• Главная
  • Активист “Opus Dei”: “Христиане должны жить с осознанием, что они победители!”...

Активист “Opus Dei”: “Христиане должны жить с осознанием, что они победители!”

06.01.2014, 09:15
Активист “Opus Dei”: “Христиане должны жить с осознанием, что они победители!” - фото 1
Разговор о вере с Александром ДИАНИНЫМ-ХАВАРДОМ, активистом организации "Opus Dei", основателем Института нравственного лидерства

Александр ДИАНИН-ХАВАРДАлександр ДИАНИН-ХАВАРД – автор системы и основатель Института нравственного лидерства. Родился и учился в Париже. Работал адвокатом в Страсбурге и Хельсинки. С 1994 года – читает лекции и проводит семинары по лидерству в разных странах. С 2007 года – живет и работает в Москве (преподает в российских университетах, проводит семинары для топ-менеджеров российских компаний). Автор книг: «Нравственное лидерство» (переведена на 15 языков) и «Сотворенный для величия».

Римо-католик, член организации Католической Церкви Opus Dei, где семейная жизнь, профессия и другие жизненный обстоятельства рассматриваются как возможность единения с Иисусом Христом.

Узнав, что Александр ДИАНИН-ХАВАРД приехал читать лекцию в Международный институт менеджмента в Киеве, RISU попросила гостя об отдельной встречи для интервью.

Александр, Вы родились и выросли во Франции. Со средины 90-х читаете лекции и проводите семинары по лидерству в разных странах. По сути, уже стали человеком мира. Скажите: что послужило тому, что в 2007 году Вы решились переехать жить в «путинскую» Россию?

— Хороший вопрос. Видите ли, у меня грузинская (по матери) и русская (по отцу) кровь. Я был воспитан в любви к Грузии и России. Для нас было ясно, что хоть живем во Франции, но мы не французы. Да, мы благодарны французскому народу, что среди него могли оставаться собой. Но всегда знали, что когда в Грузии и России падет коммунизм, обязательно вернемся.

В 1971 году умирал мой грузинский дедушка Арчил. Его последние слова, сказанные своей дочери, то есть, маме, были: «Хочу, чтобы ты вернулась на Родину как только мы освободимся от коммунистического ярма». И в 1992 году они с отцом туда переехали. К слову, мать всегда много помогала грузинскому народу. В последние годы помощь касалась таких сфер как медицина и образование. Кстати, мама даже умерла на День независимости Грузии – 26 мая два года тому назад.

А как Ваша мама, которая была замужем за русским, восприняла то, что православная Россия напала на православную Грузию в 2008 году?

— Мои родители выше всего этого. Для них каждый человек – ценность. Они не мыслили национальной категорией, но человеческой. Дома мы очень редко о политике говорили – жили позитивным мышлением. То есть, не было чувств горечи и мести… Мы считали себя патриотами, а не националистами. Моя бабушка-француженка вышла замуж за дедушку-грузина. Другие дедушка с бабушкой — русские. (Они – петербуржцы. Эмигрировали в 1920-х годах). В такой французско-грузинско-русской атмосфере любви я жил. И было ощущение, что весь мир (пол – так точно!) – тебе родной! Но это не космополитизм. Ты чувствуешь, что можешь быть на 100% французом, грузином и русским. И что из каждого народа можешь взять наилучшее.

Я очень благодарен Богу за таких родителей, родню.

Они были верующими?

— Да. Хотя о Христе вслух никогда не говорили. Если кто-то молился, то делал это в своей комнате, а не на глазах у всех. Дела были важнее, чем слова.

Мама очень много помогала людям – родня была состаятельная. Помню, в наших домах в Париже и возле Атлантического океана часто жили две-три-четыре семьи – друзья родителей, детей…

То есть, пример Ваших родителей побудил Вас вернуться в Россию?

— Будучи молодым человеком, студентом юридического факультета университета в Париже, после смерти моего русского дедушки я жил у бабушки Нины. (Это она передала мне русский язык, русскую культуру). Вдруг начал понимать, что с Россией связан больше, чем с Францией. Тогда родилась мечта вернуться на Родину. И я вернулся.

Ваше представление о России сильно отличалось от российской реальности?

Я знал Советский Союз — на третьем курсе юрфака поехал в советскую Грузию. Жил там месяц и видел все своими глазами.

Когда пришла свобода, понимал, что независимость получила советская Россия. А Россия моих дедушки и бабушки исчезла во веки вечные. Но я – христианин, потому не живу ностальгией, а будущим.

