• Главная
  • Валерий АНТОНЮК: Если народ говорит правду, ищет справедливости, хочет избавиться от коррупции, жить честно – Церковь должна поддержать...

Валерий АНТОНЮК: Если народ говорит правду, ищет справедливости, хочет избавиться от коррупции, жить честно – Церковь должна поддержать

15.07.2014, 15:57
Валерий АНТОНЮК: Если народ говорит правду, ищет справедливости, хочет избавиться от коррупции, жить честно – Церковь должна поддержать - фото 1
Интервью с Валерием АНТОНЮКОМ, новым председателем ВСЦ ЕХБ, об украинско-российских отношениях баптистских союзов, о современном украинском контексте, об уменьшении численности церквей, а также об обновлении пасторского состава и планах на будущее.

140714_1.jpgИнтервью с Валерием АНТОНЮКОМ, новым председателем ВСЦ ЕХБ, избранным на эту должность 13 июня 2014 г. решением 27-го съезда ВСЦ Евангельских христиан-баптистов, об украино-российских отношениях баптистских союзов, о современном украинском контексте, об уменьшении численности церквей, а также об обновлении пасторского состава и планах на будущее.

– Прокомментируйте, пожалуйста, слова резолюции XXXIV Съезда РС ЕХБ по ситуации в братской Украине: «Мы провозглашаем свою приверженность Библейскому учению, которое не воспринимает насильственного свержения законной власти, национализма и разрешения социально-политических противоречий, иначе как путем политических переговоров. «С мятежниками не сообщайся» (Прит. 24:21)».

– Библия содержит много примеров, как Бог ставил людей управлять государством и доверял им власть, так и историй, повествующих о том, как Он лишал людей власти. Как Он это делает – определяем не мы. Царь над всеми царями, как хочет, так и поднимает правителей, и как хочет, так их и унижает. Решения, принятые на российском съезде, – это взгляд и оценка ситуации служителей в России. В Украине мы имеем другое понимание и позицию, поэтому выражаем свою точку зрения.

– Согласны ли Вы с этой резолюцией?

– У меня такое впечатление, что это не совсем естественный документ, который хотели принять служители церквей ЕХБ на съезде. Но, наверное, кому-то это было нужно. Не могу согласиться с рядом весьма противоречивых утверждений этого документа. Политизация Церкви всегда приводила к разделениям и недоразумениям между ее служителями. Нас, христиан, объединяют не общие политические предпочтения, но истина Слова Божьего, а также совместное сотрудничество для достижения людей, далеких от Бога. Поэтому стоит молиться за тех, кто проявляет недальновидность в таких вопросах.

Евангельские христиане, как правило, имеют космополитические взгляды. Оценивая события, мы исходим из библейских перспектив, поэтому имеем глобальный взгляд на все процессы, которые происходят, а особенно если это болезненные события, вызывающие общественное напряжение или межгосударственные противостояния. Ситуацию объясняет нам Слово Божье, почему и что происходит. Однако мы – граждане не только Царства Небесного, но и своей земной родины.

Мы никогда не сможем достойно служить людям, если не любим землю, где Бог определил нам родиться и служить. Боль народа, его страдания, политические кризисы влияют на нашу жизнь. Прежде всего, нам следует искать ответ в Писании и современные вызовы воспринимать с библейской точки зрения. Мы не можем быть Церковью, которой навязывают мнение или позицию, потому что именно Церковь призвана анализировать любую ситуацию и доносить истину людям и быть выше политиков. Когда Церковь ангажирована, она ​​не может говорить Божью правду. Когда христиане делают сугубо политические заявления, угождая "сильным мира сего" – это не достойно и выглядит унизительно.

Не стоит поклоняться царям земным. Библия учит нас признавать их как людей, которым Бог доверил власть только на определенное время. Но признание власти и преклонения перед ней – это разные вещи. Вспомним, какую выверенную и правильную позицию занимали служители церквей во время подъема Третьего рейха: "Покорность тиранам равнозначна неповиновению Богу", – говорил Дитрих Бонхоффёр и группа пасторов вместе с ним. К сожалению, таких было немного.

