Гаванская декларация сломала тишину в мире по поводу войны в Украине, – Патриарх Святослав (Шевчук)

2 февраля 2017, 10:01 | Интервью | 12 |   | Код для блога |  | 

shevchuk_ucu.jpgГод назад встреча Папы Франциска и Патриарха Кирилла на Кубе и подписание совместной Декларации возмутили украинское общество. Если международные журналисты и эксперты называли это историческим уникальным событием, то в Украине настроения были куда более пессимистические, ведь несколько пунктов Декларации, в которых говорилось о войне в Украине и деятельности Украинской Греко-Католической Церкви, по мнению многих, были настолько туманно прописаны, что их интерпретация оставила много пространства для пророссийской трактовки действительности, как церковно, так и политически. Для многих греко-католиков особым знаком стало то, что Патриарх Святослав (Шевчук), не прячась за дипломатические формулировки, смело выступил их голосом, выразил их сожаления и задал Римскому Престолу и самому Папе важные и откровенные вопросы. Спустя год многое изменилось. Иногда кажется, что, назвав кровопролитную войну в Сирии священной, Московский Патриарх растерял все «репутационные козыри», собранные в Гаване. Для кого-то, наоборот, эта встреча кажется только началом более широких процессов. Пожалуй, еще слишком рано делать выводы, но РИСУ воспользовалась этой датой, чтобы расспросить Главу УГКЦ о Гаване и годе после нее.

– Ваше Блаженство, прошел год после встречи Папы Франциска с Патриархом Кириллом и подписания ими Гаванской декларации. Это событие, а скорее сам документ, вызвали неоднозначную реакцию в украинском обществе. За этот год много всего произошло и в Церкви, и в обществе. Как с перспективы ушедшего года выглядит это событие?

– То, что произошло год назад, было для нас большой неожиданностью, уроком и возможностью. Прежде всего, неожиданным стало то, что существование и пастырская активность УГКЦ не оказались преградой для встречи Московского Патриарха со Святейшим Отцом, на что раньше, отказываясь от нее, ссылалась Московская Патриархия. Поэтому саму встречу, которую готовили и которой хотели и святой Иоанн Павел II, и Папа Бенедикт XVI, мы могли только приветствовать. Через встречу Бог меняет людей; это мы празднуем как в Рождестве, так и в празднике Сретения Господня, который является перед нами.

Надо признать, что Папа Франциск сильно влияет на современный мир, и, не будучи наивными, можем предположить, что первая годовщина, возможно, еще слишком рано, чтобы подводить итоги этим процессам. В прошлом году действительно неожиданностью с горьким привкусом стало то, что во время встречи была подписана совместная Декларация, в подготовке которой наша Церковь не участвовала, а там было несколько пунктов, касающихся непосредственно нас. Именно они вызвали тревогу как среди наших верующих, так и в украинском обществе в целом. Поэтому после обнародования этого текста я чувствовал своим долгом ответить на обеспокоенность наших верных и объяснить лично Святейшему Отцу те фрагменты текста, которые, по нашему мнению, не вполне правдиво отражают как ситуацию в Украине в целом, так и православно-католические отношения в частности.

Важным плодом гаванской встречи стала активизация общения нашей Церкви с Апостольской Столицей. Конечно же, и до этого события мы постоянно пытались доносить до Ватикана правду о войне в Украине. Однако после нее мировая общественность вновь смогла увидеть нашу боль, вспомнить о «забытой войне» в Украине. Наш вопрос зазвучал по-новому и в Ватикане. Я лично, Постоянный Синод нашей Церкви, как и Синод епископов из всех стран мира в своих встречах, обращениях и письмах пытались объяснить нашу позицию, рассказать, что задело многих в тексте Декларации. Хочу сказать, что ко всем нашим обращениям и сам Святейший Отец, и его сотрудники относились очень серьезно и внимательно.

