• Главная
  • Крушение Русского мира. Взгляд из Москвы...

Крушение Русского мира. Взгляд из Москвы

28.05.2014, 09:40
Крушение Русского мира. Взгляд из Москвы - фото 1

Украинская революция стала испытанием для многих Церквей, которые втянуло в водоворот политических споров и локальной гражданской войны. Однако наиболее остро проблема определения политической позиции и, даже можно сказать более широко, своего мировоззрения встала перед представителями Московского Патриархата на юго-востоке Украины и в самой России.

Роман ЛункинУкраинская революция стала испытанием для многих Церквей, которые втянуло в водоворот политических споров и локальной гражданской войны. Однако наиболее остро проблема определения политической позиции и, даже можно сказать более широко, своего мировоззрения встала перед представителями Московского Патриархата на юго-востоке Украины и в самой России. Все христианские Церкви, без исключения, в центре и на западе Украины, в том числе и Московский Патриархат, стали гражданской силой, которая поднялась на защиту национального суверенитета украинцев. Как отмечал богослов Михаил Черенков, да и многие деятели Майдана, это новый этап в истории (в том числе, церковной), это единение нации и верующих разных конфессий вокруг защиты чувства собственного достоинства и свободы. Главное все же не в защите свободы, не в борьбе ради борьбы, а в том, что украинская элита осознает важность ценностей для развития страны (честность и открытость власти, десоветизация как часть очищения национального сознания, единение элиты и церквей вокруг европейских демократических ценностей).  

С точки зрения чистых революционных ценностей молодого украинского государства, российская общественно-политическая система полна лжи и лицемерия или, как минимум, Россия парадоксальна. К России применяют часто взаимоисключающие определения: то она страшный агрессор, а ее лидер — харизматичный диктатор; то это слабая огромная стагнирующая империя с массой пороховых бочек внутри себя и на границах; по мнению части национальной интеллигенции, Россия шантажирует и грабит Украину или же самоустраняется от своего ближайшего славянского соседа и брата. Именно так, отталкиваясь с помощью антироссийской мифологии, Украина плывет к европейским берегам.

Однако в стране, где высок градус политического лицемерия и господствует «имитационная демократия», именно Церкви приходится становиться более искренней и честной, даже несмотря на груз советско-имперского прошлого. Если для украинских Церквей моментом истины были революции 2004-2005 и 2013–2014 годов, то РПЦ МП постоянно находится на бесконечном историческом экзамене (за демократию или против, за милосердие к Pussy Riot или против, за свободу и честность или коррупционную стабильность).

Позиции РПЦ Московского Патриархата, личные проповеди и высказывания Патриарха Кирилла часто напрямую ассоциируют с политикой Кремля и отождествляют с ней. Тем не менее, как во всякой большой империи, реальную позицию Церкви легко спутать с той декорацией, которую выстраивают официальные медиа. В СМИ Церковь всегда и во всем лояльна власти, тогда как мнение Патриархата далеко не всегда совпадает с мнением президента В. Путина. До начала 2012 года Патриарх Кирилл высказывался на тему оппозиции и власти вполне в духе нынешних заявлений по Украине — Церковь над схваткой, в ней есть и будут люди разных политических взглядов, и Церковь от них не отвернется. Но затем требования В. Путина и ситуация вокруг Pussy Riot сделали РПЦ противницей демократии.

С февраля 2014 года РПЦ с постоянной периодичностью делает заявления по поводу украинских событий, призывая к миру, к тому, чтобы все политические силы уважали друг друга. И в заявлении Синода, и в проповедях Патриарха Кирилла, и в его словах во время коленопреклоненной молитвы накануне Пасхи главное — Церковь не поддерживает ни одну партию, признает и приветствует право Украины на свой политический выбор. Во время Великого поста 14 марта 2014г. Патриарх в проповеди фактически отредактировал собственную идею Русского мира (ранее Кирилл отказался от мифологемы русской цивилизации), заявив, что это не империя и не Советский Союз (в связи с этим стоит вспомнить идеологию и конституцию т.н. Донецкой республики, сторонников отрыва юго-востока от Украины, многих граждан Крыма — всех их вдохновляет идея «нашего», судя по воспоминаниям, брежневского по стилю, «православного советского союза»). Наконец, Патриарх приветствовал избрание Петра Порошенко, а до этого проводил телефонные консультации с Александром Турчиновым (и это в то время как на всех телеканалах правительство «камикадзе» вместе с олигархами иначе как «хунтой» никто не называет).