– Недавно Ваш первый заместитель Игорь Бандура в своем интервью для сайта Российского союза баптистов отметил, что «Церковь поддерживает народ». Иными словами, Церковь осталась с народом, хотя он, по мнению представителей российских баптистов, является мятежником. В этом мы видим разницу между украинским и российским баптизмом. Какие еще Вы видите различия?

– Украина не Россия. Мы совершаем служение в различных религиозных и политических контекстах. Разница заключается в том, что у нас, в Украине, перемены, которые происходят в последние месяцы, как раз и связаны с тем, что жажда народа к правде и утверждение справедливости весьма ощутимы. И когда народ говорит правду, ищет перспектив, христиане понимают это. Так народ и Церковь говорят в унисон, потому что это соответствует библейским принципам. Мы, безусловно, поддерживаем то, что народ назвал черное черным, белое белым, коррупцию коррупцией, агрессию агрессией, несправедливость несправедливостью! Если это, конечно, соответствует библейской истине.

– Можно ли сказать, что украинские баптистские церкви поддержали народ в его восстании против власти?

– Сила Церкви проявляется не в том, чтобы стоять на стороне народа или власти. Сила Церкви – быть всегда на стороне правды, независимо от государственного устройства, политических противостояний и общественных настроений. Если народ говорит правду, ищет справедливости, желает избавиться от коррупции, жить честно – христиане призваны всегда это поддерживать.

Церковь отделена от государства, но она не отделена от общества. И когда общество в кризисные моменты потрясений переживает особое чувство справедливости, Церковь должна служить людям, указывая пути, которые приводят к настоящим преобразованиям, как в сердце человека, так и жизни страны.

– Как Вы считаете, не скомпрометировал ли Александр Турчинов украинских баптистов?

– Когда американский пастор Мартин Лютер-Кинг произнес известную речь "У меня есть мечта", не все американские христиане ему аплодировали. Немало из них было убеждено в том, что этот баптистский пастор действует несправедливо и вызывающе. Потребовалось время, чтобы понять, почему так все произошло. США в те годы проходили сложный процесс переоценки своего отношения к другой расе. Но это была реализация части Божьих планов. И только пройдя определенный путь и оглядываясь назад, они поняли – их вел в этом Господь.

Нам, христианам в Украине, тоже нужно время, чтобы объективно понять, что произошло в начале 2014 года и какую роль Бог доверил Александру Турчинову в этих сложных процессах. Я убежден, что в настоящее время и в таких условиях Бог доверяет каждому выполнять то, что важно именно для него. Поэтому сейчас не стоит говорить о компрометировании евангельско-баптистских церквей. Эмоциональные и поспешные выводы, как правило, со временем оказываются весьма поверхностными и субъективными.

– Сепаратисты на Востоке захватывают церковные здания и превращают их в свои штабы. Известны случаи, когда молитвенные дома ЕХБ захватывали, превращали в штабы или разрушали?

– Несколько дней назад, в одном из поселков Луганской области пришли так называемые «народные ополченцы» и вместе с председателем этого поселка забрали молитвенный дом, разместив там свой штаб. "Потом, после мы его вам вернем", – обещали они. В Краматорске и Славянске все достаточно не просто. В этих городах многие христиане были вынуждены покинуть свои дома и переехать в другие регионы Украины. Было время, когда невозможно было даже провести совместно хлебопреломление в церкви. Пресвитеры церквей остаются там, на месте, и, как могут, помогают людям, потому что есть те, кто не может покинуть опасные территории. В разговоре один пастор сказал: «Мы остаемся до конца, что Бог даст, то и примем...» Они верны своему пасторском призванию, потому что там есть члены церкви и они остались с ними до конца. Однако помещения церквей и в Славянске и в Краматорске не были захвачены.

