• Главная
  • Откуда стреляет Купидон. Об украинских межконфессиональных браках...

Откуда стреляет Купидон. Об украинских межконфессиональных браках

05.05.2011, 03:00
Откуда стреляет Купидон. Об украинских межконфессиональных браках - фото 1

До знакомства со своей будущей супругой Катериной 29-летний Кирилл Кирейцев служил преподавателем в воскресной школе баптистской церкви в г. Севастополь. Нежные чувства к Катерине закончились для него вначале взятием на замечание, а после помолвки – отлучением от баптистской общины. Впрочем, у межконфессиональных браков, как утверждают священники разных конфессий, будущее есть.

До знакомства со своей будущей супругой Катериной 29-летний Кирилл Кирейцев служил преподавателем в воскресной школе баптистской церкви в г. Севастополь. Их встреча состоялась, когда его родная церковь помогала киевской харизматической церкви «Хиллсонг» провести летний лагерь на живописном крымском мысе Айя. Для Кирилла нежные чувства к Катерине закончились вначале взятием на замечание, а после помолвки – отлучением от баптистской общины. Впрочем, у межконфессиональных браков, как утверждают священники разных конфессий, будущее есть.

Плод цивилизации

семья.jpg

Межконфессиональные контакты на уровне лидеров церквей (Всеукранский совет церквей и религиозных организаций, совет христианских цервей, совет евангельских церквей и т.д.), безусловно, показывают пример и становятся причиной более интенсивного общения верных разных конфессий. Предсказуемо, такого рода отношения приводили к бракам. Немалую роль уже в нашем столетии сыграли СМИ и широкое распространение Интернета: согласно февральскому исследованию Оксфордского института Интернета, дружба через сайты знакомств и социальные сети всё чаще становится начальной цепочкой в истории создания семьи. Надо полагать, что верующие украинцы этих процессов не сторонятся: значительная популярность христианских служб Интернет-знакомств тому подтверждение.

Впрочем, жизнь «онлайн» накрепко связана с жизнью «оффлайн»: демографические особенности Украины церкви ощущают на себе так же, как и все остальные. В государстве, где 54% населения составляют женщины, проблема нехватки мужчин имеет свои исторические и социологические корни. Ситуация усугубляется тем, что наряду с крайне непростым демографическим фоном и общим неуважением к институту брака верующие украинки сталкиваются с ещё меньшим количеством мужчин в поместных церквях. Почему сильный (правда, слабеющий) пол не идёт в церковь – вопрос отдельный. Протоиерей УПЦ МП Андрей Ткачёв считает, что, в отличие от буквы М, «женщины в религиозном отношении – более чуткие существа и многое воспринимают сердцем, бездоказательно». Впрочем, священнослужитель отмечает, что в его церкви преобладание женщин как явление отсутствует. Столкнувшись с иной ситуацией, большинство женщин предпочитает ожидать появления подходящей им в будущем главы семьи. Меньшинство решается на пикантный шаг: брак с верующим человеком из другой конфессии. Впрочем, мужчины часто сами выступают с подобной инициативой.

Есть основания предполагать, что тема межконфессиональных брачных союзов практически никогда самостоятельно не рассматривалась. Одни предпочитали подходить к ней с позиций учения о церкви (экклесиологии), другие – с точки зрения так называемого «сектоведения», третьи – на экуменической платформе. И ни одному из этих подходов нельзя отказать в логике.

Икона экуменизма

Вспоминая о событиях полумесячной давности, когда на членском собрании состоялась его «экскоммуникация», Кирейцев рассказывает о деликатности своего положения: «Неприятно осознавать, что отлучение от поместной церкви произошло не из-за серьёзного греха, а по причине любви к верующей девушке». Богословский мотив отказа в праве на существование таких неформатных браков проистекает из эксклюзивного (исключительного) взгляда на сущность церкви. По оценкам экспертов, больше половины партнёров в таких браках переходят в конфессию своей «половины». Для церквей, до сих пор исповедующих принцип «спасение – в наших стенах», это прямо пропорционально впадению в ересь или отречению от «отцовских традиций». Так, по мнению пастора церкви ЕХБ, по инициативе которого Кирейцева лишили членских прав), «когда объединяются два человека с разными богословиями, мы не видим в таком союзе воли Божией».

