К идее христианского университета: теология в культурном контексте Украины

К идее христианского университета: теология в культурном контексте Украины - фото 1
В то время как православные и католические общины значительно продвинулись в развитии собственных систем образования, признанных обществом и государством, протестантские церкви, преодолевая негативный опыт государственно-церковных отношений советского периода, еще проходят стадию социализации в условиях демократии, переопределяют свое место в структуре культурной и религиозной жизни страны, ее гражданского общества.

 

Михаил ЧеренковВ Украине за годы независимости и демократических преобразований сложились уникальные возможности для реализации религиозных свобод ранее преследуемых церквей, диалога разных христианских традиций, развития плюралистической модели религиозной жизни страны. Одним из главных каналов взаимодействия церквей и общества является образование. Именно образование дает возможность реализовать значительный социальный потенциал церквей, укрепить межконфессиональное взаимопонимание и партнерство.

В то время как православные и католические общины значительно продвинулись в развитии собственных систем образования, признанных обществом и государством, протестантские церкви, преодолевая негативный опыт государственно-церковных отношений советского периода, еще проходят стадию социализации в условиях демократии, переопределяют свое место в структуре культурной и религиозной жизни страны, ее гражданского общества.

Все годы советской власти протестантские церкви преследовались, а их прихожане не имели возможности получить качественное высшее образование. В силу этих исторических причин протестантское сообщество Украины сохраняет отстраненное положение в образовании и культуре. Развитие христианского университета в качестве христианского гуманитарного центра будет способствовать раскрытию богатого социокультурного потенциала протестантских церквей Украины, формированию духовно воспитанных и социально активных граждан в студентах теологической специальности.

В поисках собственной модели образовании протестанты обращаются к опыту Украинского католического университета, Киево-Могилянской академии, Национального университета «Острожская академия», Черновицкого университета, а также к традициям христианского образования западных стран, с которыми украинские протестанты связаны исторически и культурно. Попытка синтеза национального и мирового опыта была воплощена в проектах Донецкого (ДХУ) и Киевского (КХУ) христианских университетов как международных учебных центров. К сожалению, КХУ остановился на распутье – стационарные богословские программы закрыты, а собственные лицензированные гуманитарные программы так и не появились.

Межконфессиональная Украина может сберечь и приумножить богатство своих духовных традиций, предоставляя возможности для развития образовательных программ, способствующих глубокому изучению духовного наследия, формированию толерантного и уважительного отношения к различным христианским традициям.

История теологии является важной составляющей и академического религиоведения. Изучение теологии в общем плане религиоведческих дисциплин способствует интеграции науки на основе общечеловеческих духовных ценностей, выраженных в христианстве. Теология и ее изучение в рамках программ христианского университета предполагает гуманизацию науки на основе христианских ценностей, ее обращение к духовному миру, внутренней жизни человека, воспитание зрелой свободы, ответственности, достоинства личности. Для современных религиоведов изучать религию значит не только критиковать ее, как это было в советских гуманитарных науках, но также уважать ее как национальное и культурное достояние, пытаться понять ее внутренние смысла и логику собственного развития.

Изучение истории теологии приобретает особую актуальность в условиях реального плюрализма церквей и конфессий в Украине, а также их связей с зарубежными духовными центрами. Долгое время церкви Украины находились в условиях изоляции от мирового христианства. Изучение истории западных богословских учений, обмен преподавателями с зарубежными университетами и церквами поможет украинским церквам найти свое место в мировом христианстве, лучше понять свое своеобразие. Особенно это важно для протестантских церквей, сочетающих в себе восточные культурные формы и западные богословские идеи, связанных исторически с европейской Реформацией.

Подготовка специалистов по программе «история теологии» позволит обеспечить поместные церкви, учебные заведения, государственные и общественные институты и программы экспертами-религиоведами с углубленным знанием истории и теории христианской теологии; обучить социальных работников, способных заниматься учебной, воспитательной, профилактической работой с молодежью, особенно с группами риска и социально незащищенными категориями детей и молодежи.

