Архиепископ АЛЕКСАНДР (Драбинко): "Вопрос автокефалии для меня неважен, для меня важно полное единство православных в Украине"

31 января 2013, 12:35 | Интервью | 16 |   | Код для блога |  | 

Oleksandr_Drabynko.jpgИнтервью с архиепископом Переяслав-Хмельницким и Вишневским, викарием Киевской Митрополии, секретарем Предстоятеля УПЦ АЛЕКСАНДРОМ (Драбинко)

– Владыка, межправославные отношения в Украине во многом завязаны на вопросе автокефалии. У Украинской Православной Церкви нет однозначного ответа на этот вопрос. В своей книге «Православие в посттоталитарной Украине» Вы писали об определенной регионализации отношения к этому вопросу: в западных регионах положительнее относятся к автокефалии, а в восточных – негативнее. Остается ли эта особенность актуальной на данный момент?

– Да, эта особенность остается актуальной, поскольку межконфессиональные отношения находят отражение в политической ситуации, имеющейся в государстве. Так как существует разделение Восток-Запад, которое никто на сегодняшний день не преодолел, таким же образом фактор разделения и определенных взглядов на вопрос автокефалии сохраняется, начиная с обретения Украиной независимости, когда и встал вопрос автокефалии Украинской Церкви.

– Из-за различного отношения к проблеме автокефалии у стороннего наблюдателя, тем не менее, может возникнуть впечатление, что доминируют анти-автокефальные идеи в УПЦ. Почему не пропагандируется распространение про-автокефальных идей?

– Сама идея автокефальной Церкви как таковая не несет в себе ничего плохого. Логическим развитием каждой территории Византийского мира вместе с возникновением на них новых государств, с освобождением их от Османского ига возникали и свои поместные Церкви. Стоит отметить, что в свое время на этих территориях, особенно на Балканах, государствообразующим фактором была как раз Церковь. Связь национальности и православия на этих территориях была особенно важна, она была жизнеутверждающей и нациоформирующей. Был внешний враг – Османская империя, были политические и православные идеи, которые совпадали в общей борьбе против турок, захвативших эти территории.

В Украине же сложилась парадоксальная ситуация. При присоединении территорий Украины к Российской империи в свое время основным моментом было что? То, что там был православный царь. И никогда Церковь в Украине не могла поддерживать какие-то освободительные движения, которые привели бы к созданию государства – образованию отдельного государства Украина. Почему? Потому что православие было как у «захватчиков», так и у тех, кто попал под аннексию, и Церковь не могла иметь влияния для формирования Украины как государства. Такая ситуация сохраняется и сейчас, поскольку мы видим в северном соседе единоверный братский народ, и, собственно говоря, пропаганда автокефалии должна была бы говорить о каких-то проблемах, существующих в национальном сознании России и Украины, которых на сегодня почти нет. Проблемы есть только у отдельных элит, занимающихся распределением нынешнего мира.

Что бы хотел подчеркнуть. В последнее время идея автокефалии была дискредитирована расколом, который у нас на сегодня есть. Поэтому слово «автокефалия» говорит сегодня «раскольник». Говорить об автокефалии опасно само по себе, поскольку можно запутать и без того запутанных людей.

– Значит, есть люди, которые поддерживают автокефалию, но говорить об этом просто опасно для собственного статуса, возможно, позиции в Церкви...?

– Не только для статуса, вообще для возмущения церковной среды.

– Разное ли отношение в УПЦ к УАПЦ и УПЦ КП?

– Когда мы говорим об отношении к той или иной религиозной структуре, мы, во-первых, имеем в виду ее канонический статус, а, во-вторых, что играет всегда немаловажную роль, отношение к тем людям, которые находятся там. Есть персонификация. Говоря о Мефодии Кудрякове как ученике, который в свое время учился в Московской духовной академии, когда там был ректором Митрополит Владимир, и говоря о возглавляющем Киевский Патриархат Филарете, который не был там в это время, то есть особых, дружественных отношений там быть не может. Отношение к самому Филарету у Митрополита Владимира, который, собственно говоря, занял его место в Киеве, и отношение к Мефодию Кудрякову, который разговаривает с Блаженнейшим как со своим преподавателем, разное. Роль личного фактора имеет большое значение.

