"Ликвидация Госкомрелигий и создание на его основе Госдепрелигий является наглядным показателем того внимания, которое руководство страны уделяет вопросам дальнейшей гармонизации государственно-конфессиональных отношений"

21 ноября 2005, 12:40 | Интервью | 2 |   | Код для блога |  | 

bondarchuk.jpgИнтервью с директором Государственного департамента по делам религий Игорем БОНДАРЧУКОМ

— Игорь Владимирович, расскажите, пожалуйста, о состоянии религиозной ситуации в Украине.

— Как известно, в Украине существует благоприятное правовое поле для функционирования и деятельности Церквей и религиозных организаций. Национальное законодательство о свободе совести и религиозных организациях, одно из самых демократичных в мире, обеспечивает равноправие существующих конфессий, реализацию права граждан на свободу совести. Политическое руководство страны прилагает значительные усилия для дальнейшей гармонизации государственно-Церковных отношений, содействия духовному расцвету украинского общества. Наглядным свидетельством и результатом этого является количественное и качественное развитие сети и деятельности Церквей и религиозных организаций Украины.

Сегодня в Украине действует свыше 30 тысяч религиозных организаций, в том числе 29731 религиозная община 55 вероисповедных направлений, 67 центров и 227 управлений, 378 монастырей, 298 миссий, 75 братств, 173 духовных учебных заведений, 12039 воскресных школ.
Остается актуальной тенденция увеличения количества религиозных организаций. Скажем, за прошлый год их количество увеличилось на 1020 единиц. Делами Церкви в Украине занимаются 27902 священнослужителя. Интенсивно развивается издание Церковных печатных средств массовой информации, сегодня их количество составляет 351 единицу. Для богослужений религиозные организации используют 20607 культовых и приспособленных под молитвенные нужды здания. В 2004 г. при содействии государства построено 369 храмов и молитвенных домов, 2445 культовых сооружений строится.

Высокая степень активности присуща традиционным конфессиям и, соответственно, Православным Церквям, насчитывающим 15387 приходов, что составляет 51,2 процента от общего количества религиозных организаций.

Наиболее крупной среди всех конфессий Украины является Украинская Православная Церковь (более 10 тысяч общин или 69 процентов всех православных общин страны). Кроме того она насчитывает 158 монастырей, 5 миссий, 36 братств, 3879 воскресных школ, издает 106 периодических религиозных изданий. Увеличение количества общин этой Церкви происходит во всех областях Украины кроме Львовской.

Украинская Православная Церковь Киевского патриархата насчитывает 3484 общины, 36 монастырей, 24 миссии, 8 братств. Открыто 1092 воскресные школы. Деятельность Церкви освещается в 31 периодическом религиозном издании. Количество общин растет в большинстве областей Украины, хотя сейчас их больше всего насчитывается в центральном регионе и на западе Украины.

Сеть религиозных институций Украинской Автокефальной Православной Церкви сберегает ярко выраженный региональный характер и насчитывает 1172 общины, 5 монастырей, 7 духовных учебных заведений, 7 миссий, 2 братства, 361 воскресную школу. Церковь печатает 7 периодических религиозных изданий. Более 70 процентов от общего количества общин этой Церкви действует в западном регионе: во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях.

Католические Церкви в Украине расположены, в основном, в западном и центральном регионах. Украинская Греко-Католическая Церковь по количественным показателям (3,5 тысячи общин) занимает второе место после УПЦ и превосходит даже довоенный уровень.

Довольно динамично, особенно после визита в Украину Иоанна Павла ІІ, развивается инфраструктура Римо-Католической Церкви. На данный момент функционирует 870 общин РКЦ. Большая их часть (65,7 процентов) сосредоточена в Винницкой, Житомирской, Закарпатской, Львовской и Хмельницкой областях. Центр РКЦ в Украине – Митрополия – находится во Львове.