Плодом не просто заинтересованности, но личной солидарности Папы со страдающим народом Украины стала его инициатива гуманитарной помощи «Папа для Украины». Возможно, она уже давно вызревала в его сердце, но, по моему мнению, окончательно созрела после встречи Папы с владыками Постоянного Синода. Тогда мы говорили: «Святой Отец! Мы знаем, что Вы понимаете боль украинцев, что Украина является невинной жертвой агрессии, дайте видимый знак наиболее пострадавшим». Эта гуманитарная помощь, которую Папа начал, пожертвовав значительную сумму из своих личных средств, и стала этим знаком. Следующим его шагом был призыв ко всем католикам Европы сделать сбор пожертвований на нужды пострадавших от войны в Украине. Этот призыв получил не только материальное измерение. Папа решительно сломал тишину по поводу войны на Донбассе, почему-то наступившую в Западной Европе. И это стало такой помощью, которую нам еще предстоит до конца осмыслить и оценить.

Государственный секретариат Ватикана начал еще глубже интересоваться обстоятельствами общественных процессов в Украине, а особенно гуманитарной ситуацией. Здесь следует вспомнить, что в прошлом году состоялся официальный плодотворный визит в Украину Государственного секретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина. Он возглавляет папскую дипломатическую службу, и его приезд, чтобы лично объявить начало папской гуманитарной миссии в Украине, событие высшего государственного уровня Апостольской Столицы. У меня сложилось впечатление, что украинское общество не до конца поняло уровень и значение этого визита, его символизм и положительные последствия для нашего государства. Его Преосвященство посетил Майдан и отдал почести героям Небесной сотни, что вызвало бурю эмоций в Москве.

Могу утверждать, что такой импульс уровня заинтересованности Украиной дал лично Папа Франциск. Поэтому встреча Папы и Патриарха на Кубе стала одновременно вызовом и возможностью для нашей Церкви и украинского общества.

Вы справедливо отмечаете  неоднозначное восприятие Декларации в Украине и украинской диаспоре, но, видимо, голоса недовольных, а в том числе и Ваша личная критика, тоже были неоднозначно восприняты в Ватикане.

BS_risu.jpg– Да, Вы правы. Некоторым мои слова показались слишком резкими. Но первым, кто выступил в мою защиту, был сам Папа Франциск. До сих пор с волнением вспоминаю его интервью в самолете из Мексики в Рим... Меня поразило и поражает смирение Святейшего Отца. Он в большой свободе и искренности поддержал меня и сказал, что я не только мог, но и должен был отреагировать на текст Декларации. Кроме того, он подтвердил, что ее текст не безошибочный, не является «страницей Евангелия». Его нельзя преуменьшать, но и преувеличивать не стоит. Мы можем и должны его критиковать. Потому что здесь речь идет не об абстрактных договоренностях или схемах, а о судьбе нашей Церкви и моей личной ответственности перед верными и обществом. Когда я год назад говорил о боли, то не говорил от себя, а стал голосом украинского общества, раны которого задела Декларация или ее трактовки.

Интенсивно и достаточно откровенно мы общались и с кардиналом Куртом Кохом, главой Папского совета по делам единства между христианами. Надеюсь, наша экуменическая позиция будет в дальнейшем всячески учитываться их экспертами, а изучение экуменического контекста Украины будет серьезно принято во внимание.

– В последнее время в информационном пространстве Украины с каждым разом все больше прослеживается мысль о пророссийской политике Ватикана и о том, что УГКЦ должна противопоставить свою позицию Папе во имя национальных интересов. Как Вы можете прокомментировать этот тезис?

– Ну, если у нас не будет собственной политики, то нам будут навязывать чужую! Я это говорю к тому, что, к сожалению, сегодня не вижу четкой стратегии развития отношений Украины с Ватиканом. Вопрос государственной политики выходит за пределы компетенции и сферы влияния Церкви, хотя это не означает, что мы не должны иметь и в этом вопросе нашей гражданской позиции. И мы ее выражаем. Может, даже кому-то кажется, что слишком часто и слишком смело.

Мы становимся свидетелями того, как наш северный сосед активно навязывает себя Святому Престолу и пытается его инструментализировать и использовать в своих интересах. Даже в интерпретации и политическом использовании Гаванской декларации в течение последнего года можно заметить проактивную политику Москвы в этом направлении. В то же время складывается впечатление, что со стороны украинской власти еще недостаточно удалось оценить важность отношений с Ватиканом для наших национальных интересов. Даже в средствах массовой информации, как вы правильно заметили, наоборот, звучат прямо враждебные нотки в отношении Ватикана. Я лично глубоко убежден, что тот, кто пытается противопоставить Украину Святому Престолу или создать впечатление в обществе, что Ватикан «дружит с Москвой» против Украины, как раз и является той силой, которая действует против наших национальных интересов.

