• Главная
  • Ora et labora, или 5 уровней молитвы Главы УГКЦ...

Ora et labora, или 5 уровней молитвы Главы УГКЦ

31.05.2019, 16:16
Ora et labora, или 5 уровней молитвы Главы УГКЦ - фото 1
Накануне Национального Дня молитвы, который отмечается 8 июня, в разговоре с Главой УГКЦ Блаженнейшим Святославом (Шевчуком) говорим о личной ответственности украинцев, о том, что нас вылечит, научит уважать друг друга и быть благодарными.

Накануне Национального Дня молитвы, который отмечается 8 июня, в разговоре с Главой УГКЦ Блаженнейшим Святославом (Шевчуком) говорим о личной ответственности украинцев, о том, что нас вылечит, научит уважать друг друга и быть благодарными.


У Блаженнейшего Святослава, как у Главы Украинской Греко-Католической Церкви, немало обязанностей. Чем для вас является молитва? Это ежедневная обязанность епископа?

– Содержанием нашего христианства является жизнь в любви. Потому что кто любит, тот живет. Кто не любит, тот уже умер. Когда мы молимся, мы переживаем и выражаем свою любовь к Богу и к ближнему.

Вершина молитвы – это выразить нашу любовь к Нему. Кто говорит: «Я люблю тебя, Боже», тот глубоко молится. «Я люблю Тебя не за то, что Ты для меня сделал, насколько я Тебя могу использовать для удовлетворения своих нужд», – это никак не  слова любви. Настоящая любовь – это открыть сердце Богу, как источнику своей жизни.

Когда я обращаюсь к Богу своими словами, то стараюсь пройти 5 уровней молитвы. Это пять способов, как выразить свою любовь к Богу.

Первое, с чего я начинаю свою молитву, – я Бога благодарю. Благодарю за дар жизни, благодарю за то, что я могу Ему говорить, благодарю за новый день. Я обращаюсь к Нему с благодарностью, как к своему Творцу, который дает мне новый шанс.

 И благодарю за дар спасения. Благодарю Отца, что дал Своего Сына, как Свой величайший дар. В Нем прощение грехов и спасение. А этот дар становится для нас достижимым через Дар Духа Святого. Думаю, что с этой молитвы мы должны начинать наш любовный разговор с нашим Господом Богом.

 Следующий этап – это молитва покаяния. Я чувствую перед собой Божье величие, и тогда осознаю свою немощь и свою ограниченность. Чувствую Божью святость, тогда понимаю свою греховность. И тогда я прошу у Бога милосердия.

Я не боюсь Его, потому что знаю, что Он меня любит. Мне нечего прятать перед Ним – мои несовершенства, мои грехи, – Он их знает! И эта любовь в покаянии – это показать правду о себе и выставить ее в свете Божьей любви.

 Следующий шаг третий – это молитва за ближних, за других людей. Кто говорит, что Бога любит, а не любит своего брата, тот лжец. Поэтому, очевидно, что следующим этапом является молитва за ближнего, как проявление моей любви.

Я хочу к Источнику жизни и спасения принести весь мир, всех людей! Чтобы они пережили то же, что в эту минуту общения с Богом переживаю я!

И только тогда, на четвертом месте, я молюсь за себя. За те потребности, которые я имею, делюсь своими переживаниями, порой, непонятными мне обстоятельствами, прошу Господа Бога дать мне понять, что Он от меня требует, какова Его воля для моей жизни, моих конкретных поступков. Прошу мудрости, ума, отваги, чтобы свою веру свидетельствовать  своими делами. Чтобы мои дела были исповедью веры в любящего Бога.

Пятая ступень молитвы, которой я завершаю, – это молитва прославления. Потому что все то, что мы делаем – наша жизнь, наша смерть, все наше существо, – должно быть славой Божьей здесь, на земле, чтобы мы когда-то смогли стать причастниками славы Божьей на небесах.

И, вот, если мы в своем личном общении с Богом пройдем эти пять ступеней молитвы – молитва благодарности, покаяния, молитва за других, за себя, прославление, – тогда мы пройдем тот достойный путь школы любви, которой является истинная молитва.

– Бывало ли так, что Бог удивлял Вас своим ответом на молитвы?

– Бог всегда меня удивляет! Потому что Он всегда превосходит то, о чем я прошу. Иногда я говорю: «Будь очень осторожен с тем, о чем просишь, потому что ты получишь все, что просишь, но гораздо больше, чем ожидаешь!»

Когда не просто говорим какие-то заученные формулы или формально выполняем обязанность молитвы, но, когда мы молимся Господу Богу искренне, по-настоящему, то чувствуем, что Он касается какой-то стороны моего «я». Бог касается такой грани моего существа, которую я, возможно, до сих пор не понимал и не видел.

