Исламский вектор Украины: чем дышит украинская умма

16 июля 2015, 09:56 | Открытая тема | view photo | 0 |   | Код для блога |  | 

Татьяна КАЛЕНИЧЕНКО

Islam.jpgРоссийско-украинский конфликт отразился и на мусульманской среде Украины. Посттоталитарный синдром, когда религия регулируется бюрократией, провоцирует большее вмешательство политики в духовную сферу и новые противостояния. Наше государство может стать еще одной ареной разворачивания конфликта, если включится так называемый исламский фактор.

Ислам в Украине и мире

Ислам на территории Украины насчитывает более чем тысячелетнюю историю. На сегодняшний день украинские мусульмане представлены несколькими зарегистрированными центрами: Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК), Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ), Духовный центр мусульман Украины (ДЦМУ), Религиозное управление независимых мусульманских общин Украины «Киевский муфтият» и Духовное управление мусульман Украины «УММА». В последнее время участились случаи, когда этнические украинцы обращаются в ислам не из-за внешних причин, а именно по духовному зову.

При многообразии представителей ислама, между ними нечего и говорить о единстве. Болезненными остаются не само взаимодействие, а вопросы влияния, как, в частности, отправка паломников в Мекку (хадж). Несмотря на то, что у Украины есть своя квота на подобных туристов, сейчас она не используется. Все путешественники едут в святые места только через российских представителей. И это не последняя проблема, с которой живет украинская умма.

Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций – мир, куда не попасть чужим?

Said_Ismagilov.jpgДве недели назад муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов получил отказ от Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО) представлять Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) на заседании. Перед началом очередного заседания 22 июня шейх прибыл на встречу как представитель ДУМК, имея при себе письмо от руководства в лице муфтия Эмирали Аблаева. Однако члены Совета через своего секретаря Максима Крупского (представитель председательствующей организации этого года – Украинской Унионной Конференции Церкви адвентистов седьмого дня (УУК ЦАСД)) отказали ему в участии. При этом отказ произошел из-за противоречий, вызванных самим письмом из Крыма. Оно было написано на бланке уже российской организации – Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Республики Крым и города Севастополь, – а печать стояла еще украинская. Как подтвердил Максим Васин, исполнительный директор Института религиозной свободы, подобный документ не имеет никакой юридической силы. Но муфтию Саиду так и не предоставили протокол заседания, где бы отмечалось рассмотрение этого вопроса. В ответ на следующий день он отправил письмо членам Совета с просьбой пояснить сложившуюся ситуацию.

В свое время руководство ДУМУ «Умма» не раз подавало заявку на вступление в Совет. Но каждый раз получало отказ. Подчеркнем, что ВСЦиРО не меняет свой состав уже не первый год, а основная его деятельность направлена на декларацию заявлений от глав религиозных организаций, которые туда входят, и представление украинских общин в мире. Несмотря на название «всеукраинский» совет, многие другие организации тоже получили отказ по поводу вступления. Сложность присоединения новых членов еще и в том, что решения должны приниматься консенсусом, то есть единогласно, чего не всегда удается достичь.

Деятельность данного органа уже давно критикует профессор Александр Саган: «Они нарушили пункт 4 положения Совета, где сказано, что ВСЦ не вмешивается во внутренние дела религиозных организаций. Поэтому они не могут блокировать представителя другого духовного управления, который по доверенности представляет мусульман Крыма. Именно шейх Саид заботится о тех мусульманах, которые выехали из Крыма, в частности в Херсонской области и Львове, где теперь открыт новый центр. И кто же тогда должен заниматься представительством? Кроме того, просто невозможным видится исключение ДУМК из состава ВСЦ – это будет удар по имиджу Украины. Мы же не признаем Крым российской территорией и всячески поддерживаем крымских татар».

Сам Максим Крупский пояснил, что не имеет ни права разглашать подробности заседания, ни давать  официальный комментарий: «Хочу заверить, что ВСЦиРО понимает сложность некоторых межконфессиональных отношений в Украине, действует согласно со своим положением и очень деликатно ведет себя со всеми членами Совета, в том числе и с ДУМК. Нам действительно не хватает возможностей для коммуникации с Крымом, так что мы верим, что следующее заседание ВСЦиРО сможет внести ясность в эту ситуацию и прояснит все вокруг представительства и членства организации». По словам присутствующих на заседании глав религиозных организаций, они будут ждать представителя Крыма, который не является главой другого Духовного управления, чтобы иметь представление, что им делать дальше.