Александр, скажите: трудно быть християнином в России? Или сейчас быть християнином трудно везде?

Во Франции им быть труднее. Люди перерождают самих себя. Перерождают таким образом, что каждый становится богом. И уже не надо искать ответа на вопрос – кто ты? Они думают о том, кем хотят стать. Ты – мужчина, который хочет стать женщиной, — давай… Другими словами, есть только субъекты, но нет Объекта. Отсюда нет объективных норм, объективной человеческой природы.

Еще недавно слова «regenerate self» (что в переводе с английского значит «строить себя заново») были красивым лозунгом, который побуждал к самообразованию, достижению поставленных целей… Сейчас это скорее воспринимается как призыв к физическому перерождению.

В Европе (в каждой стране) есть острова христианства, где, должен сказать, сконцентрированы настоящие христиане – католики, протестанты, православные. Сейчас качество преобладает над количеством.

К сожалению, христиане часто не выступают единым фронтом. Да, мы говорим об экуменизме в общем. Но на практике не всегда воспринимаем друг друга, считая себя более прогрессивными и «продвинутыми» в христианстве.

— К сожалению. Мне 51 год. Я жил во Франции 27 лет. Это бывшая католическая страна. Я жил в Финляндии 18 лет. Это бывшая лютеранская страна. Сейчас живу в России. Это бывшая православная страна. Должен сказать, что чувствую себя комфортно с тем, кто любит Христа, — будь то католик, православный или протестант. Умею ценить Божье присутствие в каждом человеке. Вот, как мне кажется, настоящий экуменизм. Мы должны понимать, что нас объединяет больше, чем разъединяет.

Для меня самое страшное – это христианин, который мыслит современными антихристианскими категориями. Случилось то, о чем писал русский мыслитель, поэт, публицист Владимир Соловьев еще 100 лет назад. А он писал о времени, когда произойдет страшный обман – гуманизм поглотит христианство, а сами христиане не поймут, что они уже не христиане. Это будет христианство без Христа. Люди будут думать, что Христос им не нужен, потому что уже достигли христианских ценностей: демократии, мира в обществе, безопасности, социальной справедливости, уважения друг к другу… И это все делается от имени гуманизма.

У меня во Франции парень-родственник живет с парнем. При этом он мне говорит: «Алекс, я глубокий христианин...» Многие убеждены, что возможно парню сожительствовать с парнем, а девушке – с девушкой и в то же время быть христианами. То есть, совесть полностью извращена. Ее представление о христианстве ограничивается тем, что христианство – это толерантность. Но в данном случае толерантность – не уважение к другому, а согласие с грехом.

Многие думают, что эпоха Просвещения закончилась марксизмом. Нет. Марксизм был самым кровавым ее периодом. А эпоха продолжается.

Александр, как Вы встретились с Христом?

— Никогда не сомневался в том, что есть Бог! Никогда не было кризисов веры! Мой путь в Боге — плавный, спокойный. Я просто читал, если можно так сказать, правильные книги. И еще на своем жизненном пути встречал хороших людей, которые направляли. Так, на первом курсе университета познакомился с молодым человеком, членом Opus Dei. Со временем мы стали друзьями. Занимались вместе. Призвание от Бога получил через него…

Бабушки, дедушки, родители, братья, сестры также играют свою роль. Так что мне повезло. Но это все от Бога. Это называется – история призвания человека.

Вы читаете лекции и проводите семинары на тему нравственного лидерства, где говорите об активной жизненной позиции христианина. (Кстати, об этом можно услышать далеко не во всех церквах. Часто епископат, священники/пастыри говорят о созерцании жизни, а не об активном участии в ней, мол, все начнется там, на Небе). Как пришли к этому? Через Opus Dei?

Должен сказать, что св. Хосе Мария Эскрива, основатель Opus Dei, учил деятельному христианству. Он открывает путь для мирян, которые ищут Бога и хотят быть святыми. В конце концов, нравственное лидерство, о чем я говорю, - это то, что мы, христиане, должны быть лидерами. Монашеское смирение – хорошо. Но для человека, у которого есть семья, бизнес, деньги, политика, монашеское смирение не работает. Здесь нужно очень деятельное смирение, которое требует великодушия. А великодушие – формат надежды и действия. Надо созерцать, размышлять, молиться. Но также надо что-то делать. Иначе ты не можешь продвигаться вперед. Кроме того, тогда ты отдаешь мир в руки тех, кто не любит Христа. Мой друг-протестант, голливудский сценарист, как-то сказал: «Алекс, христиане ушли из Голливуда в начале 60-х. Они решили, что невозможно оставаться христианами, работая там».