– То есть контакты между Мефодием (Кудряковым) и Блаженнейшим есть? Насколько они постоянные?

– Они были в свое время, до болезни Митрополита Владимира. Нельзя сказать, что они были постоянными, поскольку были такими же, как с Филаретом и другими церковными деятелями, участвовавшими в общих государственно-церковных мероприятиях, которые проводились по инициативе государства.

– Стоит ли УАПЦ рассматривать как отдельного игрока, как отдельного субъекта переговорного процесса по восстановлению православного единства в Украине?

– Восстановление православного единства, с нашей точки зрения, является первоочередной задачей, которая стоит перед каждым из нас. Поскольку, руководствуясь словами Христа Спасителя «чтобы было одно стадо и один пастырь», мы должны осознавать и ответственность перед нашим государством, которое разделяется, опять же, как на политических, так и на конфессиональных началах. Конечно, каждый желающий единства православия в Украине должен чувствовать себя ответственным за то, что он делает. И «последний может быть первым», – как об этом говорится в Священном Писании. Так что говорить, что кто-то более важный, а кто-то менее значимый, мы не имеем права. Все в руках Божьих.

– Владыка, как Вы считаете, возможно ли в Украине повторить модель воссоединения РПЦЗ с РПЦ?

– Нет, данная модель невозможна, поскольку с точки зрения святого Православия, к которому принадлежит УПЦ, хиротонии, совершаемые в УАПЦ и УПЦ КП, являются неблагодатными, т.е. не имеют апостольской преемственности. В данном случае мы не можем говорить о равноправии в благодатной плоскости достижения единства. То же мы не можем сказать о происходившем в Русской Церкви, поскольку Зарубежная Церковь – это много иерархов, которые выехали, но сохраняли свою каноническую структуру и которые органично влились туда, откуда вышли. На сегодняшний день у нас невозможно, чтобы так же произошло с церковными структурами, находящимися в расколе.

– То есть хиротонии зарубежников признавались действительными?

– Да, они признавались действительными.

– Разве не рассматривалась Зарубежная Церковь как раскол?

– При Советах мало что там могло рассматриваться. Однако они признаны действительными. Если соберется Собор и признает хиротонии, которые совершались в УАПЦ и УПЦ КП, действительными и благодатными, тогда такой вариант, конечно, возможен, однако это должна быть рецепция всей Вселенской Церкви.

– Я хотел бы уточнить. Когда было воссоединение РПЦЗ с РПЦ, повторные хиротонии не совершались?

– Не совершались. Они не могли совершаться, поскольку за ними признавалась апостольская преемственность и священнические хиротонии, которые совершались в РПЦЗ. Некоторые наши иерархи даже сослужили задолго до объединения РПЦ с РПЦЗ.

– Приемлем ли для УПЦ «эстонский вариант» в Украине, то есть существование двух параллельных канонических Церквей?

– Для УПЦ он неприемлем на сегодняшний день, поскольку это бы означало разделение Украины. Опять же – Константинопольская Церковь, Московская Церковь, а куда же тогда денется Украинская Церковь? Это раз. А два – это снова-таки разделение, а не объединение.

– Ваше личное отношение к автокефалии. Нужна ли она УПЦ? Можно ли ее рассматривать как определенную цель?

– Вопрос автокефалии для меня неважен, я это повторял неоднократно. Для меня важно полное единство православных в Украине и общение вокруг единой чаши Христовой, чтобы моих единородных братьев мне не приходилось называть «раскольниками», а мы все вместе собрались и молились нашему единому Богу как за наше государство, так и за наш православный народ. Когда это будет Богу угодно и в какой форме, я не могу сказать. Никто не может ответить, что в промысле Божием и что в его завтрашнем дне. Возможно, завтра не будет Константинопольской Церкви – исчезнет, ​​возможно, завтра исчезнет Московская Церковь, возможно, послезавтра появится еще какая-то другая структура – все в руках Божьих.

– Владыка, а каково Ваше отношение к экуменизму?

– Честно говоря, я им никогда не занимался.

– Но какое Ваше отношение к контактам с Римско-Католической Церковью? К существованию официального богословского диалога.

– В одном из своих ответов я уже говорил, что было бы очень важно, чтобы слова Христа все-таки сбылись и было бы «одно стадо и один пастырь», но трудно этого достичь, если сидеть сложа руки.