Case study: Донецкий христианский университет

ДХУ занимает уникальное место на карте учебных заведений Украины, предлагая восточным регионам страны христианское образование, учитывающее опыт западных университетов и христианских колледжей и работающее на целевую аудиторию прихожан протестантских церквей.

Украинские протестанты представляют собой количественно значимое сообщество, придерживающееся собственных богословских традиций. Они известны своим консерватизмом в вопросах нравственности и ответственностью в воспитании детей. Учитывая их традиции, ДХУ предлагает гуманитарное образование, опирающееся на традиционные христианские ценности, поэтому протестанты составляют большую аудиторию потенциальных студентов ДХУ.

Предполагается, что в процессе обучения прихожане протестантских церквей смогут больше узнать о традициях других конфессий и научиться сочетать знание своей истории с уважением к другим теологическим подходам, что будем способствовать развитию межцерковного диалога и партнерства в решении актуальных социальных вопросов.

ДХУ обладает необходимым опытом международной исследовательской и образовательной деятельности, имеет сеть партнерских отношений с украинскими и зарубежными церквами и учебными заведениями. Развитая материально-техническая база позволяет обеспечить студентов всеми необходимыми условиями для аудиторных занятий, работы в библиотеках и компьютерных классах, проживания в общежитии, проведения массовых семинаров и конференций.

В данный момент на базе ДХУ создается Украинский христианский гуманитарный институт, видение которого предполагает общедоступное гуманитарное образование на основе христианских ценностей и евангельской теологии.

Case study: «теология» в контексте украинских социальных и образовательных процессов

Украина имеет давние и богатые традиции теологического образования, которое дало жизнь и народному просвещению, и светской науке. К сожалению, выполняя важную социальную, воспитательную, духовно-культурную роль, выпускники христианских школ до сих пор не получили должного государственного признания. В условиях конкуренции и финансового кризиса теологические специальности теряют потенциальных студентов. Между тем, фундаментальные знания никогда не отвечали и не должны отвечать конъюнктуре рынка, а потому нуждаются в целенаправленной поддержке. Утрата социального и духовного капитала обернется значительными потерями и для общества в целом, и для бизнеса и политики, которые лишатся этической основы, мировоззренческих ориентиров.

Примечательно, что при известном консерватизме именно церкви сегодня поднимают вопрос о будущем христианского гуманитарного образования. Они хотят видеть своих молодых прихожан студентами христианских школ, но при этом требуют от этих школ профессионализма и высшей аккредитации. Христианскость школы обеспечит должное духовно-нравственное воспитание, а профессионализм преподавателей и научная репутация института гарантируют конкурентоспособность выпускника и его диплома.

Одной из знаковых тенденция в христианском образовании европейских стран стало вытеснение теологии религиоведением. Специальные теологические дисциплины уступают место более общим курсам, интересы церквей и конфессий – сравнительным исследованиям.

Подобные сдвиги связаны с тем, что отдельные церкви более не могут финансировать свои учебные программы и содержать целые институты. Студенты же предпочитают те программы, которые учитывают мировоззренческий плюрализм, разнообразие теологических подходов, церковных и культурных традиций.

Ожидается, что большинство студентов программы «история теологии» составят прихожане протестантских церквей. Изучение теологии в сочетании с религиоведением и фундаментальными гуманитарными дисциплинами позволит студентам глубже понять единство и многообразие христианских традицией, основные принципы евангельской веры на фоне сосуществования и смены теологических парадигм. Сочетание теологии и религиоведения поможет избежать дисциплинарных крайностей и соединить углубленное изучение церковной теологии с широким историко-культурным контекстом.

Программа «теология» («история теологии») предполагает изучение теологии, ее структурных и динамических форм в широком историческом и социокультурном контексте.

Развитие теологической программы в структуре христианских университетов выполняет важные задачи воспитания социально ответственного и духовно зрелого молодого гражданина демократической Украины; способствует межцерковному диалогу и сотрудничеству; позволяет интегрировать теологические знания в общий гуманитарный научный контекст, а также придать им практическую значимость для решения социальных проблем украинского общества.