Попытки политиков и идеологов различной масти противопоставить нашу Церковь Ватикану тоже уже мы не раз переживали в истории. Здесь хочу подчеркнуть, что единство нашей Церкви со Святейшим Отцом не основывается на простой политической или дипломатической целесообразности. Это единство со Вселенским Архиереем и признание особой роли и миссии наследника апостола Петра Папы Римского в Христовой Церкви является предметом нашей веры и неотъемлемой составляющей идентичности нашей Церкви. Это то единство и та вера, которую засвидетельствовали своей кровью мученики и исповедники нашей Церкви, в частности в ХХ веке. Я еще живо помню, как в советские времена, когда коммунистическая пропаганда убеждала наших людей в том, что Ватикан и Папа – враги украинского народа, одна пожилая женщина очень просто сказала: «Пусть они там себе говорят, а мы всегда были и будем с Папой». Я только сегодня понимаю, что это была аутентичная народная исповедь христианской веры. Нам всем сегодня это свидетельство особенно важно помнить.

Стоит напомнить роль Римских Архиереев в украинской новейшей истории. Папа Пий XII остро осудил советскую атеистическую агрессию и уничтожение УГКЦ, одновременно спасая десятки тысяч украинских эмигрантов от «репатриации» в Сибирь. Тогда за короткое время Римом были созданы епархии и экзархаты для украинцев на разных континентах, что было основополагающим для сохранения украинцев в мире. После Второй мировой войны Ватикан и римо-католики поддерживали не только церковные структуры и харитативный труд, но стали передовыми меценатами украинской культуры в Европе, например, поддерживали авторов «Энциклопедии украиноведения», которая создавалась в Сарселе под Парижем, Украинский Свободный Университет в Мюнхене, УКУ в Риме. Святой Папа Иоанн XXIII посодействовал в освобождении Патриарха Иосифа Слипого, который стал крупнейшим послом Украины в свободном мире и кардинально повлиял на курс украинской истории. Роль в нашей истории святого Папы Иоанна Павла II, причастного к падению коммунистического строя, невозможно переоценить. Как наиболее уважаемый мировой лидер, он в течение 27 лет систематически говорил на украинском языке. Был ли другой мировой лидер, который так относился к нашему языку, культуре и истории? Папа Бенедикт XVI продолжил эту традицию, четко выражаясь по поводу тоталитаризма и исторической правды о событиях в Украине. Этой линии придерживается и Папа Франциск.

Святейший Отец является мировым моральным лидером, ватиканская дипломатия – сегодня важный субъект международного права, посольства при Ватикане – одна из важнейших площадок общения и влияния на мнение мировой общественности. Недаром Российская Федерация инвестирует столько ресурсов в свои отношения с Ватиканом, а нашего голоса здесь порой просто недостаточно.

Мы убеждены, что в такое непростое для Украины время нам нужно сделать все возможное, чтобы отношения между нашим государством и Апостольской Столицей эффективно развивались. В стратегическом плане наше большое желание – двигаться в направлении заключения конкордата – всеобъемлющего межгосударственного соглашения – между Украиной и Ватиканом.

– Но все же, мы не услышали ни от Папы, ни от его дипломатов четкого осуждения войны России против Украины, никто не назвал агрессора агрессором. Наоборот, мы слышали тезисы о «братоубийственном конфликте» и что «неизвестно, кто его начал». Мы так и не почувствовали в полной мере, что Ватикан однозначно стал на сторону жертвы этого конфликта и высказался в поддержку суверенитета и территориальной неприкосновенности Украины. Или это просто последствия недостатка полноценной коммуникации?

