• Главная
  • Публикации
  • Интервью
  • Виктор ЕЛЕНСКИЙ: «Солидарность Церквей перед наступлением власти – критически важная составляющая их настоящей независимости»...

Виктор ЕЛЕНСКИЙ: «Солидарность Церквей перед наступлением власти – критически важная составляющая их настоящей независимости»

31.01.2014, 09:28
Интервью
Виктор ЕЛЕНСКИЙ: «Солидарность Церквей перед наступлением власти – критически важная составляющая их настоящей независимости» - фото 1
Разговор с Виктором ЕЛЕНСКИМ, ведущим украинским религиоведом, президентом Украинской ассоциации религиозной свободы, о вызовах для религиозной свободы в Украине.

Yelensk_2.jpgВ конце января в мире празднуют День религиозной свободы, чествуют память известного борца за гражданские права Мартина Лютера Кинга-младшего и молятся за преследуемые Церкви. Традиционно в эти дни религиоведы, правозащитники говорят о ситуации с религиозной свободой, в том числе в Украине. Понятно, что последние события в нашей стране не могли не повлиять также и на состояние религиозной свободы. Об этом разговор с ведущим украинским религиоведом, президентом Украинской ассоциации религиозной свободы Виктором ЕЛЕНСКИМ. И начнем с наболевшего.

– Нынешнее состояние государственно-конфессиональных отношений, когда власть не слышит, не является ли следствием того, что Церкви до этого не слишком громко выступали на общественные темы? Или не использовали все рычаги влияния, чтобы не допустить сегодняшней ситуации?

– Демаркационную линию между «громкими» и «негромкими» выступлениями провести на самом деле сложно, даже применяя определенный социологический инструментарий. Но посмотрите: при этой власти Церкви Украины достаточно настойчиво выступали против изменений в законодательстве о свободе совести и – неоднократно – за освобождение Юлии Тимошенко; они назвали «миной замедленного действия» языковой закон Кивалова–Колесниченко и (хотя и с разной мерой искренности и энтузиазма) поддержали евроинтеграционные устремления Украины. Наконец, они – вновь-таки, с разной степенью решительности – осудили применение силы к мирным митингующим, потребовали от власти наказать виновных в избиении студентов и прекратить провокации против участников протеста. РІСУ довольно обстоятельно рассказывает о поддержке Церквами народа, восставшего против неправды и насилия, об усилиях религиозных организаций и отдельных священнослужителей, направленных на недопущение эскалации противостояния между народом и властью и прекращение кровопролития.

Иное дело, что Церкви (как и все общество) имеют дело с исключительно коварным, мстительным и нравственно глухим режимом. У этого режима неисчислимое количество не крючков даже, а здоровенных крюков, на которых он подвесил отдельных иерархов и целые Церкви. Не у всех и не всегда хватает воли сказать ему твердое «нет!». На церковных деятелей продолжают давить; им угрожают неприятностями за активность на Майдане и даже за просто молитву перед традиционным воскресным Вече; у них обещают отобрать определенное культовое сооружение, создать ту или иную проблему; их даже пытаются привлечь к суду.

– Почему власть испугалась молитв на Майдане и начала преследовать людей Церкви, добиваясь прекращения организованных Богослужений и молитв на Майдане? Или это делается для обострения противостояния?

– Если оставить в стороне сугубо сакраментальную часть проблемы, то молитвы и Богослужения на Майдане – это созидание уникальной духовной среды, не только объединяющей и возвышающей тех, кто в ней находится, но и легитимизирующей Майдан как зрелую и целостную общность совершенных людей. Это полностью выбивается из тех смыслов, которые старается приписать (практически всегда – неудачно) Майдану властный агитпроп. Вообще большинство из тех, кто олицетворяет, цементирует и «держит» этот режим, не верят в то, что человеческой мотивацией может быть совесть и внутреннее стремление к добру. Они мыслят в парадигме Сталина, который в 1946 году, узнав, что опальную поэтессу Ахматову на одном из литературных вечеров присутствующие приветствовали стоя, сурово спросил: «Кто организовал вставание?» Поэтому Церкви необходимо изгнать с Майдана, чтобы они не «организовывали» духовную силу и нравственный стержень его защитников.