Для человека, живущего вне России, сложно понять, что слова и действия (или бездействие — отсутствие на церемонии присоединения Крыма к РФ) Патриарха Кирилла звучат радикальным диссонансом с общей патриотической эйфорией, которая есть в СМИ, в политической среде, в Кремле. С начала 2014 года произошла метаморфоза. Позиция Церкви в официальных СМИ, где политологи, общественные деятели, журналисты самоопределялись и самовыражались на почве украинского кризиса, исчезла. Позиции РПЦ МП вообще не было, либо на фоне общего информационного гула она была микроскопически мало представлена. И позицию РПЦ стоит расценивать как наиболее демократическую и взвешенную на общем фоне российской политической жизни.

Если абстрагироваться от личных симпатий и антипатий к РПЦ, от конспирологии об отношения Кирилла и Путина и мнимой «трусости» РПЦ, то стоит признать следующее:

- РПЦ полностью доверяет изложение общецерковной позиции иерархам УПЦ МП, митрополиту Онуфрию и митрополиту Антонию, управделами УПЦ МП, главе информационной службы прот. Георгию Коваленко, который тоже отчетливо выразил позицию православия в российских сетевых СМИ. Более того, в Москве, скорее всего, смирились с тем, что иерархи Киевского Патриархата будут всегда рядом с иерархами УПЦ (МП), независимо от того, насколько успешным будет диалог Церквей.

- Патриарх Кирилл занимает взвешенную позицию, не только боясь, что развалится единая Церковь (в России 15 тысяч приходов МП, в Украине — более 12 тысяч). Глава РПЦ сдерживает (хотелось бы верить, что сознательно) волну имперско-державного восторга и ксенофобии по отношению к Западу, которую всегда готовы поддержать многие яркие деятели духовенства, культуры, патриотической общественности. Но мы видим, что в околоцерковной среде, по крайней мере, публично, антиукраинская истерия слаба. Это некоторые священники в Донецкой или Луганской областях, в России — прот. Дмитрий Смирнов, некоторые менее известные священники; Кирилл Фролов или Василий Анисимов выступали на уровне православных фриков. Митр. Одесский Агафангел, как известно, предпочел даже уехать из Одессы, хотя ранее был известен как ярый сторонник Москвы, но именно «путинскую» точку зрения он не стал воплощать в проповедях. Можно сказать, что, наоборот, самыми яркими и запоминающимися были «антипутинские» выступления со стороны УПЦ (МП) — митр. Александра (Драбинко) с покаянием за связь с коррупционным режимом и митр. Черкасского Софрония с его письмом в адрес министра культуры РФ В. Мединского и других выходцев из Украины.

- РПЦ дистанцировалась от модели «Русского мира» в путинском понимании (но это не значит, что РПЦ не станет вновь менять позицию, как в 2012 году, заявляя, что даже при Иване Грозном было лучше, чем при Ельцине, а Путин — мудрейший из политиков). Проблема Крыма, в целом действия по отношению к Украине разрушили единый «Русский мир», как его понимал Патриарх Кирилл еще в 1990-е годы — с земскими соборами, корпоративной православной властью, братскими народами. Никаких единых целей теперь у «Русского мира» нет, он замкнулся на России. Это происходило постепенно. «Имперские позиции РПЦ» раздражали многих в Украине во время визитов Кирилла, но ни в одной речи или проповеди в Украине он не упоминал ни разу ни о какой русской цивилизации, не повторил ни одной своей идеи 1990-х годов (о вреде западных ценностей и пагубности демократии и прав человека для внутреннего пользования говорит прот. Всеволод Чаплин). «Русский мир» превратился в фарс в ярких выступлениях священника Ивана Охлобыстина и в идеологии православных «солдат удачи» олигарха Константина Малафеева в т.н. ДНР.

В этом многообразии миров, мифов, обывательских восторгов Церковь постепенно становится демократичной снизу. Именно на уровне приходов и активности мирян и молодого духовенства авторитарный советский «Русский мир» уже уступил место российскому представлению о достоинстве и свободе, уважении к личности (с этим внутренним вызовом РПЦ столкнется в ближайшее время).

Но на высшем уровне игра продолжается. Российское общественное сознание похоже на старый шекспировский театр, где есть множество реквизита и декораций, но все они одновременно находятся на сцене, и каждая новая труппа вынуждена играть и на фоне своих декораций, и на фоне нескольких наслоений старых. Актеры же пытаются соответствовать и старым и новым декорациям. У нас есть и Третий Рим, и Советский Союз, и Русский мир, и гремучая смесь «совка», земства и «русской православной цивилизации», комсомольских песен и литургических песнопений (как на концерте в День славянской письменности и культуры на Красной площади). Реальность угадать за этими слоями декораций и грима сложно, но можно.

Роман Лункин,

в.н.с. Института Европы РАН