– То есть Вы в принципе не против контактов с католиками?

– Мы живем на одной планете, которая каждый год становится все меньше и меньше, поскольку мир становится маленьким – иногда не знаешь, в каком государстве, не говоря уже в каком городе, можешь встретиться с кем-то из своих знакомых. Это раз. А два, каждый должен отвечать за свои слова. Я как православный епископ придерживаюсь той доктрины, которая изложена в Евангелии, с той трактовкой, которой меня научила моя Православная Церковь.

Беседовал Олег КИСЕЛЕВ

Киев, 24 декабря 2012г.

Интервью сделано в рамках выполнения проекта № GP/F44/080 «Межправославные отношения в Украине: внешне- и внутриполитические и социокультурный аспекты», поддержанного грантом Президента Украины.

Система Orphus
Рейтинг
2
1
16комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • Паломник | 9 февраля 2013, 15:15
    Комментировать комментарий

    Міф про архиєпископа Олександра тут розвіявся, міф про Ю.Чорноморця розвіявся в його інтерв'ю про війну з "москалями". Залишилося ще годувати нас міфом про митрополита Володимира як про останній бастіон українського православ'я.

  • chernomorets | 4 февраля 2013, 13:17
    Комментировать комментарий

    Да, і ще - що це за наглость називати тут в коментарях всіх нас - вірних УПЦ МП - москалями. самі ви москофіли - кожен на своєму місці: як не словом, так ділом, як не пасивністю, так противсіхством - додомогаєте Москві.

    • alexx | 9 февраля 2013, 21:11
      Комментировать комментарий

      Не всіх вас вірних УПЦ МП - москалями... а саме москалів в УПЦ МП, яких достатня для цього кількість. Хто такий москаль? Не росіянин, а той хто не поважає, руйнує українську культурну спадщину

  • chernomorets | 4 февраля 2013, 13:16
    Комментировать комментарий

    Да, я би в українофіла м. Софронія тоже не вірив би. І краще б задумався б - наскільки ми близькі до релігійних війн 90-х і наскільки ми до цього не готові. Зовсім не готові. Ось такі владики та м. Володимир витягують якось ситуацію на межу "не миру, ні війни" - так і подякуйте, а не клюйте. :) Ну це так, - з огляду на перспективи. Якщо вони є - в чому я дуже сумніваюсь.

    • Татьяна, УПЦ КП | 5 февраля 2013, 08:41
      Комментировать комментарий

      Юр, ты хочешь сказать, что если б не эта политика брома и валиума, ваши б ястребы набросились на "еретиков" как бешеные собаки и пошли бы разносить все в клочки? Так вы тогда просто дикие люди какие-то, сборище бандитов и мракобесов, которых сдерживают от проявления ненависти и агрессии успокоительными уколами и смирительными рубашками кадровых перестановок. Взгляд со стороны: такие как ты там начинают смотреться белыми воронами.

  • chernomorets | 4 февраля 2013, 13:13
    Комментировать комментарий

    хороше інтервю у плані протверезіння читачів. Народ, сто років казав - нема ніякої партії в УПЦ, нема ніякої ідеології - не вірили. Ну а зря!

  • Громада УПЦ КП | 2 февраля 2013, 17:45
    Комментировать комментарий

    Москалі вже взяли на себе сміливість вирішувати у кого є благодать Божа а у кого її нема. В мене запитання до москалів: Ви благодать чим вимірюєте, спіртометром?

    • logic | 10 февраля 2013, 23:55
      Комментировать комментарий

      Ну якщо у вас кругозір далі спіртометра не йде - звиняйте! А взагалі Церква живе за канонами та апостольськими правилами навідмінно від вас!

  • sl.chem | 1 февраля 2013, 22:48
    Комментировать комментарий

    Мені здається, що його розуміння автокефалії однобоке. Я розумію її як природній наслідок росту у Христі. Точніше коли суспільство(церква) стає достатньо "дорослим", щоб самостійно йти до Бога, йому більше не потрібно, щоб інше суспільство контроювало його як вчитель учня. При цьому воно зберігає спілкування із матірною церквою як рівноправні друзі, та при потребі разом вирішують деякі проблеми. А щодо еліт, які ділять світ, так вони ж при владі, як у кремлі так і в РПЦ і співпраця між ними добре налагоджена. Різниця в тому, що к. хоче керувати світським життям планети (і України також), а РПЦ християнським. Це і є проблемою "...в національній свідомості Росії". А проблемою частини українців є небажання бути дорослими.