Он словно переворачивает все с одной стороны на другую. Будто открывает настежь для меня мое собственное сердце! Святой Августин сравнивал человеческое сердце с подземными лабиринтами. И мы настолько глубоко можем видеть в тех лабиринтах, насколько глубоко их можно осветить тем светом, с которым мы ходим в этом подземелье.

Что-то подобное и в молитве. Настолько глубоко мы можем понять и познать даже свои личные потребности, насколько глубоко Слово Божье и благодать Духа Святого осветит подземные галереи души и тогда мы видим те зигзаги, из которых состоит моя внутренняя личная жизнь и внутренний духовный мир.

И вот, когда Господь Бог действительно освещает эти зигзаги твоего сердца, помогает тебе понять, что же ты на самом деле хотел, когда просил то или другое, вот тогда мы и  начинаем чувствовать этот сюрприз, эту великую благодать, что Господь не только выслушивает нас, наши потребности, а Он прислушивается, как бьется мое сердце, и пытается его мне осветить.

Со времен, когда пролилась первая кровь на Майдане, а потом и на востоке страны, украинцы начали более сознательно относиться к молитве, потому что «как тревога это к Богу!». Но президентские выборы показали «клиническую картину» нашего общества: украинцы, как те недолюбленные дети, не умеют быть благодарными и уважать полярное мнение и право выбора своего ближнего. Как научить эту нацию быть благодарными друг другу и Богу?

– Человек, так же, как и общество, очень изменчивый. Вот, мы не можем раз и навсегда поверить в Бога. Должны ежедневно, каждый наш момент жизни наполнять Божьим присутствием.

Нельзя один раз и на всю жизнь помолиться. Нет, мы должны молиться непрестанно. Именно потому, что если мы не меняемся к лучшему, тогда обязательно становимся хуже.

Это такой, я бы сказал, постоянный процесс. И поэтому мы переживаем  периоды подъема, а порой – периоды упадка, печали.

Если бы с духовной стороны можно было взглянуть на текущий исторический момент, я бы его назвал периодом большой боли. Война принесла нам рану. Мы очень изранены. И эта рана, возможно, до конца даже еще нами не осознана.

Эта рана болит. Эта рана провоцирует к определенному действию. Эта рана провоцирует нас к тому, чтобы переосмыслить всю нашу историю и заново посмотреть, как нам двигаться дальше. Я свято убежден, что любая рана должна зажить. Любая рана должна и может быть исцеленной.

Когда мы говорим об израненной личности, то ее первая реакция – это закрыться, отделить эту рану, чтобы никто не мог к ней прикоснуться, разбередить, чтобы увеличить боль.

Именно поэтому сегодня мы имеем большой соблазн закрываться  в себе. И поэтому существует большая опасность такого распада общества на отдельные его фрагменты, отдельные группки, отдельные личности, которые пытаются себя оградить от всего того, что происходит вокруг нас.

Я думаю, что такая реакция понятна, но она очень опасна! Мы должны молиться, потому что Тот, кто может эту боль исцелить и страдание из большой беды превратить в большой клад, – это сила и благодать Святого Духа!

Поэтому, я хочу всех нас призвать не закрываться в своей боли, но открыть эту боль в направлении к Богу. Не бередить боль в направлении того, кто провоцирует мою рану. Не искать врага возле меня, но пытаться послужить ближнему.

Я вспоминаю времена Майдана, когда молодые девушки и ребята спонтанно шли сдавать кровь в участки переливания крови. Я помню, как одна девушка отвечала на вопросы журналиста: «А чего ты сюда пришла, что тебя привело сюда?» А она отвечает: «Когда я видела что происходит, то начала сильно страдать. Я поняла, что  должна что-то сделать, иначе я просто сойду с ума! Поэтому я пришла сдать кровь».

Эта рана может быть излечена, когда я буду служить ближнему. Я бы хотел всех призвать не замыкаться на своей боли, но выйти в любви к Богу и ближнему.

Служение ближнему, солидарность, наша общая молитва за Украину, совместная борьба, работа для общего блага нашего народа – это те лекарства, тот рецепт, которые Господь Бог нам поручает для того, чтобы мы могли нашу рану вылечить, быть успешными, победоносными в нашей борьбе, в нашем пути. Чтобы в нашем общем доме, в нашей Украине, которую мы любим, мы все жили с нашим Богом!

Американцы с 1952 года проводят День молитвы за США на государственном уровне. Эта страна была основана на принципах Библии. Нужен ли Украине Национальный День молитвы?

– Я думаю, что очень нужен! Почему? Мы говорили, что любовь – это сердце и душа нашей молитвы. Когда мы молимся, мы проявляем свою любовь к Богу. А когда мы молимся за нашу Украину, за наш украинский народ, тем мы проявляем свою любовь к родной земле, к своей стране, к тем людям, которые рядом.

