале августа был арестован «органами безопасности» так называемой «ДНР» и  подвергся жестоким пыткам. Трижды пастора выводили на расстрел. Боевики истязаниями принуждали протестантского священника принять православие. После освобождения из плена священнослужитель уже третий год проживает в городе Николаеве, где продолжает нести пасторское служение. В апреле 2016 года в Брюсселе на предварительных слушаниях Европарламента дал свидетельства о военных преступлениях российских боевиков на территории Украины. Они вошли в доклад, переданный позднее на рассмотрение в Международный уголовный суд в Гааге. В июне этого года пастор Александр Хомченко награжден орденом «Народный герой Украины».

01.jpg

Перед тем как обсудить вопрос о проведении молитвенных собраний в Николаеве,  узнаем из первых уст о религиозной ситуации в Донецке в прошлом и сегодня.

Рассказывая о начале молитвенного майдана в Донецке, пастор Александр с горечью отмечает, что молиться за мир христиане начали слишком поздно. Крупный бизнес стал покидать город на первых этапах Евромайдана, ноябре-декабре 2013 года. После побега В.Януковича 20 февраля 2014 года пришло понимание, что скоро начнутся волнения, бунты, захваты. Священнослужитель подчеркивает, что постигшая Донбасс и Украину катастрофа имеет духовные истоки, среди которых, в первую очередь, называет разобщенность христианских церквей.

В марте 2014 года более 60 религиозных организаций разных конфессий образовали  Донецкий совет церквей, который инициировал межконфессиональную молитву за мир в центре города. Одним из соорганизаторов был пастор Александр Хомченко. На главной площади Донецка – площади Конституции – установили молитвенную палатку и аппаратуру. На первые молитвенные собрания приходило около 300 верующих и священнослужителей: прихожане христианской евангельской церкви «Слово жизни», православные Киевского Патриархата, римо-католики, баптисты, пятидесятники, харизматы. «Все молили Бога, чтобы Он остановил это бедствие», – рассказывает священник.

03.jpg

Когда на смену бандам боевиков в Донецк вошла «Российская православная армия»,  давление на церкви и верующих стало возрастать, люди начали выезжать из города, численность молитвенного собрания с каждым днем уменьшалась. Пастор Александр не осуждает покинувших межконфессиональную молитву, считая, что «каждый поступает по расположению своего сердца». Его молитва за мир в сердце Донецка продолжалась 158 дней, до дня ареста «органами безопасности» так называемой «ДНР» – 4 августа 2014 года.

Как известно, на территории Украины именно в Донецке было наибольшее количество протестантских общин, они составляли более 40% от общего числа религиозных организаций. Какими были настроения пасторов и прихожан протестантских церквей в начале оккупации Донбасса, спрашиваем у пастора Александра. 

– В основном все пасторы были за Украину. Только несколько представителей баптистской церкви, я не буду называть их фамилий, со сменой власти сразу же пошли на поклон к «царю». Им разрешили служение, хотя в тот период еще даже не было никаких «законов», были только банды при власти.

–   Как выглядит конфессиональная карта оккупированного Донецка?

04.jpg–  Согласно недавно принятому «закону» «ДНР», разрешена деятельность только РПЦ (по факту действует УПЦ (МП) – Т.Д.), РКЦ, иудейских и мусульманских организаций. Поскольку баптистские церкви пошли на поклон еще до утверждения «закона», они получили право на служение. Все остальные протестантские церкви не регистрируют, они находятся вне «закона».

– Верующие-протестанты других конфессий лишены возможности принимать участие в богослужениях?

– Многие пасторы выехали на территорию, подконтрольную Украине, и за границу. Вместе с тем, служения в Донецке проводятся. Одни – подпольно, другие – по договоренности с «властями». Такие служения обязательно проходят под присмотром «ДНР». В церковь приезжают специальные люди, служение совершается в их присутствии. Особое внимание они уделяют проповедям, следят, чтобы в них не закрались политические вопросы.

После освобождения из плена пастор Александр Хомченко получил много привлекательных предложений о продолжении священнического служения, но, посетив своего друга, пастора Эдмунда Рудницкого, остался в Николаеве. Сам священник объясняет свой выбор так: «Хочу быть послушным Духу Святому, не случайно Он привел меня в этот город». В Николаеве, как и прежде в Донецке, среди разнообразных духовных обязанностей продолжает нести тюремное служение, духовно опекая совершивших особо тяжкие преступления, а также проводит миссионерскую работу в общине ромов.

