Богословие: приключения по недоразумению

3 ноября 2010, 14:27 | Открытая тема | 0 |   | Код для блога |  | 

Григорий КАСЬЯНЕНКО,

Центр религиозного мониторинга

bohoslovy.jpgДва ректора против богословия как философской дисциплины

В октябре сразу два ректора духовных академий разных православных Церквей Украины высказались критически по отношению к утверждению богословия как специальности в пределах общего направления подготовки «философия». Один ректор высказал пожелание как в разговоре с Министром образования, так и публично, чтобы богословие было целым самостоятельным направлением подготовки. Второй ректор был более изобретателен. Он требовал, чтобы богословие не вносилось в перечень ВАКовских дисциплин ни в качестве одной из специальностей направления «философия», ни в качестве самостоятельного направления. По мнению этого почтенного ректора, богословие — не область философии, а средство спасения. Только государство почему-то должно признавать дипломы, выданные Учеными советами церковных учебных заведений, признавать сами эти заведения. А преподаватели и студенты должны пользоваться соответствующими льготами. Такого рода рассуждения почтенных ректоров является серьезным поводом для анализа всей проблематики.

Почему нужно государственное признание?

Государство не признает дипломы конфессиональных учебных заведений и выданные учеными советами этих заведений и органами церковного руководства дипломов о степени кандидата или доктора богословия. Из-за этого возникают разного рода неприятности. Например, батюшка закончил академию, проучился много лет, имеет светлую голову и знает несколько языков. И его приглашает светский институт преподавать, например, греческий или древнееврейский. Но оказывается, что у батюшки есть только среднее образование, потому что государство из всех его дипломов признает лишь аттестат об окончании школы. Четыре года в семинарии, четыре года в академии, защита кандидатской работы по богословию — для государства всего этого будто и не было. У батюшки есть реальные знания, но он не имеет права преподавать даже в школе, не то что в высшем учебном заведении. Чтобы преподавать христианскую этику или латынь, философию или культурологию, батюшки вынуждены заканчивать заочно светские вузы. Известны случаи, когда «запасное» образование филолога или юриста становилось основной специальностью.

Случай второй. Батюшка занят на любой работе в бюджетной сфере. Например, он эксперт по религиозным отношениям в аналитическом институте при одном из государственных органов. Или просто председатель поселкового совета. За звание кандидата наук он должен получать 30 % надбавки к своей заработной плате. Обращается батюшка в отдел кадров с соответствующим заявлением, а ему говорят: Ваше звание не признано государством. Вы вообще можете занимать соответствующую должность только потому, что у Вас первое образование — светское. А годы семинарии и академии с точки зрения государства у Вас промелькнули без какого-либо результата.

Случай третий. Закончил человек и семинарию, и академию. И пытается найти работу в обычной жизни, вне ограды церковных структур. А все работодатели говорят: у тебя нет никакого образования. Дипломы семинарии и академии можно спрятать в ящик стола — все равно они никак не помогут в поисках работы.

Очевидно, что государственное признание — необходимо. Потому что это — судьбы людей. Потому что это — заработные платы для специалистов. Потому что это — путь к частичному финансированию государством богословского образования.

Почему невозможно все и сразу

Для аккредитации «богословия» как специальности по направлению подготовки «философия» оказалось необходимым огромное количество документации и организационных шагов. Итак, нужно иметь программы по подготовке образовательного уровня «бакалавр» и около сотни программ учебных курсов. Плюс всякого рода обычная для образовательных учреждений документация. Также нужны программы по подготовке образовательного уровня «магистр» и около полусотни программ учебных курсов. Кроме того, нужны учебники, методические пособия по подготовке к семинарам и самостоятельной работе, тестовые задания, учебно-методические комплексы и т.п. Украинский Католический Университет потратил несколько лет усилий практически всех своих сотрудников на выполнение необходимого объема работы. Теперь нужно проделать огромный объем работы над внедрением аспирантуры, созданием Ученого совета по защите кандидатских диссертаций. В будущем — работа над созданием Ученого совета по защите докторских диссертаций.