– Отвечая на Ваш вопрос, хотел бы напомнить, что во время своего визита кардинал Паролин четко подтвердил, что конфликт в Украине должен быть решен на основе международного права. Это означает, что Святой Престол признает войну в Украине внешней агрессией, а не гражданским противостоянием. Ватикан никогда не признал аннексию Крыма, хотя и прямо на эту тему тоже не высказывался. Также Государственный секретарь в Запорожье сделал призыв и к странам Европы, и к России выполнить свои обязательства перед Украиной. Иными словами, со стороны Ватикана было утверждено все то, о чем Вы говорите, но языком ватиканской дипломатии, которая своим стилем отличается от дипломатических ходов светских государств. Таким образом утверждать факт внешней агрессии против суверенного государства не является чем-то новым, но соответствует традиции языка и дипломатии Ватикана. Вспомним в этом контексте визит Иоанна Павла II в Ливан в 1997 году. На тот момент сирийские и израильские войска еще находились на территории этого государства, и это был очевидный для всего международного сообщества факт. Однако и тогда Святейший Отец, говоря о желании независимости и свободы для Ливана, не назвал сирийцев или израильтян. Он лишь намекнул, что неприкосновенность ливанских границ должна быть всеми признана и уважаема. Но все вокруг понимали, что он имел в виду...

Что касается того, на чью сторону однозначно стал Святой Престол... Дело в том, что еще с первого тысячелетия Папа и Апостольская Столица считались наивысшим арбитром и посредником в решении межцерковных и межгосударственных конфликтов, наивысшей инстанцией апелляции и поиска справедливости. Поэтому Ватикан по отношению ко всем конфликтам занимает позицию, которая бы отвечала этой задаче и традиции. Арбитр не может встать на чью-то сторону, он должен быть над конфликтом, чтобы быть посредником между сторонами и помочь установлению справедливого мира. Такого типа миссия требует, чтобы арбитр лелеял отношения с каждой стороной конфликта, но не дал «перетащить» себя на одну из сторон. Иначе его приговор уже не будет справедливым. Очевидно, что такое посредничество требует, чтобы обе стороны конфликта согласились на посредничество арбитра, хотели его и потом брали на себя обязательства принять и выполнить его решение.

Мы в последние годы неоднократно слышали из уст руководителей нашего государства просьбы, обращенные в Ватикан, в деле такого посредничества в дипломатическом решении войны на Донбассе и освобождении наших пленных. Мы, в свою очередь, обращались с просьбой о защите наших приходов в Крыму.

Пока такая миссия посредничества Ватикана между Россией и Украиной не происходит, но позиция, которую сегодня занимает дипломатия Святого Престола, имеет в виду именно ее. Мои предостережения относительно рисков Гаванской декларации заключались также и в том, что Москва может инструментализировать Святейшего Отца и позиционировать его «на своей стороне». Это элемент гибридной войны против Украины. Тогда Святой Престол уже не будет над конфликтом, но станет его участником, приняв позицию одной из сторон.

По моему мнению, ватиканской дипломатии на данный момент удалось остаться над конфликтом. Как бы это не раздражало и Москву и не разочаровывало нас. Нам, конечно, хотелось бы, чтобы Святой Престол однозначно и исключительно принял нашу сторону. Именно поэтому звучит критика в недостаточной однозначности его позиции. Однако и мы не должны поддаваться соблазну инструментализировать Апостольскую Столицу и не оценивать соответствие действий ее дипломатии нашим национальным интересам именно по тому, насколько нам удалось это сделать.

Роль и задачи УГКЦ, как Поместной Восточной Католической Церкви своего права, немного другие. Мы всегда были, есть и будем со своим народом, всегда с ним и на его стороне, будем его защищать и отстаивать его права. Мы чувствуем свою обязанность бодрствовать над теми людьми, которых Господь вверил нашей пастырской опеке, и возносить голос за них, апеллировать к Святейшему Отцу и мировому христианству. Именно наша задача – освящать этот Божий народ Словом Христовой Истины, лелеять в нем живую веру в Бога, исправлять его недостатки и воспитывать в нем христианские добродетели, в частности добродетель настоящего христианского патриотизма и другие гражданские добродетели, необходимые для укрепления и развития независимого Украинского государства. Именно наша задача – быть вместе с нашими воинами на поле боя, у больничной койки с ранеными и больными, заботиться о беженцах и переселенцах, помогать бедным и тем, кому не за что купить себе хлеб насущный. Именно наша задача – лелеять миссионерский дух и проповедовать Евангелие всем народам.