Ahmed_Tamim.jpgНа данный момент единственным представителем мусульман при ВСЦиРО остается шейх Ахмед Тамим, возглавляющий Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ). Другая организация, представлявшая ислам, – Духовный центр мусульман Украины (ДЦМУ, расположенный на Востоке, прекращение членства от 21.01.2013) – уже давно не принимает участия в заседаниях. Таким образом, на всех международных встречах и в официальных документах мнение мусульман Украины отражает только шейх Тамим, который на сайте назван муфтием Украины, тогда как официально не имеет никакого права так называться.

Попытка создать Совет для мусульман Украины уже была предпринята 15 апреля 2007 года. Это должна была быть независимая общественная организация – Совет представителей Духовных управлений и центров мусульман Украины при Госкомитете Украины по делам национальностей и религий. Тогда свои подписи под окончательным документом поставили ДУМК (в представительстве Айдера Исмаилова), ДУМУ «Умма», «Киевский муфтият» и Александр Саган от Госкомитета. «ВСЦ начиналась именно так, и даже глава Госкомитета был членом ВСЦ. Мы несколько раз провели общие совещания, чтобы понять, целесообразно ли создавать подобный орган. Однако у нас были насущные вопросы – хадж (паломничество в Мекку) и конфликт в умме (мусульманской общине). Мы делали обращение к госорганам о недопущении регистрации ДЦМК, потому что это создало бы напряжение на полуострове – и сейчас мы имеем пророссийский Таврийский муфтият. ДУМУ тогда отказались от членства, хотя участвовали во всех совещаниях, но не подписали документ – это их принципиальная позиция. Тамим лишь себя считает легитимным мусульманским лидером, поэтому не признает ни ДУМК, ни ДУМУ «Умма»», – подчеркнул профессор Саган.

О единстве речь не идет

Однако ситуация в мусульманском мире Украины не такая однозначная. О противостоянии ДУМУ и ДУМУ «Умма» давно ведутся негласные разговоры, хотя нет никакого открытого конфликта между ними, кроме судебного иска об авторских правах на название «ДУМУ». Наибольшей частью мусульман Украины являются именно крымские татары. Да и собственно мусульманская община полуострова была самой многочисленной – 300 общин, в то время как в ДУМУ около 126, а в ДУМУ «Умма» 30 общин, из них лишь 13 официально зарегистрированы. Вызывают интерес сами политические склонности крымчан. Согласно опросу Центра Разумкова[1], лишь 50,6% крымских татар были за выполнение предписаний ислама и мирное сосуществование с демократическим строем государства, в то время как 20% поддерживали идею построения государства на принципах ислама, а еще 25,6% респондентов ратовали за возобновление Халифата (феодального теократического арабо-мусульманского государства).

Пока ДУМУ непублично обвиняют в нейтралитете, который якобы является признаком пророссийских настроений, не меньшие обвинения звучат и в адрес ДУМУ «Умма» и Всеукраинской ассоциации «Альраид» (бывший центр «Аль-Раид», прошедший регистрацию). Директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос приравнял сторонников «Альраида» к «Братьям-мусульманам» и назвал их такими, которые наследуют их идеологию. В доказательство этого приводится пример сотрудничества организации с исламскими фондами в Европе и на Востоке, которые давно признаны террористическими организациями в мире. Его мнение поддерживает и исследовательница из Крыма Эльмира Муратова: «На наш взгляд, в наибольшей мере политически ориентированными исламскими организациями полуострова являются партия «Хизб ут-Тахрир» и движение «Братья-мусульмане», ассоциированные с организацией «Альраид»» [2].

В публичной сфере все выглядит куда более однозначно. Муфтий Саид Исмагилов в последние годы постоянно присутствует на большинстве мероприятий, касающихся вопросов религии и ислама, является известной персоной в прессе, овладел украинским языком и выступает с четкой проукраинской позицией. Кроме большого Исламского культурного центра в столице, недавно был открыт ИКЦ во Львове. Деятельность Духовного управления продолжается и на Востоке страны, хотя подробности не афишируются в мерах безопасности. В недавнем комментарии шейх упоминал, что мусульмане на оккупированной территории не подвергаются притеснениям, что совсем не похоже на данные о вандализме в Крыму. Во время священного месяца Рамадана, ДУМУ «Умма» продолжает поддерживать своих верных не только на Востоке, но и в Херсонской области, где расселились семьи крымских татар. Всего на начало нынешнего праздника они получили более 2 000 продуктовых наборов, каждый из которых стоимостью минимум 1 500 грн. Сейчас в Херсоне заработает представительство Меджлиса крымских татар, о чем уже объявил глава организации Рефат Чубаров.