– Как отреагировали областные объединения на дестабилизацию обстановки в Луганской и Донецкой областях?

– В начале этих трагических событий многих людей из Донбасса приняли именно в Западной Украине. Сейчас переселенцев с Востока принимают к себе верующие и церкви по всей Украине. Поток увеличивается с каждым днем, происходит определенная координация их перемещения и расселения. Также христиане собирают помощь – одежду, продукты, – и, насколько это возможно, все это отправляется в «горячие» регионы.

– Статистика говорит о медленном уменьшении количества как баптистских церквей, так и верующих в Украине. Так в 2006 г. было 2 827 церквей и групп, принадлежащих к ВСЦ ЕХБ. На сегодня это 2 713 церквей и групп (за 8 лет уменьшилось церквей на 4%). По количеству верующих здесь следующая ситуация: в 2006 году было 136 811 членов церкви, а на 2014 год их уменьшилось до 120 957 человек. Почему численность баптистов уменьшается? Это общие тенденции для всего протестантизма, или это ситуация, типичная только для евангельско-баптистских церквей Украины?

– Есть несколько причин для объяснения таких тенденций, которые мы наблюдаем, по уменьшению количества церквей и верующих. Первая из них заключается в том, что у Бога есть особые периоды, когда Он по-особенному действует. Если мы говорим о 90-х годах прошлого века, то первые 10–15 лет свободы в Украине, после распада Советского Союза, мы понимаем, что это было время открытых дверей и новых возможностей. Это способствовало тому, что многие люди после духовного голода и падения «железного занавеса» приходили к Богу. По-разному оценивают этот период. Одни говорят, что это было время пробуждения. Другие утверждают, что это было время первых серьезных возможностей. Но перемены привели к существенному количественному росту: образовывались новые общины, церкви крестили сотни новообращенных. Как организм, Церковь переживает разные этапы истории, и это закономерный процесс. Времена свободы принесли новые вызовы и проблемы. Этим можно объяснить и замедление роста, и даже некоторый спад. Для нас важным сегодня является не только вопрос, почему существует такая тенденция, а что мы призваны сделать все, чтобы ситуация менялась и происходил очередной виток количественного и качественного роста.

Вторая причина. Мы понимаем, что во времена свободы, при всех наших возможностях, мы все же не обратили достаточно внимания на системную и основательную подготовку нового поколения служителей. Известно, что от подготовки лидеров во многом зависит, какой будет жизнь церкви. Это должны быть люди, которые развиты в различных направлениях, которые могут видеть дальше, и поэтому мы понимаем, что были определенные недоработки в этом направлении. Хотя за это время много новых служителей присоединилось к служению. Мы видим – поколение служителей изменилось. Абсолютное большинство из тех, кто совершал служение в начале "перестройки" и затем распада Советского Союза, уже завершают служение, на их место приходят новые. Но приготовить новое поколение служителей – это то, чем сегодня нам стоит серьезно заниматься, и это даст свои результаты в развитии церквей. Приведу такую ​​статистику: за последние два года мы смогли рукоположить более 250 служителей в поместных церквах, что является определенным прогрессом и результатом того, что мы обращаем особое внимание на эту нужду. На сегодняшний день мы видим, что есть серьезная потребность в том, чтобы подготовить, по крайней мере, 1 500 служителей, которые посвятят свою жизнь служению.

Третий момент, который объясняет причины спада, – это отношение церкви к молодежи. Следует своевременно и правильно обращать внимание на молодежь и молодежные служения. Подавляющее большинство тех, кто сейчас принимает крещение в церквах, – это молодые люди, которые или выросли в христианских семьях, или пришли из мира. Задача служителей состоит в том, чтобы понять, принять и послужить им, несмотря на то, что они, возможно, по-другому мыслят и имеют свои особенности. Это даст новый толчок в будущем в развитии церквей. Работа с молодежью является одним из приоритетных направлений в нашем служении на ближайшие годы.