Наше видение состояния и обстоятельств, в которых живет наш народ сегодня, может отличаться от того понимания или представления об Украине, которые имеют о нас разные ватиканские ведомства. Потому наш взгляд изнутри, а их – снаружи, наше видение формируется от ежедневного общения с нашим народом, а их – на основе глобальных вызовов человечества. Поэтому так важно, чтобы чиновники Святого Престола понимали мысли священников на местах. Это очень хорошо понимает Папа Франциск, который долгие годы был главой епископата Аргентины и его тоже не всегда сразу понимали в некоторых ватиканских дикастериях.

В вопросе войны в Украине Святой Престол стал на сторону не так государства, как пострадавших от нее. Это естественное качество его дипломатии. Оставим Ватикан быть собой и выполнять именно свою миссию в нашем вопросе, а сами выполним нашу собственную часть задачи. Будем иметь терпение, отстаивать наши законные права, бороться за правду и быть собой!

– Блаженнейший Владыка, но ведь и Патриарх Московский Кирилл говорит, что он «над» конфликтом и при этом всегда подчеркивает, что в этом он полностью солидарен с Папой. Апостольская столица молчит на эти заявления. Мне кажется, что это вносит немало сомнений в украинское общество, поскольку мы хорошо помним проповеди о «Русском мире», под лозунгами которого впоследствии появились все эти гиркины и бабаи...

shev_press.jpg– Мне лично такая позиция кажется просто несерьезной. Это ничто иное как мимикрия, то есть попытка Московской Патриархии навязать мировой общественности представление о Москве как «третьем Риме». На самом деле Московский Патриархат – обычная Поместная Церковь, одна из многих. Она никогда не была вселенским арбитром даже в православном мире. Более того, она всегда отрицала любую роль Папы как Вселенского Архиерея. Таким образом претендовать Патриарху Московскому на роль Вселенского Архиерея выглядит как отрицание собственной экклезиологии, им же сформированной. Это с богословской или канонической точки зрения.

Если речь идет о фактах, что именно Россия – агрессор по отношению к Украине, а Русская Православная Церковь позиционирует себя как Церковь, которая последовательно отстаивает ее государственные интересы, то тут представлять себя «над конфликтом» – просто отрицать очевидное. Эта Церковь может выступать арбитром, если бы речь шла о внутрироссийском конфликте, то есть войне между субъектами Российской Федерации или между отдельными членами РПЦ, как ее внутренней войне. Возможно, здесь еще раз проявляется определенное «геополитическое подсознательное», где Украину вместо нас и без нас безапелляционно инкорпорировали в «русский мир» и войну против нас видят как конфликт внутри этого «мира».

На самом деле война против Украины, как независимого суверенного государства, нарушает международное право, как это четко заявляет Святой Престол, а Святейший Отец осуществляет свое служение как Вселенский Архиерей согласно древней традиции первого тысячелетия.

– А как Вы оцениваете недавние визиты нунция Клаудио Гуджеротти на Донбасс?

– Здесь важно подчеркнуть, что он поехал на эти территории, выполняя волю Папы, и показал, что они принадлежат Украине. Потому что он посланник Папы исключительно для Украины. Архиепископ Гуджеротти действительно помог и помогает нам в пастырской опеке над нашими священниками и верными, которые остались на оккупированных территориях и к которым ни я, ни их епископ сейчас не можем приехать.

Я не разделяю мнения тех, кто считает всех людей, попавших в ловушку на оккупированной территории, врагами Украины. Хотя, конечно же, есть и те, кто взял оружие и является коллаборационистом, степень вины и их судьбу будет решать суд, но большинство – это простые люди, ставшие заложниками преступников. Это мне очень напоминает сталинскую пропаганду, которая считала врагами народа всех, кто находился на оккупированной немцами территории или попал в плен во время Второй мировой войны. Мы должны бороться не против этих простых людей, которые ищут у наших священников защиты и духовной поддержки, но за них! Наши священники, которые, как добрые пастыри, не оставили своих овец в Донецке и Луганске, заслуживают уважения и всяческой поддержки. Наш экзарх Донецкий, владыка Степан (Менёк), попал в расстрельные списки и пока не может пересечь линию разграничения, чтобы посещать эти общины. Поэтому мы благодарны владыке Клаудио за то, что взял на себя пастырские обязанности и посетил наших людей.