Аннексия Крыма как угроза внутренней борьбы

Об исключении ДУМК из членов ВСЦиРО никто не говорит вслух, хотя они с начала марта 2015 года существуют как российская религиозная организация. Более того, на днях, 13 июля, муфтий Эмирали Аблаев получил «государственную» награду из рук Сергея Аксенова вместе с митрополитом Лазарем из Московского Патриархата. Добавим, что полную регистрацию своих уставов в Москве прошли только две религиозные организации – ДУМК и Симферопольская и Крымская епархии МП.

Еще в августе прошлого года в Крыму на базе бывшего Духовного центра мусульман Крыма (ДЦМК) был создан Таврийский муфтият. При этом экс-лидер предыдущего центра Ридван Велиев (бывший заместитель Эмирали Аблаева, главы ДУМК) был смещен и скрывался в Киеве, пока лидерами муфтията не стали Руслан Саитвалиев, а главой управления – Энвер Ахтемов. С самого начала Таврийский муфтият позиционировал себя как «единственно правильную организацию для мусульман Крыма», апеллируя к традициям полуострова и в то же время создав открытый конфликт с ДУМК. В сеть попала просьба муфтията о непередаче мечети Хан-Джами в Евпатории ДУМК, адресованная Владимиру Путину. Представители СМИ обвиняли ДУМУ и шейха Ахмеда Тамима в помощи создания Таврийского муфтията и их поддержке. Все это происходит на фоне преследования проукраиснких крымских татар, похищении молодежи и обысков помещений на предмет якобы экстремистской литературы представителями новой власти.

Еще один аспект влияния и особого вида бизнеса – это вопрос паломничества или хаджа, который должен совершить хотя бы раз в жизни каждый мусульманин. «Хадж – это деньги. Потому что, кто занимается этим вопросом, решает, какая из туристических фирм наиболее подготовлена к путешествиям паломников в Мекку. И для Духовного центра есть определенные преференции от турфирм, которые хотят выиграть это право. А сейчас этот вопрос никак не решается. Раньше украинцев по их международной квоте делегировал муфтий Крыма Аблаев. И он был вынужден отправлять людей в паломничество через российские пути, ради чего был в Мекке для подписания новых договоров», – делится Саид Исмагилов. Объемы паломничества настолько большие, что власть Саудовской Аравии даже начала строительство отдельного аэропорта только для паломников. Свои полномочия на решение проблемы хаджа Эмирали Аблаев делегировал шейху Саиду, написав письмо министру иностранных дел Украины Павлу Климкину. Однако пока украинская квота не используется, а отдельные паломники летают через Крым по российской квоте.

Ислам – поле для конструирования мифов

maulid.jpgНа международной арене вокруг ислама строится миф, что все мусульмане являются террористами. Хотя это связано с радикализацией фундаменталистов и исламистов, которые стремятся к построению собственного политического устройства и возвращения к исламского государства. При этом сотни тысяч других мусульман придерживаются политики мира, несмотря на попытки СМИ и  политиков представить другую картину. Основную угрозу несут радикальные мусульманские общины. Одна из самых известных – «Братья-мусульмане», которая уже запрещена в нескольких странах как террористическая организация. Несмотря на авторитет и распространенность в арабском мире, организацию признали террористической даже в Саудовской Аравии в 2014-м, а в Египте еще в 2013-м после кровавых событий.

Исламский фактор, который усилиями СМИ и радикалов становится страшилкой для жителей Европы и США, может стать опасным и для Украины. Это зависит оттого, кто и зачем захочет спровоцировать новый конфликт и сыграть на чувствах мусульман в пределах государства. Если же переступить грань и перейти к фазе открытого конфликта, Украина может столкнуться с новой внутренней войной, не менее страшной и опасной.

В украинской умме продолжаются перемены, активно стартовавшие после событий на Майдане, когда мусульмане вместе с христианами и иудеями молились на одной сцене. Новый поворот понимания и поддержки крымских татар произошел после событий в Крыму. Если использовать этот момент и обратиться к международному опыту мирного сотрудничества, несмотря на многообразие взглядов, Украина могла бы стать примером для многих других государств.