– Пастор Александр, Вы рассказывали, что в Донецке работали с заключенными, на униформе которых бирка с аббревиатурой «ПЛС» (на рус. – пожизненно лишен свободы). Как меняет таких людей вера? Что с ними сейчас?

–  На территории Донецкой области около 5 тысяч заключенных. Боевики «ДНР» отказывались их кормить, заставляли писать заявления на службу в «штрафбаты». Многие соглашались, надеясь получить свободу. Один из моих подопечных, отбывающий пожизненное наказание, в прошлом военный, обрел веру в Бога. «ДНРовцы» предложили ему командовать батальоном, но он отказался убивать людей. Также отказался стать инструктором для подготовки боевиков на территории Ростовской области.

Сейчас делаем все возможное, чтобы содействовать передаче заключенных из «ДНР» на территорию, подконтрольную Украине. Вывезли уже 6 этапов из Донецка. Самое главное – передать заключенных через «кордон ДНР» конвою Украины. Мне сообщают, что тех, кто изъявил желание отбывать наказание в Украине, регулярно избивают в тюрьмах «ДНР».

Возвращаясь к основному вопросу встречи, просим пастора Александра Хомченко поделиться мнением относительно необходимости проведения молитвенных собраний в центре города Николаева.

–  Я не понимаю, почему исполком не хочет решить этот вопрос. Возможно, одна из причин в том, что эти люди – номинальные христиане. Нас в Донецке просили молиться… Мы молимся за благосостояние Николаева. Как известно, молитва праведника восстанавливает, поднимает город. На Соборной площади стоял памятник Ленину, теперь его снесли. Но свято место пусто не бывает. Если это место – центр города – не наполнить Богом, Духом Святым, сюда придет тьма. В принципе, мэр не против молитвы, но решение принимается коллегиально, голосованием.

06.jpg

Свою точку зрения высказывает пастор Эдмунд Рудницкий, пресвитер христианской евангельской церкви «Любовь Христова».

–  Я знаю, что во многих городах  на центральных площадях проходят молитвы, благодаря которым Украина еще остается страной. Мы осознаем такую же ответственность церкви за мир в стране, за отсутствие здесь войны и насилия, молимся против коррупции и всякого беззакония. Мы поддерживаем стремление членов исполкома жить и действовать по закону. Но в то же время хотим получить своеобразное благословение власти, тогда эта молитва будет иметь особенную силу.

Соборная площадь – это место стратегическое и в духовном, и в социальном, и в географическом планах, это место сосредоточия власти. Не случайно там стоял этот идол – памятник Ленину, символизирующий власть. Поэтому молитва и провозглашение власти Божьей на этом месте чрезвычайно важны.

– Пастор Эдмунд, насколько я понимаю, Вы изначально просите о разрешении на проведение межконфессиональной молитвы?

–  Собственно, весь смысл в этом. Я убежден, что проблемы Украины связаны с разделением Церкви: и не только внутри православия, но и между всеми ветвями христианства. И выход Украины, ее существование и процветание – в единстве христианских церквей. Поэтому эта молитва – это форма практического единства ветвей христианства. Молитва чрезвычайно важна и как защита и благословение, и как демонстрация практического единства христиан, и как возможность для христиан, принадлежащих к различным конфессиям, вместе проводить духовные акции.

– На заседании исполкома было озвучено новое предложение – проводить молитвенные собрания на площади перед ОГА (тоже исторический центр города – Т.Д.), но его не вынесли на голосование. Согласитесь ли вы на такой компромиссный вариант?

 – Более того. Мы после заседания исполкома встречались с главой Николаевского областного совета Викторией Москаленко и заручились ее поддержкой. Ей понравилось наше предложение о проведении молитвы около ОГА, обещала содействие и лично приходить на молитвенные встречи.

Ожидаем законного решения нашей проблемы. Подчеркну, что в Николаеве религиозные организации никогда не были источником конфликтов. Я верю, что религиозные организации в Украине в ближайшем будущем смогут работать с местной властью по вопросам организации и проведения религиозных мирных собраний по уведомительному,  а не по разрешительному, как сейчас, принципу.

Подводя итоги общения с протестантскими пасторами, напомним, что Украинский Хельсинский союз по правам человека обнародовал свою правовую позицию относительно конституционности ч.5 ст.21 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» и подал ее на рассмотрение в Конституционный Суд Украины.

Разговаривала Татьяна Длинна