– Может, в завершение что-то хотите пожелать нашим читателям?

– В заключение хотел бы поблагодарить всех наших верных в Украине и за ее пределами за любовь к своей Церкви и своему народу, за молитву, труд и личную жертву ради их блага. Получаю истинное вдохновение от свидетельства от защитников нашего достоинства и свободы, которые жертвуют своей жизнью, массового волонтерского движения и различных проявлений международной солидарности украинцев в диаспоре и не украинцев, которые нас поддерживают своей молитвой и систематическими материальными средствами. Вместе у нас большая духовная сила. Не сомневайтесь, что Бог с нами. За нами правда, международное право и Божья близость к страдающим. У нас еще много работы. Но убежден, что с Божьей помощью мы сможем все осуществить и совместными усилиями завоевать справедливый мир для Украины!

Система Orphus
Рейтинг
0
0
12комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • Fr. Valerii | 6 февраля 2017, 23:59
    Комментировать комментарий

    Сіньйори "Сепаретті" і "Автономі" можуть скільки завгодно робити усні заяви про зовнішнього агресора, але "Рєдіска" з "Лімоном" підписали документ, в п. 26 якого, зокрема, сказано "Вболіваємо (в англійському тексті - We deplore, що значить - висловлюємо жаль, шкодуємо) з приводу протистояння в Україні, що вже спричинило багато жертв, завдало незліченні страждання мирним мешканцям та привело суспільство до важкої економічної та гуманітарної кризи". "Рєдіска" і "Лімон" мовою письмового документу чітко заявили про внутрішнє "протистояння в Україні", а не про зовнішню агресію, як це намагається подати "хлопчик Чіпполіно". - Якщо Франческо приїде, значить Ватикан визнає УГКЦ частиною системи. Якщо не приїде, значить частиною системи замість УГКЦ визнано МП, яка згідно з підписаною Франческом і Кірілом "Спільною декларацією", є поза "протистоянням в Україні". А все решта - фантазії "сіньйора Помідора" і "графіні Вішеньки" ...

  • Стефан | 6 февраля 2017, 22:31
    Комментировать комментарий

    Каждый, кто открыто, прямо и честно клеймит, обличает захватническую, кровопролитную войну против Украины, а также осуждает и разоблачает тотальную пропагандистскую ложь и клевету против руководителей страны, военнослужащих, патриотов, украинского народа, в средствах массовой информации агрессора, тот несёт людям Истину, Правду и Справедливость, заповеданную Самим Господом Богом Иисусом Христом.

  • bopa | 6 февраля 2017, 20:07
    Комментировать комментарий

    1) Прикро, що не налагоджуються контакти з представниками Конгрегації Східних Церков. Якщо Апостольська столиця веде "особливу" дипломатію під час агресії РФ проти Ураїни (окупацію Криму),то КСЦ може висловлювати спільну позицію відносно статусу УГКЦ у Ватикані. 2) Про Донецького екзарха уже висловлювалися. 3) Президент України Петро Порошенко запросив Папу в Україну! Реакція відома... Можливо варто б і Синоду УГКЦ підтримати (нагадати) про запрошення?

    • Леонтій | 6 февраля 2017, 20:42
      Комментировать комментарий

      А яку мету переслідує це запрошення чинному главі Ватикану відвідати Україну ПІД ЧАС ВІЙНИ?! Що такий візит може реально змінити (на краще) в цій ситуації?!