FileName_1401.jpg

Комментарии экспертов:

Jakubovych.jpgСтарший научный сотрудник НУ «Острожская академия», кандидат исторических наук Михаил ЯКУБОВИЧ:

«ВСЦиРО – наследник посттоталитаризма, потому что ситуация складывается так, будто все равны, но есть религиозные организации, которые «ровнее», что недопустимо и неэффективно. Несомненно, участие в этом Совете дает особый доступ к власти, что позволяет легче получить земельные участки. А количество встреч с представителями государства растет перед очередными выборами, потому что это еще одна поддержка для рейтинга политиков. Поэтому, если ДУМУ «Умма» не войдет в состав ВСЦиРО, я не вижу в этом никаких проблем. Очевидно, что есть те, кто не хочет видеть эту организацию в составе Совета. Второй аспект – это взаимодействие ДУМК с Россией и российскими религиозными организациями. Но они вынуждены выживать в подобных реалиях после аннексии полуострова, поэтому ситуация двузначная. Ранее представители ДУМУ «Умма» приглашали создать альтернативное объединение мусульман, чтобы принять доктрину единства, но этот проект так и не получил жизнь. Мы до сих пор находимся под влиянием наследия 90-х годов, несмотря на декларацию принципов свободы совести. Например, в Польше действует христианско-мусульманский совет, но не под эгидой государства, и работает эффективно. Публично мы не видим никаких контрзаявлений и противодействий в мусульманском мире, все остается за кулисами. И это нормальная практика для современного ислама, когда происходит обновление движений, возвращение к традициям и др. На самом же деле ДУМУ и ДУМУ «Умма» отличаются на уровне вероучения, поэтому у них присутствует и разная оценка действительности и вероучения, когда ДУМУ сохраняет нейтралитет, а ДУМУ «Умма» показывает проукраинские мотивы».

Brilov.jpgДоцент кафедры культурологии НПУ им. Драгоманова, кандидат философских наук Денис БРИЛЕВ:

«Происходит переформатирование украинской умма. ДУМУ «Умма» и в лучшие времена не могло конкурировать с ДУМУ, поэтому прибегло к поддержке ДУМК. А после аннексии Крыма и АТО на востоке ДУМУ «Умма» утратило большую часть своих общин и поддержку ДУМК, которое перерегистрировалось и полностью перешло в правовое поле России. Поэтому им ничего не оставалось, как пойти ва-банк. Тем более, что поукраинская позиция того же Саида Исмагилова давала определенную поддержку среди промайдановски настроенных украинцев, поэтому он решил во что бы то ни стало войти в состав ВСЦиРО в попытке укрепиться. ДУМУ «Умма» сейчас пытается взять под контроль крымскотатарских переселенцев, это хорошо видно на примере Львова, когда выступая против сооружения крымскими татарами мечети, Исмагилов сказал, что им вполне достаточно исламского культурного центра (то есть структуры Альраид). Но насколько крымские татары пойдут под опеку ДУМУ «Умма» – большой вопрос. Как по мне, это маловероятно. Они признают только выходца из своей среды. Плюс немалая часть переселенцев из Крыма связана с группами, запрещенными в России, той же «Хизб ут-Тахрир», у которых своя повестка дня, что может серьезно отличаться от планов ДУМУ «Умма». Поэтому в ближайшее время будет происходить бурление среди мусульман. ДУМУ вряд ли утратит некоторые свои общины, как УПЦ. ДУМУ «Умма» постарается усилиться за счет новоприбывших и лоббирование своих интересов через немусульманские организации (в т.ч. Церкви), и возникнет центр или центры среди крымских татар, которые также будут вступать в ситуативные союзы».

[1] Денис Брильов. Ісламістський вектор в українській уммі. Журнал «Практична філософія», №4 (54), 2014

[2] Муратова Э. С. Политический ислам в Крыму: локальные вариации глобальных проектов // Кримськотатарське питання. – 2011. – № 2 (39). – С. 24–30.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

    Точка зрения

    Последние комментарии

    • velovs@ukr.net | 11 декабря 2017, 21:34

      Главное, ув. г. "Николай Григорьев", что оно, это "логическое мышление" есть у Вас! Однако же и оно (увы!) на этот раз существенно подвело Вас: я ВОВСЕ и НИКАК НЕ СЧИТАЮ Вас

    • Николай Григорьев_ | 11 декабря 2017, 21:06

      Когда в таком ключе говорят о здоровье, то собеседнику намекают о его неадекватности. Но Вам логическое мышление не свойственно, учите latine.

    • velovs@ukr.net | 11 декабря 2017, 21:06

      Так у тому-то й справа, що (чомусь!) МОВЧИТЬ! А може, КОГОСЬ чи ЧОГОСЬ боїться?!

    • В. Ясеневий | 11 декабря 2017, 20:38

      Відповідь мала б дати Курія Ватикану.

    • velovs@ukr.net | 11 декабря 2017, 19:32

      Р. S. Чуть не забыл. Смею Вас также заверить, ув. г. "Николай Григорьев", в моём - весьма и весьма отрицательном отношении и категорическом неприятии ЛЮБЫХ и ВСЯЧЕСКИХ форм и разновидностей

    Популярные статьи месяца