Протестантизм в Украине представлен 38 Церквами, течениями, направлениями. Доля протестантских организаций в общей сети составляет 8179 единиц (27,5 процентов), в том числе 8057 зарегистрированных общин (28,3 от общего количества). Кроме того 1163 общины действуют без регистрации, что не противоречит действующему законодательству. Наиболее многочисленными среди протестантских Церквей остаются Всеукраинский союз объединений евангельских христиан-баптистов, Всеукраинский союз Церквей христиан веры евангельской – пятидесятников и Украинская унионная конференция Церкви адвентистов седьмого дня. Продолжается рост численности общин Свидетелей Иеговы.

Среди нехристианских конфессий, действующих в Украине, наибольшее распространение имеет иудаизм – 274 общины (практически 1 процент всех религиозных организаций страны). Иудаизм представлен несколькими структурами и направлениями. Наиболее многочисленным является Объединение хасидов Хабад Любавич иудейских религиозных организаций Украины, которое насчитывает 115 общин, Объединение иудейских религиозных организаций Украины – 76, прогрессивного иудаизма – 50, Всеукраинского конгресса иудейских религиозных организаций – 12.

Ислам в Украине репрезентируют три независимых друг от друга центра – Духовное управление мусульман Украины (г. Киев), Духовный центр мусульман Украины (г. Донецк), Духовное управление мусульман Крыма (г. Симферополь).

Наибольшее количество религиозных организаций данного вероисповедания сконцентрировано в Автономной республике Крым (80 процентов от общего количества), что связано с возвращением свыше 300 тысяч крымских татар с мест их депортации.

Необходимо заметить, что проведенные в последние годы социологические исследования и реалии современной религиозно-Церковной жизни наглядно свидетельствуют о все более возрастающей роли и авторитете Церкви в общественной жизни Украины.

— Многих сегодня интересует ситуация в украинском православии. Какова она на Ваш взгляд?

— По состоянию на 1 сентября 2005 г. в Украине действуют 15387 общин трех православных юрисдикций – Украинской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви Киевского патриархата, Украинской Автокефальной Православной Церкви. Как уже было сказано, наибольшей среди них по количеству религиозных организаций, входящих в состав Церкви, является Украинская Православная Церковь (более 10 тысяч религиозных организаций).

Данная Церковь демонстрирует высокую активность, сосредоточив свои усилия на активной миссионерской работе, развитии социально-значимой деятельности, расширении сети духовных учебных заведений, подготовке и переподготовке кадров духовенства.

Стратегия деятельности УПЦ Киевского патриархата направлена на свидетельство о своей органичности украинскому обществу через адаптацию литургии, богослужения, Церковного языка с учетом национального контекста. Усилиями богословов Церкви осуществлен перевод на украинский язык Библии, «Закона Божьего», богослужебных книг, основных литургий и обрядов. Также расширяется благотворительная и просветительская деятельность, углубляется миссионерская стратегия во всех регионах. Главным заданием Церкви на ближайшую перспективу определена легитимизация ее нынешнего статуса в каноническо-правовом поле, в том числе путем расширения международных контактов и увеличения своего удельного веса в религиозной жизни общества.

Что касается Украинской Автокефальной Православной Церкви, то можно констатировать, что она практически распалась на две части, одна из которых признает предстоятелем митрополита Мефодия (Кудрякова), а другая поддерживает Церковные инициативы архиепископа Игоря (Исиченко).

В целом отмечая положительную тенденцию активизации деятельности православных Церквей, что обеспечивает православию доминирующую позицию в религиозно-духовной жизни общества, в то же время невозможно не заметить, что сегодняшний характер отношений между ними, к сожалению, содержит угрозу для стабильного развития украинского общества. На это неоднократно обращал внимание и Президент Украины В.А.Ющенко, в том числе во время встречи с главами Церквей и религиозных организаций 14 июня этого года.

Данный конфликт в последнее время углубляется в социально-политической сфере и на уровне общин. Его субъекты начали блокироваться с партиями и депутатскими объединениями, искать общие интересы тактического и стратегического характера. Имеется в виду одновременный процесс политизации религии и оЦерковления политики.