  • Luka Bunjak | 1 февраля 2013, 21:29
    Комментировать комментарий

    Кажуть мудрі люди: хочеш дізнатися про людину послухай, що вона говорить. А що Ви, шановні українці очікували? Хіба Драбинко буде плювати у власну миску, він поки-що при владі, має своє лобі, та це питання часу. Сьогодні-завтра Блаженніший до Господа піде, а що буде Драбинком? У кращому випадку опиниться на покої у гіршому його "з'їдять" агафенгелівці і їм подібні, котрі лише чекають нагоди. Ситуація цього єпископа складна і непроста.

  • Паломник | 1 февраля 2013, 14:30
    Комментировать комментарий

    Дуже вже лілітепла позиція. Намагання сподобатися і прихильникам, і противникам автокефалії. А, як відомо, людина, яка не озвучує чітких переконань, не викликає особливого захоплення. Тому владика Софроній (Дмитрук) викликає більшу повагу.

  • Тарасій | 31 января 2013, 23:26
    Комментировать комментарий

    Владика Олександр не дуже добре історію знає. Київська митрополія ніяк не хотіла під московського самодержця. Аж поки москвофіли серед козацької старшини її не пожертвували в обмін на царську милість і соболі вона виконувала функцію націотворчу. А пізніше з її середовища вийшли ті, які допомогли зруйнувати Московський патріархат, а за ним і саму Київську митрополію. Дійшло до того, що в храмах, збудованих за гетьманські гроші, проклинали гетьмана Мазепу на радість царя-віровідступника Петра. І так можна вести далі, розглядаючи як з українців робилися у гіршому розумінні терміну "малороси". І тепер, комусь ласки з московської руки дорожчі, ніж власна ідентичність і самобутність.

  • Татьяна, УПЦ КП | 31 января 2013, 17:59
    Комментировать комментарий

    В этом человеке больше бюрократа, чем христианина. А двум господам служить добротно нельзя.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Точка зрения

  • 10 сентября 2019, 11:16 | Колонка Виктора Еленского | 

    Вмешиваться нельзя игнорировать, или Что делать государству с религиозной политикой?

    У всех государств мира есть политика в отношении религии и объединений, которые создают граждане на ее, религии, почве. Атеистическое правительство Китая и теократическое правительство Ирана, могущественные США и крошечная Андорра – словом, все.

  • 30 августа 2019, 15:57 | Аналитика | view photo | 

    Признание Элладской Церкви и «эффект домино»

    Элладская Церковь вплотную подошла к оформлению юридических отношений с ПЦУ. С установлением дипломатических отношений с Афинами «канонический занавес» для Киева окончательно упадет и откроются двери для контактов с другим православным миром.

Последние комментарии

  • Михаил | 15 сентября 2019, 19:39

    Рыжий Зоря, как всегда врет, выдаёт желаемое за действительное, и не дружит с головой и юриспруденцией. С его пту-шным образованием очень сложно понять, что такое обеспечительные меры, накладываемые

  • velovs@ukr.net | 15 сентября 2019, 15:41

    А що заважає, зокрема, представникам "традиційних" християнських конфесій в Україні - православним, римо- та греко-католикам доєднатися до святкування цього Всеукраїнського Дня подяки

  • velovs@ukr.net | 15 сентября 2019, 07:30

    Може, якийсь "святейший" і дійсно (де-факто) буде проти. Але ж на то є чітка й однозначна БОЖА ВОЛЯ і ПЛАН-ЗАДУМ. Й тому ХТО, врешті-решт, здатен і направду зможе завадити і не допустити їх

  • barni | 15 сентября 2019, 05:27

    Взагалі то, є три ОСНОВНІ гілки християнства це католики, православні і протестанти і говорити про визнання т.зв "угкц", ну на край смішно. А щодо об"єднання - хто ж проти, але

  • enzian | 14 сентября 2019, 18:38

    Мішка, не примазуйся до католиків. Ти загальновизнаний агент Москви.

Популярные статьи месяца