ІІ Ватиканский собор Католической Церкви о чем говорит? Об этом! Иными словами, ребята, вы ушли из политики, бизнеса, шоу и киноиндустрии и теперь жалуетесь, что мир не христианский...

Александр ДИАНИН-ХАВАРД

Важно заметить, что это Бог меняет мир, а не мы. Но Он начинает действовать, когда говорим Ему «да».

— В своей книге много об этом говорю. Если мы не говорим Отцу Небесному «да», Он не станет нас принуждать. Папа любит!

Когда Жанна Д’арк встречалась с французскими католическими богословами, они спросили: «Если Господь хочет выгнать англичан из Франции, то зачем Ему нуждаться в твоей армии?» На что семнадцатилетняя Жанна, которая не умела читать и писать, ответила: «Будем воевать – Он даст победу!» И богословы поняли, что вот ключ к глубокому богословскому вопросу того времени – вопросу о синергизме человеческой воли и Божьей благодати.

Александр, а как Бог к Вам говорит?

— Он много говорит мне через других людей.

Я спросила к тому, что в церквах часто не делают акцента на отношениях с Богом.

— Понимаю о чем Вы. Я молюсь молитвой дитя Божьего: своими словами, на родном языке. При этом созерцаю Христа – не только в Его Слове, то есть, в Евангелие, но и Христов лик, Его молчание… Я говорю с Богом о том, что со мной происходит: о радости, которую испытываю; трудностях, которые переживаю; людях, которых встречаю; профессии… Темы моих молитв – темы моей жизни. А вот когда у людей нет жизни, они будуть читать молитвы.

Нет ничего проще христианской молитвы. Это к индусской трансцендентальной молитве нужна подготовка. А христианская молитва – розговор ребенка с любящим Папой.

Я еще встречаюсь с тем, что немало христиан не пережило усыновления Богом-Отцом. Отсюда и незнание Его.

Александр ДИАНИН-ХАВАРД Видите ли, фундамент жизни членов Opus Dei – это чувство богосыновства. А если ты – сын Божий, то тебе надо мечтать так, как мечтает Бог, жить такой жизнью, которую Он задумал для тебя. Нравственная жизнь не состоит в том, чтобы соблюдать какие-то правила, а в том, чтобы уподобится Отцу, потому что мы – Его дети. Когда в человеке глубоко укоренено богосыновство, он чувствует себя как сын Царя; он уверен, бесстрашен, целеустремлен, потому что знает: Папа за него! И на этом мир смотрит через Божье преломление. То есть, такой человек видит мир как талантливое Папино творенье, искупленное Христом, в первую очередь, для детей Божих.

Знаю, что я – грешник и исповедуюсь каждую неделю. Но если меня спросите: «Алекс, ты кто?», отвечу: «Я – сын Божий». О том, что грешник, вспомню в последнюю очередь.

И Ваше позитивное мышление связано с этим чувство сыновства?

Если живешь с чувством богосыновства, у тебя всегда будет позитивное мышление.

Когда мне говорят, мол, Алекс, ты не пережил концлагерей, репрессий, личных трагедий, оттого у тебя позитивное мышление. В ответ на это рассказываю об известном французском генетике Жероме Лежене, который открыл причины синдрома Дауна. Я был лично с ним знаком. Жером научно обосновал, что с момента своего зачатия эмбрион – это человек. В то время сторонники абортов утверждали, что эмбрион становится человеком после двух недель с момента зачатия. Лежена ненавидели за его христианство: мешали вести научную работу, не выделяли финансирования… Но, несмотря на все трудности и репрессии, которые пришлось пройти, он был радостным и счастливым человеком. На могиле генетика надпись – НИКА, что в переводе с греческого обозначает "победа". К слову, когда Папа Иоанн Павел ІІ приезжал во Францию, то всегда отправлялся на могилу Жерома Лежена.

Мы, дети Божьи, должны жить с осознанием, что мы победители! Написано: если Господь за нас, то кто против нас!

Проект авторских интервью "Искренно о вере" выходит при поддержке медийного служения общины Обновления в Святом Духе "Мараната", РКЦ

Фото из архива Александра ДИАНИНА-ХАВАРДА

Беседовала Надежда ТЫСЯЧНАЯ