Сами Православные Церкви Украины не предлагают взаимоприемлемых инициатив по преодолению межправославного противостояния, их позиции по этому вопросу существенно расходятся, а сам конфликт становится все более острым. Поэтому особое значение приобретает переговорный процесс по поводу разрешения конфликтной ситуации. При этом надо заметить, что стороны имеют различное видение темпов и глубины необходимых преобразований. Между ними отсутствует единство в вопросе самого механизма получения желательного для православных в Украине каноническо-правового статуса. Очевидно, что продвижение вперед в этой ситуации невозможно без четко определенной программы и направлений сотрудничества сторон и посреднических усилий государственных органов Украины, в то же время без вмешательства последних во внутренние вопросы православных и других Церквей.

Что касается вопроса объединения между Украинской Православной Церковью Киевского патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церковью, то развитие этого процесса является неоднозначным, поскольку в Церковной среде высказываются различные мнения по поводу желательных шагов и темпов их реализации.

— На каких принципах основана нынешняя государственная политика в отношении религии, Церкви и религиозных организаций?

— Данная политика основывается на принципах, неоднократно задекларированных Президентом Украины В.А.Ющенко, а именно: открытости и прозрачности; последовательного соблюдения принципа свободы совести, невмешательства во внутренние дела Церквей и религиозных организаций; обеспечения свободного развития всех религиозных групп, деятельность которых не противоречит законодательству Украины; равного отношения со стороны государства ко всем религиозным течениям; содействия со стороны государства общественно-значимой деятельности религиозных организаций, поиска механизмов сотрудничества государственных органов и религиозных институций для преодоления острых социальных проблем (в том числе детской беспризорности, распространения наркомании, алкоголизма) и их предупреждения в будущем; недопущения разжигания межрелигиозной вражды и нетерпимости, разрешения проблемных вопросов между государством и Церковью и в межЦерковных отношениях исключительно путем проведения конструктивного диалога; включения духовных ценностей в учебно-воспитательный процесс, духовно-просветительскую работу в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и т.д., формирования условий для партнерства государства и религиозных организаций в интересах всего украинского общества.

В контексте реализации данных базовых положений государство, неуклонно соблюдая конституционную норму об отделении Церкви от государства (ст. 35 Конституции Украины), Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях, оказывает всяческое содействие деятельности религиозных институций, направленных на духовное возрастание общества, проведение масштабных акций, формирующих морально-этическое мировоззрение и патриотизм его граждан.

— Какова, на Ваш взгляд, причина ликвидации Государственного комитета Украины по делам религий и создания на его основе нового правительственного органа – Государственного департамента по делам религий?

— Ликвидация Государственного комитета Украины по делам религий и создание на его основе Государственного департамента по делам религий является наглядным показателем того внимания, которое руководство страны уделяет вопросам дальнейшей гармонизации государственно-конфессиональных отношений. Потому что именно интересами такой гармонизации и были обусловлены, в первую очередь, те изменения, что произошли.

Не вызывает сомнений, что Украина сегодня переживает процессы трансформации и обновления во всех сферах жизни. Не является исключением и сфера государственно-Церковных отношений, которые также требуют определенной коррекции. Естественно, что положительные изменения в государственной политике требуют и определенных корректив в деятельности соответствующих государственных органов. Поэтому изменения, что произошли, являются совершенно понятными в этом контексте. Создание Государственного департамента по делам религий является результатом последовательного стремления высшего политического руководства государства и лично Президента Украины В.А.Ющенко проводить максимально прозрачную, открытую и публичную политику в отношении Церквей и религиозных организаций, предотвратить возможность каких-либо проявлений вмешательства со стороны органов власти в деятельность религиозных организаций.