– Как в эту парадигму вписывается письмо Министерства культуры Украинской Греко-Католической Церкви?

– Это не только покушение на религиозную свободу, не только откровенное глумление над украинской Конституцией, но и очередная попытка разделить страну. Я лично очень скептически отношусь к конспирологическим теориям, но за атаками на греко-католиков торчат уши опытных провокаторов. Посмотрите любое посвященное Украине ток-шоу или информационную программу на федеральном российском канале. Речь обязательно зайдет о «галицких неонацистах», подстрекаемых кровожадными отцами-антисемитами, и всюду – внимание! – вас станут подводить к выводу о «неминуемости» распада Украины. Поэтому так важно для кремлевских пропагандистов выступление о. Михаила Арсенича в 2010 г., которое тот якобы сделал сейчас на Майдане. Настолько важное, что на него в Брюсселе ссылается российский президент: «На Западной Украине священнослужители призывают ехать в Киев и громить правительство. И далее аргументация: чтобы в нашем доме не командовали негры, москали, то есть россияне, и жиды». Миллионам российских телезрителей, конечно, не расскажут, что за эту выходку священник был наказан, что это было три года назад, что заявление совместно осудили Патриарх Святослав и главный раввин Яков Дов Блайх и т.д.

Российские телезрители должны понять, что а) "неисправимую" часть Украины нужно отсечь и б) другую ее часть необходимо немедленно спасать. И поэтому 29 января перед россиянами синхронно выступают еще два персонажа. Глава Синодального отдела внешних церковных отношений Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин призывает Россию и ее союзников вмешаться в украинскую ситуацию, несмотря на то, «что скажут о России накануне Сочинской олимпиады». А Владимир Жириновский тотчас же поясняет, как именно следует вмешаться: немедленно вводить в Украину российские войска. Это не «спонтанное творчество», это четкая демонстрация сценария, на который «сажают» украинскую власть и на который она, по сути дела, «садится».

– Между тем, письмо Минкульта в УГКЦ официально не отозвано…

– Так же, как де-юре, до подписи Януковича продолжали действовать безумные диктаторские законы от 16 января. Эти законы, не будь народного восстания, очень сильно сузили бы объемы свобод в Украине, в том числе, понятно, и религиозной свободы. И если это восстание не достигнет тех целей, которые оно перед собой ставит, наступит мрачная реакция – режим прибегнет к репрессиям, дискриминации, к введению тоталитарных законов, которые отбросят Украину на много лет назад.

Посмотрите хотя бы на маленький фрагмент проголосованных руками законов от 16 января в российском исполнении. Там постоянно печатаются списки так называемой "экстремистской" литературы. И туда уже попадали религиозные тексты, написанные столетия назад; журналы свидетелей Иеговы, а с августа 2011-го по март 2012-го там судили главный канонический текст Общества сознания Кришны «Бхагават-гита как она есть», то есть перевод текста, созданного за несколько столетий до нашей эры.

Что же касается письма Минкульта, то оно вызвало колоссальный шквал подлинного возмущения, и его инспираторы почувствовали, что следует включить задний ход. Пока что… Это очень выразительная характеристика нынешнего режима – он останавливается только перед настоящим сопротивлением. Если сопротивление имитировать, если они чуют слабинку – они додавят. Помните, в 2010 году была предпринята попытка ущемления УПЦ Киевского Патриархата? Власть остановилась только тогда, когда осознала, что имеет дело с серьезным сопротивлением. И УПЦ КП сделала правильный вывод на будущее – в связи с письмом Минкульта публично выступила в защиту УГКЦ. Солидарность Церквей перед наступлением власти – критически важная составляющая их настоящей независимости.