И вот глубокоуважаемые православные ректоры заявляют, что богословие — не область философии, а самостоятельное направление подготовки. А, следовательно, необходимо определиться с тем, какие могут быть собственно специальности в пределах этого направления. Например, богословы выделят несколько специальностей: «догматика», «библеистика», «патристика», «литургика», «история Церкви», «социальная доктрина» и т.п. И по каждой из этих специальностей борцы за самостоятельность богословия должны подготовить программы для подготовки специалистов (100 на каждую специальность) и магистров (50 на каждую). Безусловно, что можно сократить количество программ посредством дублирования на стадии специалистов, но уже на стадии магистров каждая новая специальность будет давать 50 дополнительных программ. А это — учебники, пособия и т.д.

Если же нет возможности написать всю эту гору программ и учебников, то тогда не нужно бороться за богословие как самостоятельное направление подготовки.

Кроме того, как можно будет создать Ученые советы по защите по каждой специальности «догматика», «библеистика», «патристика», «литургика», «история Церкви», «социальная доктрина»? Где взять столько докторов наук, признанных ВАК?

Не менее важно следующее обстоятельство. Какая-либо специальность («догматика», «библеистика», «патристика», «литургика») может быть признана государством, если по этому направлению научных исследований в Украине пишутся десятки книг и выходят сотни статей. На сегодня даже на «богословие» вообще тяжело набрать нескольких десятков научных монографий, написанных в Украине на уровне требований научного сообщества.

Кроме того, настоящие проблемы с богословием могут возникнуть в будущем. Например, произошла фантастическая ситуация. Государство позволило сформировать Ученые советы из имеющихся докторов богословия, признав их звания (хотя качество этих докторов порождает анекдоты в самих академиях и семинариях). И тогда на горизонте появляются представители любой религии и заявляют: а мы тоже выдаем дипломы и решения о присвоении ученых званий принимаем — признавайте и нас. Государство окажется в очень неудобной ситуации. Каждый, кто «общается с высшими силами», захочет признания собственного диплома, подписанного группой «контактеров». И если государство откажется признавать эти требования, на него подадут в суд. За нарушение 4 и 5 статей «Закона о свободе совести и религиозных организациях». В этих статьях ясно записано, что все люди равны независимо от собственного отношения к религии. И что запрещена любая открытая или скрытая дискриминация. А вот случай, когда признаются дипломы «православные»-«католические»-«протестантские»-«мусульманские»-«иудейские», но не признается диплом «контактеров» или еще чей-то — это уже точно подпадает под определение скрытой дискредитации. А если за дело возьмется грамотный юрист, то можно доказать и открытую дискриминацию, а там уж и до решения Европейского суда недалеко.

Поэтому не случайно в Европе существует система получения признанных государством дипломов «богословия» именно в университетах. Потому что там «контактеру» спокойно скажут о несоответствии его работы требованиям к научной работе, или о содержательных ошибках, делают защиту невозможной. И никаких нарушений. Каждый человек имеет право представить свою работу на рассмотрение университетских богословов. А они имеют право аргументированно отказать. А дипломы церковных семинарий (всех — от христианских до «контактерских») признают только сами Церкви.

Возможность компромисса

Вся идея относительно специальности 09.00.13 «богословие» по направлению подготовки философия — это компромисс. Не являющийся украинским изобретением. А являющийся украинским вариантом воплощения европейского опыта компромиссов.

Сегодня государство может найти на собственной территории 10-15 докторов философских наук, которые являются людьми, знающими богословие. Потому что занимаются историей средневековой философии, русской религиозной философией, академической философией, современной зарубежной религиозной философией. Также можно найти несколько историков и филологов. С помощью этих людей можно сформировать Ученый совет, в котором главное — энциклопедическая компетенция главы Совета и его ученого секретаря. Потому что сегодня это люди, которые просто не допускают в любом Совете «непроходные» диссертации к защите. Из этого небольшого количества людей необходимо отыскать кандидатуру на эксперта ВАК. И кандидатуры на научных руководителей и оппонентов относительно каждой диссертации.

Эти люди должны быть открыты к религиозному мировоззрению, быть толерантными, выступать с позиций отстаивания научности. Эти люди должны наработать методические рекомендации относительно особенностей критерии научности богословских работ.

Реально ли все это сделать? Тяжело, но реально. При условии помощи университетов и заинтересованных Церквей, можно всю эту работу осуществить и начать работу Ученого совета.