– От чего зависит рост церкви?

– Христос созидает церковь. Поэтому ее рост зависит от служения Духа Святого и нашей готовности исполнять Его задачи. Рост церкви не зависит, прежде всего, от структуры, церковных проектов, администрирования. Об этом стоит помнить, но это не главные предпосылки для роста. Убежден, что церкви растут, если не закрываются сами в себе, но, наоборот, сотрудничают с другим церквами, и это сотрудничество в достижении неспасенных усиливает евангельскую миссию. Что не может сделать одна церковь, могут достичь десятки и сотни церквей вместе.

– Какие реальные шаги Вы планируете сделать, чтобы обновить пасторский состав баптистских церквей? Существует возрастной ценз для пастора баптистской церкви?

– Для нас сегодня один из приоритетных вопросов – подготовка служителей и, в первую очередь, пасторов и миссионеров. На сегодняшний день нам нужно для существующих церквей не менее 500 пасторов, и это вызов для действующих служителей. Если учесть, что 200 наших братьев-служителей уже в предпенсионном и пенсионном возрасте, то эта цифра может достигать уже до 700 пасторов. И это то, что необходимо церквам уже сегодня. Прежде всего, нам необходимо в современных условиях пересмотреть наше сотрудничество с христианскими семинариями и колледжами и иметь четкое понимание достойной академической и духовной подготовки служителей.

Вопрос заключается в следующем: как студенту от семинарской парты дойти до церковной кафедры? Какова роль поместной церкви в его воспитании? Ведь это не только вопрос его теоретической подготовки, но и формирование его характера, духовной зрелости, социального обеспечения и т.д.

Второй шаг: есть целый ряд пасторов, которые с готовностью могли бы оставлять уже ответственное служение и передавать его другим, но некому его передавать, и это особенно остро ощущается в сельских церквах.

По возрастному цензу. Я согласен, что этот вопрос необходимо ставить, особенно в городских, больших церквах. Здесь важно вовремя делать ротации и передавать служение подготовленным братьям. Также важно создавать возможности для служения пасторских команд, где каждый знает свое место и отвечает за отдельное направление служения. Этими вопросами мы занимались и призваны заниматься, потому что мы молимся о 1 500 новых, молодых лидерах, которые должны войти в служение в ближайшие годы. Сейчас мы по-особому обращаем внимание на вопросы наставничества. Пастору легко завершить служение тогда, когда он выделял время, чтобы вкладывать себя в подготовку молодых служителей. Я вижу, что сегодня у нас есть определенные хорошие сдвиги и растет поколение новых служителей.

– Будете ли Вы устанавливать критерии для пасторов в плане их образования, чтобы стимулировать получать богословские знания уровня бакалавра или магистра?

– Ситуация сегодня, если ее сравнивать с тем, что происходило 10–15 лет назад, существенно отличается. На сегодняшний день абсолютное большинство церквей, которые развиваются, заинтересовано в богословском образовании своих пасторов. Сегодня непросто избрать пастора в церкви, развивающейся и растущей, не учитывая его духовного уровня, характера, а затем и академической подготовки. Учитывается также его готовность и в дальнейшем учиться и повышать свою квалификацию. Один из тезисов видения ВСЦ ЕХБ определяет достаточно высокие требования к пасторам: мы видим каждую поместную церковь с подготовленным пастором, который постоянно повышает свою квалификацию.

У нас существует практика во многих объединениях церквей, когда, готовя служителя на рукоположение, проводят с ним собеседование, задают ему соответствующие вопросы, которые характеризуют его в доктринальном и духовном плане. Это помогает понять степень его зрелости и духовных даров. Собеседование с пасторской комиссией дает рекомендации церкви и ориентиры, насколько кандидат готов к служению. Тех же служителей, которые по каким-то причинам не имеют соответствующего образования, поощряют к обучению.