Мы сознаем, что процесс возрождения Церкви, налаживания цивилизованного и демократического механизма государственно-конфессиональных отношений проходит не просто. В прошлом были и ошибки, и просчеты. А поэтому есть насущная необходимость как их исправления, так и недопущения в будущем. Вместе с тем мы отмечаем и то доброе, что было сделано Комитетом по делам религий, в частности что касается обеспечения благоприятных условий для деятельности религиозных организаций, реализации каждым гражданином конституционного права на свободу совести, равенства религиозных организаций перед законом. Поэтому мы бы хотели взять все положительные аспекты опыта деятельности Государственного комитета по делам религий и углубить их в своей работе.

С другой стороны, соответствующая реорганизация является результатом последовательной реализации европейского вектора развития Украины, что, в частности, требует и приведения структуры органов государственной власти в соответствие с европейскими стандартами в процессе административно-территориальной реформы (известно, что в Европе не существует таких государственных институций как Государственные комитеты, а имеются именно департаменты в составе министерств).

При этом, говоря об изменениях, хочу подчеркнуть, что курс государства на утверждение свободы совести, равенства Церквей перед законом остается неизменным.

— Что бы Вы выделили как самое важное в Вашей работе?

— Самым важным считаю четкое и последовательное соблюдение законодательства о свободе совести и религиозных организациях, содействие Церквям и религиозным организациям в их разносторонней общественно важной деятельности на благо украинского общества, выполнение тех заданий, которые определены руководством страны как приоритетные в работе Госдепрелигий, а именно: содействие укреплению взаимопонимания между религиозными организациями разных вероисповеданий; обобщение практики применения законодательства в сфере государственно-Церковных отношений, разработка предложений по его усовершенствованию; проведение регистрации уставов (положений) религиозных организаций; содействие в разрешении вопросов, связанных с передачей религиозным организациям бывших культовых сооружений и другого Церковного имущества; содействие участию религиозных организаций Украины в международных религиозных движениях и форумах.

Убежден, что реализовать поставленные перед Государственным департаментом задания возможно лишь в сотрудничестве с Церквами и религиозными организациями, что вызывает необходимость дальнейшего углубления диалога между Департаментом как правительственным органом и религиозными институциями, в том числе используя возможности Всеукраинского совета Церквей и религиозных организаций.

Приоритетным считаю содействие со стороны Департамента общественно важной деятельности Церквей и религиозных организаций, защиту их прав и равентсва перед законом.

— Как Государственный департамент по делам религий планирует сотрудничать с мас-медиа?

— Принимая во внимание чрезвычайную деликатность вопроса свободы совести, деятельности религиозных организаций, межконфессиональных отношений, мы считаем целесообразным осуществить аккредитацию журналистов печатных и электронных СМИ, создав пул из числа представителей мас-медиа, специализирующихся в религиоведческой тематике, приглашать их на научно-практические конференции и другие мероприятия, которые будут проводиться нашим Департаментом, освещать с их помощью как актуальные вопросы развития религиозной среды Украины, так и нашу работу. Планируется, что в указанный пул войдут представители информационных агентств (Укринформ, УНИАН), газет («Президентский вестник», «Урядовий кур’єр», «Голос Украины», «День», «Зеркало недели», «Україна молода»), журналов («Релігійна панорама»), Национальных и других теле- и радиокомпаний («1+1», «5 канал», ТРК «Эра», «НАРТ»), интернет-изданий («Религиозно-информационная служба Украины» ) и т.д.

Кроме того для повышения профессионального уровня журналистов, занимающихся освещением вопросов государственно-конфессиональных отношений и деятельности религиозных организаций, формирования у них непредвзятого и толерантного подхода к различным аспектам данной тематики считаем целесообразным организацию и проведение учебных семинаров для данной категории сотрудников мас-медиа, их участие в обсуждении проблем освещения СМИ вопросов религиозной жизни в Украине в ходе научно-практических конференций, круглых столов и т.п.

— Спасибо.