Церковный опыт о. Романа Влашина, священника Ивано-Франковской епархии УГКЦ, может свидетельствовать о перспективности альтернативного подхода. В беседе с РИСУ отец Роман вспоминает случай, когда прихожанка греко-католического прихода собиралась выходить замуж за верного УПЦ (МП). Сложности не замедлили выйти на поверхность: родители греко-католички требовали венчания в храме, принадлежащем УГКЦ, потенциальный глава семьи – на своей «каноничной» территории. Впрочем, список возможных трудностей при браке верующих из разных конфессий – универсален. «Если оба супруга остаются в своей традиции, то у них могут возникать разногласия относительно церковных праздников, которые празднуются по разным календарям, соблюдения постов, воспитания ребенка и другого», – отмечает Олег Киселёв, к.ф.н., член Правления Молодёжной ассоциации религиоведов. К стоп-листу учёного священнослужители добавляют темы крещения ребёнка (где?), обустройства дома (иконы для протестанта?) и совместных молитв (православный и иноверный?).

Подобный проблемный поток балансируется утверждением пастора киевской евангельской общины «Нове життя» Виктора Ларионова: «Пребывание супругов в рамках одной конфессии не является безусловной гарантией длительности брака». Если цена вопроса – потенциальный брак, построенный на крепких чувствах и уверенности в Божием плане, то будущим супругам, уверен отец Роман Влашин, «придётся переступить через свои убеждения». «Подобный брак не является отречением от веры, это – лучший пример экуменизма», – подытоживает греко-католический служитель.

Двигатель семьи

Тема каждого дня жизни межконфессиональных семейных союзов – толерантность и взаимное уважение. Женившись на христианке – пятидесятнице, прихожанин баптистской церкви Денис Разумник подтверждает, что августиновская максима «в главном – единство, во второстепенном – свобода, а во всём – любовь» – вне конкуренции. К потенциальным парам семейные консультанты могут предъявлять повышенные требования. Основная причина этого – высокий риск несложившихся отношений и неустроенного брака. Игорь П., пастор одной из киевских баптистских церквей, рассказывает: «До того, как дать согласие на такой особый брак, я всегда обращаю внимание молодых людей на то, что их разделяет». Надо полагать, что прошедшие тест служителя церкви в дальнейшем не опасаются за возможное столкновение интересов. «Межконфессиональные браки – это «экуменизм жизни», т.е. именно в них христиане разных конфессий могут осознать своё единство, но им придется «пренебречь буквой ради духа», – резюмирует религиовед Киселёв.

И еще два комментария - из первых уст:

Алексей-и-Алла.jpgАлексей Балаботкин, православный христианин, на пути к межконфессиональному браку. Его избранница – католичка.

Каждая встреча в человеческой жизни не случайна. Тем более, встреча двух людей, которые полюбили друг друга. Но если нет взаимного уважения и любви, то навряд ли сложится семья, а уж экуменический диалог — и подавно.

Возможно, «межконфессиональная семья» сможет стать первым шагом на пути к успешному экуменическому диалогу, которому как раз и не хватает взаимоуважения и любви.

Различия в традициях побуждают искать их причины в богословской и духовной литературе — а это саморазвитие каждого из партнеров. В каждой паре партнеры «подтягивают» друг друга. Конечно, это же касается и вопросов веры.

Посещение служб разных конфессий помогает глубже и полнее почувствовать общность ветвей христианства. Самая важная проблема — это воспитание детей. Ведь если взрослые могут спокойно посещать церкви «по очереди» и молится каждый в своей традиции, то для ребенка такая смесь религий вредна и даже опасна. И очень важно на пути к «единству в отличиях» не потерять любовь и не поддаться искушению вообще забыть о церквях.

Елена Шабунина, глава общественной организации «Семейный Клуб»

Елена и ВиталийПроблемы случаются во всем семьях (и даже у христиан). Никто от них не застрахован. Не важно кто ты: православный, католик или протестант – законы семейной жизни, созданные Богом, работают одинаково для каждого. Конечно, у межконфессиональных браков (как, впрочем, и у интернациональных) есть своя специфика, но слово «специфика» не означает, что такой союз обречен на несчастье!

Мы с мужем нечасто задумываемся над тем, что наш брак – межконфессиональный. Скорее, мы считаем, что наша семья верна Богу: мы стараемся видеть Его во всем, что мы делаем и это, по-моему, залог успеха. Мой муж – член протестантской церкви, а я была крещена в православной. После свадьбы вопрос о том, какую же церковь посещать, стал очень остро, но мы решили его мирно: на утреннее богослужение ходим вместе в православную церковь, а на дневное – в протестантскую. Я не вижу в этом нечего плохого. Думаю, каждому из нас есть чему поучиться друг у друга. Межконфессиональный брак – это скорее обогащение духовного мира двоих, а не проблема. Главное, чтобы оба супруга были духовно зрелыми личностями и имели близкие живые отношения с Богом, а уж Он точно поможет решить любые трудности, не зависимо от того, православный ты, протестант или католик.

Алексей Гордеев