В таком Ученом совете могли бы защищаться все желающие, из числа тех, у кого есть высшее образование, признанное государством. В Украине достаточное количество богословов, которые по первому образованию были «гуманитариями» или «технарями». Сдаешь кандидатские экзамены, публичная защита — и вот уже кандидаты философских наук по специальности «богословие». Дополнительный резерв — нострификация западных дипломов.

Некоторое количество богословов имеет ученые степени кандидата наук — философских, филологических, исторических. Эти люди могут стать первыми претендентами на защиту доктора философских наук по специальности «богословие».

Таким образом, Церкви могли бы сформировать собственный «золотой фонд» докторов и кандидатов наук, и в дальнейшем могли бы осуществлять собственную образовательную политику в новых условиях.

Что делать?

Несколько вероятных причин можно назвать для отказа ректоров от дороги компромисса.

Кажется, что ректоры боятся того, что «светские» доктора наук, которые будут верующими и толерантными, просто не поймут, почему сегодня уровень церковной науки остается крайне неудовлетворительным как качественно, так и количественно.

Кажется, что ректоры боятся поделиться властью и влиянием с теми, у кого есть светское образование и светские звания.

Во избежание последствий этой боязни Церквам пора подумать о размежевании задач подготовки собственно церковных кадров и признанных государством «богословов». И относительно последнего направления начать специальные проекты, договорившись об учреждении активно работающих кафедр богословия в светских университетах.

Церкви могли бы в качестве эксперимента поддержать кадрово и финансово такие кафедры. Эти кафедры должны были бы разработать всю документацию и стать базовыми для формирования Ученого совета по специальности 09.00.13. «богословие». И если уже результат работы этих кафедр в перспективе 3-5 лет не оправдает ожиданий Церквей — тогда можно искать новые пути и новые компромиссы. Главное — что за 3-5 лет Церкви могут получить кадровый резерв кандидатов и докторов наук и реформировать собственные учебные заведения так, чтобы они не только были «болонскими» по форме, но и могли выдавать признанные государством дипломы.

Опять-таки, на этом пути есть несколько опасностей. Главная из них — это то, что делом создания кафедр богословия могут заняться люди, просто не способные организовать написание учебных программ, учебников, всей документации, которая бы обеспечивала учебный процесс. Важно, чтобы это дело было поручено команде профессионалов, которые бы обеспечили написание всей документации, наладили как учебный процесс, так и защиту диссертаций.

Пока что ситуация замерла в точке неопределенности. Церкви не осознают того, что нужно входить в эти открытые двери. И не с пустыми руками — а с существенной помощью, как кадровой, так и финансовой. Бюрократы и философы устают от капризного поведения церковных деятелей и уже не против закрыть эти двери, которые сами же и открыли. Или оставить их открытыми только для УКУ, который не требует себе все большего пространства, а работает в поле имеющихся возможностей.

Итак, будущее богословия — в руках Церквей. Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры — и я переверну мир». Специальность 09.00.13 «богословие» вообще может быть той точкой опоры, через которую состоится новая христианизация украинской культуры, новая евангелизация украинского народа, новое обращение элиты и общества к идеалам Истины, Добра, Справедливости, Любви. Но этой точкой опоры надо уметь воспользоваться.

Система Orphus
Рейтинг
0
1
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

    Точка зрения

    Последние комментарии

    • Учкудук | 17 ноября 2018, 20:41

      Томаса нема. Є Том і Джеррі.

    • John | 17 ноября 2018, 13:10

      А коли Томас Морр дадуть? Чи це, таки, утопія.

    • velovs@ukr.net | 17 ноября 2018, 11:46

      От і чудово: якраз нині й наразі Христовий Святий Дух, у т. ч. відповідаючи на ці - ревні й повсякчасні молитви Своїх істинно віруючих за нашу Батьківщину, і переплавляє й творить ту - воістину

    • orthodox | 17 ноября 2018, 11:43

      Шановний, дуже розкрита інформація! То якщо ви такий advanced user to Google, чи не були би ви так ласкаві поділитися більш конкретною інформацією?

    • Ortox | 17 ноября 2018, 10:56

      До речі в заказних опитуваннях істино віруючим людям немає часу коли брати участь, вони за Україну моляться.

    Популярные статьи месяца