– Знакомясь с количеством церквей евангельских христиан-баптистов, можно обратить внимание, что две трети из них находятся в сельской местности, в то время как две трети населения страны живет в городах. Данная ситуация была бы адекватной сто лет назад, когда большая часть населения Украины проживала в сельской местности, но сейчас другая ситуация. Сейчас необходимо делать акцент не на образовании церквей во всех населенных пунктах Украины, а на создании большого количества церквей в городских кварталах растущих городов. Вы планируете изменить ситуацию, чтобы количество городских церквей начало расти?

– Думаю, что это еще один вызов, который стоит сегодня перед служителями церквей: в урбанизированном обществе работать там, где есть максимальное количество людей, там, где они проживают, работают, и идти к ним. Урбанизация захватывает Украину, как и другие страны мира, и это необходимо учитывать в современном контексте служения.

Наш приоритет как раз в том, чтобы больше сфокусироваться на работе в крупных городах, в областных центрах. Для этого необходима особая подготовка миссионеров для служения в условиях города. И мы понимаем, что эти тенденции сохранятся в ближайшие годы и десятилетия, поэтому акцент необходимо делать на основании новых церквей именно в городах.

С другой стороны, почему так произошло в прошлом? Когда открылись двери для благовестия после распада Советского Союза, церкви образовывались везде, Бог действовал и в городах и в селах. Поэтому не стоит обесценивать то, что является Божьей работой в нашей истории.

Сегодня, когда стремительно меняются условия и окружающий мир, а общество стоит перед новыми вызовами, Церковь должна предусматривать и вовремя менять свои акценты, чтобы оставаться эффективной в служении людям. Сегодня создавать церковь и начинать служение в мегаполисе гораздо сложнее, чем это было раньше. Необходима и соответствующая подготовка, мудрость и, конечно, призвание от Бога.

– Что Вы планируете делать, чтобы вернуть баптистской церкви утраченные позиции лидера евангельского протестантизма в Украине?

– Вопрос лидерства союзов или объединений – вопрос относительный. Это не главный приоритет или основной показатель служения – подчеркивать свои достоинства или говорить о количестве церквей, членства. В настоящее время при современных возможностях и технологиях можно многое, как говорят, "распиарить" и подать совсем не так, как оно выглядит на самом деле. Я не расцениваю лидерство церквей или союзов по их количественным показателям, харизматичности их лидеров, скорее, определял бы, исходя из критерия интеграции церквей в жизнь общества и реального духовного влияния на жизнь людей, которые еще ​​не знают Бога. Церковь призвана оставаться "солью" и "светом" для мира – это настоящий показатель духовного успеха. Измерить его невозможно светскими критериями. К сожалению, Украина помнит печальные истории строительства "своих царств" из-за попытки поднять "супер церкви". Было время больших проектов и смелых "пророчеств", о которых сегодня стыдно вспоминать. А закончилось все разделениями и скандалами.

В современных реалиях Украины происходит очередная переоценка отношения людей к евангельским церквам.

В тяжелых условиях, в которых оказалась страна сегодня, у нас есть прекрасная возможность как церкви ВСЦ ЕХБ анализировать, действовать и побеждать. Лучше это делать без шума и рекламы. Мы встречаем новые вызовы, но Бог дает и новые возможности. Влияние Церкви во многом будет определяться тем, насколько мы понимаем время, в которое живем, как понимаем Слово Божье и насколько исполнены силой Духа Святого, чтобы говорить людям о спасении.

Я верю, что евангельско-баптистским церквам в Украине необходимы серьезные перемены, чтобы оставаться нужными в обществе. Вместе с тем у нас есть возможности переживать важные и глубокие перемены. Я верю, Бог ведет нас как Свою Церковь дорогой роста, совершенствования и перемен, и если продолжит нашу жизнь – страна почувствует еще не раз благотворное влияние евангельской истины, которую мы доносим людям через провозглашение Евангелия.

Беседовал Константин Тетерятников