  • Fr. Valerii | 4 февраля 2017, 19:30
    Комментировать комментарий

    Дивні якісь пояснення. (1) У Гаванській декларації Франциск і Кіріл війну назвали не війною, а "протистоянням в Україні" п. 26, з приводу чого "громадскість світу" висловлює тільки "занепокоєння", тому що їй байдуже. Через рік після підписання "протистояння" не припинилось, а навіть посилилось, постраждало і загинуло ще більше людей, наслідки від економічної та гуманітарної кризи збільшились в рази. (2) Якщо єпископ Степан Меньок "потрапив до розстрільних списків" ще у 2014 р., через що він покинув катедру в Донецьку, то чому навіть у 2017 р., через три роки, ані він сам, ані глава УГКЦ не виступили з офіційною заявою з цього приводу, не звернулися з відкритим листом до ОБСЄ, ООН, до правоохоронних органів, до президентів України і Росії, і насамперед до Ватикану, до очільників МП, Онуфрія і Кіріла. Чому, говорячи мовою Католицького катехизму, вони, як мінімум, НА ГРІХ ДОЗВОЛЯЮТЬ, НА ГРІХ МОВЧАТЬ? (3) п. 25 Гаванської декларації "Сподіваємося, що наша зустріч зможе зробити вклад у примирення між греко-католиками і православними там, де існує напруження. Сьогодні очевидно, що метод «уніатизму», притаманний минулому, в значенні приєднання однієї спільноти до іншої, відриваючи її від своєї Церкви, не є способом, що дає змогу відновити єдність. Однак, християнські спільноти (в англійському тексті - ecclesial communities, в російському тексті - церковные общины), що з’явилися в таких історичних обставинах, мають право існувати та здійснювати все те, що є необхідним для задоволення духовних потреб своїх вірних, одночасно, прагнучи жити в мирі зі своїми сусідами. Православні та греко-католики потребують примиритися та віднайти взаємоприйнятні форми співжиття" - Вже минув рік після підписання декларації, а глава УГКЦ на підставі цього пункту офіційно не домагається повернення єпископа Степана Менька до Донецька. Дивно ...

  • Леонтій | 2 февраля 2017, 12:28
    Комментировать комментарий

    "Я ще живо пригадую, як в радянські часи, коли комуністична пропаганда переконувала наших людей у тому, що Ватикан і Папа є ворогами українського народу, одна старша жінка дуже просто сказала: «Нехай вони там собі що говорять, а ми завжди були і будемо з Папою»." І в цьому полягає ПРАВДИВА сутність католицизму. В цій Церкві - принаймні, величезна кількість її адептів - в дійсності мають і всіляко оберігають свою "вірність" і ПОКЛОНЯЮТЬСЯ не стільки Богові (Господу Христу), скільки недосконалій і грішній (за своєю "Адамовою" природою) ЛЮДИНІ. Тобто, своєму, по суті, КУМИРУ - єпископу Риму!

    • Леонтій | 2 февраля 2017, 12:33
      Комментировать комментарий

      Р. S. Ну а з рештою альтернативних думок і аргументів можна познайомитися, зокрема, отут: http://risu.org.ua/ua/index/blog/~lustrum/65946/

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Точка зрения

Последние комментарии

  • dutchak1 | 24 ноября 2017, 08:56

    «Фанів» в мене мабуть немає і іноді той стиль аргументації викликаний бажанням знайти розумних опонентів в вузькому, корпоративному і закритому середовищі т.з. «релігієзнавців». Сама наука

  • protBohdan_Ohulch | 23 ноября 2017, 21:45

    Автор коментаря під іменем dutchak, можливо, має певну логіку аргументів та знання у цьому питанні. Але, на жаль, початок тексту зі словами Країна Дурнів, клоунада, посміховище тощо працює як

  • dutchak1 | 23 ноября 2017, 14:48

    "Сонце ще не зійшло, а в Країні Дурнів вже кипіла робота ..." (с) О.М. Толстой, "Золотий ключик або пригоди Буратіно" Країна Дурнів існує не в тому розумінні, що її жителі не

  • Василий Петров | 23 ноября 2017, 10:32

    ...и не допусти нам отречься от тебя. но избави нас от обмана.

  • Тарасій | 23 ноября 2017, 09:15

    Не вірю цьому сайту давно. Вже не раз бачив як вони брешуть відверто. Бо не відомо що реально сказала ця жінка, її прямої мови ніхто не подає. І в цьому випадку вона бачить лише змонтоване відео, яке

Популярные статьи месяца