Киев, 18 ноября 2005 года

Система Orphus
Рейтинг
0
1
2комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • kotzk | 12 января 2018, 14:18
    Комментировать комментарий

    Автонабор делает свой подбор. Его проблемы. Включила на время, чтоб вытащить из его схем покойных, не успевших сориентироваться от чего очищаться. Компьютером должен пользоваться тот, кто уже научился читать и писать без него. Иначе нет человеческого мозга, сплавит космоэнергия. 'Авто' полезно тому, кто с трудом и усилиями уже за годы выстроил себе анализ и синтез. И просто сокращает время передачи информации или дел. Не полезно неграмотным. Мозги уже не найдёте у тех, кто с детства вырос на электронных играх, текстовых редакторах, видео, аудиопрограммах сомнительного качества, негосударственного образца. Значит, не надо и пытаться. Раскомплектовывать по монастырям. Не просто по общинам, а очень строго нравственным, иначе можно просто строить для них зоопарки и держать там.

  • kotzk | 12 января 2018, 14:03
    Комментировать комментарий

    Разница между cOmitatus и de part ment? Прекрасно, что так происходит. Хуже тем, кто стал неизлечимо плохим к итогам Апокалипсиса. Делают удаление мозга и хорошее настроение во взрослом возрасте не за молитвы, а за грехи. Это и есть депортация мозгов в природу и космос, ещё до похорон. Нужно смириться с тем, что после смерти разума уже не будет у тех, кто его утратил при жизни или получил неизлечимо хорошее настроение. Не совсем страшно. Зависит от того, что было сделано, подумает полезного для загробного мира до утраты здравомыслия. Другой аспект депортации мозгов - чем больше молитвенного знания, тем скорее исчезнут 'умные о мирском' с их требами. То есть удаление мозгов ждёт всех, за грехи или просто неосторожность, невнимательность. Или за то, что не договорились, не поняли тех, кто мог помочь спастись. Чем больше оккультных, технических защит нацепили властители, тем меньше у них шансов на спасение. Всегда поймут ложно, тебя же и обвинят в своих грехах, люди с искусственными глазами и ушами, которых слепит свет их собственных фар и зеркал. Задача властителей - дать все возможности развития религиозным общинам. И не дать семинарящим сектам. Общины разошлись на самообеспечение своим трудом. Земли раздайте религиозным всех психически здоровых конфессий, возможности жить самостоятельно. Закончится спор между техноцивилизацией и духовной. Это разное. Духовный может использовать техно по договорённости. Техно может только признать себя материей в опыте духовных.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Точка зрения

  • 6 ноября 2019, 14:42 | Интервью | 

    Министр культуры Владимир Бородянский: В религиозной сфере важно иметь честные отношения

    Какой будет политика в сфере обеспечения прав человека на свободу вероисповедания, будет ли продолжено совершенствование законодательства о свободе совести, как будут решаться имеющиеся конфликты в церковной сфере. Обо всем этом и о многом другом мы поговорили с новым министром культуры, молодежи и спорта Владимиром Бородянским.

  • 5 ноября 2019, 09:25 | Коллонка Дмитрия Горевого | view photo | 

    Признание ПЦУ: who will be the next?

    Прошел почти месяц после признания Элладской Церковью ПЦУ. За это время стало понятно, что это все-таки признание, что бы вначале ни утверждали в Моспатриархии.

Последние комментарии

  • lerer10225@com.ua | 12 ноября 2019, 12:52

    От диву даєшся отакій безсоромності і зухвалості керівництва УПЦ МП, коли ними заперечується написано ними ж самими, як говориться, чорним по білому... Звикли на зазомбованість та бездумність своїх

  • enzian | 12 ноября 2019, 09:04

    R.I.P., КП.

  • serge1717 | 11 ноября 2019, 18:50

    гебешне лайно поперло

  • Paraeklezyarh | 11 ноября 2019, 14:54

    О, то у владики Філарета також мабуть є "спортивні секції активних прихожан"))) Щось це нагадує...

  • velovs@ukr.net | 11 ноября 2019, 10:15

    "Российская православная церковь с сегодняшнего дня не будет поминать Александрийского патриарха Феодора II в своих молитвах из-за признания Православной церкви Украины." ----------- И - в

Популярные статьи месяца