Я считаю, что любовь должна быть не конечной целью, а причиной, генерирующей энергией всех наших дел и поступков. Нельзя оценить собственной выгодой или собственным благосостоянием уровень любви – моей к родине, или уровень любви моей страны ко мне. Поэтому, я бы хотел, чтобы мы все молились  за Украину именно потому, что это проявление нашей любви к Богу и ближнему.

Молитва за Украину может быть той силой, которая, с одной стороны, нас всех исцелит, а с другой – объединит, сделает нас сильнее. Будем вместе молиться за Украину, потому что тем самым мы можем выразить силу любви к нашей родине.

Именно эта любовь способна принести положительные изменения во все области жизни. Пусть любовь будет той большой силой, которая будет побуждать нас к общему ежедневному труду на благо Украины!

Тот, кто регулярно практикует молитвы особенно за своих обидчиков, или за власть в стране, тот убедился, что чем больше ты молишься, тем меньше претензий остается к объекту твоих молитв. Каким образом украинцы смогут осознать, что власть несет свою ответственность, а мы, граждане, имеем прямую рекомендацию Священного Писания молиться за представителей всех уровней этой власти?

 – В Божьем Слове, в Священном Писании, мы видим такой образ – Христос говорит: «Кто напьется той воды, которую Я дам ему, – говорится о благодати Духа Святого, – то она станет в нем источником воды живой, и с его нутра потекут реки воды живой». Это очень глубокое описание содержания, сущности, природы христианской жизни.

Христианин – это тот, кто носит в себе источник. Христианин – это тот, из которого течет добро, течет Божья Любовь, потому что Господь Бог установил колодец Иакова в сердце человека! Такой человек скорее будет давать другим все, что имеет, чем пытаться брать что-то. И поэтому, такой человек будет спонтанно молиться за своих обидчиков. Почему? Потому что обидчики будут похожи на тех, кто приходит и черпает «воду».

И чем больше у меня этой «воды» будут забирать, тем больше ее будет вытекать! И мне все равно, любишь ли ты меня или ненавидишь. Я тебя люблю, потому что Любовь вытекает из моего сердца независимо от твоего отношения ко мне.

Почему я говорю о христианине, как об источнике? Потому что мы знаем, что в демократическом обществе именно народ является источником власти. Вот, когда мы выбираем нашу власть, то, таким образом, из источника вытекает наше доверие. Мы делегируем ту ответственность за государство, которую мы имеем, определенным лицам, определенным политическим силам, тем, кто по нашему мнению, лучше сможет выполнить то, к чему зовет эта живая вода, которую мы носим в себе.

Это так же является содержанием нашей молитвы за наше государство, за нашу власть. Потому что мы не только раз в пять лет должны осуществить свою ответственность за государство, когда выбираем ее руководителей, но мы должны ежечасно чувствовать себя ответственными за то общество, в котором живем.

Говорят, что чисто не там, где хорошо убирают, а там, где не мусорят. Так можно сказать о любых других сферах нашей жизни. Мы не будем засорять наше государство ненавистью, кражами, другими человеческими пороками. Наше общество будет свободно от всего этого зла. И очевидно, что в таком случае, с каждыми выборами, все лучшие люди будут приходить к власти в Украине.

Поэтому я призываю всех быть ответственными за те поступки, которые мы делаем по отношению к нашему ближнему, быть ответственными, когда мы говорим о выборах, которые мы переживаем в нашей стране, чтобы мы брали ответственность и заботились об окружающей среде, об экологии.

И, в частности, быть ответственными, когда будем оценивать поступки тех или иных представителей органов государственной власти. Тогда мы увидим, сколько нам еще предстоит за них молиться!

Сколько этой воды они разлили по дороге и не донесли до тех мест, где совершают свои государственные функции! И такая «отдача себя», отдача той живой воды правды и добра из источника, которым является настоящая христианская жизнь, будет живым источником успеха, развития, счастливого будущего всего нашего государства.

Кто любит, тот молится! Потому что в любви он сначала обращается к Господу Богу. И это общение с источником нашей жизни и нашей любви. Кто любит Украину, тот молится за Украину, потому что он оказывает дело любви к своей Отчизне, к своему народу.

Если вы – настоящий христианин, тогда молитесь за Украину! Потому что это наивысшее проявление любви к Богу и ближнему, которое вы только можете совершить этим простым, но очень действенным актом. Украина будет, если вы будете за нее молиться! Украина будет именно такой, какой вы ее сделаете своей молитвой и своим трудом!

Напоминаем, что Национальный День молитвы за Украину состоится 8 июня во Дворце Спорта.

Беседовала Елена Липейкина,

пресс-центр Национального Дня молитви за Украину