– Создается впечатление, что существует разная политика со стороны глав Церквей и духовенства Майдана. Это политика непрямого вмешательства со стороны первоиерархов и прямые разговоры с политиками и постоянная поддержка от активной части «майданного» духовенства. Существует ли здесь определенное распределение методов влияния?

– Не знаю, насколько адекватным здесь будет употребление слова «распределение». На самом деле, предстоятели УГКЦ, УПЦ КП, руководители некоторых протестантских сообществ очень отчетливо поддержали служение своих пастырей протестующим. Патриарх Филарет при мне буквально со слезами на глазах вспоминал о священнике, который «попрощался с женой и детьми и отправился на Майдан служить Украине».

На Майдане много духовенства, которое постоянно находится со своими верующими. Они были вместе с ними и во время избиения студентов 30 ноября, и во время штурма в ночь с 10 на 11 декабря, и на баррикадах, и на Грушевского. Они чувствуют, что нужны людям намного больше, чем в обычное время; они готовы стоять между митингующими и Беркутом, служить, исповедовать и утешать на лютом морозе и посреди пожарищ перед стадионом «Динамо». Они готовы быть посредниками – страна знает о переговорах Всеукраинского Совета Церквей с Януковичем, а потом с лидерами оппозиции; все видели и слышали, как представители Совета «вымолили» у Майдана мандат на продолжение переговоров 25 января.

– А как Вы оцениваете позицию и деятельность УПЦ (МП) в этой ситуации?

– УПЦ (МП) объединяет очень разных людей и священнослужителей, с очень, порой диаметрально, отличными взглядами и политическими позициями. Именно политическими – потому что даже стремление не замечать конфликта – это тоже политическая позиция. Но мы видели на Майдане представителей УПЦ, поддержавших народное движение за человеческое достоинство, помним, что Предстоятель УПЦ подписал обращение ВСЦиРО (эта Церковь сейчас председательствует в Совете) о неприменении силы, наказании виновных и недопущении насилия. Также очевидно и то, что 30 ноября, когда власть лихорадочно пыталась отыскать в УПЦ сколько-нибудь авторитетную личность, способную оправдать избиение студентов, таковой не нашлось. Помним и самоотверженных монахов, молившихся на нейтральной полосе на улице Грушевского.

Эта Церковь находится под особым присмотром, принадлежность к ней навязчиво демонстрируют главные столпы нынешнего режима. Но, судя по всему, они не склонны прислушиваться к моральным наставлениям Церкви. Похоже также, что давление на иерархов этой Церкви усиливается и они становятся объектом особенно гадкого шантажа и всяческих «разводов» со стороны власти.

– А что относительно участия иудеев и мусульман в Майдане вместе с христианами?

– Безусловно, они тоже поддерживают движение за человеческое достоинство; на сцене Майдана выступали и раввин, и заместитель муфтия Крыма. И хотя власть непрестанно стремится разыграть антисемитскую карту и дискредитировать Майдан перед миром, очень к этому вопросу чутким, но, как правильно сказал Арсений Яценюк: «Майдан не воспринимает черносотенных лозунгов. А те, кто попытался было их выкрикивать, быстро оказывались за периметром этой территории свободы».

– Каким, в общем, будет влияние Майдана на религиозную жизнь в Украине?

– Понятно, что всякая экстремальная ситуация ведет к обострению религиозных чувств, к тому, что Питирим Сорокин называл «моральной поляризацией», то есть кристаллизацией двух больших, больших, чем в обычное время, когорт людей с полярно отличным поведением. Одна из этих когорт демонстрирует высокую нравственность и человечность, колоссальную стойкость в способности противостоять злому; другая – невиданную в «мирное время» аморальность и жестокость. Земная, видимая Церковь сейчас переживает такой период, когда каждое ее слово и каждый поступок могут иметь огромное значение для ее будущего влияния на «мир сей».

Разговаривала Татьяна Мухоморова